АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТОВ-ОБЩЕСТВОВЕДОВ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
2/2020 (134)
Мой Ленин
Как и все советские люди я представлял Ленина таким, как его
преподносили. Но с некоторого времени, еще до службы в армии
также таким, и в основном таким, каким он представал в своих
работах. Они были написаны великолепным, живым и ярким, великим
и могучим русским языком, разительно отличавшемся от казенного,
бюрократического языка официальной пропаганды с ее
пустопорожностью и отсутствием мыслей. Они были противоположны
этой пропаганде так же, как живая вода – мертвой, хотя и в ней,
особенно в художественных фильмах о Ленине, многое тоже было
правдой. Они заряжали революционной энергией, напором, духом
свободы и борьбы, устремленностью в будущее. В этих работах
Ленин был… Лениным, а не подделкой, фрагментом, пусть и
ключевым, искусственно созданной идеологической конструкции,
деталью отлаженного номенклатурного механизма.
Его восхваляли и возвеличивали, превозносили, ставили ему
памятники на центральных площадях, в центральных парках и
скверах городов и поселков, называли те же площади, главные
проспекты и главные улицы его именем, снимали о нем фильмы, к
разного рода юбилеям, с ним связанным, приурочивали открытие
станций метро, пуски энергоблоков, целых электростанций и
промышленных гигантов, изучали его произведения в системе
партийной учебы и в каждом ВУЗе в лекциях и на семинарах по
истории партии. В каждой районной библиотеке стояли темно синие
тома Полного собрания его сочинений. Но… тем самым, его мысль и
дело забальзамировали и запрятали, замуровали в барельефах,
бюстах и скульптурах, в монотонных докладах на съездах и
пленумах КПСС, на конференциях, в книгах и статьях, якобы
развивающих эту пульсирующую, бьющую как молния мысль, превратив
все это бесчисленное множество в надгробие революции. Из
буревестника, символа и знамени, из олицетворения и воплощения
революции, ее гения Ленина превратили в икону и этой иконе били
поклоны. Все, или почти все те, кто клялся с высоких трибун в
том, что продолжают его учение и дело, сделали все, чтобы и это
учение, и это дело похоронить - ведь на самом деле они были
равнодушны и к тому, и к другому. К тому же, они боялись его,
лежащего в Мавзолее, боялись его мысли, его энергии, его
целеустремленности, непреклонности и беспощадности ко всем
врагам и мнимым друзьям пролетариата, его освобождения, ко всем
действительным противникам революции, нового мира и нового
человека. И он действительно был опасен для них по понятным
причинам, опасен тем, что он был настоящий революционер и потому
подлинный политик, а они – нет. В начале 1970-х, наверное, в
период начавшейся мягкой сталинизации, ходил анекдот, который
кратко и точно выражает то, какими они были наследниками Ленина
в теории и на практике, какими «строителями коммунизма».
Советские медики оживили Ленина и Дзержинского, но их держали
под присмотром в палате, а через какое-то время они оттуда
сбежали, и их так и не смогли найти. А потом КГБ перехватило
телеграмму Ленина Дзержинскому: «Я в Женеве. Начинаем все с
начала». И главное в этом анекдоте не оценка советской
действительности эпохи брежневского «застоя», а эта ленинская
фраза, дающая надежду на возрождение и продолжение революции: «Я
в Женеве. Начинаем все с начала».
Целью Ленина и той революции, которая стала делом всей его
жизни, чтобы там ни измышляли его враги, клеветники и
ненавистники, было освобождение человека – освобождение
пролетариата, всех трудящихся и всего человечества. Он был
подлинным освободителем, из когорты лучших, великих людей,
мечтателей, мыслителей и свершителей, истинных гуманистов. Он
был сама мысль и само действие, мыслитель и деятель мирового,
общечеловеческого масштаба. Материалист. Диалектик. Оптимист.
Поэтическая метафора «сотнями губерний ворочал» - не гипербола,
а выражение сути его мыслей и действий. Он в каком-то смысле был
преждевременным человеком, человеком будущего, жившего будущим и
ради этого будущего – действительно светлого будущего всего
человечества. Он неизменно держал руку на пульсе жизни, на
пульсе стремительно несущегося, бурлящего, ломающего прежние
рамки и препятствия на своем пути потока истории, и, в
особенности, на пульсе революции. Он говорил со всеми на их
языке, и с крестьянином из далекой губернии, и с рабочим с
Путиловского завода, и с рафинированным интеллигентом. Он
понимал каждого и каждый понимал его. Если только этот каждый
был человеком, был трудящимся, приносящим своим трудом, своими
деяниями, своим творчеством пользу не только, а часто не столько
себе, сколько другим людям. И он сам им ее безусловно принес. Он
мечтал о революции, грезил революцией, предсказывал революцию,
готовил революцию и свершил ее вместе с теми, кто по К. Марксу
ее доложен был свершить. Все те, кто ее свершили, и он вместе с
ними, выполнили свое призвание и предназначение.
Тем самым он спас Россию, и направил ее на тот единственный
путь, который только и давал стране возможность существования,
возможность будущего, и будущего настоящего, истинного,
человечного, того самого - светлого. Он сделал для этого все,
что мог, все, что в человеческих силах, и все, что, казалось бы,
сверх человеческих сил, он совершил невозможное. Он дал всем
народам России безмерно, неизмеримо много. Он не нуждается в
сравнении с Христом, - не с церковным, благолепным, - а с тем,
который был революционером в религиозных одеждах, но он пришел
дать людям новый мир и нового человека, и не через тысячу лет, и
этот новый мир дал. Его мир. Тот самый мир, в котором, как он
утверждал вслед за К. Марксом, не будет ни бедных, ни богатых,
ни униженных, ни оскорбленных, где произойдет всеобщее
освобождение и наступит всеобщая свобода, равенство и братство.
При этом он был не только подлинным русским и подлинным
европейцем, но и настоящим всемирным, всечеловеческим человеком.
Впитавшим в себя всё то лучшее, что выработало человечество, и
что, говоря его же словами, только и позволяет человеку стать
коммунистом, то есть действительным человеком, человеком
разумным, созидающим и человечным, Homos sapiens, creatrix et
humanius. Тем всечеловеком, о котором вдохновенно и
прозорливо говорил Ф.М. Достоевский в своей знаменитой речи о
А.С. Пушкине.
Он сам не стал бы возражать против того, чтобы сделанное им, его
роль в истории оценивали так, как он предлагал оценивать роль в
истории других: «Исторические заслуги судятся не по тому, чего
не дали исторические деятели сравнительно с
современным требованиями, а по тому, что они дали нового
сравнительно со своими предшественниками». Его ключевая роль в
истории России и его мировое значение в истории -
неопровержимый, признаваемый всеми, включая его врагов, факт, и
этот факт никто не осмеливается отрицать. Нет никого, сравнимого
с ним.
Он был настоящим марксистом, последователем К. Маркса и Ф.
Энгельса, шагнувшим дальше их, вовремя нашедшим ответы на вызовы
истории, практическим теоретиком, оставившим всем революционерам
руководство к действию.
Именно таким – революционером, тем, кого так не хватало в 1930-е
и все последующие годы, особенно в 1960-е, когда еще был шанс
спасти и развить революцию в СССР, Ленин воспринимался и
понимался в Советском Союзе всеми думающими, ищущими,
совестливыми людьми, тем более, революционерами, даже если они
были революционерами в душе, в мыслях, и совсем мало, подчас
ничтожно мало – в действиях. Именно таким он всем нам, и мне в
том числе, дорог, нужен, и он - сверхактуален. В современной
России и во всем мире.
О нем давно уже или вообще ничего не говорят и не печатают в
СМИ, или, если все же что-то говорят и печатают, то только со
знаком минус, часто с абсолютным и почти всегда с едва
скрываемой или вовсе нескрываемой ненавистью, злобой и уродливо
выпирающим наружу, плохо подавляемым комплексом собственной
неполноценности. Некоторые из пишущих и говорящих о Ленине как о
сугубо и предельно отрицательной исторической личности,
принесшей неисчислимые беды и страдания России, другим странам,
даже на задумываются, что без него они, скорее всего, были бы
никем, если бы вообще были, если бы им повезло появиться на свет
в силу исторических обстоятельств, сложившихся совсем иначе. Они
в принципе не способны ни понять, ни оценить его объективно.
Все написанное о нем его критиками, соблюдающими и не
соблюдающими относительные приличия, и откровенными клеветниками
и ненавистниками никак не изменило его образ. Напротив. Как
писал сам Ленин в статье «Удержат ли большевики государственную
власть»: «Что буржуазия нас так дико ненавидит, это одно из
нагляднейших пояснений той истины, что мы правильно указываем
народу пути и средства для свержения господства буржуазии». И
приводил не раз четверостишие из стихотворения Н. А. Некрасова:
Мы слышим звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья!
Раз так безудержно, безгранично, неистово ненавидели Ленина
вчера и ненавидят сегодня, значит, он все делал правильно, он
был великим и нравственным человеком, человеком с большой душой.
А клевета его ненавистников есть их саморазоблачение,
показывающее их истинное неприглядное лицо, их интеллектуальное
ничтожество и нравственное убожество. Эти, на словах, ревностные
поклонники и защитники свободы,
демократии и прав человека, когда с ними всего лишь не согласны
и им всерьез возражают, а тем более, даже непреднамеренно тем
или иным образом мешают, не только сразу забывают о свободе для
всех, о демократии и правах человека, но и с бешеной злобой
требуют применить самые драконовские меры к своим противникам,
не брезгуя высшей мерой, бессудными приговорами и массовыми
расстрелами. Так было при Франко, Салазаре, Пиночете, Сомосе, и…
Ельцине. Российские «свободолюбцы» и «демократы», поддержав
расстрел из танков Дома Советов 4 октября 1993 г., в котором
заседал Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР,
неистовствовали: «Раздавить гадину»! Стеная о слезе невинного
ребенка, они легко и без всякого смущения публично заявляют, что
страдания и даже жизни сотен, тысяч и миллионов их сограждан не
имеют никакого значения, если того требует охрана их ценностей,
их интересов, их дел и делишек. Их пафос и их слова не стоят и
ломаного гроша. Все - лицемерие, все ложь и обман. Как только
встает вопрос об их настоящих, а не показных приверженностях и
пристрастиях, они сразу готовы помещать людей в концлагеря и
проводить жестокие экзекуции. Поскреби либерала и демократа и
обнаружишь реакционера, а то и ярого фашиста. Они тщатся
доказать, что Ленин был такой, как все и гораздо хуже, чем все.
Нет, не такой. А вот о таких, как они, и им подобных в свое
время прозорливо написал А.С. Пушкин: «Толпа
жадно читает исповеди, записи, потому что в подлости своей
радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии
всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как
мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок не так, как вы, - иначе!»
Те, кто пытаются очернить его, кто называют его коварным,
властолюбивым, жестоким и беспощадным, как раз сами
беспринципные циники и лгуны, и стараются тщетно. Ни изъять его
из истории, ни предать забвению, ни вытравить саму память о нём
невозможно. Результат будет всё равно обратный. Он, как
отчеканил поэт, и теперь живее всех живых, наше знамя, сила и
оружие.
Кто-то может усомниться, разувериться, потерять ориентир,
оступиться и отступиться, наконец, сдасться. Он же продолжает
бороться, и он победит. Колесо истории и в самом деле не
повернуть вспять, и оно катится, пусть зигзагами, пусть с
задержками, с возвратами назад, по той дороге, на которую он
вступил сам и на которую вместе с ним вступил российский
пролетариат и трудящиеся других стран. Дорога эта рано или
поздно все равно приведет в новый человечный мир, и тогда
действительно кончится предыстория человечества и начнется его
подлинная человеческая и человечная история. Начнётся потому,
что она уже началась в 1917 г. и у начала этой истории стоял он,
Ленин, а революция не закончилась и главные битвы еще впереди.
Он – наш Ленин, он – мой Ленин. И таким останется навсегда.
Читайте также:
В.В. Калашников. Ленин
и революция: ключевые решения
М. Конашев. Мой
Ленин
Н. Заолешин. А что
мы знаем о Ленине?
Н. Заолешин. А что
мы знаем о Ленине? Продолжение темы
[главная страница
сайта]
[оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|