АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
4/2022 (148)
Кубинская
социально-экономическая модель перед вызовами новых испытаний
Как и практически все
латиноамериканские страны, Куба «встретилась» с немалыми
проблемами и трудностями на фоне наступления и развития пандемии
COVID-19. Многие эксперты считают, что
сегодня Куба переживает самый сложный экономический кризис после
т. н. Особого периода 1990-х гг., в котором оказалась
социалистическая республика после прекращения советской
поддержки и развала «мировой социалистической системы».
Конечно, замедление экономики
началось ещё до глобальной пандемии: уже в 2016-2019 гг.
среднегодовые темпы экономического роста составляли +0,9%,
что равнозначно стагнации. Однако, именно под воздействием
нового коронавируса и его социально-экономических последствий
объём экономики в 2019-2020 гг. сократился на 13-14 пунктов (что
представляет собой один из самых плохих показателей в
Латино-Карибской Америке), кубинский экспорт упал в 2020 г. на
30%.
Разумеется, для обоснования данных
индикаторов имеются и иные, нежели наступление
COVID-19, объяснения. Усиление
антикубинского эмбарго со стороны Соединённых Штатов в период
функционирования республиканской администрации Дональда Трампа
также сыграло здесь свою негативную роль. Также отрицательным
для Гаваны фактором является глубинное падение венесуэльской
экономики; здесь следует уточнить, что, в частности, «между 2013
и 2018 гг. Венесуэла охватывала 27% совокупности торгового
обмена с Кубой».
Состоявшийся в разгар буйства
пандемии, в апреле 2021 г., VIII съезд
Коммунистической партии Кубы (КПК) важен не только тем, что он
де-юре «закрыл страницу Кастро» (если Мигель Диас-Канель был
избран Генеральным секретарём правящей партии ещё в 2018 г., то
именно в апреле 2021 г. Рауль Кастро отказался от высших
государственных постов). Съезд также поддержал «повестку»
углубления преобразований в социально-экономической сфере,
которые, правда, начали проводиться ещё ранее.
То, что данные преобразования проводятся
строго в рамках социалистической политической и экономической
системы, сомнений не вызывает. Новая редакция кубинской
Конституции 2019 г. в полном смысле подтверждает руководящую и
авангардную роль КПК в кубинском обществе; согласно актуальному
Основному Закону Республики, «Коммунистическая партия остаётся
единственной легальной политической партией»
на «острове свободы». Политические же изменения в кубинской
Конституции хоть и имели место (в частности, разделение
должностей президента и премьер-министра, юридически
закрепляемое ограничение на занимаемые высшие государственные
посты и т. д.), но фундаментально они не поставили под вопрос ту
систему «Партии-государства», которая сформировалась в кубинском
государстве с 1960-х гг.
Конституционная модификация
затронула главы и статьи, относящиеся к государственной
социальной и экономической политике. Вместе с тем, и в данном
случае говорить о фундаментальных изменениях вряд ли оправдано.
Так, в одной из статей Основного Закона подчёркивается, что
«Республика Куба руководствуется социалистической экономикой,
основанной на всенародной собственности на основополагающие
средства производства».
Также в Конституции говорится о приоритетности «всенародной
социалистической собственности», плановом характере национальной
экономики, а также о том, что именно государство на Кубе
управляет и организует экономическую деятельность.
Таким образом, справедливо
отметить, что процесс принятия и запуска новой Конституции в
2018-2019 гг. происходил на фоне запуска различных
преобразований в социальной и экономической сферах, которые
оказывали реальное воздействие на каждодневную жизнь кубинцев.
Хотя многие эксперты признают, что к началу наступления
короновирусной пандемии «экономические реформы застопорились
из-за идеологических дефектов, политических манёвров и нехватки
квалифицированных кадров в государственном секторе».
Соответственно, само по себе
наступление COVID-19 лишь обострило
так и не решённые структурные проблемы кубинской экономики,
способствуя падению промышленности, увеличению трудностей
сельского хозяйства, резкому сокращению числа привозящих валюту
иностранных туристов, новым проблемам в связи с дефицитом и
недостатком определённых продуктов питания и непродовольственных
товаров первой необходимости. Кубинский социолог и историк Фрэнк
Гарсиа Эрнандес отмечает, что «2021 г. стал шоковым годом»
для Кубы.
Это замечание находит своё
подтверждение в фактах стихийных народных протестов, имевших
место в середине и в осенние месяцы 2021 г. Тысячи участников,
сотни задержанных — вряд ли в данном случае можно
удовлетвориться официозными объяснениями с ссылками на
контрреволюционный заговор и поддержку со стороны американского
империализма. Специалисты по Кубе убеждены, что данные протесты
носили в целом неорганизованный характер, но при этом они явили
собой «самые крупные манифестации начиная с триумфа революции».
Возвращаясь к значению
VIII съезда КПК на дальнейшее развитие
кубинской социальной модели, отметим, что специальная резолюция
этого конгресса по социально-экономическим вопросам оговаривает,
что необходимо «продвигаться в решении структурных проблем
экономики, в особенности, развивать производство и торговлю
продуктов с акцентом на сельскохозяйственный сектор, достичь
большего участия обновляемых источников в энергетической
матрице; увеличивать экспорт и эффективно заменять импорт;
восстанавливать и развивать туризм и увеличивать прямые
иностранные инвестиции».
Решения съезда не остались лишь на
бумаге. 2021 г. стал важным этапом на пути продолжающихся
реформ. В частности, имело место «валютное объединение»,
означающее ликвидацию конвертируемого кубинского песо и рождение
регулируемой лишь на «чёрном рынке» волатильной криптовалюты;
произошла реформа ценообразования (в том числе на транспорт и
общественные услуги), но также и повышение зарплат трудящихся,
что, в свою очередь, содействовало усилению инфляционных
процессов (некоторые специалисты утверждают, что в 2021 г. она
достигала уровня в 740%!); большая часть производственной
деятельности была открыта частному сектору, но при этом
законодательно закреплены свыше 120 сфер, зарезервированных
только для государственного сектора. В сентябре 2021 г. был
принят документ о статусе малых и средних предприятий.
Очевидно, речь идёт вовсе не о
безболезненных для общества и особенно его уязвимых слоёв
процессах, ведь они провоцируют социальные проблемы и обостряют
неравенство в области зарплат. Естественно, данные тенденции
требуют от руководства КПК уделять повышенное внимание
социальной проблематике. В решениях последнего съезда компартии
в этой связи подчёркивается, что «на государственном уровне
надлежит продолжать и развивать социальную справедливость в
новых условиях; добиваться повышения потребления и уровня жизни
населения и осуществлять новые программы и социальные усилия,
направленные на уязвимых людей и семьи, так же как добиваться
адекватного отношения между персональными доходами и ценами на
продукты и услуги».
[i]
|
|
Руслан Костюк, профессор СПбГУ, доктор исторических
наук |
[главная страница
сайта]
[оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|