РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ И АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Коммунист Ленинграда № 1/2005(44)..........вернуться к оглавлению

 

   ПОМНИТЬ «КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Сто лет не уходят из памяти народа России события 9 января 1905 г., вошедшие в историю как «кровавое воскресенье» и положившие начало первой российской революции.

9 (22-го по новому стилю) января 1905 г. около 140 тысяч рабочих Петербурга, руководимых «Обществом русских фабрично-заводских рабочих» во главе со священником Г.А.Гапоном направились к царской резиденции – Зимнему дворцу, чтобы вручить императору Николаю II петицию (коллективную просьбу в письменной форме), в которой они просили осуществить преобразования в интересах народа и российского государства. Шествие было организованным, торжественным; его участники демонстрировали любовь и преданность монарху, неся его портреты. Они подчёркивали, что действуют в полном соответствии с заветами православия, выступали под церковными хоругвями и с иконами в руках.

Однако по мирным многотысячным колоннам был открыт огонь из винтовок. Участников шествия кавалеристы рубили саблями, били нагайками. По неполным данным, около тысячи человек было убито и почти пять тысяч ранено. Царизм первым применил вооружённую силу и бросил вызов народу. Народ принял вызов, на силу ответил силой. Началась революция, обернувшаяся десятками тысяч убитых восставших и защитников правительства, материальными и моральными потерями.

Объективное освещение всех обстоятельств расстрела мирного шествия разрушает многие насаждавшиеся в последние 15 лет мифы.

Исписаны тысячи тонн бумаги, использованы сотни километров плёнки, чтобы создать миф о благополучной, процветающей николаевско-столыпинской России. Какую же Россию «мы» (т. е. режиссёр С.Говорухин со товарищи) потеряли? Петиция рабочих даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос. Стараясь донести до царя Николая II правду о своей жизни, рабочие писали: «Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают всё дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душит деспотизм и произвол, и мы задыхаемся…

Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии. Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в интересах рабочего класса и народа, бросают в тюрьмы, отправляют в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу…

Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть – умереть всем нам, трудящимся людям России?».

Здесь каждое слово – правда! Рабочие дали истинное описание России, которую они хотели как мож¬но быстрее «потерять».

Событие 9 января разрушает миф о милосердном и народолюбивом императоре Николае II. Плакальщики по николаевской России много потрудились для того, чтобы снять с Николая II вину за кровавую бойню. Однако факты говорят о другом. О содержании петиции, о подготовке шествия правительство и Николай II были хорошо осведомлены, в том числе и благодаря информации самого Гапона. Они сделали вид, что не хотят проведения шествия, но фактически намеренно не запретили шествие, а расчётливо и хладнокровно подготовили кровавую расправу над народом. Организацию расправы Николай II поручает своему родственнику великому князю Владимиру Александровичу, командующему гвардией и шефу корпуса жандармов. Накануне «кровавого воскресенья» корреспондент английской газеты «Дейли телеграф» Диллон со ссылкой на информацию от одного из придворных сообщал своим читателям: «Его величество решил отменить гражданскую власть и вручить заботу о поддержании общественного порядка великому князю Владимиру, который очень начитан в истории французской революции и не допустит никаких безумных послаблений. Он не впадёт в те ошибки, в которых были повинны многие приближённые Людовика XVI, он не обнаружит слабости. Он считает, что верным средством для излечения народа от конституционных затей является повешение сотни недовольных в присутствии их товарищей… Он ничуть не опасается за результат, что бы ни случилось; он будет укрощать мятежный дух толпы, даже если ему пришлось бы для этого послать все войска, которыми он располагает».

И, действительно, в город стали стягивать войска (20 батальонов пехоты, 23 эскадрона и 8 сотен кавалерии), была приведена в боевую готовность полиция. Офицеры разработали оперативный план расстрела шествия, расположив войска и полицию в самых выгодных для карателей местах. И те сделали своё кровавое дело, устелив улицы Петербурга телами убитых и раненых.

За что же власть столь жестоко расправилась с подданными российского императора? Может быть, петиция содержала нечто такое, что потрясло бы основы российского общества, лишило Николая II власти? Отнюдь нет! Рабочие просили о таких преобразованиях, которые уже давно были осуществлены в странах Западной Европы. Они просили царя созвать представительный орган власти. «Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой… Не отталкивай его помощь». Они просили также провозгласить политические свободы, отменить косвенные налоги и заменить их прямым прогрессивным подоходным налогом, отменить выкупные платежи, ввести 8-часовой рабочий день, установить нормальную, а не грабительскую, зарплату и т. д. О том, что требования были вполне осуществимы, говорит тот факт, что они почти все были удовлетворены в 1905-1912 гг. Если бы Николай II действительно хотел блага своему народу, он должен был осуществить их в самом начале своего царствования. Но он заблокировал все реформаторские предложения своих министров (С.Ю.Витте, П.Д.Святополка-Мирского), предпринимателей, чем и спровоцировал революцию.

А что же это за «Общество русских фабрично-заводских рабочих», которое повело народ под пули царских карателей? Его история – это один из ярких примеров использования царскими властями политических технологий для обеспечения господства над своим народом. «Общество» – это аналог созданных в Москве по инициативе начальника охранного отделения полковника С.В.Зубатова рабочих союзов, призванных противостоять нелегальным рабочим профсоюзам (до 17 октября 1905 г. в России отсутствовала свобода союзов), кассам взаимопомощи, держать под контролем властей рабочее движение. Г.Гапон тесно сотрудничал с охранкой, получал от неё деньги на нужды «Общества». История зубатовских организаций порождает аналогии с современностью: на наших глазах российские власти создают фальшивые партии, движения, прикармливают продажных боссов профсоюзов, которые, как зубатовские, гапоновские организации, пытаются внушить народу иллюзии возможного согласия (а фактически безропотного подчинения) народа и власти.

Сознательные участники шествия 9 января не исключали расправы над ними. Они были готовы стать под пули, их охватило настроение жертвенности. Телохранитель Г.Гапона рабочий Иван Васильев, чья простреленная рубашка недавно выставлена в Музее политической истории, собираясь на «встречу» с царём, оставил жене письмо, которое и ныне потрясает высокой нравственностью этого человека, готового положить жизнь «за други своя». «Нюша, - обращался он к жене, - если я не вернусь и не буду жив, то, Нюша, ты не плачь, как-нибудь первое время проживёшь, а потом поступи на фабрику и работай, расти Ванюру и говори ему, что я погиб мученической смертью за свободу и счастье народа. Я погиб …и за ваше счастье. Расти и развивай его лучше, чтобы он был такой же, как его отец». Предчувствие не обмануло питерского пролетария – у Нарвских ворот он был убит солдатской пулей.

Царские власти, устроив кровавое побоище на улицах и площадях Петербурга, рассчитывали устрашить народ, но они просчитались. Как писал участник и свидетель этих событий рабочий поэт А.Я. Коц:

Где гроза свинцовая пролилась дождём,
Там, где кровь народная пролилась ручьём, -
Там из каждой капельки крови и свинца
Мать земля-кормилица родила бойца!

Революционные бойцы 1905-1907 годов героически сражались за идеалы демократии и социализма. Даже побеждённая, подавленная, революция перевернула Россию, указала ей путь к прогрессу.

Помните «кровавое воскресенье»!

   

В. Волков

Читайте также:

 

вернуться к оглавлению

 


счетчик посещений