РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ И АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Коммунист Ленинграда № 3/2006 (51)..........вернуться к оглавлению

 

Демсталинизм

 

В 90е годы в нашей стране доминировали антисталинистские страсти. Им противостояли страсти сталинистские. В начале XXI века положение изменилось. В русле общего курса правящего режима на государственно-национальную консолидацию общества, расколовшегося на бедных и богатых, в том числе на консолидацию в отношении истории, идёт некоторая официозная "реабилитация" сталинизма, Сталина. Этот факт радует многих упрямых сталинистов, тревожит идейных марксистов, огорчает ярых антисталинистов. По-моему - ни для радости первых, ни для тревоги вторых, ни для огорчения третьих нет оснований.

Сталинисты должны понимать, что Сталина "реабилитирует" режим прихватизаторов (расхитителей социалистической собственности, грабителей ненаграбленного), политических проституток (коммрастриг-перевёртышей), военных преступников ("героев" ельцинских путчей и позорных чеченских "войн"), просто уголовных дельцов (сутенёров, торговцев человеческим товаром, человеческими запчастями, фактических рабовладельцев и т.п.), вольготно чувст­вующих себя при "свободе". Если сталинисты считают Сталина принципиальным противником мерзостей капитализма - его "реабилитация" буржуазным режимом должна восприниматься этими сталинистами в качестве поцелуя Иуды.

Отношение действительных марксистов к сталинщине - неизбежно отрицательное (в той или иной степени и форме), любой возврат сталинистских реалий у марксистов радости вызывать не может. Но о действительном возврате сталинизма говорить не приходится, ни актуально, ни, пожалуй, в любой перспективе. Сталинщина, сталинизм - если не бросаться терминами и понятиями - конкретные явления первой попытки движения к коммунизму, в своих наиболее типичных формах свойственные наиболее отсталым социалистическим странам. Прежние подобные страны сталинщину, сталинизм так или иначе практически изжили, перспективы уцелевших наиболее близких к сталинистскому канону стран (КНДР и, с натяжками, ещё несколько стран; да и они прямо сталинизм не исповедуют) крайне безрадостны. Нельзя исключать возможности появления в грядущих отсталых социалистических странах чего-то родственного, однотипного сталинщине - и здесь опасность такого появления в новых, неожиданных, даже антисталинистских по лозунгам и деталям формах. Нельзя полностью исключать появления опасных негативов в грядущих развитых социалистических странах, негативов, в чём-то перекликающихся со сталинизмом. Важнейшей га­рантией против этих опасностей должна стать грамотная борьба с ними миро­вого марксистского движения, т.е. борьба, основанная на глубоком научном понимании общественных корней таких опасностей, понимании путей искорене­ния названных корней. К "нашей" "реабилитации" сталинизма всё это отношение имеет достаточно опосредованное (сия "реабилитация" помогает углубить марксистское понимание сталинизма, например) Марксистам нашей страны тре­вожиться нужно в первую очередь не негативами любого социализма, а явле­ниями демреакции и лишь в этом плане "реабилитацией" сталинизма.

Сказанное я отношу и к ярым антисталинистам из числа марксистов. В 90е годы такие марксисты чуть ли не главную печаль видели в сталинистской традиции, соревновались с тогдашними антикоммунистами по части антисталинистской ругани, антисталинистского крика, хотя своим эмоциональным самовыражением подменяли (в разной мере) действенный анализ сталинизма, грамотную борьбу с его традицией, действительные поиски путей предотвращения любых негативов грядущего социализма. Насколько я могу судить - сейчас художественная борьба со сталинизмом ослабла, но не исчезла совсем. Что касается наивных антикоммунистов, им нелишне вспомнить мнение малограмотных обыва­телей советского времени, слепо обозлённых на постсталинских партбилетчиков - "правильно Сталин коммунистов расстреливал!!!" - и не огорчаться.

ªªª

На рубеже тысячелетий в нашей стране произошла смена общественного строя, Считать ли её социальной революцией или социальной контрреволюцией - сам факт смены налицо. Лучше всего (в том числе отстранённо, объективно) изученные и понятые образцы подобных смен - канонические переходы от феодализма к капитализму (социальные революции в широком смысле). Во всей полноте (с генезисом нового строя в недрах старого и пр.) эти переходы - явления продолжительные и сложные. Но очевидны общие моменты. В Англии и Франции главные из них - соответственно революции (в узком смысле) середины XVII и конца XVIII века (острейшая борьба - кто кого - старых и новых общест­венных сил с участием народных масс, гражданскими войнами за экономическое и политическое господство). В борьбе с информационным антагонистом буржуа­зия опирается на антагониста внутриформационного. Следущие общие моменты - постреволюционные режимы (соответственно Кромвеля и Наполеона), закрепляющие победу капитализма. Продолжая борьбу с иноформационным антагонистом, буржуазия уже избегает опираться на своего внутрикапиталистического антагониста, её диктатура теперь опирается на сильный государственный аппарат (типа возрождённой монархии). И, наконец, режимы Реставраций. Феодализм преодолён полностью, на первый план выходят внутрикапиталистические антагонизмы и против трудящихся капитализма буржуазия опирается на традиции и элементы феодализма, проведя опереточную реставрацию феодализма. Рассматриваемые каноны показывают, что постепенно между буржуазией и феодальными "динозаврами", стоящими у непосредственной власти, нарастают противоречия и буржуазия, вполне освоившая искусство держать эксплуатируемых в узде, одним щелчком сбрасывает реставрационные режимы (соответственно, "Славная революция"1686 года и Революция 1830 года), наступает господство (раннего) капитализма (до его превращения в классический в ходе промышленного переворота и его последствий). Для революции характерно резко отрицательное отношение новых общественных сил к старым ценностям; при постреволюционных режимах обозначенное отрицание сменяется дифференцированным подходом; буржуазия Реставраций старорежимное смакует; затем всякое специальное отношение к феодальным пережиткам теряет значение - вместе с самими пережитками.

Переход к капитализму рубежа тысячелетий в нашей стране обнаруживает ступени типа рассмотренных. Здесь тоже нет смысла касаться проблем генезиса капитализма в прежнем обществе и т.п.. Но революцию наизнанку 90-х годов остаётся только констатировать. Нынешняя буржуазная общественность оценивает 90е годы, ельцинщину достаточно сурово. Какая неблагодарность - ельцинский режим безграмотно и жестоко, но устанавливал господство капитализ­ма. А чтоб расхитить социалистическую собственность, измордовать советскую армию, запретить собственную политическую "Альма-матер" и т.д., любовь Ельцина ломать, топтать, бодать (выработанная при делании блестящей партийной карьеры времён Застоя, именно с 1968 года) пришлась очень кстати (как и его поразительная чиновничья интуиция, которой могли бы позавидовать не только женщины, но и Сталин). Или непопулярная кровавая возня в Чечне. Чтоб превратить народные, революционные армии в послушное орудие послереволюционной буржуазии Кромвель и Наполеон повели эти армии на захваты других стран - чтоб сделать это же с советской армией, нужны были та или иная "Чечня" и прочие "военные" мерзости. И, разумеется, ельцинский режим, тогдашняя "общественность" оплёвывали всё советское. Примерно к 2000 году всё советское было расхищено, поломано, оплёвано - экономическое господство и политическая власть буржуазных сил стали полными. Но общество находилось в переходном кризисе. Понадобилась новая буржуазная политика, новый режим, новые люди. Буржуазия, после смотрин через премьерство, остановила выбор на Путине. Путин возгла­вил достаточно типичный постреволюционный режим. Этот режим создаёт свои "наполеоновские кодексы"; создаёт жёсткий госаппарат; не ведёт "наполеонов­ских войн", но укрепляет новую армию; вместо ошельмованного советского патриотизма поднимает российский, и т.д. И в духе кремлевского и наполеоновского режимов - но иначе, современно - консолидирует новое общество, в том числе через частичный возврат к разгромленному, неопасному прошлому (полусоветский гимн и т.д.). Буржуазной России выгодно гордиться пионерским выходом СССР в космос, решающей ролью советского народа в разгроме фашизма (придав им русский акцент); очень приятна ей сверхдержавностъ СССР. А если нелюбимый буржуазией социалистический выбор нашей страны связан с эпохой и именем Ленина, то многие реальные последствия этого выбора, которыми можно гордиться и буржуазии, великая Победа, повышение державного статуса СCCP, связаны с эпохой и именем Сталина. Потому если в отношении Ленина, Октября буржуазия сейчас только ослабила шабаш, то к Сталину, сталинской державности, геополитике и т.п. симпатии у неё на уровне ФНС 90-х и КПРФ всегда. Современная "советизация" шире прагматичной политики - есть и лирика. Кос­тяк буржуазии и буржуазного чиновничества составляют партбилетчики КПСС, билетчики ВЛКСМ, которые от надоевшей шоу-мути потянулись к песням и пр. своей молодости, даже детсадовской. Или - начался массовый демгуманизм нашей страны канканом, который на памяти зверски убитого ребёнка отплясывали застойные холуи и прохвосты (такая вот форма самовозвышения). Неудобно, го­спода. Сейчас Павлик Морозов тихонько "реабилитируется". Например - откро­венно антисоветский телеканал "Россия" уже не раз показал фильм, в котором напраслины на Павлика сглаживаются, а критике подвергаются "обе стороны" - советский строй и малоизвестный клеветник, уехавший в США (Никита Михалков и другие мужественные борцы с Павликом не названы). Попробуй теперь кто-нибудь усомниться в девственной непорочности буржуазной объективности. А если для шоу-шутов и баранов-филистеров Павлик всё равно закладушник - так у нас демократия.

Естественен вопрос о "советской Реставрации". Канонические Реставрации - феодальная возня полностью победившей феодализм буржуазии. Если исходить из современных реалий, можно допустить, что полностью господствующая в на­шей стране буржуазия допустит на время до власти КПРФ (может быть, в союзе с другими "коммунистами" и социалистами). Допустим, чтоб ослабить недо­вольство народа и дать излиться ностальгии миллионов, чтоб временно отвес­ти в сторону критику буржуазных партий, чтоб КПРФ решила некоторые пробле­мы (например, в какой-то мере вернув советскую систему образования, может быть, и бесплатную медицину и пр.), а на других сломала себе шею, чтоб КПРФ ещё больше привязалась к капитализму, чтоб ещё больше обуржуазила понятие "реального коммунизма". Что КПРФ бояться не стоит - буржуазия поняла дав­но. КПРФ может убрать из гимна его буржуазную половину, а из флага - его буржуазные две трети, свернуть обе головы монстру, обязать чиновников (в том числе госСМИ) к обращению "товарищи" и т.д. КПРФ не может экспроприи­ровать грабителей ненаграбленного, не может установить реальное народовластие, поднять на это народ. Потому буржуазия, выжав из "социалистической Реставрации" все, что ей нужно, приняв все, что она готова терпеть, одним щелчком сбросит эту "Реставрацию", даже без игры в "славную революцию", просто на проплаченных выборах. Но руками демсталинистской КПРФ буржуазия сможет реставрировать надолго из сталинизма всё, что ей подходит, но что неудобно реставрировать самой буржуазии.

Итак, выше обосновывалась мысль, что переход от социализма к капитализ­му исторической структурой похож на переход от феодализма к тому же капи­тализму, что "реабилитация" сталинизма - не просто чьи-то уступки, ошибки, предательства случайного характера, а проявление общих закономерностей исторических переходов от одного типа общества к другому. Сначала "тезис" - нарастающее отрицание прошлого; затем "антитезис" - нарастающий возврат элементов прошлого; затем - "синтез" старого и нового при абсолютном гос­подстве нового. Правда, если Наполеон создавал "новое дворянство", а последующая Реставрация адаптировала и дворянство старое, если в современном "обществе свободы" обозначенная феодальная мишура успешно сохраняется - то ведь и феодализм, и капитализм являются обществами социального неравенства, вполне откровенного, игра в сословное неравенство феодализма классовому не­равенству капитализма не противопоказана. "Реабилитация" классовым общес­твом элементов социализма требует специального разбора, особенная реабили­тация" сталинизма, столь праведно обличаемого в 90е годы - тем более.

(Продолжение см. в следующем номере)

    А.Магдушевский

Читайте также

 

вернуться к оглавлению