газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТОВ-ОБЩЕСТВОВЕДОВ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 2/2020 (134)

 

Коронавирус рождает импульс коммунизма

Фрагмент статьи опубликован в «Литературной газете» 1 апреля 2020 г. (Бузгалин А.В. «Петух клюнул»).
См.: https://lgz.ru/article/-13-6731-01-04-2020/petukh-klyunul/

«Не было бы счастья,да несчастье помогло»
Русская народная пословица

Пандемия коронавируса обнажила едва ли не самые глубокие проблемы нашей жизни, ее главные противоречия.

Одна сторона медали постоянно муссируется масс-медиа: мы стали бояться друг друга. Мы мечтаем о прекращении международных контактов. Мы хотим отказаться от личного общения. Мы виним во всем китайцев (американцев, итальянцев, русских… вставить необходимое). Еще шаг и появится расизм. Мы стали говорить о рождении «нового мира», в котором люди боятся не только пожать друг другу руку, но и вообще боятся друг друга…

Но есть и другая сторона медали. «Вдруг» выяснилось, что в мире есть много таких вещей, которые не купишь ни за какие деньги. Что самые сложные проблемы нельзя решить при помощи «невидимой руки рынка». Что их нельзя решить в одиночку. Что наш мир един и спасать его надо всем вместе, ибо при всей важности карантинов и изоляций, мы только все вместе, в мире в целом, можем победить эту беду. И карантин есть не столько средство спасти себя, сколько императив спасения всех.

Пожалуй, от общих слов надо перейти к фактам и постараться их осмыслить. Осмыслить для того, чтобы понять суть проблемы и стратегию ее решения.

Самоизоляция как путь к… солидарности

Факт номер один: мы стали боятся даже друзей. По сетям гуляет анекдот: «Друзья, в эти непростые дни мы должны быть как можно дальше друг от друга».

Но есть и другой тренд. Еще недавно исповедовавший лозунг «каждый сам за себя» рациональный рыночный эгоист начинает понимать: «мы все в одной лодке».

Что-то меняется прямо на наших глазах. Бывшее еще недавно «прикольным» исключением стремление молодежи к помощи старикам и участию в работе волонтерских организаций становится если не правилом, то массовым явлением. Итальянцы в 6 вечера аплодируют на балконах медикам и поют друг для друга песни. Студенты МГУ просят преподавателей старше 65 не стесняться и обращаться за помощью. В молодежном субпростространстве впервые не только в левых гетто, но и в массовых соцсетях взаимопомощь становится трендом. Индивидуализм как главный лозунг жизни уже не столь почетен, как еще месяц назад.

А еще пустеют мегамоллы и мы вдруг на практике убеждаемся, что можно жить без шопинга. Что жить ради покупки новой машины не круто, а скорее глупо. Что можно всей семьей читать книги и смотреть кино. Миражи общества потребления начинают дрожать и таять, расплываясь в новой социальной атмосфере…

Нет, мы еще не пришли к победе коммунизма, но впервые после ухода «реального социализма» миллионы людей всерьез задумались о важности иных, нежели деньги, бренды и тренды, ценностей. О возможности жить каждодневно в мире не конкуренции, а солидарности.

Это слово – солидарность – сегодня перестали бояться произносить даже либеральные политики.

Почему? Потому, что этого требует жизнь. Борьба всех против всех и невидимая рука рынка не могут решить проблем пандемии – для борьбы с ней требуются по преимуществу нерыночные меры. Главными силами противостояния общей беде становятся государственное регулирование и общественная инициатива, взаимопомощь, самоограничение, подчинение своего «эго» решению общей проблемы. Наличие столетиями отрицавшегося либералами общенародного интереса становится реальностью, очевидной для каждого.

Но!

Но современные национальные государства, а тем более мировой рынок, контролировавшийся до недавнего времени глобальными игроками, не способны решать проблемы там, где требуются скоординированные действия людей, доверяющих власти, действия в интересах большинства, ане потакание интересам финансового капитала и нефтяных (информационных и т.п.) корпораций. В мире наблюдается довольно четкая картина: вирус косит людей тем сильнее, чем слабее общественный сектор и чем меньше государство ориентировано на интересы общества, а не олигархов и бюрократии.

Альтернатива достаточно очевидна – планомерные, прямые (не-рыночные), солидарные действия государства и гражданского общества по поддержке жизненно важных систем. В первую очередь это касается здравоохранения, социального обеспечения, инфраструктуры, энергетики и связанными с ними производств. Здесь можно и должно смело идти на социализацию (общественный контроль, прозрачность функционирования, подчинение управлению в интересах общества) и частных, и общественных корпораций и нарушение рыночных институтов. Идти по пути установления четких, прозрачных, последовательно реализуемых новых правил игры, нацеленных на реализацию общенародных интересов. Принцип неприкосновенности частной собственности и интересы максимизации прибыли здесь должны отойти на второй план.

В какой мере и какие государства смогут это сделать, зависит в том числе и от граждан, от того, насколько внятно, последовательно и активно мы потребуем этого от власти. Пора вспомнить казавшийся утопией лозунг романтических левых: «Люди, а не прибыль!». Пандемия именно его ставит во главу угла.

Вирус «демократичен»… следовательно, справедливость выгодна всем

Факт номер два: вирус по-своему демократичен – болеют все: министры и звезды шоу-бизнеса, миллионеры и нищие. Вирус уравнивает. Но не всех и не во всем. Пандемия поставила под вопрос способность денег решать все вопросы, но не дала на него ответа. В мире по-прежнему господствует иная система отношений: у одних есть возможность жить припеваючи даже в условиях пандемии и лечиться в идеальных условиях. У других – миллиардов – нет денег даже на простые лекарства. И это не только жители нищих стран периферии. Это еще и десятки миллионов тех, кто в России живет на 10-15 000 рублей в месяц,, это мигранты в наших мегаполисах…

Но парадокс глобальной пандемии состоит в том, что болезни нищих становятся смертельной угрозой для всех. И истэблишмент – не исключение. Мы либо вместе и для всех решаем проблему, либо все оказываемся под все большей и большей угрозой. А чтобы всем вместе решать проблему, те, кто имеет в сотни и тысячи раз больше других, должны как минимум существенно поделиться. Это императив. И не только нравственный. Это императив преодоления пандемии. Средства на преодоление пандемии должны дать миллионеры и миллиардеры, ограничив не инвестиции, а личное потребление. Существенно ограничив, ибо от этого никто не пострадает. Даже они сами: на время пандемии могут отложить покупку новой яхты и обновление дизайна дворца.

Еще зимой серьёзный разговор о приоритете интересов общества над интересами капитала казался невозможен, хотя уже тогда надвигающийся экономический кризис, казалось бы, должен был заставить об этом задуматься. Но тогда еще жареный петух не клюнул их в одно место.

Сейчас клюнул.

Не могу сказать, что собственники капитала тут же забыли о своих прибылях и прониклись идеями передачи доходов на цели борьбы с инфекцией (хотя некоторые символические шагиделаются).

Не забыли.

Они и сейчас готовы скорее согласиться на то, чтобы заразилась половина человечества, чем на то, чтобы запретили оффшоры и приказали большую часть личных расходов направлять на общественные нужды. Но в массах зреет понимание того, что этих надо заставить как минимум поделиться. Это начинает понимать и государство. Оно привыкло прислуживать олигархам, но сейчас чувствует «спинным нервом», что пора вспомнить и о своей ответственности за жизнь граждан – бездействия и нерешительности в этом вопросе мы можем им не простить. Да и некоторые из клана собственников миллионных и миллиардных состояний начинают осознавать, что лучше поделиться частью дохода и даже собственности, чем жить в мире эпидемий и карантинов.

Последуют ли за этим начавшимся изменением общественного сознания достаточно решительные действия опять же зависит и от нас. Первые робкие шаги ряд государств (даже РФ) уже начал делать, но пока они предпочитают проедать резервы, в которых сосредоточены средства, созданные трудом граждан…

Впрочем, проблема в любом случае не может быть решена национальными государствами в одиночку.

Закрытые границы как пролог… интернационализма

Факт номер три: пандемия – проблема всего человечества. Она касается (непосредственно!) каждого из нас. Вирус со всей очевидностью показал: в интересах каждого гражданина каждой страны решение проблемы во всем мире. Ни в огромном Китае, ни в маленькой Молдавии, ни в нашей родной России спрятаться от вируса нельзя. Парадокс состоит в том, что закрытие границ, карантин и изоляция нужны, но как средство затормозить глобальное распространение вируса. Карантин в Китае оказался жизненно важен не только для китайцев, но и для граждан всего мира, включая нас, россиян. Закрывая свою страну китайцы помогали нам подготовиться к решению проблемы. То же касается Италии. То же касается нас. Даже если мы каким-то чудом остановим вирус в России, но не избавим от этого (и всех последующих!) вирусов человечество, мы себя не обезопасим, ибо следующий вирус (или иная глобальная проблема) может и не остановиться перед барьером в международном аэропорту.

Вирус продемонстрировал жизненность принципов дружбы народов и интернационализма: лекарством от пандемии является международная солидарность. И это не только помощь тем странам и регионам, где ситуация труднее всего. Это еще и помощь тем странам и регионам, где уровень бедности таков, что в одиночку они свои проблемы не решат. Поэтому сегодня надо помогать им, даже если думать только о самих себе.

И едва ли не самое главное в данном контексте: все достижения (и позитивные, и негативные) в деле борьбе с вирусом, все новые открытия, все пути создания вакцины и уж тем более сама вакцина и технология ее производства – все это должно принадлежать человечеству бесплатно и без ограничений. Никакой интеллектуальной частной собственности на вакцину от вируса, кто бы и где бы ее ни создал.

Возможно ли такое решение в пространстве неолиберальных правил игры, изрядно сдобренных ныне национализмом и правым популизмом? Еще вчера я бы ответил – нет. Но ситуация меняется на наших глазах, меняется стремительно. Только одно свидетельство. Немного смешное. В России очень любят анекдоты. Они – барометр общественного мнения, лучше любых опросов отражающий настроения большинства. За последние две недели самыми популярными стали социально-заостренные анекдоты про коронавирус. Приведу только один из них (он пришел к нам из Европы): «Вы платите в месяц миллионы еврошоу-герлз и футболистам и 2000 – биологам. Теперь вы хотите вакцину. Ну так идите к «звездам», – пусть они её вам и отыщут».

В этой шутке, как и в любой другой, есть доля шутки: мир позднего капитализма, живший производством симулякров (звезд, деривативов, брендов, трендов, хайпов) оказался неспособен ни предотвратить, ни решить проблему вируса (а возможно, он его и выпустил в свет, обрекая сотни тысяч, если не миллионы, на болезнь с угрозой смерти). Этот мир должен быть изменен. Еще накануне пандемии на это косвенно указало начало второго за последние 20 лет мирового экономического кризиса. Пандемия указывает на это прямо.

***

Завершаю. Импульсы солидарности, справедливости, интернационализма – это реальные ростки того нового общества, которое мучительно, через противоречия, кровь и пот рождается вот уже второе столетие. 150 лет назад Маркс и Энгельс назвали его «царством свободы», коммунизмом. Это правильное имя. У него правильное содержание: солидарность, справедливость, интернационализм.

А еще свобода. Свобода познавать законы исторического развития и изменять мир в соответствие с ними. Этот мир пора изменять. Завтра может оказаться слишком поздно. Если мы сегодня не пойдем влево, завтра на нас опустится коричневая чума фашизма – более страшная, чем коронавирус пандемия.

В повестку дня снова встает альтернатива – либо-либо: Либо коммунизм, либо варварство

PS. То, что здесь написано – мысли, которые рождались у автора на протяжении последних двух-трех дней в диалоге с моими товарищами по движению «Альтернативы» – Людмилой Булавкой, Андреем Колгановым, Натальей Яковлевой и другими. Я превратил их в текст буквально за один вечер. И буквально в тот же вечер, уже после того, как я написал этот текст, мне встретились в Интернете две статьи, посвященные почти буквально этой же теме – известного словенского интеллектуала Славоя Жижека и молодого украинского активиста Юрия Латиша. А 28 марта Кургинян заговорил по каналу Общественного российского телевидения в программе «Право знать» о необходимости возродить советского человека – иначе не решить навалившихся на нас проблем.

Это хороший знак.

Призрак коммунизма вновь бродит по миру!

Москва, 28 марта 2020 г.   Александр Бузгалин

 

Читайте также:

А. Бузгалин. Современное состояние марксистской теории

А. Бузгалин. Коронавирус рождает импульс коммунизма

Савас Михаил-Мацас. «Диалектика природы» Ф. Энгельса и пандемия Covid 19

«Они остаются с нами»: Александр Владимирович Бузгалин

И. Абрамсон. Александр Бузгалин продолжает борьбу


 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений