газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 1/2022 (145)

 

СССР и Империализм: Назад, в Будущее

Доклад на Международной научной конференции «Советский Союз: Альтернатива Прошлого или Стратегический проект Будущего?»
 

1.     Как только новорожденная Советская Социалистическая Республика в России  превзошла на один день  недолговечную Парижскую Коммуну, Владимир Ильич Ленин отпраздновал это событие, выйдя на улицу танцевать на снегу.

      Кажется парадоксальным такой кажущийся порыв радости великого революционера, широко известного своим трезвым, выдержанным отношением к постоянно меняющейся действительности. Но именно поэтому его законное выражение радости было не просто спонтанной, а вдумчивой реакцией на развитие событий. Танец Ленина на снегу есть не что иное, как то, что философ-марксист Бертелл Оллман назвал Танцем диалектики!   

      Жизнеспособность и стойкость первого Рабочего государства, рожденного Октябрьской социалистической революцией 1917 года, явились первым практическим подтверждением исторической правомерности победившей социалистической революции, которую тогда (да и сейчас) считали многие левые и все правые  отклонением от истории или преждевременным выкидышем.

        Для Ленина такое первое подтверждение в исторической практике не было эмпирически-прагматическим свидетельством того, что «это работает». Это опыт, который следует изучать диалектически. Основываясь на своих предыдущих интенсивных и продолжающихся теоретических исследованиях материалистической диалектики и своей работе по империализму, во время Первой мировой войны, против механического эволюционизма Второго Интернационала и его капитуляции перед сталкивающимися империалистическими интересами, Ленин признал историческим процесс, подтверждённый стойкостью молодой Советской Социалистической Республики: природа противоречий, движущих новую переходную эпоху в истории, подтверждена взрывами Великой империалистической войны и Социалистической революции в России.

         Империализм, что Ленин показал в своей знаменитой брошюре, - это не политика, а особая экономическая стадия развития капитализма, «высшая стадия» мирового капитализма, эпоха его исторического упадка и, следовательно, перехода за его пределы, навстречу мировому коммунизму.  

       Ленинский стратегический проект социалистической революции, изложенный в его «Апрельских тезисах» 1917 года, совпадающий с троцкистской теорией перманентной революции и не без сопротивления принятый большевиками, привел после победы Октябрьской революции 1917-го к основанию в 1922 Союза Советских Социалистических Республик. СССР немыслим без этой марксистской оценки характера новой эпохи, интернациональной перспективы мировой социалистической революции и ясной, бескомпромиссной пролетарской интернационалистской ориентации..

      Это был проект, не ограниченный национальными границами, явно противостоявший национальному превосходству или бюрократическому господству. Его стратегической целью было положить конец всем формам господства и эксплуатации во всем мире. Другими словами, это был стратегический проект всеобщего освобождения человечества, что Карл Маркс назвал коммунизмом.

       С этой точки зрения жизнестойкость, возможности и, в конечном счете, сама судьба Советской России, а позднее Союза Советских Социалистических Республик - СССР, строительства социализма были связаны с противоречивым отношением к своей противоположности — империализму, а впоследствии и с международной революционной борьбой пролетариата и угнетенных народов за свержение империализма.

       Противоречивая взаимосвязь СССР/империализм занимает центральное место в этом проекте. Роль и действительное движение одного полюса противоречия нельзя понять без другого. Нужно всегда конкретно выявлять их взаимосвязь и взаимодействие, во всякой изменяющейся конъюнктуре, не забывая об их непримиримой противоположности, чтобы суметь двинуть вперед борьбу за мировой социализм.

2.   СССР и империализм представляли собой намного большее, нежели две несовместимые социальные системы, существующие рядом. Октябрь 1917 – не только месяц и год рождения первого рабочего государства, но вместе с этим и сверх всего, эпохальное начало перехода к совершенно Новому Миру.

        Мировой характер современных производительных сил выразился в их восстании против исторически устаревших капиталистических производственных отношений, приведших к первой империалистической мировой войне. Вспыхнувшие мировые противоречия в своем неравномерном и сочетанном развитии разорвали «международную империалистическую цепь в ее самом слабом звене» — России, по известной метафоре Ленина.

       Ленинская формулировка, насыщенная определениями, заключает в себе его научную оценку События, породившего Советский Союз. Следует подчеркнуть семь аспектов:

a. Капитализм в империалистическую эпоху его исторического упадка есть всемирная система, взаимосвязанная международная цепь.

b. Империалистическая война – это взрыв неразрешимых всемирных структурно-системных противоречий, который разрывает цепь.

c. Историческая специфика России как общественного образования делает ее наиболее уязвимым, слабейшим звеном международной цепи, местом ее разрыва.

d. Ленин настаивает: выпало совсем не локализованное национальное звено, разорвана была вся международная цепь.

e. Этот разрыв непрерывности приносит перманентный структурный ущерб всемирной системе, мешая её ре-стабилизации и

f.  открывая эпоху войн и революций.

g. Распад цепи, произведённый Октябрьской революцией, делает эту революцию “первым актом всемирной социалистической революции“

        Это свидетельство о рождении Советского Союза. Идя назад к акту его рождения, мы могли бы проследить основные тенденции динамики в сторону будущего.    

3.  Для империализма, т. е. приходящего в упадок капитализма как мировой системы, вопрос жизни и смерти состоит в том, чтобы восстановить и сохранить восстановленной целостность своей разорванной международной цепи. Необходимо было сокрушить Октябрьскую революцию и Советский Союз любыми средствами, в том числе самыми варварскими.

    Эта жизненная необходимость была движущей силой военной интервенции четырнадцати империалистических армий, помогавших в Гражданской войне белой контрреволюции против Советской власти.

    В тот ранний период становления Рабоче-Крестьянской Красной Армии, в ее асимметричных героических боях, ее основатель и руководитель Лев Давидович Троцкий в дискуссии о роли военных специалистов подчеркивал: «…мы живем в эпоху перехода от господства буржуазии к социалистическому строю […] Эта двойственность или противоречие, заложенное в самой сущности нашей революции. Дело не в режиме, не в его политической форме и не в принципе построения его армии, а в столкновении двух формаций, буржуазно-капиталистической и социалистически-пролетарской. Это противоречие можно преодолеть путем длительной борьбы. Мы просто пытаемся создать оружие для ведения этой борьбы и стараемся, чтобы это оружие соответствовало требованиям и обязательствам режима, который мы призваны защищать».

     То же империалистическое военное стремление восстановить прерванную преемственность мировой капиталистической системы путем уничтожения новой социалистической формации, возникшей в СССР, стояло за фашизмом и нацистским вторжением, а затем и за так называемой «холодной войной» в сочетании с «горячей», опустошительные войны против колониальных народов, от Кореи и Вьетнама до Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

    Советский Союз, международный рабочий класс, всё человечество заплатили огромную цену в этой идущей борьбе за всемирный социализм.       

4.    Трагически, поражения мировой революции, особенно поражения в Германии и Европе в 1919-23, дополненные ещё и поражением в Китае в 1927, оставили в изоляции первое рабочее государство в сравнительно отсталой аграрной стране, с почти разрушенной мировой и гражданской войнами экономикой, окружённой, под гигантским империалистическим давлением.

Бюрократизация, сталинизм, трагедии 1930-ых и то, что за ними последовало, сама гибель СССР в 1991 — не были продуктами революции и социализма. Напротив, они были результатами неостанавливаемого, удушающего давления империализма и длительной изоляции из-за задержки социалистической революции в передовых капиталистических странах. Предательская роль лидеров европейской социал-демократии в первой волне мировой социалистической революции, незрелость молодых коммунистических партий, бюрократизация в самом аппарате Коминтерна существенно содействовали закреплению империалистического агрессивного окружения, обостряя все внутренние противоречия СССР.

 «Завершение социалистической революции в национальных рамках немыслимо, — писал позже Троцкий, — Одна из основных причин кризиса буржуазного общества состоит в том, что созданные им производительные силы не могут более примириться с рамками национального государства [...] Социалистическая революция начинается на национальной арене, разворачивается на международной арене и завершается на мировой арене. Таким образом, социалистическая революция становится перманентной революцией в более новом и широком смысле этого слова; оно достигает завершения только в окончательной победе нового общества на всей нашей планете».

Советский Союз, как первый момент всемирно-исторического цикла переходной эпохи, открывшейся в 1917, сам был переходным обществом; сложное, противоречивое единство господствующих социалистических тенденций, зарождающихся в революции и проявляющих свои возможности в великих свершениях, и капиталистических тенденций, порождаемых внутренними товарно-денежными отношениями и мировым капиталистическим рынком.

 Несмотря на свою относительную изоляцию, Советский Союз был уязвим перед колебаниями и кризисами мирового рынка и мировой капиталистической экономики. Закон стоимости действует в мировом масштабе, и его нельзя отменить в отдельно взятой стране, вопреки чему утверждают доктрина «социализма в отдельно взятой стране» и сталинский учебник по экономическим проблемам социализма.

Попытка консервативной бюрократии балансировать между иностранным империалистическим давлением и социальной базой своих привилегий внутри страны, порожденная поражениями международной социалистической революции,  привела к новым поражениям на международной арене, к государственным репрессиям внутри страны и к катастрофической административно-командной неуправляемости плановой экономики, заведшее её окончательно в катастрофический тупик.

Тупик, в конечном счете, отражал не столько разрастание капиталистических тенденций, сколько насущную потребность в дальнейшем развитии социалистических тенденций, сталкивающихся с бюрократическими барьерами и лишенных доступа к мировым производительным силам, все еще находящимся под империалистическим капиталистическим контролем.

      Незавершенный переход стал заблокированным, парализованным переходом. Единственным способом выйти из этого переходного кризиса могли стать активная мобилизация и участие рабочих масс, чтобы разорвать бюрократическую смирительную рубашку и высвободить потенциал заблокированных социалистических тенденций.

       Но бюрократическая номенклатура, оторванная от этих масс и напуганная ими, стремилась спасти свои корыстные интересы и самосохранение. После неудачных попыток «реформировать» или «перестроить» существующий тупик сверху номенклатура обратилась к капиталистической реставрации, к капитуляции перед западным империализмом — и к распаду Советского Союза.

5,     Первоначальный триумф на империалистическом Западе по поводу его так называемой “победы” в холодной войне с кончиной СССР и абсурдные празднования “конца истории”, “коммунизма” и т. д. давно исчезли, и эти люди обратились в глубочайший исторический пессимизм.

Как мы утверждали в других случаях, после империалистической гордыни 1991 года и безумия так называемой империалистической «войны с террором» в Афганистане и Ираке Немезида пришла, чтобы наказать последовательными ударами, один более разрушительным, чем другой: глобальный крах 2008, крах глобализации финансового капитала, за которым последовала Великая рецессия, и все еще неразрешимый глобальный капиталистический кризис, чрезвычайно усугубленный глобальным пандемическим шоком 2020, его продолжающимся течением и драматическими последствиями.

       Что касается безумия 20-летней «войны с терроризмом» в Афганистане, развязанной США, НАТО и их «добровольными союзниками», то это привело к самому унизительному поражению американского империализма после Вьетнама, хаотичному выводу американских войск и тому, что бывший лидер немецкого правого крыла ХДС и кандидат в канцлеры назвал «худшим поражением НАТО с момента его основания».

     В то же время,  за последние 20 лет беспрецедентный рост Китая как мировой экономической сверхдержавы, бросающий вызов американскому капитализму в упадке, а также эскалация напряженности между империализмом США/НАТО и постсоветской Россией, особенно после фашистского переворота на Украине и войны в Донбассе заставили Вашингтон и Пентагон США нацелить Китай и Россию как «основных системных соперников» Америки. Новая холодная война объявлена империализмом на международном уровне, от бывшего советского пространства и границ России до Китая, от Балтийского и Черного морей до Индийского океана и Южно-Китайского моря.

Широко распространено не частое ощущение дежавю, повторение странных версий американских фильмов «Доктор Стрейнджлав» или «Назад в будущее».

Недавнее эссе, опубликованное в  Foreign Affairs, хорошо известном органе и мозговом центре Государственного департамента — того самого Foreign Affairs, где Джордж Кеннан опубликовал в 1946 году свой печально известный документ о «сдерживании», доктрине холодной войны, — предупреждало о «Мифе об упадке России» и «Почему Москва будет стойкой державой». Майкл Кофман и Андреа Кендалл-Тейлор, авторы эссе, настаивают: «Даже если Китай окажется более серьезной долгосрочной угрозой, Россия также останется долгосрочным соперником».

Авторы Foreign Affairs поднимают важный и загадочный вопрос: «Почему победители в холодной войне потеряли постсоветский мир?»

Начиная отвечать на него, они обращаются к подходу, введённому украинским историком Сергеем Плохием, академиком, ныне в Гарварде, далёким от подозрений в коммунистических или даже про-российских симпатиях: «Бывшее советское пространство остается пороховой бочкой, до сих пор остающейся таковой после распада Советского Союза, который следует воспринимать не как событие, а как процесс, как метко выразился историк Сергей Плохий»

Збигнев Бржезинский после распада СССР разработал целую геополитическую доктрину, в которой подчеркивалось, что этого распада недостаточно для стратегических нужд американского империализма. Для устранения навсегда «угрозы» Россия и все постсоветское пространство должны были быть раздроблены и подчинены. Последующие события с расширением НАТО до границ России, «цветные» контрреволюции, войны на Кавказе, украинский Майдан, «гибридная» война на Донбассе, новая американо-британская «Атлантическая хартия», Австралийско-англо-американский альянс АУКУС и т.д. показывают, что параноидальная доктрина Бржезинского не умерла вместе с ним.

      Предупреждение Троцкого в 1929 более, чем когда-либо, актуально: процесс капиталистической реставрации в бывшем Советском Союзе не означает возврата к до-1917 условиям. Он означает его фрагментацию, колонизацию и полу-фашистский режим управления. Предупреждение, которое применимо также и к Китаю.

6.      Семь пунктов, на которые мы ссылались ранее, имея в виду включить их в “свидетельство о рождении” Советского Союза, имеют решающее значение и сегодня.

a. Глобальный капитализм ныне намного более интегрированная международная цепь.

b. Мировые системно-структурные противоречия глобализируются до крайней степени глобализацией капитала и взрываются кризисом. Глобализация капитала последних сорока лет сталкивается с её историческими пределами в 21 веке, продуцируя очередной после 2008 глобальный кризис, пандемию Covid-19, угрозу климатической катастрофы.

c. Постсоветская Россия в силу своих исторических особенностей как общественного образования, сформированного затяжным незавершенным переходным процессом, ведущим к распаду с огромными национальными и международными последствиями, становится устойчивым, потенциально взрывоопасным плацдармом конфронтации с западным империализмом в  контексте углубляющегося глобального капиталистического кризиса.

d. Целостность международной империалистической цепи еще не восстановлена путем колонизации и полного подчинения бывшего Советского Союза или Китая.

 e. Структурные повреждения в мировой капиталистической системе остаются постоянными и расширяются, вызывая во всем мире комбинированную финансовую, социально-экономическую, политическую и геополитическую дестабилизацию всех отношений,

f. ведя к войнам и революциям

g. и доказывая, что мировая историческая спираль, инициированная Октябрьской социалистической революцией, не закрыта.

7.   Исходя из этого, все освободительные силы мира должны занять активную позицию. На недавней международной конференции в Сан-Паулу, Бразилия, в августе 2021 года мы подчеркнули:

«Реставрационистские режимы и олигархи не могут и даже не хотят отражать империалистическое наступление. Они ищут невероятный компромисс и невозможное примирение с агрессором, врагом их народов, во имя «международного сотрудничества», «многополярности», «выгодного для обеих сторон соглашения» и т. д., воплощения старых несостоявшихся формул «мирного сосуществования» и бюрократического «социализма в отдельно взятой стране».

Без какой-либо поддержки реставраторских режимов, олигархов или Бонапартов, международный рабочий класс и его авангард не должны оставаться нейтральными перед лицом империалистической агрессии, а должны бороться, чтобы победить ее. Он должен проявить солидарность в действии, поддерживая политическую мобилизацию самих масс в этих странах для победы над империализмом. Антиимпериалистическая борьба, чтобы победить, должна не попасть в ловушку слепого национализма, служащего правящим элитам, а приобрести перманентный характер до поражения самого процесса капиталистической реставрации, открывающего дорогу империализму и колонизации, экспроприации олигархов, за социалистическое переустройство экономики под рабочим контролем, всю власть настоящим советам без бюрократов, полную рабочую демократию и активную интернациональную политику поддержки всех революционных и освободительных движений в мире».

 8.   Мы видим, что Советский Союз не очередная косная руина среди руин мертвого прошлого. Она не является ни пассивным объектом созерцания, ни чистой ностальгией. Говоря языком диалектической, нелинейной, материалистической концепции истории Уолтера Беньямина, она принадлежит угнетенному прошлому рабочего класса и человечества, борющегося за освобождение, против угрозы неминуемой катастрофы. СССР XX века — не нематериальный призрак, а нереализованный материально-исторический потенциал, незавершенный, заблокированный переход, приведший к коллапсу как еще продолжающемуся процессу. Даже сейчас, особенно сейчас, он противопоставляет империализму революционную возможность в 21 веке освободить угнетенное прошлое и реализовать его потенциал для преобразования мира.

       Всемирный Союз Советских Социалистических Республик, простирающийся как на глобальный Север, так и на глобальный Юг, пребывает в текущей и предстоящей борьбе как стратегическом проекте будущего человечества.

 

   

Савас  Михаил-Мацас

Конференция была организована Российской Национальной библиотекой, Домом Плеханова и Ассоциацией марксистского обществоведения при поддержке Фонда Розы Люксембург 12-13 ноября 2021 г., Ленинград.

Читайте также:

 

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений