газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 6/2023 (156)

 

Профсоюзы: история, развитие, практика

Продолжаем публикацию материалов из общедоступных книг, посвящённых всестороннему рассмотрению социально-трудовых конфликтов, написанных авторским коллективом в составе Д.В. Лобок (научный руководитель), Г.М. Бирженюк, О.Н. Громова, Т.В. Ефимова, Р.В. Костюк, А.В. Ладоха, И.Д. Лобок, В.М. Соловейчик и др., выпущенных издательством Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Начало см. в КЛ №№ 3/2022 (147)-5/2023 (155)

 

Влияние глобализации на эволюцию моделей профсоюзного движения

Современное европейское профсоюзное движение: в поисках действенной политической стратегии

 

Профсоюзные модели, делающие ставку на институциональные ресурсы, все более теряют свои позиции {1}. В своём детальном анализе семи «периферийных» стран ЕС исследователи указывают на то, что «когда государство ушло из переговорного процесса, профсоюзы не могли использовать другие ресурсы, чтобы сбалансировать свои возможности на переговорах» {2}. Аналогичное наблюдение состоит в том, что профсоюзы государственного сектора, которые в некоторых странах привыкли полагаться на традиционные и централизованные привилегии при ведении переговоров, осознают, насколько они стали зависимы от «политической воли» своих правительств в тот момент, когда в одночасье лишились их {3}.

Все это может стать серьёзной проблемой даже для австрийских профсоюзов, если новое правое правительство осуществит свои планы по ослаблению системы экономических палат, одной из важнейших опор профсоюзного института власти в этой стране. Однако самым драматичным стал опыт греческих союзов, которые лишились институциональной поддержки практически одномоментно. После фактического уничтожения греческой системы коллективных переговоров в ходе реализации диктатуры «Тройки» в меморандуме 2016 года предусматривалось, что международная экспертная группа по обзору институтов рынка труда Греции будет уполномочена разрабатывать предложения по будущим правилам рынка труда. Возможно, вопреки ожиданиям Комиссии ЕС. рекомендации этой группы экспертов в значительной степени направлены на восстановление строгих социальных минимальных стандартов и жизнеспособной системы коллективных переговоров. Правительство Греции объявило, что в любом случае последует совету экспертов. Однако это объявление было оспорено МВФ. По мнению исследователей, воссоздание системы коллективных переговоров как таковой не будет достаточной мерой для восстановления способности профсоюзов к эффективным действиям. децентрализации коллективных договоров и предоставлению условий для отказа отдельных работодателей от договорённостей {4}. С ней сталкиваются многие профсоюзы. Испанские объединения стали испытывать серьёзные затруднения, когда правое правительство приступило к работе в 2012 году. В то время как испанским профсоюзам, в отличие от их греческих коллег, удалось убедить некоторых работодателей сохранить прежнюю иерархию стандартов в трудовых отношениях и воздержаться от отказа от выполнения отраслевых соглашений. эффективность коллективных договоров значительно ослабла, о чем свидетельствует снижение коллективно согласованной заработной платы {5}.

Келер и Каллея Хименес констатируют, что профсоюзам трудно мобилизовать свои организационные и общественные ресурсы после «десятилетий почти исключительной ориентации на институциональные ресурсы» {6}. Это относится к практике общеполитических забастовок. которые оказались важны на этапе создания испанского государства всеобщего благоденствия, но в последнее время исчерпали свой потенциал в противостоянии жёсткой экономии.

По сравнению с Испанией профсоюзы в Италии, прежде всего CGEL-FIOM, смогли использовать более широкий набор силовых ресурсов для защиты коллективных переговоров. Массовая мобилизация крупнейшего профсоюза против компромиссов, разрушающих существующую архитектуру коллективных переговоров, оказалась эффективной. Децентрализация переговорного процесса осталась управляемой для итальянских профсоюзов из-за их сравнительно большой членской базы и значительной роли в работе органов по представлению интересов на уровне компании или учреждения.

Во Франции профсоюзы столкнулись с аналогичной проблемой при принятии недавних поправок в трудовом законодательстве с его «изменением иерархии норм» по важным вопросам. Учитывая малую численность объединений, эти институциональные изменения будут работать как ловушка, а не как источник ресурсов для французских профсоюзов.

Учитывая столь разнообразный опыт разных стран, можно сделать вывод, что профсоюзы в силах остановить фрагментацию системы коллективных договоров и превратить разрушительную децентрализацию в организованную. Для этого они должны получить дополнительные ресурсы, работая в политической сфере.

В этом отношении показателен пример британских союзов. Практика их деятельности продемонстрировала, что перед лицом слабых и сокращающихся организационных, институциональных и структурных ресурсов профсоюзы могут очень эффективно отстаивать свою общественную значимость. Может сложиться впечатление, что чем труднее профсоюзам добиваться своих целей в устоявшихся институциональных условиях, тем выше вероятность того, что они будут пытаться найти свой путь в качестве независимой политической силы.

В Германии есть иной опыт, когда профсоюзы с середины 2000-х годов прибегали к политическим кампаниям в качестве реакции на истощение институциональных ресурсов. Однако, в отличие от Соединённого Королевства, эти кампании были сосредоточены на восстановлении институциональных ресурсов (таких как кампания за установленную законом минимальную заработную плату). Более того, даже «классические» мероприятия по активизации деятельности профсоюзов были связаны с попытками усилить институциональные ресурсы, в частности путём создания рабочих советов {7}.

Важность взаимодействия между различными ресурсами становится очевидной также при анализе общественных движений, которые считаются важнейшим элементом активизации профсоюзов. Испанские профсоюзы, не использовавшие в прошлом организационный ресурс, при ослаблении своих институциональных возможностей стали слабее, а рост новых социальных движений не только может предоставить возможности для укрепления их позиций, но и несёт угрозу, так как «эти новые социальные движения могут маргинализировать профсоюзы» {8}. Примеры совместных действий профсоюзов и общественных движений показывают, что возможность укрепления профсоюзов может перевесить существующую угрозу, но в конечном счёте нарушить баланс. Сотрудничество со все более активным испанским женским правозащитным движением, которое стало заметным 8 марта 2018 года, является ярким примером таких изменений, поскольку именно «усиливающееся присутствие женщин в профсоюзах послужило установлению прочного сотрудничества с феминистскими группами с точки зрения расширения социальной базы и политической репутации профсоюзов» {9}.

Независимо от формальной институционализации, когда правительства откажутся от устоявшихся корпоративистских подходов, многое будет зависеть от способности профсоюзов мобилизовать своих членов, а также от их дискурсивного потенциала влиять на политическую повестку дня. Это особенно актуально в странах, где социальный диалог все больше становится чисто формальной практикой, которая существует главным образом «для обеспечения политической легитимации правительств и имеет мало общего с подлинным участием» {10}.

Например, в повестке дня греческих союзов по-прежнему доминирует некая ностальгия по докризисному периоду, когда уравновешивающие силовые ресурсы мобилизовались только в ограниченных пределах. Это контрастирует с опытом польских профсоюзов, когда отказ от сотрудничества со стороны неолиберального правительства спровоцировал активизацию объединений, которые впервые за многие десятилетия обратились к самостоятельным политическим действиям. Более того, при сравнении польских событий с событиями в Нидерландах необходимо отметить, что польские профсоюзы объединили свои силы — по крайней мере, на определённый период — в то время как Федерация профсоюзов Нидерландов едва не раскололась по этому вопросу, прежде чем согласовать новую организационную структуру и некоторые новые политические подходы.

Европейские профсоюзы оказались перед выбором: опираться на политику социального партнёрства, которое все более превращается для них в «золотую клетку», или сделать ставку на развитие профсоюзной активности и политической независимости. В этом смысле интересен пример Швеции, где профсоюзы выработали прагматическую стратегию перед лицом фундаментального сдвига в расстановке сил, произошедшей под влиянием международного капитала и вызвавшей межпрофсоюзную напряжённость. Они признали необходимость эффективной мобилизационной деятельности профсоюзов для зашиты трудового права и предоставления социальных услуг {11}.

В некоторых случаях деятельность профсоюзов затрагивает макро экономическую политику. Когда CGIL представил стратегию устойчивого экономического роста и увеличения числа рабочих мест в Италии и проводил массовую кампанию за фундаментальную реформу трудового законодательства и государства всеобщего благосостояния, он пытался ответить на этот вызов. Британские и немецкие профсоюзы также пытаются связать свои кампании с требованиями большей социальной справедливости в целом и в некоторой степени заново взять на себя роль «мечей правосудия» {12}.

Таким образом, одной из главных задач профсоюзов становится превращение их в более независимого игрока — с точки зрения их политической и практической позиции, а также их программы и стратегии. Во многих странах произошло ослабление, иногда близкое к исчезновению. традиционных политических союзников профсоюзов, прежде всего «ослаблению социал-демократического политического альянса», который во многих случаях связан с адаптацией социалистических и социал-демократических партий к неолиберальному мейнстриму {13}. Современный социал-демократический проект мало способствует укреплению связи партий или профсоюзов. Отсюда и решение большинства британских профсоюзов активно поддерживать нынешние попытки обновить Лейбористскую партию.

В некоторых странах ситуация становится ещё более сложной, когда правые партии оказываются единственными, кто принимает социальные требования профсоюзов безоговорочно (по крайней мере до тех пор. пока они находятся в оппозиции, как в случае с крайне правой партией Джоббика в Венгрии и её парламентским активизмом в поддержку вопросов, касающихся профсоюзов). В Венгрии и Польше профсоюзы из-за этого оказались в неудачном положении, что побузило их избегать серьёзной политической активности и заявлять, что они работают независимо от любых партий.

По словам польских исследователей, политический подход правительства PiS «более прогрессивен в социальном отношении, чем у его предшественников», но он следует «неоэтатистской, социально-консервативной линии, когда правительство „лучше знает“. что хорошо для рабочих и граждан в целом» {14}. Тот факт, что «Солидарность» стала ближайшим союзником правительства, нанёс удар по единству профсоюзов, восстановленному в предыдущие годы.

Анализ ситуации в других странах также показывает, что рост правых националистических и расистских партий становится все более серьёзной проблемой для многих профсоюзов. Недавний опыт Австрии. Франции, а в последнее время и Германии выявляет проблему для профсоюзов, «которые в большинстве случаев хотят проводить прогрессивную антирасистскую политику, но также не желают отталкивать членов и активистов с очень разными мнениями» {15}. Австрийские исследователи приводят пример выборов 2017 года, на которых 59 % рабочих проголосовали за крайне правых против 19 % голосов за социал-демократов {16}. Дискуссия о том, как реагировать на новое крайне правое правительство, стала одной из самых актуальных для профсоюзов. Правительство «называет много причин для более конфликтной политики», но, «учитывая сдержанность рабочего движения в конфронтационных стратегиях, остаётся открытым вопрос, насколько сильным будет сопротивление профсоюзов неолиберальным политическим реформам» {17}.

Конечно, политическая автономия не означает, что профсоюзы могут или должны пытаться действовать, подменяя политические партии. Но там, где у профсоюзов когда-то были союзники, сейчас во многих случаях существует политический вакуум, который в некоторых странах частично заполняется правыми партиями. То есть в крайне разных политических условиях, специфичных для каждой страны, профсоюзам все более и более требуются политические союзники.

Таким образом, если профсоюзы не найдут способ использовать свой политический потенциал, то их институциональные ресурсы будут ослаблены.

Из книги «Модели профсоюзного движения:
история и современность (зарубежный опыт)».
Серия «Социально-трудовые конфликты», вып. 20.
Изд. СПбГУП, 2020

 

1. Dorre К. Strategische Wahl der Gewerkschaften: Emeuerang durch Organizing? // WSI Mitteilungen. 2008. Vol. 61 (1). P. 3-10.

2. Koukiadaki A., Tavora L, Martinez Lucio M. Joint regulation and Labour market policy in Europe during the crisis: a sevencountry comparison // Koukiadaki A., Tavora I., Martinez Lucio M. Op. cit. P. 82

3. Schmidt IF, Muller A., Ramos-llelba I., Thomquist A., Thdrnqxisr C. Verbundene Divergenzen: Krise. Austeritatspolitik und Arbeitsbeziehungen des offentlichen Sektors in GroBbntannien. Schweden. Spanien und Deutschland. BadenBaden. 2018. P 215

4. Кейпе А/. Less governance capacity and more inequality: the effects of the assault on collective bargaining in the EU // Gyes G. van. Schulten T. Wage bargaining under the new European economic governance. Brussels: ETUI. 2015. P. 283-296

5. Fernandez Rodriguez C. J., Ibanez Rojo R., Martinez Lucio M. The reform of collective bargaining in the Spanish metal and chemicals sectors (2008-2015): the ironies and risks of deregulating employment regulation // Koukiadaki A., Tama I. Martinez Lucio M. Op. cit. РГ499-554.

6. Kohler H.-D., Jimenez J. Spain: a peripheral economy and a vulnerable trade union movement // Rough water: European trade unions in a time of crises. P. 83.

7. Haipeter I, Dorre К. Gewerkschaftliche Modemisierans. Wiesbaden : Sprineer Verlag. 2011.

8. См.: Kohler H.-D., Jimenez J. Op. cit.

9. Ibid. P.81.

10. Bosch G., Lehndorff S. Autonomous bargaining in the shadow of the law: from an enabling towards a disabling state? // Grimshaw D. Fagan C.. Hebson G.. Tavora I. Male mg work more equal: a new labour market segmentation approach. Manchester: Manchester Umv. Press. 2017. P. 35-51

11. Bengtsson Е., RynerM. Op. cit.

12. Coderre-LaPalme G., Greer I. Op. cit.

13. Murray G. Union renewal: what can we learn from three decades of research? // Transfer. 2017. 23 (1). P. 18 ; Bemaciak B., Gumbrell-McCormick R., Hyman R. European trade unionism: from crisis to renewal? Report 133. Brussels: ETUI, 2014. P. 51.

14. Bemaciak M Coming full circle? Contestation, social dialogue and trade union politics in Poland.

15. Gumbrell-McCormickR., Hyman R. Trade unions in Western Europe: hard times, hard choices (with a new afterword for the paperback edition). Oxford: Oxford Univ. Press. 2018

16. Asdeiihner F., Flecker J. From the golden age to the gilded cage? Austrian trade unions, social partnership and the crisis // Rough waters: European trade unions in a time of crises.

17. Astleitmer F., Flecker J. Op. cit. P. 204.

(Продолжение следует)

     
Читайте также:

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений