газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 6/2021 (144)

 

США: рост фашизма после путча

Американское фашистское движение молниеносно набирает силу после выборов 2020 года и неудавшегося путча 6 января в Вашингтоне, округ Колумбия. В отличие от классических форм фашизма 1920-х и 1930-х годов, сегодняшнее фашистское движение усиливает свою власть над широкими слоями рабочего класса. Выборы губернаторов в двух штатах Восточного побережья, Вирджинии и Нью-Джерси, наглядно демонстрируют этот ужасающий факт.

Вирджиния - «колеблющийся штат», то есть ни одна крупная буржуазная партия американской избирательной системы не имеет четкого и длительного контроля в этом штате. Тем не менее демократы находятся у власти последние три срока с 2009 года. В этом году кандидатами от обеих партий были бизнесмены. Поэтому большинство дебатов и политических разногласий вращались не столько вокруг экономических вопросов, сколько - на данном этапе - вопросов учебников «Демократические и республиканские», таких как законы о контроле над огнестрельным оружием, позиции по абортам и гомосексуализму, учебные программы государственных школ и тому подобное. Хотя эти вопросы ни в коем случае не являются неважными, они стали стандартным полем боя в основной американской политике, и ни один из кандидатов не отклонился от сценария стандартных позиций своей партии.

Тем не менее атмосфера, окружавшая выборы и последовавшую за ними победу республиканцев, была атмосферой национального кризиса, когда выдающиеся деятели обеих сторон - Обама и Харрис на стороне демократов, Трамп и Бэннон на стороне республиканцев - посылали свои благословения кандидатам. Стивен Бэннон, отношения которого с аппаратом Республиканской партии в лучшем случае неоднозначны, сам явился на митинг в Вирджинии и своим типичным апокалиптическим тоном призвал аудиторию проголосовать за кандидата от республиканцев. Сразу после поражения демократы начали охоту на ведьм по всей линии партии, чтобы возложить вину на определенные факторы. Основные корпоративные демократы и их идеологи обвинили администрацию Байдена в том, что она «слишком далеко ушла влево» и, следовательно, потеряла голоса консерваторов. Якобинский рупор DSA, с другой стороны, обвинил центристское крыло партии в блокировании любых попыток принятия всеобъемлющего прогрессивного законодательства и тем самым отчуждении избирателей из рабочего класса (https://jacobinmag.com).

Эта, казалось бы, непропорциональная срочность этих выборов становится очевидной, если рассматривать их в свете выборов в Нью-Джерси. В отличие от Вирджинии, демократы десятилетиями получали подавляющее большинство голосов в Нью-Джерси - до этого года. Хотя демократы в конечном итоге сохранили свой контроль над штатом, они сделали это с очень небольшим отрывом в 1,6 процентных пункта и после нескольких дней споров по поводу опубликованных результатов

Однако более символичным было поражение и изгнание очень многолетнего, центристского законодателя-демократа и президента Сената штата Стивена М. Суини. Победитель-республиканец, сменивший Суини, Эдвард Дурр, является членом профсоюза, водителем грузовика. Согласно статье New York Times, Дурр смог собрать большинство голосов бедных сельских жителей и рабочего класса, потратив в общей сложности всего 2200 долларов на кампанию (https://www.nytimes.com/2021/11/04/nyregion/stephen-sweeney-durr-nj-election.html?searchResultPosition=2). Таким образом, в отличие от выборов в Вирджинии, в Нью-Джерси выборы были очень четко разграничены по классовым признакам. В то время как другие социальные проблемы, начиная от школьных программ и заканчивая правами ЛГБТ, были в изобилии, классовая полярность оставила безошибочный след в губернаторском конкурсе в Нью-Джерси.

Раскол рабочего класса

Почти поражение в Нью-Джерси и явный сдвиг голосования (белого) рабочего класса в сторону Великой Старой партии следует рассматривать в рамках более широкой модели, которая существовала с начала 2000-х годов, но усилилась с наступлением Третьей Великой депрессии 2008 года. Один за другим демократические округа рабочего класса рушились в ответ на антирабочую, неолиберальную политику Демократической партии и политику свободной торговли. В штатах «Пояса ржавчины» традиционное голосование за демократов со стороны профсоюзов и других представителей рабочего класса неуклонно снижается на протяжении десятилетий (единственное исключение - кандидатура Обамы). Будучи связанными с аппаратом Демократической партии через профсоюзную бюрократию со времен Нового курса, профсоюзы считались само собой разумеющимся источником голосования. Однако демократы сами подорвали этот источник голосования, полностью связавшись с Уолл-стрит. Законодательство Обамы по спасению банков Уолл-стрит с помощью налоговых денег после краха 2008 года стало последним гвоздем в гроб демократического голосования рабочего класса. В результате черные рабочие начали демонстрировать рекордные уровни воздержания, в то время как белые рабочие стали восприимчивыми к националистической и фашистской демагогии. Трамп победил на выборах 2016 года, успешно воспользовавшись этим гневом белого рабочего класса.

. Однако приближающийся крах в Нью-Джерси знаменует собой качественный поворотный момент в этом сдвиге рабочего класса. Штаты Ржавого Пояса долгое время были колеблющимися штатами, а Нью-Джерси был оплотом демократов. Несмотря на то, что профсоюзы в Ржавом поясе в целом рухнули, они по-прежнему имеют относительно высокий уровень членства и организации на побережьях. Таким образом, победа Эдварда Дурра, профсоюзника и  водителя-дальнобойщика, знаменует собой поворотный момент. Республиканцы не только завоевали огромные территории, но и теперь ведут борьбу в самом центре власти демократов.

Этим объясняется паника и раздрай в рядах демократов. Расслабившись после поражения Трампа и его позорной попытки сохранить власть в 2020 году и в январе 2021 года, демократы теперь наблюдают, как их враги возвращаются на поле битвы в полном разгаре. И они понятия не имеют, что с этим делать.

Демократический раздрай

Администрация Байдена идет по все более бессвязному пути. В последнее время планы Байдена по внесению двух масштабных законопроектов о реформе социального обеспечения и инфраструктуры были полностью сорваны фракциями его собственной партии. Предложенный им закон об инфраструктуре - это уже сильно разбавленная версия  оригинала. Между тем, он и спикер палаты представителей Нэнси Пелоси были полностью обойдены как справа, так и слева: центристские синие псы заблокировали даже урезанную версию законопроекта об инфраструктуре, в то время как прогрессисты были категорически настроены на принятие законопроекта о социальном обеспечении вместе с законопроектом об инфраструктуре. . Неспособный кому-либо угодить, Байден занялся призывом к бесконечным встречам, чтобы убедить сенаторов-демократов найти какой-то компромисс, но безрезультатно. Только 20 ноября 2021 года, после месяцев бесконечных внутрипартийных ссор и многого другого, а также тонких уступок центристам, демократическое руководство смогло принять закон об инфраструктуре с очень незначительным большинством. Среди этих компромиссов - дальнейшее ослабление  медицинского контроля над ценами на лекарства. Демократы по-прежнему не осмеливаются прикоснуться к святости «свободного рынка» или рентабельности фармацевтических корпораций даже при глобальной пандемии!

Скорее всего, благодаря этим компромиссам Байден, чьим самым большим политическим бахвальством была его «способность достигать консенсуса по всему острову», то есть добиваться двухпартийного консенсуса на протяжении всей своей политической карьеры, смог привлечь на свою сторону 13 голосов республиканцев. Поэтому он заключил сделку, которой он не смог убедить левое крыло своей партии, убедив зато правое. Вот вам и политическая опора!

С другой стороны, во внешней политике администрация Байдена полностью привержена наследию Трампа, чтобы успокоить шовинистов в рядах республиканцев. От призывов Камалы Харрис к гватемальцам не мигрировать в США до порки конной полицией гаитянских беженцев и от заявлений НАТО против России и Китая до основания AUKUS, Байден изо всех сил старается превзойти своего предшественника в его приверженности империалистическому  шовинизму. На внутренней арене это не может иметь никакого иного воздействия, кроме отчуждения избирателей от людей иного цвета кожи.

Поэтому можно с уверенностью предположить, что отчаянная попытка администрации Байдена выкупить голоса рабочего класса за счет сочетания прогрессивного социального законодательства и вопиющей приверженности империализму обречена на провал. По мере того как Демократическая партия впадает в растущий разнобой, увязая в бесконечной внутрипартийной полемике, республиканцы будут восстанавливать силы, поскольку фашисты в аппарате Республиканской партии возьмут верх. Люди из рабочего класса, отчаянно ожидающие, что демократы издадут законы, которые будут служить их интересам, будут становиться все более и более истощенными и раздраженными. Немалый (неформальный) избирательный блок, который перешел от демократов к трампизму в 2016 году и снова вернулся к демократам в 2020-м из-за вопиющей антирабочей политики Трампа и катастрофической политики его последнего года, не может ли ныне подумать о том, чтобы дать ему второй шанс. Если Обама получил второй шанс, почему не должен  его  получить Трамп?

Внутри и на периферии Демократической партии левоцентристские дебаты о причинах выборов в Вирджинии и Нью-Джерси напоминают споры между сторонниками Сандерса и Клинтона в 2016 году, поскольку каждая сторона обвиняет другую в поражении. В 2024 году, вероятно, произойдет повторение сценария выборов 2016 года, за исключением более масштабных и фатальных последствий.

Конечно, верно, что  фашиствующим  правым потребова, лось возродиться после поражения на выборах 2020 года и позорного путча 6 января. Было трудно вернуть доверие антиглобалистской буржуазии, которая публично выступила против путча, чтобы дистанцироваться от неудавшегося фашистского восстания. То, что 6 января испортило общественный имидж фашистского движения в глазах тех слоев буржуазии, которые представлены Республиканской партией, очевидно из результатов голосования в Нью-Джерси. После недельного оспаривания очень незначительного перевеса победы кандидат в губернаторы от республиканской партии Джек Чиаттарелли в конечном итоге согласился, произнеся  такие точные слова: «Я не вижу доказательств того, что эти выборы были украдены» - явный отголосок заявления Дональда Трампа о том, что национальные выборы были «украдены» почти год назад.

Однако надеяться, что правые не смогут восстановить позиции, которые они потеряли очень быстро, было бы чистым парламентским кретинизмом. Официальные кандидаты, возможно, сейчас придерживаются осторожного курса, но по мере того, как их оппоненты-демократы раскалываются на части из-за чуть менее всеобъемлющих законопроектов о реформах, все больше и больше людей из рабочего класса будут стекаться в ряды Республиканской партии в поисках выхода из  своих десятилетиями длящихся страданий.

Альтернатива

В условиях  разброда у демократов и реальной возможности возвращения республиканцев какова была бы правильной реакция левых? Ясно, что Демократической партии нельзя доверить задачу остановить продвижение фашизма.

У Демократических Социалистов Америки (DSA), которые, кажется, успешно трансформировались в левую тень Демократической партии, линия руководства выглядит следующим образом. Байден и его кабинет виновны в неудачах не потому, что они слишком далеко ушли влево, а потому, что они настаивали на центристской линии, которая, в первую очередь, подтолкнула людей к трампизму. Однако параллельный успех поддерживаемых DSA левых кандидатов во многих округах Нью-Джерси может стать средством против электорального роста фашизма (https://www.dsausa.org/news/nov2021dispatch/).

 Хотя диагноз точный, предлагаемое лекарство парадоксально, если не сказать смешно. Демократическая партия вызывает у рабочих все больше и больше отвращения, поэтому ... мы должны продолжать выдвигать кандидатов от Демократической партии. Это после того, как аппарат Демократической партии сорвал две кампании Сандерса в 2016 и 2020 годах!

Правильный ответ должен заключаться в том, чтобы немедленно приступить к созданию независимых политических платформ рабочего класса. Пришествию фашизма не помешает выдвижение все большего числа кандидатов в списки партии от Уолл-Стрит. Единственный способ предотвратить фашизм - это отвлечь рабочий класс от его растущего идеологического влияния, представив реальную политическую альтернативу, основанную на классовом единстве. Хотя формы, которые может принять этот проект, могут меняться от штата к штату или даже от округа к округу, его кульминация в создании независимой, демократически контролируемой рабочей партии является столь же неотложной необходимостью, как повышение минимальной заработной платы или принятие закона о бесплатном уходе за детьми.

 


 
 

Джеймс Купер,
Член комитета Единого фронта за создание
Тркдовой партии США

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений