газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 4/2022 (148)

 

Кубинская социально-экономическая модель перед вызовами новых испытаний

 

         Как и практически все латиноамериканские страны, Куба «встретилась» с немалыми проблемами и трудностями на фоне наступления и развития пандемии COVID-19. Многие эксперты считают, что сегодня Куба переживает самый сложный экономический кризис после т. н. Особого периода 1990-х гг., в котором оказалась социалистическая республика после прекращения советской поддержки и развала «мировой социалистической системы».

         Конечно, замедление экономики началось ещё до глобальной пандемии: уже в 2016-2019 гг. среднегодовые темпы экономического роста составляли +0,9%[1], что равнозначно стагнации. Однако, именно под воздействием нового коронавируса и его социально-экономических последствий объём экономики в 2019-2020 гг. сократился на 13-14 пунктов (что представляет собой один из самых плохих показателей в Латино-Карибской Америке), кубинский экспорт упал в 2020 г. на 30%.[2]

      Разумеется, для обоснования данных индикаторов имеются и иные, нежели наступление COVID-19, объяснения. Усиление антикубинского эмбарго со стороны Соединённых Штатов в период функционирования республиканской администрации Дональда Трампа также сыграло здесь свою негативную роль. Также отрицательным для Гаваны фактором является глубинное падение венесуэльской экономики; здесь следует уточнить, что, в частности, «между 2013 и 2018 гг. Венесуэла охватывала 27% совокупности торгового обмена с Кубой».[3]

        Состоявшийся в разгар буйства пандемии, в апреле 2021 г., VIII съезд Коммунистической партии Кубы (КПК) важен не только тем, что он де-юре «закрыл страницу Кастро» (если Мигель Диас-Канель был избран Генеральным секретарём правящей партии ещё в 2018 г., то именно в апреле 2021 г. Рауль Кастро отказался от высших государственных постов). Съезд также поддержал «повестку» углубления преобразований в социально-экономической сфере, которые, правда, начали проводиться ещё ранее.

   То, что данные преобразования проводятся строго в рамках социалистической  политической и экономической системы, сомнений не вызывает. Новая редакция кубинской Конституции 2019 г. в полном смысле подтверждает руководящую и авангардную роль КПК в кубинском обществе; согласно актуальному Основному Закону Республики, «Коммунистическая партия остаётся единственной легальной политической партией»[4] на «острове свободы». Политические же изменения в кубинской Конституции хоть и имели место (в частности, разделение должностей президента и премьер-министра, юридически закрепляемое ограничение на занимаемые высшие государственные посты и т. д.), но фундаментально они не поставили под вопрос ту систему «Партии-государства», которая сформировалась в кубинском государстве с 1960-х гг.

          Конституционная модификация затронула главы и статьи, относящиеся к государственной социальной и экономической политике. Вместе с тем, и в данном случае говорить о фундаментальных изменениях вряд ли оправдано. Так, в одной из статей Основного Закона подчёркивается, что «Республика Куба руководствуется социалистической экономикой, основанной на всенародной собственности на основополагающие средства производства».[5] Также в Конституции говорится о приоритетности «всенародной социалистической собственности», плановом характере национальной экономики, а также о том, что именно государство на Кубе управляет и организует экономическую деятельность.

          Таким образом, справедливо отметить, что процесс принятия и запуска новой Конституции в 2018-2019 гг. происходил на фоне запуска различных преобразований в социальной и экономической сферах, которые оказывали реальное воздействие на каждодневную жизнь кубинцев. Хотя многие эксперты признают, что к началу наступления короновирусной пандемии «экономические реформы застопорились из-за идеологических дефектов, политических манёвров и нехватки квалифицированных кадров в государственном секторе».[6]

          Соответственно, само по себе наступление COVID-19 лишь обострило так и не решённые структурные проблемы кубинской экономики, способствуя падению промышленности, увеличению трудностей сельского хозяйства, резкому сокращению числа привозящих валюту иностранных туристов, новым проблемам в связи с дефицитом и недостатком определённых продуктов питания и непродовольственных товаров первой необходимости. Кубинский социолог и историк Фрэнк Гарсиа Эрнандес отмечает, что «2021 г. стал шоковым годом»[7] для Кубы.

    Это замечание находит своё подтверждение в фактах стихийных народных протестов, имевших место в середине и в осенние месяцы 2021 г. Тысячи участников, сотни задержанных — вряд ли в данном случае можно удовлетвориться официозными объяснениями с ссылками на контрреволюционный заговор и поддержку со стороны американского империализма. Специалисты по Кубе убеждены, что данные протесты носили в целом неорганизованный характер, но при этом они явили собой «самые крупные манифестации начиная с триумфа революции».[8]

     Возвращаясь к значению VIII съезда КПК на дальнейшее развитие кубинской социальной модели, отметим, что специальная резолюция этого конгресса по социально-экономическим вопросам оговаривает, что необходимо «продвигаться в решении структурных проблем экономики, в особенности, развивать производство и торговлю продуктов с акцентом на сельскохозяйственный сектор, достичь большего участия обновляемых источников в энергетической матрице; увеличивать экспорт и эффективно заменять импорт; восстанавливать и развивать туризм и увеличивать прямые иностранные инвестиции».[9]

        Решения съезда не остались лишь на бумаге. 2021 г. стал важным этапом на пути продолжающихся реформ. В частности, имело место «валютное объединение», означающее ликвидацию конвертируемого кубинского песо и рождение регулируемой лишь на «чёрном рынке» волатильной криптовалюты; произошла реформа ценообразования (в том числе на транспорт и общественные услуги), но также и повышение зарплат трудящихся, что, в свою очередь, содействовало усилению инфляционных процессов (некоторые специалисты утверждают, что в 2021 г. она достигала уровня в 740%!); большая часть производственной деятельности была открыта частному сектору, но при этом законодательно закреплены свыше 120 сфер, зарезервированных только для государственного сектора. В сентябре 2021 г. был принят документ о статусе малых и средних предприятий.

       Очевидно, речь идёт вовсе не о безболезненных для общества и особенно его уязвимых слоёв процессах, ведь они провоцируют социальные проблемы и обостряют неравенство в области зарплат. Естественно, данные тенденции требуют от руководства КПК уделять повышенное внимание социальной проблематике. В решениях последнего съезда компартии в этой связи подчёркивается, что «на государственном уровне надлежит продолжать и развивать социальную справедливость в новых условиях; добиваться повышения потребления и уровня жизни населения и осуществлять новые программы и социальные усилия, направленные на уязвимых людей и семьи, так же как добиваться адекватного отношения между персональными доходами и ценами на продукты и услуги».[10]     

          С учётом того, что кубинская компартия активно и энергично продвигает стратегию социальной справедливости в латиноамериканском масштабе (в частности, в рамках Форума Сан-Паулу, являющегося объединением левых партий латиноамериканских и карибских стран, внутри которого роль КПК представляется очень значительной), более чем логично, что и на национальном уровне эта тема остаётся одной из центральных для внутриполитической повестки компартии. Тем более, что как раз протестные манифестации 2021 г. шли зачастую именно под лозунгами борьбы за подлинную социальную и общественную справедливость.

                    VIII съезд компартии также одобрил специальный документ — Концептуализацию кубинской социально-экономической модели социалистического развития. Согласуясь с экономическими положениями Основного Закона, документами исполнительной власти и материалами более ранних центральных форумов КПК, в Концептуализации отмечается, что основу современной национальной кубинской экономики составляют всенародная социалистическая собственность, кооперативная собственность, собственность общественных, массовых и политических организаций, частная собственность смешанная собственность и собственность ассоциативных институтов и форм. [11]  В принципе, данная парадигма в полной мере отражает тот подход, который сложился у руководства партии и государства к развитию национальной экономики ещё в период, когда человеком номер один в партийной иерархии был Р. Кастро.

                          Выступая с заключительной речью на VIII партийном съезде, М. Диас-Канель, который в 2021 г. получил всю полноту высшего руководства в стране, заявил, что национальная экономика и социальная сфера государства должны развиваться в соответствии с учреждённой ранее Стратегией национального плана социально-экономического развития до 2030 г. Важность этой стратегии для М, Диас-Канеля, в частности, заключается в том, что она «гибко совмещает отношение между необходимым планированием, децентрализацией и автономией, необходимой для территориального развития, как и участие всех экономических акторов» в общественной жизни[i].[12]  О верности данной Стратегии — на фоне кризисных моментов, затронувших кубинское общество, - неоднократно в последнее время заявляли и представители различных ведомств исполнительной власти Республики.

              Многие эксперты по кубинской экономики считают, что доставшаяся в «наследство» М. Диас-Канелю Стратегия национального плана социально-экономического развития — на руку властям в нынешней ситуации, Будучи в принципа рамочным, по-настоящему стратегическим документом, она указывает основные направления и параметры развития кубинской экономики и социальной сферы на 2020-е гг. Но, вместе с тем, эта Стратегия даёт сейчас власти своего рода «поле для манёвров», согласуясь с реальным курсом кубинского руководства, желающего, как пишет исследователь Ж. Л. Мартинес, «развязать, разблокировать, освободить производительные силы».[13]

              В сегодняшних непростых социально-экономических условиях важным вопросом «экономической повестки» для руководства партии и государства становится решение задач и вызовов в сельскохозяйственной области. При том, что после победы революции в стране — в том числе в рамках внешнеэкономического сотрудничества социалистических стран - активно развивалась национальная индустрия, в том числе предприятия тяжёлой промышленности, для кубинской экономики и сферы занятости аграрный сектор сохранил свою значимость вплоть до начала XXI в.

               В условиях углубления экономических преобразований в духе большей открытости рынку оказалось, что именно сфера услуг  и аграрный сектор в гораздо большей мере, чем многие иные отрасли, восприимчивы к рыночным преобразованиям Как отмечает гаванский доктор экономических наук Д. Карранза, власти осознают тот факт, что «внутри кубинского сельского хозяйства сегодня частный сектор является значительным автором выпускаемой пищевой продукции...»[14] Таким образом, содействуя большей открытости аграрной сферы рынку, кубинское руководство вынуждено выступать с новыми свежими идеями в сельскохозяйственной сфере. Даже, если некоторые из них входят в противоречие с коммунистической ортодоксией.

            Одновременно отметим, что параллельно партия и государственная власть не настроены допускать рыночного проникновения в культурную и научную сферу. В гуманитарной области продолжает господствовать то, что в Гаване называют «революционной дисциплиной». Вертикальная общественно-политическая структура современной Кубы, со всей национальной спецификой в виде, в частности, низовых и базовых структур — Комитетов защиты революции — сохраняет  актуальность, а руководящая роль КПК сохранила своё юридическое оформление и в новой Конституции 2019 г.

                    Как и в те десятилетия, когда кубинским вождём являлся Фидель Кастро, приоритетное отношение к сферам образования, здравоохранения, науки и спорта на Кубе сохраняется и в нынешней ситуации, В новом Основном Законе, к слову, оговаривается, что «государство определяет, благоприятствует и содействует образованию, науке и культуре во всех её формах».[15] То, что в данном вопросе в Кубе дело реализуется не только на бумаге, хорошо известно: успехи кубинской системы здравоохранения и кубинского спорта прекрасно знают на общемеждународном уровне. По показателю отсутствия неграмотности Куба опережает многие гораздо более богатые латиноамериканские страны. В 2021 г. на острове свободы были разработаны сразу три национальных вакцины, направленные против нового коронавируса, а по масштабам профилактических прививок против COVID-19 Куба заметно опередила большую часть развивающихся стран в регионе и в мире. Конечно, в нынешних непростых условиях финансирование культуры и спорта затруднено, но при этом данные направления, как и медицина, остаются крайне важными для власти. 

              Важно ещё раз подчеркнуть, что экономические реформы и преобразования, идущие в социальной сфере, не направлены на отказ от социалистического строительства как такового и от «генеральной линии», исповедуемой руководством КПК. Здесь следует упомянуть о том, что у упомянутой Стратегии говорится о том, что к 2030 г. национальное кубинское государство видится как «суверенное, независимое, социалистическое, демократическое, процветающее и устойчивое». [16] В Стратегии также чётко подчёркивается, что «система управления экономики является инструментом социалистического государства, чтобы планировать, регулировать, управлять и контролировать развитие национальной экономики и территорий, внутренних отношений экономики, как и  международных экономических связей».[17]

        Под вопрос не ставится и ключевая роль государственного сектора в экономической деятельности. В концептуальном документе, рассчитанном на 2020-е гг., говорится о том, что «всенародная социалистическая собственность на основные средства производства — основная форма национальной экономики и социально-экономической системы, основа реальной власти трудящихся». [18] Вместе с тем, интересным моментом является специальная часть, посвящённая кооперативному сектору. В ней уточняется, что для кооперативной собственности на Кубе характерны коллективные принципы производства и распределения её резервов, коллективные решения и равенство прав, социальная ответственность коллектива и вхождение в плановое развитие экономики.[19]

             В заключение отметим, что о «левом» характере государственного курса Гаваны свидетельствует и прогрессивная внешняя политика Кубы, которая, как и в прошлом, строится на принципах интернационализма и антиимпериализма. Активно участвуя в деятельности Боливарианского альянса для наших Америки (ALBA), Куба по-прежнему играет одну и центральных ролей в «красном» спектре Латино-Карибской Америки. Одновременно КПК занимает важное место в левом движении Латинской Америки, являясь одной из ведущих партий — участниц Форума Сан-Паулу, объединяющего широкий спектр левого движения региона.

            Очевидно, что нынешний этап трудностей в кубинской экономике не случаен, он имеет как объективные, так и субъективные особенности. Важно понимать, что ища рецепты на вызовы современности, руководства КПК и кубинского государства, даже прибегая к рыночным механизмам, в целом не ставит под вопрос существование актуальной кубинской модели, одновременно настаивая на её улучшении и модернизации в рамках социалистического типа общества.


 

[1]     Pérez Torres R. In Cuba, it’s the end of an era. URL: https://ips-journal.eu/topics/economy-and-ecology/in-cuba-its-the-end-of-an-era-5129/ (дата обращения: 16. 07. 2022)

[2]     Ibid.

[3]     Martínez J. L. La reforma económica en Cuba tras la aprobación de la nueva Constitición en 2019 //

[4]     Prevost G. Cuba in Age of Economic Reform. URL: https://oxforde.com/politics/view/10.1093/acreore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-1518?rskey=zvSexx&result=17 (дата обращения: 16. 07. 2022)

[5]     Cuba’s Constitution of 2019. P. 9. - 58 p. URL: https://constituteproject.org/constitution/Cuba_2019.pdf?lang=en (дата обращения: 15. 07. 2022)

[6]     Pérez Torres R. Op. cit.

[7]     Hernandes F. G. 2021, l’année du choc // Inprecor, Paris, 2022, p. 15. - P. 15-18.

[8]     Ibid, p. 17.

[9]     Resolución del 8vo. Congreso del Partido sobre el Estado de la Implementación de los Lineamentos de la Política Económica y Social del Partido y la Revolución desde el 6to. Congreso hasta la fecha a la Actualización de estos para el período 2021-2026. P. 4. - 6 p. URL: https://pcc.cu/sites/files/tesis-resoluciones/2021-05/Res.%208vo%20Implementacion%20Lineamentos.pdf (дата обращения: 15. 07. 2022)

[10]   Ibid. P.5.

[11]   Conceptualozación del Modelo económico y social cubano de desarrollo socialista. Lineamentos de la política económica y social del Partido y la Revolición para el período 2021-2026. La Habana, 2021. P. 26. - 86 p.

[12]   Discurso pronunciado por Miguel Díaz-Canel Bermúdez, Primer Secretario del Comité Central del Partido Comunista de Cuba y Presidente de la Republica de Cuba, en la clausura del Octavo Congreso del Partido, en el Palacio de Convencions, el 19 de abril de 2021 “Año 63 de la Revolucion”. 33 p. - 41 p. URL: https://pcc.cu/sites/default/files/discursos/2021_05/Discurso%20Clausura%208vo%20congreso%20Diaz%20Canel.pdf (дата обращения: 15. 07. 2022)

[13]   Martinez J. L. Op. cit. P. 305.

[14]   Carranza J. Cuba: Economic Reforms and the perception of the time. URL: https://horizontecubano.law.columbia.edu/news/cuba-economic-reforms-and-perception-time (дата обращения: 16. 07. 2022)

[15]   Cuba’s Constitution of 2019. P. 12.

[16]   Conceptualización del Modelo Económico y Social Cubano de Desarrollo Socialista. Plan National de Desarrollo económico hasta 2030: Propuesta de Vision de la Nación. La Habana, PCC, 2018, p. 18. - 33 p.

[17]   Ibid, p. 11.

[18]   Ibid, p. 10.

[19]   Ibid.


 
   

Руслан Костюк, профессор СПбГУ, доктор исторических наук

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений