газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 1/2018 (121)

 

Молодая республика в древней гималайской стране доверяет власть левым

 

С 8 по 23 декабря 2017 в Непале с официальным визитом находилась делегация Санкт-Петербургского союза учёных. Каким ветром её туда занесло? Предыстория данного события рассказана в интервью Льва Яковлевича Боркина, видного биолога, специалиста по земноводным, почётного председателя Правления СПбСУ, которое он дал Санкт-Петербургским ведомостям (СПб ведомости, 1.02.2018, с.6).

С 2011 по 2017 гг. по инициативе и под руководством Л.Я. Боркина и при поддержке Русского географического общества проведены пять комплексных экспедиций в Западные Гималаи. Их итоги были обсуждены в конце ноября 2017 на всероссийской междисциплинарной конференции «Российские гималайские исследования: вчера, сегодня, завтра». А в мае 2017 в Союзе учёных был создан Центр гималайских исследований. И тогда же возникла идея расширения их географии. Западные Гималаи – это территория Индии. Центральные Гималаи занимает Непал. Координационный Совет и Правление СПбСУ поддержало идею Л. Боркина, руководителя Центра гималайских исследований, направить делегацию союза учёных в Непал для налаживания контактов с учёными этой страны как первого шага будущих совместных исследований. Неоценимую роль в организации поездки и единодушно признанном её успехе сыграла учёный секретарь Центра, к.и.н. Н.И.Неупокоева, с 2005 г. работающая в Непале.

Первые три и последние четыре дня мы знакомились со столицей. Катманду (1300-1400 м над у. м.) с почти полуторамиллионным населением поразил своими размерами, что обусловлено, в основном, невысокими зданиями (как правило, 3-4 этажа) с вторжением современной высокоэтажной архитектуры в деловых кварталах. Привлекательны жилые дома с разноцветными орнаментами фасадов. Незабываемы круглая площадь с огромной Ступой в центре и многочисленными магазинами и лавочками ремесленников по периметру, каждая из которых похожа на маленький музей. Или индуистский храм Пашупатинатх на вершине холма, возвышающегося над рекой Багнати, на берегу которой проходят ритуалы прощания с кремацией тел умерших… Катманду продолжает интенсивно восстанавливаться после разрушительного землетрясения 2015 года.

11 декабря делегация была принята в Российском центре науки и культуры при посольстве РФ, а следующим утром началась 8-дневная поездка по стране.  Бхатрапур (практически слившийся с Катманду) с живописными улочками и плотной концентрацией архитектурных памятников, затем 300 км на запад – Покхара, третий по числу жителей город страны с прекрасными природным окружением и видом на Аннапурну, один из гималайских восьмитысячников (всего их 10, из которых Непал владеет 8, включая наивысший – Эверест/Джомолунгма, 8848 м). Из Покхары 9-часовый, по горным серпантинам, бросок на юг, почти к индийской границе, в Лумбини. Здесь в VI в. до н. э. родился Будда Шакьямуни. Более 20 лет назад ЮНЕСКО включило Лумбини в список мирового культурного наследия. В громадном парке, для которого выделена площадь 5х10 кв. км, буддистские общины разных стран возводят храмы, соревнующиеся внешней и интерьерной красотой. Маршрут поездки был построен по принципу последовательного усиления впечатлений. Кульминацией стал национальный парк Читван, где мы приняли участие в трёх фото-сафари: на пироге, на джипе и на слонах.

Поздно вечером 19 декабря делегация вернулась в Катманду. Назавтра состоялась встреча с руководством Академии наук и технологий Непала и Трибхуванского университета. Встреча проходила в форме конференции, посвящённой завершившемуся году экологии. Каждая сторона представила 3 доклада. Председатель Правления СПбСУ д. ф.-м. н., проф. А.Л. Тимковский рассказал о деятельности СПб союза учёных в самых разных направлениях, Л.Я. Боркин – о результатах проведённых гималайских экспедиций и их важности для изучения и сохранения богатого биоразнообразия региона, я познакомил собравшихся с основами принципиально новой, дружественной к окружающей среде, технологии энергоёмких продуктов, включая цементный клинкер. Научная общественность Непала с интересом слушала сообщения российских коллег. После завершения официальной части обмен мнениями продолжился в более узких беседах. Можно утверждать, что российско-непальские научные контакты налажены, основная задача поездки выполнена.

Наше пребывание в Непале совпало с важным политическим событием в жизни страны. Чтобы рассказать о нём, сделаем предварительно небольшой экскурс в новейшую историю Непала. Никогда не бывшая чьей-либо колонией, страна эта вместе с тем вытерпела многие столетия все «прелести» абсолютной монархии. Только в 1990 г. под давлением политической оппозиции, поддержанной Индией, которая окружает Непал с трёх сторон, абсолютная монархия превратилась в конституционную. Население, более чем на 80% крестьянское, ожидавшее быстрого улучшения своего положения, разочаровано правительством. Снова беспорядки. Досрочные выборы 1994 г. Коммунисты в них побеждают при поддержке ряда либеральных партий. Коалиция вскоре распадается, правительство отправляют в отставку. И в 1996 маоистская КПН, опираясь на крестьянство как на свою социальную базу (рабочий класс в стране, особенно в ту пору, малочислен), разворачивает гражданскую войну. Основная объявленная цель – полное освобождение от монархии и установление новой демократии. Гражданская война продолжается, с временными перерывами, 10 лет. По некоторым оценкам, она унесла не менее 10 тысяч жизней с каждой из противоборствующих сторон. В 2006 г. возобновляется работа парламента, в мае 2008  последний король Непала Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев сложил полномочия, провозглашается Федеративная Демократическая Республика Непал.  Поначалу в молодой республике повсеместно избирается и формируется муниципальная власть. В 2015 году обновляется Конституция, в конце ноября - начале декабря 2017 прошли первые после свержения монархии парламентские выборы. Ко времени нашего прибытия в Непал Центральная избирательная комиссия завершала подсчёт голосов.

Когда мы из Бхатрапура 12.12 направились в Покхару, нас вдруг стали обгонять открытые грузовики с радостной, поющей молодёжью. В руках красные флаги с символикой Объединённой марксистско-ленинской коммунистической партии и партии «Маоистский центр». Оказывается, только что по радио и ТВ были объявлены результаты выборов в двухпалатный парламент. В основную, законодательную палату прошли только три партии. При этом из 165 мест в ней 80 получила ОМЛКП, 63 – маоисты и только 22 – националистическая партия Непальский национальный конгресс. Обе левые партии тут же объявили о создании парламентской коалиции и коалиционного коммунистического правительства и об объединении обеих партий в ближайшей перспективе.  Лидер маоистской Коммунистической партии Непала (Маоистский центр) Пушпа Камаль Дахал (также известный как Прачанда) прибыл в  округ Читван, чтобы отпраздновать победу. «Процессы формирования правительства и объединения партий должны идти одновременно», – заявил он. Прачанда – от Маоистского центра – возглавит объединенную партию, а  Кхадга Прасад Шарма Оли – от Объединенной марксистско-ленинистской партии – станет премьер-министром. «Разные течения непальского коммунистического движения, возникшие после создания партии в 1949 году, теперь соединятся», как пишет Виджай Прашад в AlterNet (https://socialistproject.ca/2017/12/communists-sweep-nepali-elections/). В поездке поражали не только ТВ-тарелки на каждом деревенском доме, но и часто повторявшаяся на домах или рядом с ними символика победивших партий.

Среди членов президиума и  докладчиков на конференции 20 декабря был академик Ганеш Шах, занимавший до парламентских выборов пост министра науки, экологии и окружающей среды. Он же – один из руководителей ОМЛКП. Тов Г.Шах согласился организовать встречу с активом победивших на выборах партий. Она состоялась 22 декабря. В ней приняли участие около 20 человек. Поздравив непальских товарищей от имени РПК, АМО, Левого фронта с убедительной победой на парламентских выборах, продемонстрировавшей высочайший уровень доверия их партиям со стороны трудящихся страны и имеющей международное значение как вдохновляющий пример для левых сил во всём мире, я обратил внимание на проблемы российского и мирового коммунистического движения, и дискуссии по их разрешению, остро обсуждавшиеся в юбилейные дни столетия Октября. Мои рассуждения воспроизводили содержание статьи «К столетию Октябрьской революции» (см с.44) Из прозвучавших вопросов запомнились два. Один – об отношениях РПК и КПРФ. Ответ был очевиден: руководство КПРФ занимает ультра-оппортунистические позиции, в подтверждение чего были приведены не только известные афоризмы Г.А.Зюганова об «исчерпании лимита на революции», об «устарелости взглядов Маркса и Ленина на религию», но и круглый стол в Думе в марте 2017, где руководство КПРФ провозглашало откровенно антиленинское отношение к причинам и значению Февральской революции. Последнее вызвало совместное Заявление ОКП, РПК и РКРП с осуждением этой акции. Деятельность руководства КПРФ препятствует возрождению классового сознания у наёмных работников в современной России. Интереснее второй вопрос. Его задал один из руководителей партии «Маоистский центр» Рам Карки, занимавший пост министра информации и коммуникаций. Нас очень интересует, сказал он, как вышло, что вскоре после революции власть Советов обернулась властью партии большевиков. Было очевидно, что отвечать даже не нужно было, причины им были хорошо известны. Тов. Карки пояснил, что непальские коммунисты, руководители победивших партий озабочены тем, как не потерять завоёванное доверие масс. Эта озабоченность достойна уважения.

    И.Абрамсон

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений