газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 5/2020 (137)

 

Вспоминая Пригарина

 К 90-летию со дня рождения

 

Спустя 4,5 года после кончины видного представителя коммунистического движения СССР всё больше осознаешь его величие и трагизм потери его для всех нас. Если бы в 1992 году партбюрократы не спровоцировали выход Алексея Алексеевича из руководства недавно с трудом созданного при его активном участии СКП-КПСС, история не только комдвижения, но и всей России могла бы пойти совершенно по другому пути. Но, увы, возобладал немарксистский с националистическим и религиозным душком подход, что исключило единство всех левых сил на деле, а не на бумаге.

Я познакомился с Алексеем Алексеевичем (пока ещё заочно) в апреле 1990 года на организационной конференции Марксистской платформы в КПСС, которая представляла собой попытку противостоять горбачёвщине, вопреки устоявшемуся с 30-х годов одобрямс линии руководства партии, какой бы плохой она ни была. Уже тогда я выделил его из трёх сопредседателей как самого левого, решительного.

Через год (ещё до переворота) я случайно узнал, что в молодости он в НИИ труда и заработной платы был подшефным моего дяди-ветерана Гражданской войны, прошедшего путь от фабричного паренька до красного командира, а затем и научного работника. Кстати, уже тогда учёных интересовала проблема добавленной стоимости, тогда называвшейся чистой продукцией. Правда, цель интереса была иной, чем ныне, - не ввести ещё один налог, наполняя госбюджет пустыми деньгами (повторно облагая обе части национального дохода), а создать механизм оценки реального вклада предприятий, без учёта стоимости использованных материальных и энергетических ресурсов. К сожалению, я должен отметить, что при разговоре о крыльях и платформах в партии дядя, не раздумывая, заявил о поддержке платформы ЦК (то есть горбачёвщины). Но в 90 лет, да ещё с традициями 1930-1950-х годов, осознать всю сложность было уже невозможно.

Юность и молодость Алексея Алексеевича пришлась не только на роковые сороковые, но и,по сути, на термидор - первый этап мелкобуржуазной контрреволюции, заложивший семена 1991года. Его отец Алексей Васильевич пользовался доверием самого Владимира Ильича, который 11 сентября 1921года в письме Секретарю Совнаркома Н.П.Горбунову советует поручить один из вопросов Пригарину (Впервые поручение было напечатано в 1933году, а ныне размещено в ПСС, т.53 . стр.184 ). Увы, он пал невинной жертвой, как и другие представители ленинской когорты, как например: председатель первого Ивановского Совета Авенир Ноздрин; -рабочий Сестрорецкого завода Николай Емельянов, прятавший Ленина в Разливе; умер он уже после освобождения и реабилитации, но клеймо врага народа носил долго; -организатор нашей разведки и контрразведки Артур Артузов и многие другие.

Однако Пригарин-младший не затаил злобу на Советскую власть, отдавал должное заслугам Сталина. Кстати, всегда в разговорах о восстановлении социализма он задавал встречный вопрос: «Какого периода социализм мы хотим вернуть?». Он подчёркивал, что в каждом периоде было хорошее и плохое, а потому нельзя автоматически копировать прошлое. Но такая диалектика очень не нравилась догматикам, которых было очень много в КПСС, а потому наша Российская организация КПСС (РКП-КПСС) не стала основой возрождения всесоюзной КПСС. Но временно ушедшие от нас товарищи имели мужество перед гробом Алексея Алексеевича признать его правоту в вопросах единства коммунистов, и сейчас начат процесс воссоединения частей КПСС.

Как диалектик Алексей Алексеевич видел гниение КПСС и при этом то, что она, по его меткому выражению, была беременна сразу тремя партиями. И его правоту подтвердил последний общий XXYIII съезд КПСС, где представители коммунистического крыла (из нескольких платформ) оказались в меньшинстве на съезде формально коммунистической партии.

Бюрократизация советского общества, родившая печальный тезис инициатива наказуема, требовала борьбы с нею, а не с командно-административной системой (основой любого государства). Естественно, что по этой причине под вывеской демократизации поначалу объединились очень разные силы, но Демократическая платформа в КПСС быстро раскололась, и коммунисты оттуда ушли.

   Родившийся в интернациональной семье, Алексей Алексеевич бережно относился к дружбе народов, в соответствии с которой им была написана статья «Коммунист не может быть антисемитом». Актуальность темы подтвердилась наличием злобного отклика одного из национал-патриотов, прилипших к коммунистическому движению.

На рубеже 1990-х товарищ Пригарин пытался быть избранным в один из ещё формально советских органов власти и предупреждал население о тяжёлых последствиях рыночных реформ, за что ставшая жёлтой газетой «Вечерняя Москва» бросила реплику «Пригарин пугал население». Позже он мне скажет, вспоминая то выступление, что «Видимо плохо пугал!».

Среди левых сил Алексей Алексеевич боролся против стравливания рабочего класса с интеллигенцией (так называемую элитную он в расчёт не брал). Несколько преувеличивая революционную роль интеллигенции, он, тем не менее, справедливо считал, что она призвана обобщать интересы пролетариата, но не кабинетно, а из тесного общения с ним. При этом он видел изменение в структуре общества, когда в пролетариат вошли ранее самодостаточные слои населения (как то учителя и врачи); они объективно по своему социальному положению близки рабочему классу, который сам стал значительно более образованным, чем 100 лет назад.  Пролетариат же  должен овладевать марксистско-ленинской теорией с учётом всех ошибок прошлого, говоря правду, какой бы горькой она ни была. И в этой проблеме товарищ Пригарин видел опасную роль сектантства, не желающего признавать ошибки и даже преступления в пост-ленинский период, что дискредитирует коммунистов. Другим направлением работы в левой среде была попытка консолидации марксистско-ленинской науки, свободной от догматизма и богоискательства, в Ассоциации марксистских организаций, которая замышлялась и как межпартийный коммунистический орган. Увы, АМО осталась лишь дискуссионным клубом.

15 лет назад, с приходом во власть Путина, Пригарин одним из первых разглядел скрытое противоречие во вроде бы монолитном тандеме власти. И время подтвердило его правоту: прозападный рыночник Медведев очень отличается от «государственника» Путина. Наличие некоторых успехов в выруливании ситуации и своевременная смена правительства накануне пандемии сделала несвоевременным лозунг «Россия без Путина». Поэтому в Дни Победы приходилось наблюдать конфликт в праздничной демонстрации из-за несогласия части населения с антипутинскими лозунгами. Да и в целом политику Алексей Алексеевич призывал видеть цветной, а не упрощенно чёрно-белой.

Ухудшение здоровья в последние годы жизни не позволили ему добиться задуманного превращения создаваемой Объединенной коммунистической партии в боевой отряд коммунистов, исповедующих пролетарский интернационализм и научный атеизм.

 

    Михаил Кардасевич

Читайте также:

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений