газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 3/2025 (165)

 

Национальные модели профсоюзного Движения: традиции и современность

 

Продолжаем публикацию материалов из общедоступных книг, посвящённых всестороннему рассмотрению социально-трудовых конфликтов, написанных авторским коллективом в составе Д.В. Лобок (научный руководитель), Г.М. Бирженюк, О.Н. Громова, Т.В. Ефимова, Р.В. Костюк, А.В. Ладоха, И.Д. Лобок, В.М. Соловейчик и др., выпущенных издательством Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Начало см. в КЛ №№ 3/2022 (147) – 2/2025 (164)

Бельгия и Люксембург

Для современных Бельгии и Люксембурга характерны внутрипрофсоюзный плюрализм. сосуществование и лояльная конкуренция нескольких профсоюзных объединении. При этом социальное движе­ние в Бельгии развито гораздо лучше, чем з других западноевропей­ских странах, характерна кооперация основных профцентров с ведущими политическими партиями, что является одной из основных осей социально-политической жизни страны.

Традиционно в Бельгии уровень вовлеченности граждан в профсоюзы выше, чем в среднем по ЕС. Так. на сегодняшний день, по опенкам экспертов, не менее 55 % бельгийцев участвуют в деятельности тех или иных профсоюзов. Ещё одна особенность бельгийского профсоюзного движения заключается в том. что если политические партии в этом федеративном государстве делятся на валлонские и фламандские, то при всем федерализме и децентрализации синдикатов здесь действуют общегосударственные профсоюзные объединения, самое массовое из которых — связанная с христианской демократией Конфедерация христианских профсоюзов (КХП). насчитывающая до 1.6 млн. членов. Главным конкурентом КХП является Всеобщая федерация труда Бельгии (ВФТБ). объединяющая 1 млн. 535 тыс. человек. В рамках федерации действуют валлонское, фламандское и брюссельское отделения. Специфическим явлением для профсоюзной палитры Бельгии стал «либеральный» профцентр — Всеобщий центр либеральных профсоюзов Бельгии (ВЦЛПБ). третья по влиянию профсоюзная организация страны, «насчитывающая 295 тыс. членов, более 5 тыс. выбранных представителей-делегатов и 600 сотрудников».

Феномен такой «мягкой» федерации, как Бельгия, обусловливает наличие децентрализованных социальных объединений, действующих на федеральном уровне. Региональные подразделения бельгийских «центральных» профсоюзов пользуются высокой степенью автономии в области управления, социальной политики и финансов. По сути, ведущие профцентры королевства представляют собой федеративные структуры, в которых большое значение имеют принципы, основанные на местных и региональных демократических нормах.

В то же время внутри профсоюзов Бельгии заметно развит и «отраслевой» принцип деятельности. К примеру. ВФТБ насчитывает шесть профессиональных центров, функционирующих как на федеральном. так и на региональном уровне: служащие, технические работники и управленческие кадры; общественные службы; металлургия: питание и услуги; транспорт и так называемый Всеобщий центр, объединяющий членов ВФТБ. работающих в промышленности. строительстве, «зелёном» секторе и сфере услуг.

КХП н ВФТБ намного опережают по численности н влиянию другие профцентры страны. Конечно, для этого есть немало исторических причин, но фактом является и то. что сегодня они объединяют намного больше людей, чем другие профсоюзные конфедерации. В связи с этим представляет интерес «социальный срез» данных объединений. В 2010 году среди членов КХП рабочие составляли 49,6 %.

служащие — 30 %, работники общественных служб (местного самоуправления) — 20,4 %. В ВФТБ рабочих — 51,7 %, служащих — 27,5 %. работников общественных служб — 20,8 %. Конечно, за прошедшее десятилетие доля рабочих сократилась, но классовый характер состава и ВФТБ. и КХП в целом сохранился.

С учётом достаточно высокого уровня сннднкалнзацни в стране бельгийские профсоюзы как на федеративном уровне, так н в регионах обладают достаточными финансовыми ресурсами. Неудивительно. что штат профессиональных профсоюзных работников во всех трех крупнейших профцентрах королевства весьма значителен. Профессиональные союзы имеют средства на содержание высококвалифицированных сотрудников н забастовочной кассы. При этом их финансы не подлежат контролю со стороны государства. Однако с подачи правого парламентского большинства в последние годы был принят ряд законов, ограничивающих финансовую свободу профсоюзов.

В целом основные профсоюзы современной Бельгии финансируются из шести источников:

1)   членские взносы (большинство членов союзов ежемесячно отчисляют от 8 до 12 евро со своей зарплаты);

2)   регулярные специальные пожертвования в забастовочную кассу;

3)   доходы от сдачи внаём принадлежащих профсоюзам помещений;

4)   субсидии от властей на образовательные проекты;

5)   косвенное пополнение финансовых ресурсов через процедуры выплаты пособий по безработице отдельным людям;

6)   оплата работы профсоюзных активистов, заседающих в совместных комиссиях, административных советах и т. п.

Эксперты утверждают, что бельгийские профсоюзы могут считаться вполне «зажиточными». Об этом говорит и тот факт, что ведущие профцентры каждый год перечисляют внушительные суммы материальной помощи профсоюзам и иным «социальным акторам», действующим в бедных странах Африки.

Для бельгийских профсоюзов, как и для профобъединений в других странах Западной Европы, характерна весьма многообразная и разносторонняя активность. «Профсоюзы действуют в широком диапазоне — от конфликтного выражения требований трудящихся на предприятиях до участия в управлении крупными организациями социального обеспечения и даже давления на принятие политических решений на федеральном и региональных уровнях». Профсоюзы также выполняют важную функцию информирования трудящихся по вопросам социального законодательства. Именно они защищают в правовом плане интересы рабочих и служащих, а также специфические интересы своих членов.

Упомянутые профцентры. прежде всего ВФТБ и КХП. как правило. конструктивно сотрудничают друг с другом во время однодневных национальных и отраслевых забастовок, взаимодействуют при выдвижении правительству и работодателям требований, касающихся повышения заработной платы, неповышения пенсионного возраста. защиты трудящихся и пенсионеров от либерализации трутового и социального законодательства.

В Бельгии, как и в большинстве других западноевропейских стран, профессиональные союзы отвечают за выплат.- пособий по безработице членам профсоюзов. В действительности сумма пособий по безработице подсчитывается Национальным бюро по занятости (НБЗ). которое затем предоставляет профсоюзу прерогативу разработки порядка выплаты пособий. «Профсоюзы на равных представляют и помогают ищущим работу, контролируя состояние безработицы и существующих рабочих мест, определяемое НБЗ».

Как уже говорилось, для ведущих профсоюзов Бельгии характерна заметная привязка к различным политическим силам. Однако степень этой привязки сегодня уже не такая жёсткая, как раньше. Например, в целом можно говорить об очень тесной связи ВФТБ с социал-демократами. которая реализуется, в частности, через такие форматы. как «Социалистическое совместное действие» и «Объединение социалистической взаимопомощи». Многие отраслевые структуры ВФТБ возглавляют социалисты. Тем не менее ВФТБ декларирует не зависимость от политических партий, что позволяет работать в федерации активистам наиболее сильной в стране радикальной левой политической силы — Партии труда Бельгии (ПТБ).

В своей предвыборной программе на всеобщих выборах 2019 года ПТБ уделила большое внимание профсоюзам. В частности, констатировалось. что буржуазное правительство желает «освободиться» от организаций, защищающих коллективные интересы трудящихся, а также ограничить финансовые ресурсы и возможности профсоюзов. ПТБ утверждала, что «правительство хочет контролировать финансы профсоюзов, особенно отчисления в забастовочные фонды и кассы».

В свою очередь, в КХП и во Фландрии, и в Валлонии сохраняется преобладающее влияние социал-христнан, тогда как в ВЦЛПБ по-прежнему сильны позиции либеральных партий. Но и эти профсоюзы также официально находятся «вне политики» и отказываются от жёсткого следования директивам фламандских и валлонских политических партий. Все большую роль во всех без исключения профцентрах Бельгии играют активисты молодого поколения, зачастую не имеющие партийной принадлежности.

Из ведущих общенациональных профсоюзов на самом радикальном фланге находится ВФТБ. ряд организаций которой (например, металлурги) традиционно занимают твёрдые антикапиталистнческне позиции. Именно ВФТБ выступает, как правило, инициатором общефедеральных и региональных забастовок и других акций. Важную роль в деятельности ВФТБ играет тема защиты общественного сектора. В четырёхлетнем отчёте валлонской организации ВФТБ за 2014-2017 годы говорилось: «Эти четыре года не имели никакой передышки на фронте защиты общественных служб. Всеобщий центр общественных служб, особенно его межрегиональный валлонский союз, усилил сопротивление»3. Были организованы забастовки среди железнодорожников, работников городского транспорта, служащих тюрем и т. д.

Все специалисты, изучающие эволюцию бельгийского социального движения, подчёркивают, что при организации социальных протестных акций, вплоть до забастовок, именно структуры и активисты ВФТБ выступают инициаторами создания единого профсоюзного н социального фронта. Имеется немало примеров подобной активности за последние годы. Например, в конце 2014 года до 120 тыс. человек приняли участие в манифестациях н так называемых веерных (проходящих в конкретный день в том или ином регионе или профессиональной отрасли) забастовках. В 2015 году, когда ВФТБ инициировала акции против внутренней политики правительства, в общенациональных манифестациях приняли участие свыше 100 тыс. человек.

В последние годы ВФТБ организует общепрофсоюзные акции против пенсионной реформы н наступления на социальное законодательство со стороны правого правительства, что делает федерацию. по сути, влиятельным противником исполнительной власти. Речь идёт, в частности об участии в манифестации «Нет фашизму!», первомайской манифестации за интернационализм. «Фестивале сопротивления» (социально-экономической политике исполнительной власти), о проведении Национального дня действия за повышение заработной платы, «маршей за климат» и социальную справедливость, акциях за всеобщее сокращение рабочего времени.

Отметим, что в регулярном проведении данных мероприятий важную роль играет «молодёжный сегмент» ВФТБ. а также активисты, стоящие на эко социалистических позициях. При проведении акций ВФТБ нередко сотрудничает с социалистами н другими левыми партиями и движениями.

Что касается КХП. то. несмотря на очевидную «деполнтнзацию» реальной деятельности этого самого массового профсоюза в королевстве. его исторические связи и защищаемые ценности все же находятся в рамках христианско-демократической парадигмы. «КХП является профсоюзом ценностей, ориентированным сначала на человека и достоинство личности, а не на структуры КХП сконцентрирована на таких ценностях, как труд, справедливое распределение, общественное здравоохранение, участие, терпимость, равенство, международная солидарность. Вот почему- КХП защищает право на достойный труд и справедливые доходы»3. Эта социал-христианская «повестка» в последние годы приводила к конфликтам конфедерации с федеральным правительством, в состав которого входили фламандские и валлонские христианские демократы.

Исторически КХП. как и ВФТБ. отличается активной социальной работой и сильными горизонтальными связями с разнообразным «социальным миром» Бельгии. В прошлом это были в основном контакты с трудящимися, принадлежащими к католической и протестантской общинам, иго в итоге и закрепило за КХП — и по названию, и по сути — статус «христианского» профсоюза. В последнее десятилетие социальная работа КХП стала ещё более разнообразной. Следует иметь в виду, иго внутри конфедерации работают свои специфические группы, такие как «Молодёжь КХП». «Мигранты КХП». «КХП — женщины». «КХП — пенсионеры» и так называемая Служба разнообразия. Соответственно, в системе КХП действуют комиссии. специализирующиеся на работе со студенчеством. независимыми работниками и т. д.

«Необычностъ» для современной Европы такого «либерального» профсоюза, как ВЦЛПБ. также делает эту внутрибельгийскую профсоюзную модель интересной для исследования. В ВЦЛПБ входит около 300 тыс. человек, что делает его сильным и авторитетным объединением на уровне государства. При том что в 2010-х годах ВЦЛПБ нередко присоединялся к совместным профсоюзным акциям ВФТБ и КХП в поддержку покупательной способности граждан, все-таки этот центр обладает собственной, специфичной социальной программой. Так. социально-экономическое видение «либерального» профсоюза на 2020-2025 годы основывается на девяти принципиальных позициях: 1) уважение социального диалога; 2) покупательная способность населения; 3) создание рабочих мест; 4) доступность карьеры: 5) социальное обеспечение: 6) налогообложение; 7) экономика; 8) мобильность; 9) зашита потребителя.

Очевидно, что по своей «идеологии» ВЦЛПБ гораздо ближе к свободному рынку, чем другие ведущие профсоюзы Бельгии. Однако этот профсоюз также выдвигает предложения по защите интересов трудящихся в условиях либерализации и «флексибилизации» рынка труда и снижения роли общественного сектора. В частности. ВЦЛПБ предлагает разработать социальные индикаторы, относящиеся к непостоянным рабочим местам, направленные на повышение уровня занятости. С точки зрения ВЦЛПБ. «социальные партнёры должны определить свою позицию, учитывая три вида занятости: неполный рабочий день, временные контракты и дистанционную работу». Также ВЦЛПБ предлагает отказаться от поощрения тех предприятий, которые «продвигают» частичную занятость, и одновременно снижать финансовые обязательства тех. которые делают ставки на полноценные рабочие места.

Все ведущие профцентры королевства регулярно участвуют в социальном диалоге н переговорах с властью по согласованию основ социальной политики. В принципе, если говорить о федеральном уровне (а согласно конституционным поправкам последних лет формирование социальной политики остаётся в целом в государственной компетенции), то вопросами социального согласования занимаются Центральное совещание по экономике (в нем принимают участие представители социальных партнёров и эксперты) и Национальное совещание труда, которое также формируется на паритетной основе.

Несмотря на сугубо факультативный характер, для бельгийских политиков важно, чтобы правительственные предложения и инициативы в социально-экономической сфере получали принципиальное согласие социальных партнёров, в том числе ведущих общенациональных профобъединений. С учётом того, что реформирование бельгийской модели федерализма продолжается, весьма вероятно, что вскоре эти элементы социального диалога частично будут перенесены и на региональный уровень.

В соседнем Люксембурге профсоюзное движение в значительной степени находится под «историческим воздействием» французских. германских и бельгийских синдикатов. В этом небольшом герцогстве на национальном уровне действуют два профцентра. Более влиятельный из них — Независимая профсоюзная конфедерация Люксембурга (НПКЛ). насчитывающая 72 тыс. членов. Этот профсоюз связан с ведущей в стране социал-христнанской партией. НПКЛ объединяет преимущественно лиц. занятых в банках и страховых компаниях, независимых ремесленников, преподавателей, профессиональных водителей, работников книжной индустрии. Второй по влиянию профцентр — связанная с социалистами Всеобщая конфедерация люксембургских трудящихся (ВКЛТ). Эти профсоюзы взаимодействуют друг с другом, у них имеется европейский секретариат. В марте 2019 года на выборах профсоюзных представителей на частных предприятиях НПКЛ сумела провести 1800. а ВКЛТ — 969 человек.

Таким образом. НПКЛ остаётся основным профсоюзом в различных секторах экономики. В палате наемных трудящихся она располагает внушительным большинством: 35 из 60 мест. «НПКЛ является многопрофессиональной и многоотраслевой профсоюзной конфедерацией. представленной во всех секторах люксембургской экономики и открытой для всех активных трудящихся и пенсионеров любого статута, профессии и сферы занятости. Безработные, ученики на производстве н студенты на равных правах могут быть членами НПКЛ». Социальный срез ВКЛТ — в большей степени работники физического труда на промышленных предприятиях в металлургии н строительстве.

Люксембургские профсоюзы в большей степени настроены на участие в общественном н социальном диалоге, чем на протестные формы борьбы, хотя в ряде отраслей (строительство, книжная индустрия) синдикаты, особенно ВКЛТ. время от времени организуют акции протеста. Именно такой институт, как палата наёмных трудящихся, участвует в разных форматах социального диалога с предпринимателями и государственными учреждениями. Люксембургские профсоюзы во время социального диалога и переговорного процесса с работодателями «выступают за: хорошие условия труда, систему социального обеспечения, защиту' здоровья, право на страхование, коллективные конвенции, гарантированную минимальную зарплату и повышение зарплат, права пенсионеров».

Люксембургские профсоюзы имеют собственную социальную повестку. Так. в обращении НПКЛ к национальным политическим партиям перед парламентскими выборами 2018 года отмечалось, что «НПКЛ выступает за финансово сильное государство. Государство должно получать значительные доходы. Но налоговая нагрузка для граждан должна быть справедливой, иначе она способствует увеличению социального неравенства. Налоговая реформа 2017 года частично компенсировала рост налогов за предыдущие годы н повысила покупательную способность населения, поэтому НИКЛ её поддержала. Тем не менее реформа не решила ни одной из следующих проблем: предприятия платят все меньше налогов (начиная с 1985 г. максимальный налог упал с 40 до 18 %): налоги на доходы от капитала намного ниже, чем на доходы от труда: прогрессивная система налогообложения физических лиц потеряла свою эффективность и поставила в неблагоприятное положение людей с низкими и средними доходами по сравнению с темн, кто получает большие прибыли».

Разумеется, и в Люксембурге профсоюзы принимают участие в различных формах социального диалога. Так. на предприятиях работают делегаты, которые «через свои компетенции и имеющиеся у них права поддерживают взаимодействие между работодателем и наёмными работниками в вопросах условий труда, безопасности рабочего места и социального статуса».

Можно сделать вывод, что в рассматриваемых нами случаях, прежде всего в Бельгии, профсоюзы играют весьма заметную роль в социально-экономической жизни. Конкуренция не мешает ведущим профцентрам активно сотрудничать друг с другом в конкретных вопросах. Для Бельгии и Люксембурга характерно сочетание диалоговых и протестных форм профсоюзной активности. Ещё одной особенностью Бельгии н Люксембурга является «историческая» ориентация национальных профсоюзов на ту или иную «политическую семью», прежде всего на христианскую демократию и социалистическое движение.

Продолжение следует

    Из книги «Модели профсоюзного движения: история и современность (зарубежный опыт)».
Серия «Социально-трудовые конфликты»,
вып. 20. Изд. СПбГУП, 2020

  Читайте также:

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]