АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТОВ-ОБЩЕСТВОВЕДОВ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда № 2/2020 (134)
Коронавирус рождает импульс
коммунизма
Фрагмент статьи опубликован в
«Литературной газете» 1 апреля 2020 г. (Бузгалин А.В. «Петух
клюнул»).
См.:
https://lgz.ru/article/-13-6731-01-04-2020/petukh-klyunul/
«Не было бы счастья,да несчастье
помогло»
Русская народная пословица
Пандемия коронавируса обнажила едва ли не самые
глубокие проблемы нашей жизни, ее главные противоречия.
Одна сторона медали постоянно муссируется масс-медиа:
мы стали бояться друг друга. Мы мечтаем о прекращении международных
контактов. Мы хотим отказаться от личного общения. Мы виним во всем
китайцев (американцев, итальянцев, русских… вставить необходимое).
Еще шаг и появится расизм. Мы стали говорить о рождении «нового
мира», в котором люди боятся не только пожать друг другу руку, но
и вообще боятся друг друга…
Но есть и другая сторона медали. «Вдруг» выяснилось,
что в мире есть много таких вещей, которые не купишь ни за какие
деньги. Что самые сложные проблемы нельзя решить при помощи «невидимой
руки рынка». Что их нельзя решить в одиночку. Что наш мир един и
спасать его надо всем вместе, ибо при всей важности карантинов и
изоляций, мы только все вместе, в мире в целом, можем победить эту
беду. И карантин есть не столько средство спасти себя, сколько императив
спасения всех.
Пожалуй, от общих слов надо перейти к фактам
и постараться их осмыслить. Осмыслить для того, чтобы понять суть
проблемы и стратегию ее решения.
Самоизоляция как путь к… солидарности
Факт номер один: мы стали боятся даже друзей.
По сетям гуляет анекдот: «Друзья, в эти непростые дни мы должны
быть как можно дальше друг от друга».
Но есть и другой тренд. Еще недавно исповедовавший
лозунг «каждый сам за себя» рациональный рыночный эгоист начинает
понимать: «мы все в одной лодке».
Что-то меняется прямо на наших глазах. Бывшее
еще недавно «прикольным» исключением стремление молодежи к помощи
старикам и участию в работе волонтерских организаций становится
если не правилом, то массовым явлением. Итальянцы в 6 вечера аплодируют
на балконах медикам и поют друг для друга песни. Студенты МГУ просят
преподавателей старше 65 не стесняться и обращаться за помощью.
В молодежном субпростространстве впервые не только в левых гетто,
но и в массовых соцсетях взаимопомощь становится трендом. Индивидуализм
как главный лозунг жизни уже не столь почетен, как еще месяц назад.
А еще пустеют мегамоллы и мы вдруг на практике
убеждаемся, что можно жить без шопинга. Что жить ради покупки новой
машины не круто, а скорее глупо. Что можно всей семьей читать книги
и смотреть кино. Миражи общества потребления начинают дрожать и
таять, расплываясь в новой социальной атмосфере…
Нет, мы еще не пришли к победе коммунизма,
но впервые после ухода «реального социализма» миллионы людей всерьез
задумались о важности иных, нежели деньги, бренды и тренды, ценностей.
О возможности жить каждодневно в мире не конкуренции, а солидарности.
Это слово – солидарность – сегодня перестали
бояться произносить даже либеральные политики.
Почему? Потому, что этого требует жизнь. Борьба
всех против всех и невидимая рука рынка не могут решить проблем
пандемии – для борьбы с ней требуются по преимуществу нерыночные
меры. Главными силами противостояния общей беде становятся государственное
регулирование и общественная инициатива, взаимопомощь, самоограничение,
подчинение своего «эго» решению общей проблемы. Наличие столетиями
отрицавшегося либералами общенародного интереса становится реальностью,
очевидной для каждого.
Но!
Но современные национальные государства, а
тем более мировой рынок, контролировавшийся до недавнего времени
глобальными игроками, не способны решать проблемы там, где требуются
скоординированные действия людей, доверяющих власти, действия в интересах
большинства, ане потакание интересам финансового капитала и нефтяных
(информационных и т.п.) корпораций. В мире наблюдается довольно
четкая картина: вирус косит людей тем сильнее, чем слабее общественный
сектор и чем меньше государство ориентировано на интересы общества,
а не олигархов и бюрократии.
Альтернатива достаточно очевидна – планомерные,
прямые (не-рыночные), солидарные действия государства и гражданского
общества по поддержке жизненно важных систем. В первую очередь это
касается здравоохранения, социального обеспечения, инфраструктуры,
энергетики и связанными с ними производств. Здесь можно и должно
смело идти на социализацию (общественный контроль, прозрачность
функционирования, подчинение управлению в интересах общества) и
частных, и общественных корпораций и нарушение рыночных институтов.
Идти по пути установления четких, прозрачных, последовательно реализуемых
новых правил игры, нацеленных на реализацию общенародных интересов.
Принцип неприкосновенности частной собственности и интересы максимизации
прибыли здесь должны отойти на второй план.
В какой мере и какие государства смогут это
сделать, зависит в том числе и от граждан, от того, насколько внятно,
последовательно и активно мы потребуем этого от власти. Пора вспомнить
казавшийся утопией лозунг романтических левых: «Люди, а не прибыль!».
Пандемия именно его ставит во главу угла.
Вирус «демократичен»… следовательно, справедливость
выгодна всем
Факт номер два: вирус по-своему демократичен
– болеют все: министры и звезды шоу-бизнеса, миллионеры и нищие.
Вирус уравнивает. Но не всех и не во всем. Пандемия поставила под
вопрос способность денег решать все вопросы, но не дала на него
ответа. В мире по-прежнему господствует иная система отношений:
у одних есть возможность жить припеваючи даже в условиях пандемии
и лечиться в идеальных условиях. У других – миллиардов – нет денег
даже на простые лекарства. И это не только жители нищих стран периферии.
Это еще и десятки миллионов тех, кто в России живет на 10-15 000
рублей в месяц,, это мигранты в наших мегаполисах…
Но парадокс глобальной пандемии состоит в том,
что болезни нищих становятся смертельной угрозой для всех. И истэблишмент
– не исключение. Мы либо вместе и для всех решаем проблему, либо
все оказываемся под все большей и большей угрозой. А чтобы всем
вместе решать проблему, те, кто имеет в сотни и тысячи раз больше
других, должны как минимум существенно поделиться. Это императив.
И не только нравственный. Это императив преодоления пандемии. Средства
на преодоление пандемии должны дать миллионеры и миллиардеры, ограничив
не инвестиции, а личное потребление. Существенно ограничив, ибо
от этого никто не пострадает. Даже они сами: на время пандемии могут
отложить покупку новой яхты и обновление дизайна дворца.
Еще зимой серьёзный разговор о приоритете интересов
общества над интересами капитала казался невозможен, хотя уже тогда
надвигающийся экономический кризис, казалось бы, должен был заставить
об этом задуматься. Но тогда еще жареный петух не клюнул их в одно
место.
Сейчас клюнул.
Не могу сказать, что собственники капитала
тут же забыли о своих прибылях и прониклись идеями передачи доходов
на цели борьбы с инфекцией (хотя некоторые символические шагиделаются).
Не забыли.
Они и сейчас готовы скорее согласиться на то,
чтобы заразилась половина человечества, чем на то, чтобы запретили
оффшоры и приказали большую часть личных расходов направлять на общественные
нужды. Но в массах зреет понимание того, что этих надо заставить
как минимум поделиться. Это начинает понимать и государство. Оно
привыкло прислуживать олигархам, но сейчас чувствует «спинным нервом»,
что пора вспомнить и о своей ответственности за жизнь граждан –
бездействия и нерешительности в этом вопросе мы можем им не простить.
Да и некоторые из клана собственников миллионных и миллиардных состояний
начинают осознавать, что лучше поделиться частью дохода и даже собственности,
чем жить в мире эпидемий и карантинов.
Последуют ли за этим начавшимся изменением
общественного сознания достаточно решительные действия опять же
зависит и от нас. Первые робкие шаги ряд государств (даже РФ) уже
начал делать, но пока они предпочитают проедать резервы, в которых
сосредоточены средства, созданные трудом граждан…
Впрочем, проблема в любом случае не может быть
решена национальными государствами в одиночку.
Закрытые границы как пролог… интернационализма
Факт номер три: пандемия – проблема всего человечества.
Она касается (непосредственно!) каждого из нас. Вирус со всей очевидностью
показал: в интересах каждого гражданина каждой страны решение проблемы
во всем мире. Ни в огромном Китае, ни в маленькой Молдавии, ни в
нашей родной России спрятаться от вируса нельзя. Парадокс состоит
в том, что закрытие границ, карантин и изоляция нужны, но как средство
затормозить глобальное распространение вируса. Карантин в Китае
оказался жизненно важен не только для китайцев, но и для граждан
всего мира, включая нас, россиян. Закрывая свою страну китайцы помогали
нам подготовиться к решению проблемы. То же касается Италии. То
же касается нас. Даже если мы каким-то чудом остановим вирус в России,
но не избавим от этого (и всех последующих!) вирусов человечество,
мы себя не обезопасим, ибо следующий вирус (или иная глобальная
проблема) может и не остановиться перед барьером в международном
аэропорту.
Вирус продемонстрировал жизненность принципов
дружбы народов и интернационализма: лекарством от пандемии является
международная солидарность. И это не только помощь тем странам и
регионам, где ситуация труднее всего. Это еще и помощь тем странам
и регионам, где уровень бедности таков, что в одиночку они свои
проблемы не решат. Поэтому сегодня надо помогать им, даже если думать
только о самих себе.
И едва ли не самое главное в данном контексте:
все достижения (и позитивные, и негативные) в деле борьбе с вирусом,
все новые открытия, все пути создания вакцины и уж тем более сама
вакцина и технология ее производства – все это должно принадлежать
человечеству бесплатно и без ограничений. Никакой интеллектуальной
частной собственности на вакцину от вируса, кто бы и где бы ее ни
создал.
Возможно ли такое решение в пространстве неолиберальных
правил игры, изрядно сдобренных ныне национализмом и правым популизмом?
Еще вчера я бы ответил – нет. Но ситуация меняется на наших глазах,
меняется стремительно. Только одно свидетельство. Немного смешное.
В России очень любят анекдоты. Они – барометр общественного мнения,
лучше любых опросов отражающий настроения большинства. За последние
две недели самыми популярными стали социально-заостренные анекдоты
про коронавирус. Приведу только один из них (он пришел к нам из
Европы): «Вы платите в месяц миллионы еврошоу-герлз и футболистам
и 2000 – биологам. Теперь вы хотите вакцину. Ну так идите к «звездам»,
– пусть они её вам и отыщут».
В этой шутке, как и в любой другой, есть доля
шутки: мир позднего капитализма, живший производством симулякров
(звезд, деривативов, брендов, трендов, хайпов) оказался неспособен
ни предотвратить, ни решить проблему вируса (а возможно, он его
и выпустил в свет, обрекая сотни тысяч, если не миллионы, на болезнь
с угрозой смерти). Этот мир должен быть изменен. Еще накануне пандемии
на это косвенно указало начало второго за последние 20 лет мирового
экономического кризиса. Пандемия указывает на это прямо.
***
Завершаю. Импульсы солидарности, справедливости,
интернационализма – это реальные ростки того нового общества, которое
мучительно, через противоречия, кровь и пот рождается вот уже второе
столетие. 150 лет назад Маркс и Энгельс назвали его «царством свободы»,
коммунизмом. Это правильное имя. У него правильное содержание: солидарность,
справедливость, интернационализм.
А еще свобода. Свобода познавать законы исторического
развития и изменять мир в соответствие с ними. Этот мир пора изменять.
Завтра может оказаться слишком поздно. Если мы сегодня не пойдем
влево, завтра на нас опустится коричневая чума фашизма – более страшная,
чем коронавирус пандемия.
В повестку дня снова встает альтернатива –
либо-либо: Либо коммунизм, либо варварство
PS. То, что здесь написано – мысли, которые
рождались у автора на протяжении последних двух-трех дней в диалоге
с моими товарищами по движению «Альтернативы» – Людмилой Булавкой,
Андреем Колгановым, Натальей Яковлевой и другими. Я превратил их
в текст буквально за один вечер. И буквально в тот же вечер, уже
после того, как я написал этот текст, мне встретились в Интернете
две статьи, посвященные почти буквально этой же теме – известного
словенского интеллектуала Славоя Жижека и молодого украинского активиста
Юрия Латиша. А 28 марта Кургинян заговорил по каналу Общественного
российского телевидения в программе «Право знать» о необходимости
возродить советского человека – иначе не решить навалившихся на
нас проблем.
Это хороший знак.
Призрак коммунизма вновь бродит по миру!
Москва, 28
марта 2020 г. |
|
Александр
Бузгалин |
Читайте также:
А. Бузгалин.
Современное состояние марксистской теории
А. Бузгалин. Коронавирус рождает импульс коммунизма
Савас Михаил-Мацас. «Диалектика природы» Ф. Энгельса и пандемия Covid 19
«Они
остаются с нами»: Александр Владимирович Бузгалин
И. Абрамсон.
Александр Бузгалин продолжает борьбу
[главная страница
сайта]
[оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|