РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ И АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Коммунист Ленинграда № 3/2010 (75)

 

Партия до и после взятия власти

 

Тяжелейшая, кровоточащая проблема мучает расколотое коммунистическое движение России и мира в целом. До сих пор нет исчерпывающего марксистского анализа причин грандиозного поражения «реального социализма» спустя 74 года после всемирно-исторической победы Октябрьской революции и спустя 46 лет после великой Победы Советского Союза над гитлеровской Германией.

Сталинисты трусливо обходят её стороной. Слепо преклоняясь перед предавшим ленинские заветы палачом большевиков-революционеров и не имея в теоретическом багаже ничего, кроме истлевших штампов «обострения классовой борьбы по мере достижения успехов в социалистическом строительстве», они обречены на участь оставаться вечно вчерашними.

Но проблема далеко не решена и теми коммунистами, кто признаёт сталинизм антимарксистским течением, дискредитирующим социализм и в теории, и в практической деятельности. Ведь сорняк сталинизма вырос на почве большевизма. И в сталинщине, самом страшном выражении сталинизма, когда вместе с сотнями тысяч советских людей был выкошен весь ленинский кадровый золотой фонд, виноват не один Сталин. Многие видные деятели партии были вовлечены в совершение преступлений, сами став затем жертвами аналогичных. Статья Е.А.Козлова «Против мифологизации истории сталинизма», опубликованная в прошлом номере КЛ, приобретает в этой связи принципиальное значение как исходный момент для актуальной дискуссии, которая поможет не только «создать марксистскую концепцию развития советского общества», но и избежать повторения в будущем исторических трагедий, пережитых советским народом и мировым коммунистическим движением.

Трудно взять власть, сломать буржуазную государственную машину. Но ещё труднее, свергнув господство классового врага, организовать движение по ухабистой дороге в социалистическом направлении. Особенно, когда революция побеждает в стране (странах) капиталистической полупериферии при задержке (или поражениях) революций в странах капиталистического ядра.

Что же нужно делать, чтобы минимизировать ошибки после взятия власти (в идеале – избежать крупных ошибок)? Ответ на этот актуальнейший вопрос (актуальность его очевидна уже сегодня – необходимо вернуть всем борцам  чувство исторического оптимизма после поражения 1991 года) состоит, как представляется, в следующем.

Во-первых, нужно ещё и ещё раз вчитаться в основополагающие выводы фундаментальных трудов классиков относительно переходной, социалистической фазы коммунизма. Имеются в виду, в первую очередь, «Критика Готской программы» К.Маркса, «Анти-Дюринг» Ф.Энгельса, «Государство и революция» В.И.Ленина. Во-вторых, нужно снова и снова анализировать работу партии и её руководства в первые годы после Октября, сопоставляя её, с учётом тогдашней обстановки, с выводами классиков, с критикой и указаниями Ленина. Сопоставление теории с уникальным опытом советской истории позволит привести нас к некоторым важным новым выводам.

Вспомним:

«Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

                                                                                            Карл Маркс

 

        «Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества – взятие во владение средств производства от имени общества, - является в то же время последним самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишним и само собой засыпает. На место управления лицами становится управление вещами и производственными процессами. Государство не «отменяется», оно отмирает».

                                                                                            Фридрих Энгельс

 

Итак, после свержения диктатуры капитала, в течение всего переходного  периода, вплоть до установления бесклассового общества действует диктатура пролетариата, последний тип государства, постепенно исчезающего государства, т.е. не-совсем-государства, наивысший и последний тип демократии. И если историческая миссия пролетариата капиталистического общества состоит в подготовке и совершении революционного свержения господства капитала, то после завоевания власти она кардинально меняется. Сверхзадача диктатуры пролетариата заключается в его самоорганизации и создании всех необходимых условий для постепенной передачи своих государственных функций самоуправляемым производственным и общественным объединениям трудящихся. В ходе этого процесса формируется и новый человек, первой жизненной потребностью которого становится творческий труд, и снимаются остатки всех классовых противоположностей, исчезает классовая природа самого пролетариата. Не-совсем-государство диктатуры пролетариата есть инструмент исполнения категорического императива, хорошо осознанного диктата, под которым пролетариат «снимает с себя» классовую оболочку.

Очевидно, что основными функциями диктатуры пролетариата на протяжении переходной, социалистической фазы развития общества являются организационно-хозяйственная и культурно-воспитательная. Их значимость по мере приближения к завершению социалистического перехода и отмирания государства постоянно возрастает. И при этом, если в глобальном масштабе власть капитала ещё не свергнута, одновременно выполняется дополнительная, чрезвычайно важная функция – создания привлекательного, не требующего приукрашивания, образа развивающегося социализма, что стимулирует пролетариат других стран к революционной смене строя.

Стратегию и тактику движения к «царству свободы» из «царства необходимости» формулирует и реализует политический авангард пролетариата – его политическая партия (партии). Такова партийная миссия на всём жизненном пути партии: от её зарождения из различных ассоциаций наёмных работников (боевых профсоюзов, политических рабочих кружков и т. д.), через самоорганизацию в передовой и боевой отряд рабочего класса, организующий его революционную победу, а затем - выявление и решение проблем социалистического перехода, и до растворения, с отмиранием диктатуры пролетариата и исчезновением последнего как класса, в ассоциациях свободных личностей, творцов коммунистической цивилизации. Но место и роль партии в пролетарском движении на главных этапах этого пути различны.

 Демократически централизованная большевистская партия, где оба компонента главного уставного принципа одинаково строго соблюдались, но особое внимание уделялось боевому единству партийных рядов, стала главным субъективным фактором победы Октябрьской революции. Смущённая жёсткостью требования безусловного подчинения большинству меньшинства у русских большевиков и критиковавшая их, Роза Люксембург тогда была неправа. Не будь этой целенаправленной 14-летней подготовки, выковавшей сплочённые ряды тысяч преданных революции борцов, не удалось бы так блистательно пройти 4 месяца двоевластия (после многих лет ссылок и эмиграции всего партийного актива), 4 месяца нового подполья, затем сравнительно легко совершить почти бескровный великий переворот, удивить мир триумфальным шествием новой, рабоче-крестьянской власти по просторам России и после всего этого в 4-летней гражданской войне одолеть озлобленного классового врага и интервентов, во много раз лучше оснащённых. Р.Люксембург и К.Либкнехт не имели времени для формирования такого же боевого политического авангарда, и это не в последнюю очередь обусловило поражение пролетарской революции в Германии.

Но после того как власть взята и сопротивление поверженных эксплуататоров сломлено, положение существенно меняется. Установлена диктатура пролетариата (в случае России – и беднейшего крестьянства). Должно ли сохраняться таким же отношение политического авангарда пролетариата к классу в целом, каким оно было при свергнутом строе? Должна ли сохраняться такой же организационная структура самой партии? Представляется, что на оба вопроса следует отвечать одинаково – нет, не должно; нет, не должна.

Ещё в 1905 г. русские рабочие открыли Советы как форму своей власти, самой широкой демократии, демократии трудящегося большинства. РСДРП(б) это открытие, проверенное опытом борьбы пролетариата в первой русской революции сначала в Иваново-Вознесенске и Москве, затем и в других городах, закрепила в программных положениях как найденную в России государственную форму диктатуры пролетариата.

Поэтому на первый вопрос, особенно в первые послереволюционные годы, при жизни Ленина, отвечали именно так – нет. Если к победе революции партия вела за собой рабочий класс, то после Октябрьской победы Советы снизу доверху стали органами власти, а большевики входили в них и возглавляли большинство из них в силу политического авторитета, причём до июля 1918 в Советы и их руководящие органы входили (кое-где их возглавляя) также и представители левых эсеров. В.И.Ленин, кстати, накануне левоэсеровского мятежа пытался убедить лидера их партии М.А.Спиридонову не уходить из Совнаркома, Он хорошо понимал преимущества двухпартийного социалистического правительства: оно объективно минимизировало количество возможных ошибочных решений на неизведанном социально-историческом переходе, создавая конкурентную среду во власти, и препятствовало бюрократизации большевистской партии. Только с конца 1920-х первыми лицами в регионах и крупных промышленных и культурных центрах стали первые секретари соответствующих партийных комитетов. До этого таковыми были руководители Советов. Так, председателями Московского и Петроградского советов были члены Политбюро Л.Б.Каменев и Г.Е.Зиновьев, что подчёркивало значимость Советов как органов власти. Но постепенно  однопартийная политическая система приводила к тому, что РКП(б)-ВКП(б) стала подминать советские органы под себя. Развившись в годы торжества сталинизма, данное явление стало одним из факторов отрыва партии от народных масс.  Серьёзность проблемы отношения партии и Советов анализирует Эрнст Мандель в работе, публикация которой начата в предыдущем номере КЛ и продолжена в настоящем. 

Что касается второго вопроса – должна ли сохраняться неизменной организационная структура коммунистической партии после взятия пролетариатом власти, то, похоже, он в начале 1920-х не ставился вовсе. Сегодня, спустя 90 лет, это кажется непостижимым. Партия из радикально оппозиционной превращается в правящую, принимает новую Программу (VIII cъезд), Устав же практически остаётся неизменным. Более того, через 2 года, на Х съезде, принимается кардинальной важности решение о переходе к новой экономической политике. Начинается долгий («всерьёз и надолго»), через управляемый планом рынок, через добровольную кооперацию деревни, через культурную революцию, через индустриализацию социалистический переход к будущему бесклассовому обществу. Самоуправление производственных и многообразных общественных коллективов, ассоциаций трудящихся, профсоюзных, молодёжных организаций составляет актуальную повестку дня. Важнейшая функция партии в связи с этим – быть ассоциацией-примером! Но, в противовес формальной, а главное – диалектической логике, тот же Х съезд принимает решение о запрете фракций в партии. Это было роковой ошибкой. Данное решение усилило бюрократическую тенденцию в РКП(б)-ВКП(б). В условиях давления мелкобуржуазной среды, при игнорировании партией рекомендаций В.И.Ленина о рабочем контроле, об увеличении доли рабочих в ЦК, о смещении И.В.Сталина с поста генсека эта тенденция  превратилась в антиленинское по сути своей течение по имени «сталинизм», погубившее в конечном счёте великие достижения 74 советских лет.

Так что можно сказать: сталинизм был «зачат» в утробе большевистской партии в 1921 г. «Беременность» длилась лет шесть, до 1927. «Роды» начались на XV, «успешно» завершились на XVII съезде. «Курировали» процесс беременности и родов хорошие врачи-акушеры, ставшие затем первыми жертвами родившегося чудища.

Можно, полагаю, быть уверенными: подари судьба В.И.Ленину здоровье и силы, он сам предложил бы отменить или скорректировать решение 1921 г. о запрете фракций в партии. В пользу этого свидетельствуют его последние работы, письма, записки, в которых он возмущается как многочисленными проявлениями бюрократизма и формализма, так и игнорированием секретариатом ЦК альтернативных точек зрения на животрепещущие вопросы политики (к примеру, национальный вопрос, внешняя торговля).

Какие выводы следуют из всего сказанного на будущее?

1. Принцип демократического централизма – основной организационный принцип деятельности марксистской партии. До взятии власти, когда задачи партии состоят во внесении классового сознания в ряды пролетариата, в политическое просвещение масс, в обличение мерзостей буржуазного режима, в стимулирование революционной решимости пролетариата и других слоёв трудящихся, партия должна при соблюдении внутрипартийной демократии представлять собой жёстко дисциплинированную, идейно сплочённую политическую силу.

2.  После взятия власти и подавления сопротивления сторонников свергнутого буржуазного строя, когда главными задачами партии становятся выявление и выработка решений проблем социалистического перехода с последующим проведением их в жизнь через Советы рабочих и крестьянских депутатов, должна кардинально быть усилена демократическая сторона внутрипартийной жизни; функционирование платформ, кратко- и долговременных, и даже фракций (при строгом выполнении общепартийного устава) должно быть разрешено, что даст дополнительную гарантию оптимальности принимаемых решений. Это особенно важно, когда складывается не много-, а однопартийная  политическая система.

3. Поскольку одной из главных задач диктатуры пролетариата и его партийного авангарда является привитие навыков самоуправления членам   многообразных производственных и общественных ассоциаций трудящихся, профсоюзных, молодёжных и других организаций, партия сама призвана стать ассоциацией-образцом, тем более, что в перспективе, по мере завершения социалистической фазы, она и превращается из политической партии в ассоциацию или ассоциации общественных активистов. В частности, в партийном уставе необходимо закрепление прав меньшинства, фиксация его предложений: как правило, верные, но не очевидные решения осознаются поначалу именно меньшинством в силу как раз их неочевидности. Партия должна быть открыта к критике как изнутри, так и извне.

4. С самых  первых шагов во власти законы, вносимые и отстаиваемые представителями партии в Советах,  должны быть пронизаны гуманистическим содержанием, чтобы убедить все общество: коммунизм – это реальный гуманизм. В частности, законодательно должно быть запрещено преследование по мотивам социального происхождения.

5. В течение всего социалистического переходного периода должны поддерживаться самые тесные контакты по обмену опытом с левыми политическими силами других стран, должно стимулироваться создание социалистических федераций с учётом исторических, культурных, географических факторов.

 

    И. Абрамсон

Читайте также:

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]


счетчик посещений