РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРТИЯ
КОММУНИСТОВ И АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Коммунист Ленинграда № 5/2010 (77)
Деятельность профсоюзов по защите социально-трудовых прав
рабочих в условиях существования Советского государства.
(Окончание. Начало см.в КЛ №№
3/10
(75),
4/10
(76)
В связи с тем, что центр тяжести работы по
заключению коллективных договоров переносился в первичные
профсоюзные организации, требовалось установление чёткого
порядка заключения коллективных договоров. Для достижения
эффективности в данной работе, ВЦСПС разработала специальную
инструкцию о порядке заключения коллективных договоров. В ней
была произведена классификация предприятий по их значимости,
исходя из которой, с каждой группой таких предприятий работали
профсоюзные органы соответствующего уровня.
Так, владельцы предприятий, имеющих
общегосударственное значение, или группы предприятий,
расположенных в разных губерниях, но имеющих единое центральное
правление, заключали коллективный договор с Центральными
комитетами отраслевых союзов.
На предприятиях, где работало более ста
человек, не относящихся к вышеуказанной группе, коллективный
договор заключался с губернским отделением отраслевого союза.
В предприятиях с меньшим количеством
рабочих и служащих коллективные договора заключались местными
отделениями отраслевых союзов.
Для концессионных предприятий
устанавливался особый порядок заключения коллективного договора.
В связи с тем, что иностранные капиталисты заключали договор с
Главным концессионным комитетом при СНК СССР, то для успешного
заключения коллективного договора профсоюзы должны были знать
условия концессионного договора. Учитывая необходимость
поддерживать контакты с концессионным комитетом, вся работа по
заключению коллективного договора на предприятии передавалась
Центральным комитетам соответствующих союзов.
Все заключённые коллективные договора
подлежали регистрации в Народном комиссариате труда. Это
позволяло обеспечить контроль за исполнением коллективного
договора.
Уже к осени 1922 года только в Петрограде
было заключено 3 тыс. коллективных договоров и тарифных
соглашений, охвативших 300 тыс. рабочих и служащих.
В период новой экономической поли гики
система коллективных договоров была единственной формой
регулирования условий труда и заработной платы. На 1 января 1926
года число рабочих, охваченных действующими колдоговорами,
равнялось 6 млн. 700 тыс. человек, что составляло 87% от всех
работающих. Именно благодаря активной колдоговорной компании, к
середине 20-х годов заработная плата достигла довоенного уровня.
При этом рост заработной платы наблюдался, прежде всего, в
базовых отраслях промышленности.
Профсоюзы стремились грамотно проводить
колдоговорную кампанию. Их требования к хозяйственным органам
практически никогда не превышали возможностей последних. При
выдвижении требований профсоюзы старались учитывать все факторы,
которые в той или иной мере влияли на уровень заработной платы.
Так,согласно документам, подготовленным
руководством Ленинградского губернского совета профессиональных
союзов (ЛГСПС) для переговоров по перезаключению коллективных
договоров, профсоюзы должны
были учитывать изношенность
оборудования, загрузку предприятий, размеры притока новой
рабочей силы в регион, экспортно-импортные планы промышленности,
процессы реорганизации производства и т.п.
Практика заключения коллективных договоров
показала всю справедливость слов о неизбежности конфликтов между
администрацией государственных предприятий и профсоюзами. По
данным архивных документов и материалов администрация
предприятий применяла полный набор методов, присущих рыночной
экономике, для отстаивания своих интересов в период переговоров.
Наиболее часто профсоюзы сталкивались с такими действиями
администрации, как затягивание переговоров, запугивание рабочих,
повышение зарплаты в период колдоговорной кампании среднему
управленческому звену, присылка на переговоры неответственных
представителей, отказ предоставить профсоюзам материалы по
экономическому положению предприятия, выдвижение предложений,
идущих вразрез с действующим КЗОТом, отказ от проведения общих
собраний для утверждения коллективного договора и т.п. Такие
действия администрации предприятий приводили к затягиванию
переговоров о перезаключении коллективных договоров, срывая тем
самым становление деловых партнёрских отношений между
профсоюзами и хозорганами. По данным Петроградских профсоюзов, в
период перезаключения коллективных договоров в 1927 году, из 814
договоров, охватывающих 400000 рабочих, было подписано, на
период завершения кампании, только 533 договора, охватывающих
280000 рабочих.
Все это не могло не вызвать возмущения со
стороны кадровых рабочих, которые ещё не забыли опыт борьбы за
улучшение своего положения в условиях самодержавия. Только в
1922 году в России состоялось 497 забастовок, в том числе в
промышленности - 364, на транспорте и предприятиях связи - 92, с
общим количеством участников 186297 человек.
В стачечных выступлениях первое место
занимали металлисты (131 забастовка и 59192 участников стачек),
второе - текстильщики (54 и 46249 человек соответственно),
третье - деревообделочники (41 и 9852 соответственно).
Анализ материалов о забастовках на
государственных предприятиях позволяет сказать, что во многих
случаях поводом к забастовкам служило неправильное поведение
администрации, которая не хотела идти на переговоры с
бунтующими рабочими, пренебрегала правами профсоюзов. Так, в
декабре 1924 года, специальная комиссия Петроградского Губкома
обследовала положение на заводе им. К.Маркса. По её данным
заводоуправление не информировало рабочих о положении на заводе
и о рыночных ценах на производимые ими изделия. Директор завода
за весь год только два раза выступал перед рабочими и не
согласовывал увеличение тарифных мер и снижение расценок с
профсоюзным комитетом.
В ходе выступлений рабочие использовали
весь опыт, накопленный за десятилетия борьбы в защиту своих
прав. Они проводили собрания и митинги, организовывали волынки и
забастовки. Профсоюзный актив во многих случаях выступал
совместно с забастовщиками.
Интересно отметить, что согласно сведениям
отдела статистики труда Петроградского губернского совета
профсоюзов большинство забастовок имело место на государственных
предприятиях. Причина этого в том, что частные владельцы
предприятий, поставленные Советской властью в жёсткие рамки,
вынуждены были строить свои отношения с рабочими на основе
взаимовыгодного сотрудничества. В то время как представители
государственных предприятий исходили в своих отношениях с
рабочими из опыта политики «военного коммунизма». Данная
статистика вызывала озабоченность у лидеров профсоюзов, так как
это не соответствовало общепринятому подходу к частному
предпринимателю, как к классовому врагу. В специальном
информационно- директивном письме «О работе профсоюзов в
концессионных и частных предприятиях», подготовленном в феврале
1929 года секретарём ВЦСПС А.И. Догадовым, подчёркивалась
необходимость «бороться со сглаживанием классовых противоречий»
на частных предприятиях. Тревогу руководства ВЦСПС вызывали
выступления профсоюзов в защиту работодателей с требованиями о
снижении налогов, освобождении от штрафов и т.п. Даже получение
профсоюзами дополнительных сумм от частных владельцев
предприятий, не предусмотренных колдоговорами, на проведение
революционных праздников и помощь подшефным военным частям,
расценивалось как подкуп профсоюзных активистов.
Справедливости ради нельзя не сказать и о
злоупотреблениях со стороны частных предпринимателей. На волне
НЭПа поднялась целая волна криминального
предпринимательства. Материалы судебных
процессов середины 20-х годов пестрят
фактами воровства со стороны «цивилизованных» предпринимателей.
Только с 1924 года, по словам Ю.Ларина, частные
предпринимательство в России стало приобретать «те формы
деятельности, которые основаны не на злоупотреблениях, а на
коммерческих операциях легального типа».
Признавая неизбежность проведения стачек,
профсоюзы, тем не менее, принимали все возможные меры для
решения конфликта мирным путём. За годы НЭПа в России сложилась
стройная система разрешения конфликтов «мирным» путём. Для
решения спорных вопросов на предприятиях были созданы следующие
инстанции:
-
расценочно-конфликтные комиссии, создаваемые на паритетных
началах;
-
конфликтные комиссии при отделах труда НКТ, куда входили
представители профсоюзов, НКТ и Наркомата юстиции;
-
примирительные камеры при отделах труда НКТ, в составе
представителей профсоюза и администрации с приглашением арбитра,
назначаемого отделом труда;
-
третейские суды, составленные из равного числа представителей
администрации и работников с приглашением суперарбитра по
соглашению сторон.
В случае неисполнения решения судебной
инстанции предприниматель привлекался к уголовной
ответственности и мог быть оштрафован до 300 рублей золотом или
приговорён к принудительным работам на срок до 5 месяцев.
Необходимо отметить, что инспектора труда
НКТ имели широкие права по отношению к нарушителям КЗоТа. Они
могли брать подписку о невыезде и даже заключить под стражу
нарушителей трудового права. Вся работа инспекторов труда
происходила в тесном сотрудничестве с профсоюзами. Это
сотрудничество выражалось в массовых обследованиях предприятий,
привлечении нарушителей к ответственности, ужесточении
законодательства о деятельности предпринимателей. Многие из этих
мер вынуждали предпринимателей выполнять достигнутые
договорённости с профсоюзами. В отчёте союза швейников
Ленинграда за 1924 год отмечалось: «За последнее время со
стороны хозяев наблюдается более правильное отношение к
существующим законам о труде, и громадное большинство
предъявленных требований выполняются раньше срока».
Подводя итог деятельности профсоюзов России
в период НЭПа, необходимо отметить, что за короткий период они
сумели не только возродить, но и усовершенствовать формы и
методы работы, используемые ими в дореволюционный период.
При проведении «нового курса» профсоюзы
достаточно конструктивно сотрудничали с органами советской
власти. Было налажено и давало свои результаты сотрудничество с
Наркоматами труда, здравоохранения и просвещения. В годы НЭПа
сложилась законодательная база, обеспечивающая права профсоюзов
в их взаимодействии с органами государственной власти. Профсоюзы
оказывали существенное влияние на экономическую политику.
Отказавшись от исполнения государственных функций, приобретённых
в годы гражданской войны, профсоюзы сумели найти своё место в
новых условиях, выступая в качестве партнёра государства,
которое признало за ними право на существование в качестве
представителя интересов трудящихся.
Долгое время опыт работы советских
профсоюзов в условиях НЭПа практически не изучался, а идеологи и
практики «нового курса» профсоюзов были причислены к «врагам
народа». Само слово «тред-юнионизм» стало ругательным выражением
в устах сторонников командно-административной системы. В то же
время деятельность профсоюзов в условиях НЭПа представляет собой
одну из самых интересных страниц в истории российского и
международного профсоюзного движения, давая обильный материал
для изучения советского опыта «социального партнёрства».
Переход в конце 20-х годов XX века к
политике «социалистической реконструкции», в её Сталинском
варианте, прервал процесс развития советской модели
«тред-юнионизма», подчинив профсоюзы командно-административной
системе.
[главная
страница сайта]
[оглавление номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|