АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТОВ-ОБЩЕСТВОВЕДОВ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
6/2019 (132)
Завершение полемики
Как следует из окончания публикуемой выше статьи А.А.
Магдушевского, автор считает необходимым полемику не продолжать
(она себя исчерпала), а завершать. Я с этим полностью согласен.
Но это не единственный пункт нашего согласия. И будет, очевидно,
правильным систематизировать, сделать более чёткими моменты
согласия и несогласия (возможно, временного), пройдясь по
пунктам полемики, прекратив её именно таким образом.
Важнейший пункт нашего с Александром Андреевичем согласия
(да, да, согласия!) есть понимание революционного 11-го тезиса
Маркса о Фейербахе. Лёгкая тень обратного легла на рассуждения
вокруг него, оттого что А.А. решил применять в этих рассуждениях
неудачную терминологию. Мы, марксисты, будучи материалистами,
говорим: материя, все её формы, бытиё первичны, сознание,
индивидуальное и общественное, все его формы, вторичны. Но и те,
и другие, первичные формы и их отражения в сознании, в идеальных
формах, ЕСТЕСТВЕННЫ. Микромир фотонов и элементарных частиц
существует 13,8 млрд лет развития нашей Вселенной от Большого
взрыва, но только чуть более ста лет назад наука (познание)
выявила его дуализм, корпускулярно-волновую природу, и
вероятностный характер в микромире причинно-следственных связей,
в отличие от однозначного детерминизма в нашем макромире. А
совместно с Е=mc2
, апофеозом специальной теории относительности, обе физические
научные революции первой четверти ХХ века одарили
человечество новой формой энергии – ядерной. Так первичное –
физическая материя, отражённое вторичным, наукой, осознанием,
позволяют человечеству создавать «вторую природу». И всё это
естественно. Понятие «искусство» относится к идеальному – сфере
отражения реальности литературой, живописью, скульптурой,
музыкой, театром и т.д. А в том, что касается
социальной материи, то широко известно крылатое выражение «теория становится
материальной силой, как только она овладевает массами».
26-летний Маркс диалектику Гегеля «материализовал»..
Дальше выявлять моменты согласия и несогласия труднее.
Вмешивается в полемику чрезмерная эмоциональность с обеих
сторон, что затрудняет понимание аргументов друг друга. Дав себе
слово не скатываться в эмоции, постараюсь выявить и в большом
массиве текста о классовых формациях, особенностях переходов из
одной классовой формации в другую, из первобытного коммунизма в
античный или азиатский классовые способы производства и из
капитализма в человечество, которое отбросит классовость в
предысторию, - во всём этом трудно читаемом массиве постараюсь
всё же вычленить то, в чём мы согласны друг с другом, а в чём
нет.
Мы согласны в том, что каждый классовый способ
производства имеет стадию подъёма, стадию апогея и стадию
упадка. Можно называть эти стадии фазами. Александр Андреевич в
некоторых своих прежних работах хорошо описывал эту стадийность
(трёхфазность) на примерах конкретных европейских стран. Наше
согласие в понимании этой исторической закономерности развития
классовых обществ обусловлено знаменитым выводом К.Маркса: «Ни
одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются
все производительные силы, для которых она даёт достаточно
простора, и новые более высокие производственные отношения
никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия
их существования в недрах самого' старого общества».
Здесь мне хотелось бы несколько отойти в сторону, отметив
важную особенность диалектики способов производства всей
классовой мега-формации: главный нерв развития – это борьба
сцепленных в антагонистическом единстве двух основных классов,
эксплуатирующего и эксплуатируемого, рабовладельцев и рабов,
феодалов и крестьян, капиталистов и пролетариев. И переход от
одной экономической формации (способа производства) к другой
есть качественный скачок внутри всей развивающейся экономической
мега-формации. Когда последний классовый способ производства
исчерпывает все свои потенции и уходит в предысторическое
небытие в результате мирной или немирной глобальной революции
(или цепи революций), то это означает гигантский качественный
скачок, второе великое отрицание. Гегелевский закон отрицания
отрицания торжествует. Переход первобытного общинного строя в
классовую мега-формацию естественно объективно обусловлен и
происходит стихийно, без осознания людьми. Но снятие всей
экономической мега-формации столь же естественно требует
предварительного осознания и общественной организации этого
гигантского качественного скачка. Поэтому второе великое
отрицание никак не может быть зеркальным отражением первого.
Характер этих гигантских качественных скачков в развитии
социальной материи принципиально несопоставим. Имеет место
развёртывание диалектической спирали. Совершив грандиозный
оборот по этой спирали, человечество оказывается высоко над
моментом древнего вхождения в классовую мега-формацию.
Перейдём теперь к размышлениям о, надеюсь, не очень далёком
будущем. Учтён опыт не только героической 72-дневной Парижской
Коммуны, но и грандиозный опыт всемирно-исторических побед и
поражений героического советского народа за 74 года после
Великой Октябрьской революции, как и опыт КНР, Вьетнама, Кубы….
И мировой пролетариат, не позволив глобальному капиталу
развязать смертельную для человечества третью мировую войну,
осознанно, во главе со своим политическим авангардом,
подготавливает и реализует мировую пролетарскую революцию. Что
дальше? Остаётся один победивший класс - пролетариат. Пары нет,
антагонист, капитализм, - побеждён. Можно ли сказать, что
бесклассовая мега-формация зарождалась в недрах последней
экономической формации, т.е. в капитализме? В научной и
идеологической формах – да, в материальной сфере, сфере
производственных отношений, - разумеется, нет. И именно поэтому
победивший пролетариат не может сразу распрощаться с
государством, главным надстроечным институтом прошлых классовых
эпох, не в состоянии сразу после экспроприации экспроприаторов
перейти в «ассоциацию, в которой свободное развитие каждого
станет условием свободного развития всех». Поэтому и написал
34-летний гений в 1852: «То, что я сделал нового, состояло в
доказательстве следующего: 1) что существование классов
связано лишь с определёнными историческими фазами развития
производства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к
диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет
лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу
без классов». Я приводил эту цитату из письма Карла Маркса
Иосифу Вейдемейеру в
КЛ
3/2019 (129). Не буду повторять комментарии в той статье
«Классовая борьба не хрестоматийна» по поводу диктатуры как
содержания и как одной из форм классового государства. Считаю
нужным здесь лишь добавить, что это НОВОЕ есть не что иное как
создание диалектико-материалистической теории исторического
развития человеческого общества. Напомню ещё одно высказывание
Ф.Энгельса дополнительно к его фрагменту из «Анти-Дюринга»,
приведённому мной в упомянутой статье в КЛ129. В речи на
похоронах своего великого друга Энгельс сказал: «Маркс открыл
основной закон, определяющий движение и развитие человеческой
истории, закон, до такой степени простой и самоочевидный, что
почти достаточно простого его изложения, чтобы обеспечить его
признание. Мало того, Маркс открыл также закон, по которому
создан наш нынешний общественный строй с его великим классовым
делением на капиталистов и наёмных рабочих; … закон, в силу
которого оно [это общество] должно погибнуть подобно всем
предыдущим историческим фазам общества». Двухфазность
бесклассового коммунистического общества с революционной
диктатурой пролетариата и отмиранием государства в первой фазе
имманентно входят в состав первого из двух великих открытий
Маркса. Александр Андреевич не считает необходимость первой фазы
коммунизма открытием. Здесь я вынужден фиксировать огорчительный
момент категорического взаимного несогласия, надеюсь,
временного.
Очень много спорного в следующем большом абзаце, в котором
Александр Андреевич развёртывает объяснение своего отношения к
А.Н.Косыгину лично и к его пятилетке 1966-70, а также – к
высшему партийно-советскому руководству того времени. Из этого
объёмного фрагмента в одном пункте считаю возможным
зафиксировать наше согласие с А.А.: мы оба весьма
позитивно относимся к А.Н.Косыгину как человеку и как
государственному деятелю. А.А. приводит перечень тех
государственных руководителей, которые, по его мнению, могли бы
вместе с Косыгиным вывести СССР из застоя и «переломить
… сползание к капитализму». Не все из приведённого списка лица
заслуживают столь высокой оценки. Так, например, не прояснены до
конца у историков обстоятельства бегства А. Микояна из
британского заключения в Туркменистане (см., например, статью
сына Степана Шаумяна в БСЭ). Кроме того, член политбюро
А.И.Микоян несёт немалую долю ответственности за кровавое
подавление в 1962 выступления рабочих в Новочеркасске,
протестовавших против одновременного повышения норм выработки и
цен на продукты питания. Расстрел в Новочеркасске ознаменовал
собой конец «хрущёвской оттепели», за 2 года до отставки
Н.С.Хрущёва. Также не могу согласиться с включением Ю.Андропова
в этот список высокого доверия: именно под давлением Андропова и
Шелеста Брежнев перестал колебаться, и подавление Пражской
весны, это преступление тогдашнего советского руководства против
социализма, надолго отравившее отношения чехословацких
коммунистов и КПСС, состоялось. Но я полностью согласен
с высокой оценкой Петра Мироновича Машерова. Это был уникальный
руководитель, очень напоминавший стилем руководства другого
Мироныча, нашего ленинградского любимца С.М.Кирова. Мне выпал
счастливый случай лично увидеть и услышать Петра Мироновича. То
было в 1968, когда он приветствовал участников открывшейся в
Минске Второй Всесоюзной научной конференции по использованию
ядерных излучений и радиоактивных изотопов в мирных целях. В
руках у него не было никаких бумажек, и все в зале видели в его
глазах искреннюю радость находиться, как он тогда сказал, «в
среде учёных и инженеров, физиков, ведь я же в молодые годы
преподавал математику и физику в школе». И не забудем, что этот
школьный учитель успешно воевал, командуя в Белоруссии
партизанскими отрядами, став в конце Великой Отечественной
Героем Советского Союза. А когда во всём Советском Союзе, после
насильственного прекращения действия косыгинских
экономических установок, воцарился застой, в одной лишь
Белорусской ССР его не было, и она продолжала демонстрировать
высочайшие успехи в промышленности, сельском хозяйстве, развитии
культуры. И когда в 1980 году А.Н.Косыгин тяжело заболел
(скончался он 18 декабря 1980; кстати, в некрологе, подписанном
высшим руководством СССР, не сказано ни слова о главной его
исторической заслуге – базирующейся на ленинских принципах
реформе, реализованной в 1966-70 гг.), в Москве заговорили о
переводе на должность предсовмина Союза именно П.Машерова.
Причём с прицелом – вообще на первое место в центральном
руководстве. Но не всем это нужно было: бюрократическое
перерождение номенклатуры становилось необратимым. И уже в
октябре 1980 первый секретарь ЦК КП Белоруссии погиб. Ехавшая на
высокой скорости автомашина столкнулась с выехавшим на встречку
грузовиком с картошкой. То, что это было организованное
покушение, после подробного расследования не оставляло никаких
сомнений. Опыт, правда, в сталинские годы (и в той же
Белоруссии) был.
Итак, подводя итог, прихожу к неплохому результату. Счёт в матче
согласий против несогласий вполне приличный. Согласия победили.
Счёт 4: 1. А если подходить очень строго (оценки Дубчека и
«выдыхания»/насильственного прекращения косыгинской реформы), то
4:3 в пользу согласий. Но я не ригорист.
Считаю, что победила дружба.
И – главное – чтобы наши дискуссии служили на пользу нашим
читателям в понимании того, как эффективнее бороться с
достаточно сильным классовым противником, находящимся пока во
власти.
Читайте также:
А.А.
Магдушевский. Хрестоматийная борьба
И.Г.
Абрамсон. Классовая борьба – не хрестоматийна. О критической
работе А.Магдушевского «Хрестоматийная борьба».
А.А.
Магдушевский. Продолжение полемики – не борьбы классов. К статье
И.Г. Абрамсона «Классовая борьба – не хрестоматийная.
И.Г.
Абрамсон. Завершение полемики.
А.А.
Магдушевский. Продолжение полемики. Ответ на статью «Завершение
полемики» И. Г. Абрамсона в КЛ 6/2019 (132)
[главная страница
сайта]
[оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|