газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТОВ-ОБЩЕСТВОВЕДОВ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 2/2020 (134)

 

Мой Ленин

 

Как и все советские люди я представлял Ленина таким, как его преподносили. Но с некоторого времени, еще до службы в армии также таким, и в основном таким, каким он представал в своих работах. Они были написаны великолепным, живым и ярким, великим и могучим русским языком, разительно отличавшемся от казенного, бюрократического языка официальной пропаганды с ее пустопорожностью и отсутствием мыслей. Они были противоположны этой пропаганде так же, как живая вода – мертвой, хотя и в ней, особенно в художественных фильмах о Ленине, многое тоже было правдой. Они заряжали революционной энергией, напором, духом свободы и борьбы, устремленностью в будущее. В этих работах Ленин был… Лениным, а не подделкой, фрагментом, пусть и ключевым, искусственно созданной идеологической конструкции, деталью отлаженного номенклатурного механизма.

Его восхваляли и возвеличивали, превозносили, ставили ему памятники на центральных площадях, в центральных парках и скверах городов и поселков, называли те же площади, главные проспекты и главные улицы его именем, снимали о нем фильмы, к разного рода юбилеям, с ним связанным, приурочивали открытие станций метро, пуски энергоблоков, целых электростанций и промышленных гигантов, изучали его произведения в системе партийной учебы и в каждом ВУЗе в лекциях и на семинарах по истории партии. В каждой районной библиотеке стояли темно синие тома Полного собрания его сочинений. Но… тем самым, его мысль и дело забальзамировали и запрятали, замуровали в барельефах, бюстах и скульптурах, в монотонных докладах на съездах и пленумах КПСС, на конференциях, в книгах и статьях, якобы развивающих эту пульсирующую, бьющую как молния мысль, превратив все это бесчисленное множество в надгробие революции. Из буревестника, символа и знамени, из олицетворения и воплощения революции, ее гения Ленина превратили в икону и этой иконе били поклоны. Все, или почти все те, кто клялся с высоких трибун в том, что продолжают его учение и дело, сделали все, чтобы и это учение, и это дело похоронить - ведь на самом деле они были равнодушны и к тому, и к другому. К тому же, они боялись его, лежащего в Мавзолее, боялись его мысли, его энергии, его целеустремленности, непреклонности и беспощадности ко всем врагам и мнимым друзьям пролетариата, его освобождения, ко всем действительным противникам революции, нового мира и нового человека. И он действительно был опасен для них по понятным причинам, опасен тем, что он был настоящий революционер и потому подлинный политик, а они – нет. В начале 1970-х, наверное, в период начавшейся мягкой сталинизации, ходил анекдот, который кратко и точно выражает то, какими они были наследниками Ленина в теории и на практике, какими «строителями коммунизма». Советские медики оживили Ленина и Дзержинского, но их держали под присмотром в палате, а через какое-то время они оттуда сбежали, и их так и не смогли найти. А потом КГБ перехватило телеграмму Ленина Дзержинскому: «Я в Женеве. Начинаем все с начала». И главное в этом анекдоте не оценка советской действительности эпохи брежневского «застоя», а эта ленинская фраза, дающая надежду на возрождение и продолжение революции: «Я в Женеве. Начинаем все с начала».

Целью Ленина и той революции, которая стала делом всей его жизни, чтобы там ни измышляли его враги, клеветники и ненавистники, было освобождение человека – освобождение пролетариата, всех трудящихся и всего человечества. Он был подлинным освободителем, из когорты лучших, великих людей, мечтателей, мыслителей и свершителей, истинных гуманистов. Он был сама мысль и само действие, мыслитель и деятель мирового, общечеловеческого масштаба. Материалист. Диалектик. Оптимист. Поэтическая метафора «сотнями губерний ворочал» - не гипербола, а выражение сути его мыслей и действий. Он в каком-то смысле был преждевременным человеком, человеком будущего, жившего будущим и ради этого будущего – действительно светлого будущего всего человечества. Он неизменно держал руку на пульсе жизни, на пульсе стремительно несущегося, бурлящего, ломающего прежние рамки и препятствия на своем пути потока истории, и, в особенности, на пульсе революции. Он говорил со всеми на их языке, и с крестьянином из далекой губернии, и с рабочим с Путиловского завода, и с рафинированным интеллигентом. Он понимал каждого и каждый понимал его. Если только этот каждый был человеком, был трудящимся, приносящим своим трудом, своими деяниями, своим творчеством пользу не только, а часто не столько себе, сколько другим людям. И он сам им ее безусловно принес. Он мечтал о революции, грезил революцией, предсказывал революцию, готовил революцию и свершил ее вместе с теми, кто по К. Марксу ее доложен был свершить. Все те, кто ее свершили, и он вместе с ними, выполнили свое призвание и предназначение.

Тем самым он спас Россию, и направил ее на тот единственный путь, который только и давал стране возможность существования, возможность будущего, и будущего настоящего, истинного, человечного, того самого - светлого. Он сделал для этого все, что мог, все, что в человеческих силах, и все, что, казалось бы, сверх человеческих сил, он совершил невозможное. Он дал всем народам России безмерно, неизмеримо много. Он не нуждается в сравнении с Христом, - не с церковным, благолепным, - а с тем, который был революционером в религиозных одеждах, но он пришел дать людям новый мир и нового человека, и не через тысячу лет, и этот новый мир дал. Его мир. Тот самый мир, в котором, как он утверждал вслед за К. Марксом, не будет ни бедных, ни богатых, ни униженных, ни оскорбленных, где произойдет всеобщее освобождение и наступит всеобщая свобода, равенство и братство.

При этом он был не только подлинным русским и подлинным европейцем, но и настоящим всемирным, всечеловеческим человеком. Впитавшим в себя всё то лучшее, что выработало человечество, и что, говоря его же словами, только и позволяет человеку стать коммунистом, то есть действительным человеком, человеком разумным, созидающим и человечным, Homos sapiens, creatrix et humanius. Тем всечеловеком, о котором вдохновенно и прозорливо говорил Ф.М. Достоевский в своей знаменитой речи о А.С. Пушкине.

Он сам не стал бы возражать против того, чтобы сделанное им, его роль в истории оценивали так, как он предлагал оценивать роль в истории других: «Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современным требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками». Его ключевая роль в истории России и его мировое значение в истории - неопровержимый, признаваемый всеми, включая его врагов, факт, и этот факт никто не осмеливается отрицать. Нет никого, сравнимого с ним.

Он был настоящим марксистом, последователем К. Маркса и Ф. Энгельса, шагнувшим дальше их, вовремя нашедшим ответы на вызовы истории, практическим теоретиком, оставившим всем революционерам руководство к действию.

Именно таким – революционером, тем, кого так не хватало в 1930-е и все последующие годы, особенно в 1960-е, когда еще был шанс спасти и развить революцию в СССР, Ленин воспринимался и понимался в Советском Союзе всеми думающими, ищущими, совестливыми людьми, тем более, революционерами, даже если они были революционерами в душе, в мыслях, и совсем мало, подчас ничтожно мало – в действиях. Именно таким он всем нам, и мне в том числе, дорог, нужен, и он - сверхактуален. В современной России и во всем мире.

О нем давно уже или вообще ничего не говорят и не печатают в СМИ, или, если все же что-то говорят и печатают, то только со знаком минус, часто с абсолютным и почти всегда с едва скрываемой или вовсе нескрываемой ненавистью, злобой и уродливо выпирающим наружу, плохо подавляемым комплексом собственной неполноценности. Некоторые из пишущих и говорящих о Ленине как о сугубо и предельно отрицательной исторической личности, принесшей неисчислимые беды и страдания России, другим странам, даже на задумываются, что без него они, скорее всего, были бы никем, если бы вообще были, если бы им повезло появиться на свет в силу исторических обстоятельств, сложившихся совсем иначе. Они в принципе не способны ни понять, ни оценить его объективно.

Все написанное о нем его критиками, соблюдающими и не соблюдающими относительные приличия, и откровенными клеветниками и ненавистниками никак не изменило его образ. Напротив. Как писал сам Ленин в статье «Удержат ли большевики государственную власть»: «Что буржуазия нас так дико ненавидит, это одно из нагляднейших пояснений той истины, что мы правильно указываем народу пути и средства для свержения господства буржуазии». И приводил не раз четверостишие из стихотворения Н. А. Некрасова:

Мы слышим звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья!

Раз так безудержно, безгранично, неистово ненавидели Ленина вчера и ненавидят сегодня, значит, он все делал правильно, он был великим и нравственным человеком, человеком с большой душой. А клевета его ненавистников есть их саморазоблачение, показывающее их истинное неприглядное лицо, их интеллектуальное ничтожество и нравственное убожество. Эти, на словах, ревностные поклонники и защитники свободы, демократии и прав человека, когда с ними всего лишь не согласны и им всерьез возражают, а тем более, даже непреднамеренно тем или иным образом мешают, не только сразу забывают о свободе для всех, о демократии и правах человека, но и с бешеной злобой требуют применить самые драконовские меры к своим противникам, не брезгуя высшей мерой, бессудными приговорами и массовыми расстрелами. Так было при Франко, Салазаре, Пиночете, Сомосе, и… Ельцине. Российские «свободолюбцы» и «демократы», поддержав расстрел из танков Дома Советов 4 октября 1993 г., в котором заседал Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, неистовствовали: «Раздавить гадину»! Стеная о слезе невинного ребенка, они легко и без всякого смущения публично заявляют, что страдания и даже жизни сотен, тысяч и миллионов их сограждан  не имеют никакого значения, если того требует охрана их ценностей, их интересов, их дел и делишек. Их пафос и их слова не стоят и ломаного гроша. Все - лицемерие, все ложь и обман. Как только встает вопрос об их настоящих, а не показных приверженностях и пристрастиях, они сразу готовы помещать людей в концлагеря и проводить жестокие экзекуции. Поскреби либерала и демократа и обнаружишь реакционера, а то и ярого фашиста. Они тщатся доказать, что Ленин был такой, как все и гораздо хуже, чем все. Нет, не такой. А вот о таких, как они, и им подобных в свое время прозорливо написал А.С. Пушкин: «Толпа жадно читает исповеди, записи, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок не так, как вы, - иначе!» Те, кто пытаются очернить его, кто называют его коварным, властолюбивым, жестоким и беспощадным, как раз сами беспринципные циники и лгуны, и стараются тщетно. Ни изъять его из истории, ни предать забвению, ни вытравить саму память о нём невозможно. Результат будет всё равно обратный. Он, как отчеканил поэт, и теперь живее всех живых, наше знамя, сила и оружие.

Кто-то может усомниться, разувериться, потерять ориентир, оступиться и отступиться, наконец, сдасться. Он же продолжает бороться, и он победит. Колесо истории и в самом деле не повернуть вспять, и оно катится, пусть зигзагами, пусть с задержками, с возвратами назад, по той дороге, на которую он вступил сам и на которую вместе с ним вступил российский пролетариат и трудящиеся других стран. Дорога эта рано или поздно все равно приведет в новый человечный мир, и тогда действительно кончится предыстория человечества и начнется его подлинная человеческая и человечная история. Начнётся потому, что она уже началась в 1917 г. и у начала этой истории стоял он, Ленин, а революция не закончилась и главные битвы еще впереди.

Он – наш Ленин, он – мой Ленин. И таким останется навсегда. 

    М. Конашев
 

Читайте также:

В.В. Калашников. Ленин и революция: ключевые решения

М. Конашев. Мой Ленин

Н. Заолешин. А что мы знаем о Ленине?

Н. Заолешин. А что мы знаем о Ленине? Продолжение темы

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений