газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 3/2023 (153)

 

Модели профсоюзного движения в период государства всеобщего благоденствия (вторая половина XX в.)

 Продолжаем публикацию материалов из общедоступных книг, посвящённых всестороннему рассмотрению социально-трудовых конфликтов, написанных авторским коллективом в составе Д.В. Лобок (научный руководитель), Г.М. Бирженюк, О.Н. Громова, Т.В. Ефимова, Р.В. Костюк, А.В. Ладоха, И.Д. Лобок, В.М. Соловейчик и др., выпущенных издательством Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Начало см. в КЛ №№ 3/2022 (147)-2/2023 (152)

Формы и методы работы профсоюзов в период развития социального диалога.

Каждая сложившаяся модель профсоюзов была направлена на максимальную защиту социально-трудовых прав своих членов. Основной формой такой защиты, несомненно, являлся коллективный договор. Для всех профсоюзов переговоры по заключению коллективного договора имели первостепенное значение. На этот период профсоюзные организации, как правило, не занимались решением других вопросов. Во многих странах на это время не назначались международные встречи, конференции и т. п.

Методы работы при заключении коллективных договоров были и остаются схожими. Профсоюзы формировали требования, которые предполагалось выдвинуть на переговорах, обсуждали их с работниками предприятий и отрасли в целом. Для переговоров утверждалось несколько позиций: начальная, заявляемая на первой фазе переговоров. и конечная, за которой уступки были уже не возможны. Определялись также и промежуточные варианты. К переговорам привлекались специалисты: консультанты-юристы, экономисты и специалисты по ведению переговоров. Итоги переговоров доводились до сведения членов профсоюза. В Великобритании, например, установлен специальный порядок голосования при утверждении текста коллективного договора.

В период проведения кампании по заключению коллективного договора возрастало количество забастовок. Однако при их организации профсоюзы учитывали экономическое положение отрасли, возможности применения локаута со стороны работодателей, наличие достаточного забастовочного фонда и степень решимости работников, их готовность идти на материальные тяготы.

Обычно коллективные договоры заключались на 1-3 года. Это зависело от социально-экономического положения страны, традиций и законодательных ограничений, как, например, в США.

Содержание коллективных договоров определялось объёмом социально- экономических показателей, записанных в национальном законодательстве. Если какие-либо положения были отражены в законодательстве, как в Скандинавских странах, то их могли не включать в коллективные договоры. Однако и в этих случаях в текст вносились уточняющие правила, касающиеся продолжительности рабочего времени. оплачиваемых отпусков, праздничных дней и т. п.

В государствах, где менее развита система социально-трудового законодательства (например, в США), в коллективный договор включались вопросы о пенсионном обеспечении и здравоохранении работников.

Содержание коллективного договора зависело от уровня, на котором он заключался. Важным разделом в нем являлся пункт о закреплении прав профсоюзной организации на предприятии.

В случае если на предприятии работали не члены профсоюза, то указывалось, от чьего имени заключался коллективный договор. Например, в США работники, не состоящие в профсоюзе, образовывали вместе с членами союза «переговорную единицу», все участники которой пользовались условиями коллективного договора.

На предприятиях, где действовали организации, принадлежащие разным профсоюзам, заключался единый коллективный договор. Особенно часто это практиковалось во Франции, где существовало несколько профцентров, работавших под руководством различных политических партий. У каждого профсоюзного объединения была возможность иметь свою первичную профорганизацию на предприятии. На некоторых предприятиях существовало и существует по 2-3 профсоюзные организации, и это мешает им определить единую позицию на переговорах с предпринимателем. Однако после достижения согласия все организации выступают на переговорах единым фронтом.

В случае если на одном предприятии или в одной фирме действовали профсоюзы, объединявшие представителей разных профессий, могли заключаться отдельные коллективные договоры для каждой из таких групп. Это было типично хля Великобритании и Скандинавских стран, где служащие и технический персонал имели отдельные национальные профцентры.

Важно отметить, что коллективные договоры в странах с развитой экономикой заключались на всех уровнях: от общенационального до уровня предприятия. Если в стране отсутствовала практика подписания общенациональных (генеральных) соглашений, то образцом считался коллективный договор какой-либо крупной фирмы и соответствующего профсоюза, как это было в США.

Кроме того, в течение 1970-1980-х годов среди европейских профсоюзов велась дискуссия о формах участия в управлении производством. С одной стороны, Европейская конфедерация профсоюзов, опираясь на положение Европейской социальной хартии, выдвинула идею создания общеевропейских комитетов в рамках крупных транснациональных фирм. С другой стороны, профсоюзы, в частности во Франции, критиковали ограниченный характер существующих систем участия и выступали за установление рабочего контроля на предприятиях.

Особенности организационной и финансовой работы зарубежных профсоюзов

Во второй половине XX века в каждой модели профсоюзного движения сложились свои формы и методы организационной и финансовой деятельности.

Организационная работа и структура профсоюзов зависели от их размеров, уровня членства, наличия соперничающих объединений, общественно-политической обстановки, культурных традиций и т. д. Все положения об организационной работе профсоюзов присутствуют в их уставных документах, где, как правило, прописаны права и обязанности членов, взаимоотношения с ниже- и вышестоящими организациями. В уставах многих профессиональных объединений предусмотрены санкции к тем организациям, которые его нарушают. В некоторых профобъединениях их лишают права голоса. В Британском конгрессе тред-юнионов (БКТ) в случае нарушения устава организация может быть исключена из его состава. Во многих зарубежных профсоюзах исторически сложился так называемый профсоюзный менталитет. Каждый член профсоюза знает, что берет на себя некоторую совокупность обязанностей, поэтому он участвует в акциях, организуемых своим союзом.

В практическом плане профсоюзы сохраняют в своей работе демократические принципы. Каждый работник имеет право высказываться по вопросам деятельности профсоюза, принимается во внимание мнение меньшинства. Голосование на профсоюзных мероприятиях в большинстве случаев открытое, но на выборах руководства оно может быть н тайным.

Профсоюзы Европы н Северной Америки имеют почти одинаковую структуру. Наиболее мощными являются отраслевые органы. Территориальные органы играют роль консультативных и координирующих. Исключение составляют крупные территориальные единицы в федеративных и конфедеративных государствах. Примером тому могут служить советы профсоюзов в штатах Австралии и провинциях Канады, автономные профцентры в Шотландии и Гренландии. Однако в Германии и США такая автономия отсутствует.

Отраслевые профсоюзы располагают аппаратом, нередко превосходящим по численности профсоюзный центр. Принимаемые ими решения становятся объектом внимания общественности всей страны и серьёзным фактором общенационального масштаба. В большинстве национальных центров именно отраслевые организации имеют наибольшее влияние на съездах и определяют стратегию развития профцентра. Например, при Генсовете БКТ для крупных отраслевых союзов была выделена специальная квота, заполняемая их представителями фактически вне зависимости от рамок выборов. Во многих профцентрах проявилась тенденция формирования съездов путём прямого делегирования представителей отраслевых профсоюзов. Например, в Скандинавских странах они все чаще вообще упраздняются, их заменяют «представительства», то есть органы прямого делегирования от крупных первичных и местных организаций.

Съезды проводятся с периодичностью от одного года до четырёх лет. По сложившейся традиции съезд}- предоставлялись один или несколько документов принципиального характера, которые обсуждались его делегатами. Решения съездов формулируются в нейтральном ключе, чтобы не вызывать недовольства у несогласных с принятым постановлением. Достижение компромиссов, учёт мнения меньшинства — характерное явление для многих профцентров 'Западной Европы.

Высшими исполнительными органами в европейских профсоюзах являлись генеральные советы и исполнительные комитеты. В их состав избирались прежде всего руководители крупных и влиятельных членских организаций. Например, в Генеральном совете БКТ долгое время видную роль играли представители малых профсоюзов — табачников. пожарных, музыкантов. Аппарат профцентров обычно небольшой, но квалифицированный. Иногда профцентры привлекали сторонних специалистов, создавая исследовательские группы по актуальным проблемам.

Хотя профсоюзы формально не связаны с политическими партиями, между ними существует определённый кадровый обмен. Например, известны случаи, когда представители партий, находящихся в оппозиции, занимали руководящие должности в профсоюзах.

Подготовка профсоюзных кадров нередко была встроена в систему непрерывного образования и частично финансировалась из средств государственного бюджета. В некоторых случаях финансирование профсоюзного обучения предусматривалось в коллективных договорах. В то же время основные расходы несли сами союзы. Система профсоюзного обучения строилась с учётом различного уровня обучающихся и по конкретным темам.

Финансировались профсоюзы в основном за счёт регулярных членских взносов. Обычно он составлял 1 % от доходов члена союза. Но в некоторых профсоюзах взносы могли доходить до 3-5 %.

В США до сих пор существует практика определения не процента, а абсолютной суммы взноса. Во многих странах они автоматически отчисляются в кассу профсоюза. В некоторых странах (в США, Великобритании. Японии. Швеции. Норвегии. Канаде) предусмотрено периодическое возобновление представления в бухгалтерию личных письменных заявлений о переводе взносов в профсоюзную кассу. В других странах уплата членских взносов производится через банк.

Значительная часть взносов концентрировалась в руках низовых профорганизаций, которые перечисляли установленную часть в вышестоящие структуры. Размер отчислений обычно обсуждался н утверждался на съездах профсоюзов, затем он фиксировался в уставных документах. Централизация средств происходила в основном в небольших профсоюзах. Взносы не облагались государственными или иными налогами, как и средства, поступающие от спонсоров. Коммерческая деятельность профсоюзов подлежала налогообложению.

При общем признании невмешательства государства в деятельность профсоюзов в ряде стран (США, Великобритания. Франция) допускалась возможность государственной ревизии профсоюзного делопроизводства, если присутствовали подозрения о злоупотреблениях со стороны профорганизаций.

На конкретных примерах можно увидеть, как распределялся бюджет профсоюзных организаций различного уровня в начале 1990-х годов.

Распределение бюджета во Всеобщей итальянской конфедерации труда за 1991 год происходило следующим образом: 32 % шло на оплату аппаратной работы (включая зарплату и выплаты в социальные фонды), 8 % — на аренду и содержание зданий. 18 % — на поддержку различных организаций (дотации отраслевым и территориальным структурам). 14 % — на политико-организационную деятельность (организация съезда и конференций). 8 % — на пропагандистскую работу; 3 % — на исследования. 3 % — на профсоюзное образование. 5 % — на международную работу; 55 % — на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Интересно рассмотреть бюджет Норвежского отраслевого профсоюза пищевиков в то же время. Его расходы распределялись следующим образом: 13 % — зарплата аппарата и страховые взносы, 33.б % — организационно-административные расходы, 16,7 % — взнос в профцентр.

В целом можно отметить, что в руководящие органы профсоюзов уходило до 25 % собранных профсоюзных взносов, остальное оставалось в руках первичных профсоюзных организаций. Они тратили деньги на проведение собраний, обеспечение профсоюзных организаций средствами связи, зарплату освобождённых профработников, проведение коллективный договорных кампаний, оказание юридической помощи членам профсоюза. Очень небольшие суммы выделялись на культурно-просветительную, спортивную работу и материальную помощь.

Характерным является то, что некоторые профсоюзы в течение 1990-х годов стремились установить у себя сервисную модель. Так, в 1992 году один из шведских отраслевых профсоюзов предложил создать прейскурант услуг, каждая из которых оценивалась в определённую сумму. Предлагалось ввести услугу представительства работников на коллективных переговорах, защиту его интересов в суде и т. п. При этом член профсоюза получал бы их бесплатно, так как оплачивал профсоюзные взносы, а работник, не входящий в профсоюз, оплачивал бы услуги в зависимости от установленных расценок. Однако на том этапе данный подход не получил развития.

Помимо взносов профсоюзы использовали специальные разовые сборы. Существуют и другие источники финансирования, связанные с использованием собственности профсоюзов и коммерческой деятельностью. Особенно следует отметить накопленный опыт формирования забастовочных фондов. Как правило, они находятся в распоряжении отраслевых профсоюзов. В Бельгии оба крупных национальных профцентра имеют свои «фонды сопротивления». Но если в Конфедерации христианских профсоюзов ее руководящий орган централизованно определяет размер взносов, а отраслевые профсоюзы могут лишь санкционировать законность забастовочной акции, то во Всеобщей федерации труда профсоюзов съезд профцентра устанавливает ежегодную квоту взносов в отраслевые кассы и в случае выдвижения требований «всеобщего характера» напрямую координирует деятельность профорганизаций, участвующих в них. Федерация может также провести сбор специальных отчислений для поддержки бастующих профсоюзов.

Французская демократическая конфедерация профсоюзов собирала средства в свою Национальную кассу профсоюзных действий непосредственно от первичных профорганизаций. Её размер мог быть увеличен в зависимости от масштаба забастовочных действий. Деньги тратились не только на поддержку бастующих, но и на помощь пострадавшим от репрессий патроната, юридическую защиту коллективных интересов и профсоюзных прав.

Всеобщая конфедерация труда Франции, наряду с имеющимися у отраслевых профсоюзов относительно небольшими фондами солидарности, располагала Национальным межпрофессиональным фондом, который был предназначен для оказания помощи первичным профсоюзным организациям. Управляет забастовочными фондами руководящий орган соответствующего профсоюза. Вкладывать деньги забастовочных фондов в банки или акции не запрещается. В положении норвежского профсоюзного центра говорится, что средства «фонда борьбы» должны быть в таком положении, чтобы они могли быть быстро мобилизованы для использования при забастовке. 

(Продолжение следует )

 


 
 

Из книги «Модели профсоюзного движения:
история и современность (зарубежный опыт)».
Серия «Социально-трудовые конфликты»,
вып. 20. Изд. СПбГУП, 2020

Читайте также:

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений