газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 5/2023 (155)

 

Не допустить деиндустриализации вновь присоединённых регионов Российской Федерации

Ко всем левым партиям и движениям Российской Федерации.

Уважаемые товарищи!

Рано или поздно специальная военная операция будет завершена, и это повлечёт за собой актуализацию вопросов о восстановлении разрушенных боевыми действиями объектов жилищно-бытовой инфраструктуры, а также о путях дальнейшего социального и экономического развития ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Всё это вполне закономерно, однако имеется ряд обстоятельств, вызывающих серьёзную тревогу.

Уже после того, как целью операции было объявлено отторжение четырёх регионов от Украины, стало очевидным, что неизбежно будет нарушена исторически сложившаяся за многие десятилетия советского и постсоветского периода хозяйственно-экономическая связь между территорией Украины и вновь присоединёнными бывшими украинскими территориями. По крайней мере три из четырёх присоединённых территорий являются территориями индустриальными и, позволим себе напомнить, были по инициативе Владимира Ильича переданы из состава РСФСР в состав Украинской ССР именно для того, чтобы создать для Украины индустриальную базу, которой без этих регионов у неё не было.

За многие десятилетия советского и постсоветского периода экономика Украины и экономика четырёх указанных регионов были теснейшим образом интегрированы в единый народнохозяйственный комплекс, который теперь оказался дезинтегрированным. Это можно было бы считать проблемой киевского режима, по вине которого Украина утратила индустриальную базу, если бы не те сложности, которые на наш взгляд неизбежно возникнут особенно у республик Донбасса и Запорожской области в условиях капиталистического рынка, господствующего в экономике современной России. Наиболее серьёзное выражение эти проблемы могут найти в таких ключевых отраслях, как угольная и металлургическая. Если говорить об углепроме, то высококачественный донбасский антрацит мог бы охотно приобретаться многими промышленными предприятиями РФ, если бы не то обстоятельство, что угольная промышленность Сибири и Крайнего Севера, которая за постсоветский период заняла все ключевые позиции в российской экономике, будет всячески препятствовать появлению столь серьёзной конкуренции со стороны углепрома Донбасса. Возможности поставки донбасского угля в Европу в определённой мере имеются, но объёмы этих поставок будут совершенно несоизмеримы с объёмами поставок советского периода и даже постсоветского. Сопутствующим обстоятельством может явиться и кризис горного машиностроения на территории Донбасса. Так, например, если даже при освобождении Краматорска от украинских войск удастся сохранить основные производственные мощности Новокраматорского машиностроительного завода, который традиционно выпускал уникальные большегрузы для всех угольных разрезов всего Советского Союза, то сегодня окажется, что в экономике России эта ниша в значительной мере занята Белорусскими машиностроителями. Аналогичная ситуация будет иметь место и в металлургической промышленности. При этом здесь будут затронуты не только интересы Донбасса, но и Запорожской области, где продукция «Запорожстали» и «Азовстали», если их восстановить, будет в России избыточной, поскольку «Северсталь», липецкий трубопрокат и «Норникель» удовлетворяют потребности России. При восстановлении жилищно-бытового фонда во всех четырёх регионах российская металлургия успешно сумеет удовлетворить потребности строителей в арматуре, а о трубопрокате и листовом прокате даже и говорить не приходится.

Всё сказанное здесь можно было бы считать плодом абстрактных заключений дилетантов, если бы наши рассуждения не были подкреплены мнением экспертов, выступающих на канале «Россия 24». Эти эксперты высказывают мнение о перспективах индустриализации Донбасса, практически совпадающее с нашим мнением. Разница между нами и ими заключается в видении путей преодоления этого кризиса. Упомянутые эксперты считают, что альтернативой пришедшим в упадок углепрому и металлургии (а также сопутствующим им отраслям машиностроения) является развитие сельского хозяйства, а также пищевой и лёгкой промышленности.

Мы не являемся противниками ни агропромышленного комплекса, ни пищевой и лёгкой промышленности, мы прекрасно понимаем, что продукты питания и одежда – это то, без чего вообще немыслима нормальная жизнь. Но вместе с тем мы не можем не учитывать, что в регионах, традиционно промышленных, где профессии шахтёра, металлурга, машиностроителя передавались из поколения в поколение, переход на качественно иной профиль промышленного производства может быть, во-первых, психологически отвергнут большинством населения, а во-вторых создать благоприятную почву для агитации против интеграции в РФ и вызвать сепаратистские настроения.

Что, на наш взгляд, может служить альтернативой этому варианту? Здесь видятся два пути.

Путь первый.

Если Украина в том или ином виде сохранит свою государственность, то два государства – РФ и Украина, смогут просто восстановить традиционные, сложившиеся за советский и постсоветский период хозяйственные связи, и это будет к их взаимной выгоде. В этом случае углепром и металлургия сохранятся по крайней мере на уровне, близком к докризисному.

Путь второй.

Отказаться от сохранения углепрома и металлургии за счёт развития в этих регионах передовых отраслей машиностроения. Например, станкостроения, промышленной электроники, средств автоматизации, роботостроения и ряда других, основанных на высоких технологиях.

Население четырёх указанных регионов на протяжении нескольких лет несёт такие жертвы, что в пересчёте на одного жителя затраты на восстановление должны на протяжении 10-15 лет значительно превышать средние общероссийские.

Уважаемые товарищи!

Авторы настоящего заявления не считают себя в рассматриваемых вопросах монополистами на истину. Мы будем рады не только возможным стилистическим поправкам, но, главное – вариантам выхода из кризиса, которые обеспечивали бы оптимальное сочетание социально-экономического развития страны в целом с опережающим развитием в течение 10-15 лет вновь присоединённых регионов (разумеется, этот срок нужно будет отсчитывать от момента завершения специальной военной операции.

    С.А. Эскин,
член Российской партии коммунистов

Мнение члена редколлегии М.И. Кислицкого.

      Абсолютно согласен с С.А.Эскиным, что нельзя допустить деиндустриализации новых регионов. Но не могу согласиться с пессимистическими выводами относительно будущего индустрии Донбасса.

       Как раз в условиях  уже начавшегося восстановления новых регионов России, возвращенных в ее состав, особенно велика потребность в ее продукции , в частности, в металлоконструкциях. Нам говорят : Россия все обеспечит. На мой взгляд,  возить металлоконструкции и уголь в Донбасс из Сибири, в то время как на территории Донбасса действует развитая металлургическая и угольная промыщленность, экономически абсурдно. С 2014 года я постоянно слежу за событиями на Донбассе, благо есть сайт "Русская весна", который их подробно описывает. Вспоминается интервью директора одного из донбасских заводов (еще до начала СВО). В нем он говорил, что завод полностью загружен, и выпускаемую им металлическую арматуру российские предприятия отрывают с руками. Еще пример. Не так давно опубликованы данные о том, что в последние годы основным покупателем донецкого угля является Турция. Наверняка это делается через российские фирмы. Турки, думаю, хорошо понимают, откуда на самом этот уголь, но бытие определяет сознание. И еще. В данном материале в качестве рынков сбыта донецкого угля почему-то рассматриваются только Россия и Западная Европа. Но уголь нужен всем, тем более донецкий антрацит высочайшего качества. Есть Азия, Африка, Латинская Америка. Так, Австралия продает свой уголь по всему миру, а мы почему не можем? Если мы повернули потоки нефти и газа на Восток, то почему по углю эти эксперты опять зацикливаются на Западной Европе?  Ну и наконец, не следует забывать, что промышленность новых регионов диверсифицирована. Например, там со времен СССР работает крупный химический комбинат "Стирол". Конечно, необходимо сохранить индустрию и развивать этот промышленный регион.

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений