АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
4-5/2024 (160)
Национальные модели
профсоюзного Движения: традиции и современность
Швеция
Продолжаем публикацию материалов из
общедоступных книг, посвящённых всестороннему рассмотрению
социально-трудовых конфликтов, написанных авторским коллективом
в составе Д.В. Лобок (научный руководитель), Г.М. Бирженюк, О.Н.
Громова, Т.В. Ефимова, Р.В. Костюк, А.В. Ладоха, И.Д. Лобок,
В.М. Соловейчик и др., выпущенных издательством
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Начало см. в
КЛ №№ 3/2022 (147)-3/2024 (159)
В переговорах по заработной плате в
1950-1960-х годах доминировала концепция политики заработной
платы крупнейшего профсоюзного объединения — Шведской
конфедерации профсоюзов (LO) — модель Рена-Мейднера, названная в
честь двух экономистов LO. Это была во многом безупречная
посткейнсианская модель. Успех модели Рена-Мейднера был
одновременно причиной и следствием сравнительно больших ресурсов
шведского рабочего движения. Высокая численность профсоюзов и
социал-демократическое правительство создали особые политические
условия (1).
Переговоры по заработной плате были
централизованы до уровня конфедерации с 1954 года по инициативе
работодателей, которые после войны в Корее хотели сдержать
инфляцию. Однако вскоре инициатива в рамках централизованной
системы перешла к профсоюзам (2).
При полной занятости, дружественном
социал-демократическом правительстве н высокой численности
профсоюзов с большой степенью внутрипрофсоюзной идеологической
сплочённости стала возможна амбициозная программа политики
заработной платы. Модель Рена-Мейднера предполагала утверждение
правила «равной платы за равный труд», в частности, с учётом
макроэкономических условий, рынка труда и социальной политики в
успешном социал-демократическом проекте, осуществляемом в Швеции
с 1960-х годов (3).
Государство проводило политику полной
занятости, которая усиливала переговорную позицию профсоюзов.
Профсоюзы использовали это для того, чтобы добиться
перераспределения доходов от капитала к труду, что снижало
прибыль компаний. Благодаря принципу «равная плата за равный
труд» профсоюзное единство укреплялось, а заработная плата
уравнивалась.
Таким образом, получение прибыли служило
целям перераспределения.
Важно, что распределение капитала и
рабочей силы на макроэкономическом уровне было прямым объектом и
следствием переговоров и стратегии профсоюзов в рамках модели
Рена-Мейднера (4).
Основные изменения в системе коллективных
переговоров произошли после либерализации рынков капитала в
конце 1980-х годов и последующего краха — так называемого
банковского кризиса в странах Северной Европы в начале 1990-х
годов. Кризис привёл к резкому падению ВВП в период с 1992 по
1994 год и драматическому росту безработицы с обычного уровня в
2-3 до 7-9 %. После этого политика в области заработной платы,
как и вся экономическая политика. была коренным образом
реформирована (5).
Отправной точкой послужил уход Союза
шведских металлистов и их коллег из Шведской ассоциации
мастерских (Verkstadsforeningen) из централизованной
переговорной системы. Союз шведских металлистов был недоволен
отсутствием гибкости в формировании заработной платы на местах
(6). Политика полной занятости, проводимая со времени первого
кейнсианского бюджета Эрнста Вигфорса 1932 года, была отменена в
1990 году в результате инфляционного давления, что послужило
основанием для отказа от кейнсианства и обращения к монетаризму.
На этом фоне профсоюзы не только согласились, но и сыграли
ведущую роль в принятии политики корпоративизма как наименьшего
из возможных зол.
«Европейская норма» стала основой для
Промышленного соглашения 1996 года (Industriavtalet. или IA) —
общего соглашения для всех участников переговоров в
промышленности — и в рамках LO посредством так называемого
проекта LISA (7). Порядок установления заработной платы IA
заключается в том, что переговоры по IA заканчиваются первыми, и
все другие соглашения следуют норме IA в отношении размера
увеличения заработной платы в процентах. Таким образом.
Секретариат местного самоуправления координировал переговоры и
распределение заработной платы внутри коллектива наёмных
работников на основе того, что позволяла «европейская норма»
(8).
В результате корпоративные коллективные
договоры были сохранены в более неформальной и отраслевой форме,
что вполне соответствовало европейским тенденциям того времени,
со сдвигом в сторону корпоративизма.
Именно на этом фоне шведская профсоюзная
практика и трудовые отношения пережили финансовый кризис и
Великую рецессию и сыграли свою роль в кризисном регулировании.
Спад в Швеции был глубоким, но коротким, с сокращением на 0,7 %
ВВП в 2008 году и на 5.1 % — в 2009-м. Однако уже к 2010 году
объем производства восстановился и вырос на 5,7 % в 2010 году и
на 2,7 % — в 2011-м. С тех пор рост был не очень высоким, но
стабильным, среднегодовые темпы составляли 1.6 % (9).
Очевидно, что случай Швеции довольно хорошо
согласуется с идеальным типом национально ориентированного
корпоративизма.
В отличие от других стран Европы. Швеция
преуспела в экспорте продукции информационно-коммуникационных
технологий, в том числе услуг в области исследований и
разработок, маркетинга, телекоммуникаций, информационных услуг,
транспортных перевозок и нематериальных прав (патенты и
лицензии), что значительно повлияло на занятость и рост
потребления в стране (10).
Несмотря на рост неравенства и безработицы,
значительная часть работников в Швеции интегрирована в модель
роста на рынке труда и многие профсоюзы видят преимущества
существующей системы.
Трансформация системы производственных
отношений и профсоюзной стратегии от модели Рена-Мейднера к
корпоративизму интерпретируется как защитное отступление,
отражающее некоторое ослабление ресурсов шведских профсоюзов.
Одним из важнейших индикаторов силы
профсоюзов является их численность. Современная доля охвата
профсоюзным членством — около 69 % (в 2015 г.). Это не просто
высокий, а рекордный показатель в международном профсоюзном
движении (11). Уровень охвата коллективными переговорами не
менее интересен. В 2013 году он составил 89 %. снизившись после
пика в 94 %, достигнутого в конце 2005 года. Для сравнения, в
«золотой век» шведских профсоюзов — в 1960-х годах — этот
показатель составлял 75 %, в 1970м — 78 %, в 1975-м — 85 %, в
1980-м — 88 %, в 1985-м — 91 % и продолжал расти в течение
1990-х и до 2005 года (12). Одна из причин снижения
возможностей, несмотря на эти все ещё довольно благоприятные
показатели, связана с качественным составом профсоюзов, который
в последние десятилетия резко изменился. Эти изменения привели к
разнообразию предпочтений членов профсоюзов, что все больше
затрудняет их сплочение на основе единой концепции социальной
политики, такой как модель Рена-Мейднера в послевоенный период.
В Швеции различие между рабочим (arbetare)
и государственным чиновником (tjansteman) является
основополагающим с точки зрения коллективных договоров и
организации профсоюзов. Хотя до 1980-х годов подавляющее
большинство профсоюзных активистов являлись членами
социал-демократически настроенной конфедерации профсоюзов LO.
сегодня большинство членов профсоюзов входят в Центральную
организацию профсоюзов служащих Швеции (ТСО) или в Шведскую
конфедерацию профессиональных ассоциаций (SACO).
Сегодня средний служащий с большей
вероятностью будет членом профсоюза, чем средний рабочий: в
первой группе в 2015 году — 74 %, во второй — 63 % (табл. 1).
Как правило, уровень профсоюзного членства в государственном
секторе выше, чем в частном: 81 и 64 % соответственно в 2015
году (13). В сфере производства 76 % рабочих являются членами
профсоюзов, но в строительстве этот показатель снизился до 65 %,
а в сфере частных услуг — до 51 %. Это связано с изменением
системы страхования по безработице, которое осуществляется
профсоюзами. В 2006-2014 годах правоцентристское правительство
сделало его дороже, поставив систему страхования в зависимость
от уровня безработицы среди членов профсоюзов. Членство в
профсоюзах с высокими страховыми тарифами и высоким уровнем
безработицы значительно сократилось (14).
Среди служащих с 2006 по 2015 год
численность профсоюзов сократилась с 77 до 74 %, среди рабочих —
с 77 до 63 %. Это усиливает долгосрочную тенденцию к росту
профсоюзов белых воротничков.
Таблица 1

Источник: Kjellberg A. Kollektivavtalens
tackningsgrad samt orgamsationsgraden hos arbetsgivarfbrbund och
fackforbund // Studies in Social Polic\-. Industrial Relations.
Working Life and Mobility: Research report 2013:1 (version
updated 8 March 2016). Lund: Lund University,2016. P. 9.
Политические предпочтения профсоюзов во
многом зависят от социального состава их членов.
Правоцентристское правительство 2006-2014 годов сделало участие
в страховании на случай безработицы более дорогим, что повлияло
на численность профсоюзов, но трудовое законодательство при этом
затронуто не было. Основные реформы трудового законодательства
1970-х годов (MBL. LAS. FML) в основном остаются в силе:
избранные профсоюзные активисты имеют право выполнять
профсоюзную работу в течение оплачиваемого рабочего времени,
увольнения должны осуществляться по принципу «последний по
стажу» и т. п. Что касается права на забастовки и бойкоты
солидарности, то работодатели считают, что профсоюзы обладают
широкой свободой для начала трудовых конфликтов (15). В отчёте
аналитического центра, ориентированного на работодателей,
подчёркивается, что группа мелких или средних профсоюзов несёт
ответственность за большую долю конфликтов: электрики, докеры.
Союз синдикалистов, строители. профсоюз художников и
транспортники (16).
В 2000-х годах резко возросла
распространенность краткосрочных контрактов. В результате
правила, которые применяются только к работникам, занятым полный
рабочий день, стали менее важными. В 1997 году работодатели
получили право нанимать до пяти человек по срочным контрактам
без указания конкретной причины. С 2007 года работодатели могут
нанимать любое количество таких работников. Через два года люди,
работающие по срочному контракту, могут получить постоянную
должность, но если их статус изменился в течение этих двух лет,
то это правило не применяется. Доля работников по срочным
контрактам увеличилась с 13 % в 1995 году до 16 % в 2012-м (17).
Таким образом, институциональные ресурсы
профсоюзов были ослаблены.
Это сокращение полномочий по определению
повестки дня в значительной степени связано с важнейшим ресурсом
— отношениями между профсоюзами и Социал-демократической
партией. Эти отношения значительно ухудшились с 1980-х годов.
Идеологическое и интеллектуальное влияние профсоюзов сегодня
менее ощутимо, чем раньше. Это связано с усилением
неоднородности профсоюзов, при этом многие профсоюзы SACO
поддерживают консервативную экономическую политику.
Опросы показывают довольно скептическое
отношение к профсоюзам. В 2013 году в основном шведском опросе
общественного мнения — опросе SOM, ежегодно проводимом
политологами в Гётеборгском университете, только 27 %
респондентов заявили, что доверяют профсоюзам; 41 % — что не
имеют ни положительного, ни отрицательного отношения к
профсоюзам, а 32 % — что почти или совсем не доверяют профсоюзам
(18). В целом на 5 % больше сказали, что у них скорее
отрицательное мнение, чем положительное.
Исследователь Jesper Enbom (2009) посвятил
диссертацию следующему парадоксу. Хотя шведское профсоюзное
движение часто считается одним из самых сильных в мире, из
социологических опросов видно, что оно имеет серьёзные проблемы
с имиджем. Образ эгоистичных профсоюзных боссов (fackpampar
по-шведски) — широко известное клише, хотя большинство
работников в Швеции попрежнему являются членами профсоюзов.
Усиление разнообразия членской базы
шведских профсоюзов ведёт к противоречиям при формировании
повестки дня. Некоторые профсоюзы, объединяющие специалистов
высшей школы и науки, уже давно высказываются против любых общих
соглашений о заработной плате, которые ограничивают их
возможности на рынке труда. Они выступают за заключение более
выгодных соглашений о заработной плате и предпочитают заключать
их без заранее установленной оплаты. По их мнению, повышение
зарплаты должно определяться на индивидуальном уровне (19). В
отличие от этого, некоторые профсоюзы промышленного сектора
(строительство, транспорт) полагают, что стороны социального
диалога слишком консервативны в этих вопросах и что работники
сферы услуг находятся в невыгодном положении. потому что им, в
отличие от производственных рабочих, зарплату не повышают.
Несмотря на все противоречия, шведская
модель профсоюзного движения может стать краеугольным камнем
прогрессивной альтернативы.
1) Himmelstrand U. et al. Beyond welfare
capitalism: issues, actors and forces in societal change. L.:
Hememann. 1981.
2) Fulcher J. Labour movements, employers
and the state: conflict and co-operation in Britain and Sweden.
Oxford: Clarendon Press. 1991.
3) Ryner А. Capitalist restructuring,
globalisation, and the third way: lessons from the Swedish
model. L.: Routledge. 2002.
4) Meidner R. Samordnmg och solidarisk
lonepohtik under tre de-cenmer // Sju forsk-ningsrapporter
utgivna till LO:s 75 ars jubileum. Stockholm : Bokforlaget
Prisma. 1973.
5) Lindvall J. The politics of piupose:
Swedish economic policy after the golden age // Comparative
Politics. 2006. № 38 (3). P. 253-272.
6) Ahlen A. Swedish collective bargaining
under pressure: inter-union rivalry- and incomes policies ii
British Journal of Industrial Relations. 1989. № 27 (3). P.
330-346.
7) Andersen S. К. et al. Changes in wage
policy and collective bargaining in the Nordic Countries: a
comparison of Denmark. Finland. Norway and Sweden // Wage
bargaining under the new European economic governance / eds. G.
van Gves. T. Schulten. Brussels: ETUL 2015. P. 147.
8) Ryner M. Swedish trade union consent to
finance-led capitalism: a question of time .7 Public
Administration. 2013. № 91 (4). P 823-839.
9) Trade union density // OECD.Stat. URL:
https:7stats.oecd.org, Index.aspx?DataSet Code=TUD : Poniusson
J. Unionization, inequality and redistribution // British
Journal of Industrial Relations. 2013. № 51 (4). P. 797-825.
10) Baccaro L., Howell С. Trajectories of
neoliberal transformation // European industrial relations since
the 1970s. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 2017.
11) Kjellberg A. Kollektivavtalens
tackningsgrad samt organisationsgraden hos arbets-givarforbund
och fackforbund // Studies in Social Policy. Industrial
Relations. Working Life and Mobility: Research report 2013:1
(version updated 8 March 2016).Lund : Lund University 2016.
12) ICTWSS (5.0) Database on institutional
characteristics of trade unions, wage setting, state
intervention and Social Pacts in 55 countries between 1960 and
2018. URL: http://www. uvaaias.net/en/ictwss.
13) Kjellberg A. Op. cit.
14) Ibid. P/ 32-53
15) Karlson К, Lindberg Н. Den svenska
modellen vid vags ande? URL: https://www.nationalekonomi.se
filer pdf'37-3-nkhl.pdf.
16) Lindberg H. Konflikt. konkuirens och
korporativa karteller: nya konfliktmonster och
konfiiktdimensioner pa svensk arbets-marknad 1993-2005.
Stockholm : Ratio Institute. 2006.
17) Berglund I, Esserl. Modell i forandring:
Landrapport om Sverige. Oslo: Fafo, 2014.
18) Holmberg S., Weibull L. Institutions
fortroende mellan berordhet och mediebevakning 7 Mittfara och
marginal / eds. H. Oscarsson. A. Bergstrom. Goteborg :
SOM-Institutet. 2014. P. 102.
19 Daniekson ObergA., Oberg T. Ledartroja
eller tvangstroja? Den svenska lonebildnin-gens ansikten eller
berattelsen om hur vi hamnade bar. Stockholm: Premiss. 2015.
|
|
Из книги «Модели профсоюзного движения: история и
современность (зарубежный опыт)».
Серия «Социально-трудовые конфликты»,
вып. 20. Изд. СПбГУП, 2020 |
Читайте также:
А также:
[главная страница
сайта]
[оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|