газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 6/2024 (162)

 

Сильное землетрясение в Западной Азии!

 

События, произошедшие в Дамаске 8 декабря 2024 года, имеют историческое значение, по крайней мере, для Западной Азии (Ближнего Востока). Необходимо спокойно оценить сложившуюся ситуацию и на основе этой спокойной оценки делать прогнозы о том, как будут развиваться объективные условия в дальнейшем и какую политику должен проводить пролетарский социализм. В этой статье представлена первоначальная оценка конкретных событий. За этим должны последовать определения динамики развития новой ситуации и политики, которой должен следовать пролетарский социализм.

1. С свержением Башара аль-Асада баасизм, представлявший собой исторически значимое явление в Билад аль-Шам (Великой Сирии) и Месопотамии, ушёл в прошлое. Империалистическое вторжение в Ирак в 2003 году и гражданская война, которая велась под контролем империалистов в Сирии с 2012 по 2024 год, разрушили два главных оплота баасизма в Западной Азии, между которыми были существенные различия. С этого момента, даже если произойдёт новый подъём, частично основанный на старых кадрах и идеологии, правильнее будет называть его «басубадельмевтом» (воскресением после смерти), а не баасизмом. Более того, вероятность этого очень мала. С этого момента задача в Западной Азии будет заключаться в пролетарском социализме, а не в баасизме, который был шагом вперёд в буржуазной революции в арабском мире.

2. Баасизм на самом деле является ответвлением общего течения насеризма. Арабская национальная революция, которая вошла в историю благодаря египетской революции, произошедшей в 1952–1954 годах, когда она достигла наибольших успехов, распалась (во время правления Анвара Садата и Хосни Мубарака после смерти Насера в 1970 году) и потерпела крах в Ливии (помимо предыдущих признаков частичной деградации) после региональной и межплеменной войны 2011 года. С крахом баасизма, который уже разлагался изнутри, Арабская национальная революция закончилась во всём арабском мире (формально, но только формально, за исключением одной страны — Алжира). Несмотря на весь пережитый упадок, блага, которые эта революция принесла арабскому миру (республика, частичный секуляризм, аграрная реформа в некоторых странах и некоторое улучшение положения женщин), всё ещё частично сохранялись. Теперь влияние политического ислама усилится, это повлияет на секуляризм и свободы женщин, а арабская география, особенно в Сирии, скорее всего, подвергнется процессу фрагментации. Ирак, возможно, пройдёт через аналогичный процесс, но несколько позже. Будущее христиан, арабов-алавитов, друзов и других национальных меньшинств находится под большой угрозой.

3. Истинная мера того, насколько некоторые так называемые марксистские группы, распространявшие мечту о революции в Сирии с начала гражданской войны, обманули мир, станет ясна после того, как более реакционная сторона выиграет гражданскую войну. Разоблачение групп, которые выдумали революцию на пустом месте, — одна из важных задач предстоящего периода. С другой стороны, необходимо решительно отвергнуть широко распространённое в Турции и других странах противоположное мнение. Многие пытаются очернить настоящие революции, произошедшие в 2011–2013 годах и в 2019 году, представляя крах сирийского режима из-за нападения толпы такфиристов как продолжение «Арабской революции» или, в том же смысле, «Арабской весны». Связь между этими двумя событиями ограничивается тем, что они произошли в один и тот же период и поэтому повлияли друг на друга. В Тунисе, Египте, Йемене, Бахрейне, Судане и Алжире происходили настоящие революционные процессы, но, несмотря на некоторые частичные победы, революция не смогла одержать решающую победу и в итоге потерпела поражение. Ливия с самого начала не была революцией; Сирия, с другой стороны, очень быстро перестала быть революцией. И то, и другое было реакционными гражданскими войнами между фракциями правящего класса. Подходы, которые пытаются установить идентичность между «Арабской революцией» и империалистическим проектом под названием «Большой Ближний Восток», являются антимарксистскими и неспособны распознать революцию, когда видят её.

4. Каковы могли быть непосредственные причины краха в Сирии? Как можно объяснить, что государство сдалось за две недели, почти не сделав ни единого выстрела, в стране, которая успокоилась после того, как в 2016 году силы Асада отвоевали Алеппо, и где события привели к широко распространённому убеждению, что Асад победил? Новости из Сирии заставляют нас задуматься о том, что режим Башара Асада полностью утратил экономическую жизнеспособность, которая была у него при правительстве суннитской буржуазии Алеппо. В результате гражданской войны вся общественная жизнь была разрушена, более пяти миллионов человек стали беженцами за пределами страны, а коррупция разъедала государство, как рак. Другими словами, внутренний распад режима, по-видимому, оказал значительное влияние на окончание гражданской войны и крах режима Баас. Фундаментальные факты по этому вопросу станут известны только со временем.

5. Помимо внутренней динамики Сирии, наиболее важными причинами капитуляции национальной армии и краха режима стали международные условия. Первая из них заключается в том, что Израиль превратил вялотекущую войну с «Хезболлой», которая продолжалась с 7 октября 2023 года, в полномасштабную войну, начавшуюся 1 октября этого года, после убийства Насраллы в конце сентября, что привело к параличу организации из-за нанесённого ущерба. Конечно, «Хезболла» всё ещё существует, а не распалась, но её нынешнее положение не позволяет ей защищать Сирию. Защита «Хезболлой» режима Асада, если бы у неё были силы, на самом деле тесно связана с её собственными интересами. Вся помощь Ирана, будь то оружие или войска, поступает в Ливан в основном через Сирию. Другими словами, уничтожение Сирии стало событием, которое бросило тень на будущее «Хезболлы». Несмотря на это, «Хезболла» была вынуждена воздержаться от вступления в бой с силами HTS и SMO. Решающим фактором в этом случае стала поразительная скорость падения режима Бааса в Сирии. Если бы сирийская армия какое-то время сопротивлялась атаке такфиристов, есть свидетельства того, что «Хезболла» и другие союзные силы готовились отправить подкрепление. Однако скорость поражения не позволила совершить такой манёвр.

6. Роль, которую сыграл паралич «Хезболлы», вызванный израильским нападением, в свержении Асада, очень важна, но некоторые события позволяют предположить, что роль Израиля могла быть ещё более значительной. Самым важным из этих событий является то, что наступление HTS/SMO началось сразу после вступления в силу соглашения о прекращении огня между Израилем и «Хезболлой». Соглашение о прекращении огня означало прекращение военной деятельности Израиля в Ливане и вывод его войск. С другой стороны, это также ограничило возможности «Хезболлы». Если бы «Хезболла» отреагировала на действия HTS и направила войска в Сирию для защиты Асада, как она делала на ранних этапах гражданской войны, то оказалась бы между двух огней. Тот факт, что атака HTS совпала с этим днём, может быть напрямую связан с тем, что «Хезболла» оказалась в таком положении. Неясно, начала ли HTS атаку сразу, чтобы воспользоваться этой ситуацией, или же она заранее согласовала её с Израилем. Как мы вскоре увидим, есть явные признаки того, что HTS планировала и готовила эту атаку в течение длительного времени (в течение шести месяцев или, согласно некоторым источникам, даже в течение года). Вопрос в том, были ли эти приготовления согласованы с Израилем или даже поощрялись и провоцировались им.

7. Вторым по значимости фактором является провал политики России в Сирии. Тот факт, что администрация Путина не смогла спасти режим и смогла лишь помочь Асаду бежать в безопасное место и предоставить ему убежище, является унизительным поражением для России. Чтобы предотвратить такой исход гражданской войны, Россия в 2015 году разместила в Сирии вооружённые силы и внесла значительный вклад в защиту режима с помощью авиаударов и военной деятельности, осуществляемой ЧВК «Вагнер» на земле. Огромные экономические издержки, человеческие жертвы и политический престиж, накопленные за более чем девять лет, были сведены на нет. Генеральный консул России в Стамбуле дипломатично назвал провал Астанинского процесса «провалом процесса». Отныне страны, которые поддерживали Россию, считая её противовесом империализму в арабском мире, Средиземноморье и Африке, больше не смогут доверять России, как раньше. Военно-морская база в Тартусе и авиабаза в Хмеймиме, недалеко от Латакии, уже находятся под угрозой. Их потеря станет тяжёлым ударом по политике в Средиземноморье и Африке. Мечта о замене этих баз на те, что находятся в Ливии, из-за огромного расстояния, отделяющего их от России, далека от реальности. За этим крупным поражением России западные СМИ увидели тот факт, что война на Украине отвлекла внимание всей страны. Однако смерть Пригожина после мятежа «Вагнера» и удар по этому важному центру частной военной службы также сильно потрясли Россию в Сирии.

8. Третий важный фактор заключается в том, что Ирану просто пришлось отступить и позаботиться о собственных узких интересах. Израиль дважды пытался спровоцировать Иран на начало войны, но безуспешно. Иран (также принимая во внимание угрозу США защитить Израиль) не осмелился или не увидел необходимости вступать в войну с единственной ядерной державой в Западной Азии. Лидеры ХАМАС и «Хезболлы» — не единственные, кто стал жертвой серии убийств, начавшейся с Касема Сулеймани в эпоху Трампа и продолжившейся с участием Израиля в эпоху Байдена. Элитные иранские командиры, особенно те, кто руководил «Хезболлой», были убиты один за другим. Другими словами, оперативная мощь Ирана на местах ослабевает. Империалистические СМИ продолжают утверждать, что с 2011 года Иран потратил в Сирии 30 миллиардов долларов. Хотя эта цифра, источник которой не указан, вероятно, преувеличена, нет сомнений в том, что деятельность, проводившаяся в этот период, дорого обошлась Ирану не только в экономическом, но и в политическом плане. Кроме того, с падением Асада Иран не только лишился сирийского режима, который был центральным элементом «Оси сопротивления», но и потерял самый безопасный, короткий и экономичный путь для оказания всевозможной помощи «Хезболле».

9. И последнее, но не менее важное — это политика, проводимая Турцией. Правительство Эрдогана выиграло от этого настолько, что империалистические СМИ называют его «самым влиятельным внешним игроком в Сирии, имеющим военное присутствие на местах и доступ к лидерам повстанцев» (Reuters). Агентство Reuters заявило (https://www.reuters.com/world/middle-east/how-syria-rebels-stars-aligned-assads-ousting-2024-12-08/), ссылаясь на два анонимных источника, что турецкое правительство знало о планах и подготовке к этому событию в течение нескольких месяцев. По всей видимости, событием, которое запустило этот процесс, стал отказ Асада от примирения с Турцией на условиях того дня. Предложение Эрдогана Асаду «давайте воссоединимся вместе с нашими семьями» в конце июня было отвергнуто. Точнее, оно было поставлено в зависимость от вывода Турцией своих войск с территории Сирии. Затем, в середине августа, министр обороны Турции Яшар Гюлер выдвинул в качестве условий для переговоров между двумя странами «новую конституцию, выборы и обеспечение безопасности границ». По сути, эти условия подразумевают, что Асаду говорят: «Уходи, а потом мы сядем за стол переговоров». Согласно сообщению Reuters, на этом этапе HTS сочла правильным раскрыть Турции информацию о подготовке. Также добавляется, что турецкая армия была осведомлена о подготовке. На самом деле HTS не могла уведомить Турцию в последнюю минуту перед началом операции, потому что в этом случае координация и разделение труда между HTS и SMO не были бы достигнуты с такой точностью.

10. Если информация Reuters верна (включая хронологию событий) в широком смысле, то будет проще понять, почему Девлет Бахчели, лидер фашистской партии и верный союзник Эрдогана с 2015 года, расстелил красную ковровую дорожку перед Абдуллой Оджаланом, лидером РПК, который находится в заключении с 1999 года. Яшар Гюлер, министр обороны Турции, выступил с речью о Сирии, упомянутой выше, в середине августа, заявив: «Мы не будем говорить, пока режим не будет свергнут». Говорят, что на этом этапе HTS раскрыла свои планы Турции. Если 15 дней — разумный срок, то мы приходим к началу сентября. После того как Эрдоган, Бахчели и другие власти посвятили сентябрь планированию дальнейших действий, план был приведён в действие в день открытия парламента, 1 октября. Всё очень логично. Итак, зачем нужен был этот план? Потому что в Сирии существуют не только вооружённые силы HTS, ответвления «Аль-Каиды», и SMO, зарплаты которых учитываются в государственных финансах Турции. Наряду с другими вооружёнными формированиями такфиритов, существует также YPG — вооружённые силы сирийских курдов и их политических союзников, которые получают поддержку от Соединённых Штатов и пополняются оружием и деньгами из этого источника. Если Оджалан убедит YPG присоединиться к турецкой армии в «деле суннитского ислама», это укрепит военный потенциал альянса между Эрдоганом и фашистами Бахчели, которые обретут новую силу. В противном случае возможность возникновения ряда конфликтов и противоречий сделает план более рискованным. В более широком смысле возможность краха сирийского режима на горизонте спровоцировала экспансионистские устремления альянса между Эрдоганом и фашистами, подвизающимися в Турции. Конечно, мы не утверждаем, что переговоры с Оджаланом начались в сентябре. Очевидно, что такие разговоры должны были продолжаться много лет или, по крайней мере, несколько месяцев. Мы лишь говорим, что переход от плана к его реализации идеально вписывается в этот сценарий.

11. Если эта схема верна, то судьба Рожавы (курдского образования в Сирии, хотя в настоящее время официальное название — Автономная администрация Северной и Восточной Сирии) в новой ситуации в Сирии будет зависеть от того, как курдское движение в Турции отреагирует на предложение, сделанное ему альянсом, управляющим Турцией, а не от того, что там будет решаться военным путём. Очевидно, что новая ситуация укрепит позиции тех в курдском движении, кто отстаивает идею «суннитского исламского единства» с турецким правительством. Однако, похоже, что в настоящее время переговоры зашли в тупик. Время покажет, можно ли преодолеть этот тупик в свете новых обстоятельств, сложившихся в Сирии.

12. Давайте оставим вопрос о том, какова потенциальная динамика в ближайшем будущем, для другой статьи и сосредоточимся на последней возможности. Если HTS действительно планировала новое наступление в течение нескольких месяцев, что заставило её задуматься об изменении статус-кво, сложившегося с 2016 года, и возобновить гражданскую войну спустя восемь лет? Выше мы упомянули одну возможность: планируя операцию, которая должна была парализовать «Хезболлу», Израиль, возможно, считал, что такой паралич усилит «Хезболлу» как никогда прежде, и предположил, что если будет предпринята попытка свергнуть Асада, то атака может увенчаться успехом, учитывая положение «Хезболлы» и России. Мы можем пойти ещё дальше. Если сообщение Reuters правдиво, то этот план мог привести к созданию ещё более крупного международного альянса после того, как «Хезболла» проинформировала Турцию чуть позже и достигла с ней соглашения. На самом деле, учитывая постоянное сотрудничество между Израилем и Соединёнными Штатами, весьма вероятно, что Соединённые Штаты действительно были вовлечены в это дело. Некоторые странности в отношении Амоса Хохштейна, специального посланника Байдена, которого он отправил в Ливан для посредничества между Израилем и «Хезболлой», в этом сценарии теряют свою странность. С одной стороны, Хохштайн был направлен в Ливан 21 августа, задолго до эскалации войны и даже до убийства Насраллы 27 сентября. (https://today.lorientlejour.com/article/1348017/hochstein-in-beirut-all-you-need-to-know.html). Причиной его визита, как сообщалось, были переговоры о морской границе между двумя странами, которые в последний раз обсуждались в 2022 году. Это странное оправдание для отправки специального посланника в то время, когда между двумя сторонами была гораздо более сильная напряжённость и начало крупномасштабной войны было лишь вопросом времени. Создаётся впечатление, что это попытка скрыть другую цель. Событие, подтверждающее этот сценарий, произошло после начала войны, до подписания соглашения о прекращении огня: в то время как Израиль с 1 октября бомбил юг страны и Бейрут, где доминируют шииты и «Хезболла», в тот момент, когда Израиль начал бомбить самый центр столицы, Бейрут, Хохштейн инициировал новые переговоры и сообщил прессе, что «перемирие уже близко» (https://www.aljazeera.com/news/2024/11/19/us-envoy-amos-hochstein-arrives-in-lebanon-for-ceasefire-talks). Вероятно, это произошло потому, что некоторые условия уже были выполнены. Атака на самый центр столицы страны ставит вопрос о прекращении огня на повестку дня! Есть много причин полагать, что Израиль участвовал в эскалации в координации с Хохштейном, чтобы оставить «Хезболлу» беззащитной и заставить её согласиться на прекращение огня. Это может быть правдой, а может и нет. Но нельзя сказать, что сценарий, при котором атака HTS, планировавшаяся в течение нескольких месяцев, могла произойти с ведома США, Израиля и Турции или даже с их участием, невозможен.

В Западной Азии возникла совершенно новая ситуация. В условиях этой новой обстановки интернационалистская пролетарская политика имеет первостепенное значение. Эта задача является долгом социалистов всех стран.

 

   

DIP
(
Революционная рабочая партия (Турции))

http://redmed.org/article/great-earthquake-western-asia

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]