газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 6/2020 (138)

 

Философское наследие Ф. Энгельса и развитие его В.И. Лениным

 

Имя Энгельса неразрывно связано с именем К. Маркса. Это великое содружество явило пример высочайшей духовной синергии, приведшей к революционному скачку в философии, политэкономии, социалистическом рабочем движении.

До личного знакомства с Карлом Марксом, Энгельс успел подвергнуть беспощадной критике лекции профессора Шеллинга в Берлинском университете. Шеллинг пытался примирить науку и религию. Критикуя мистику Шеллинга, Энгельс открыто провозглашает атеизм. Он при этом использует критику религии, содержащуюся в только что вышедшей книге Л. Фейербаха «Сущность христианства». 

Окончилась военная служба. Но одновременно прервалось и его университетское «вольное слушание». Вместо занятий философией, получением затем университетского диплома, по повелению отца он отправляется в Англию, на бумагопрядильню Ermen&Engels.

В 1842-44 годы Энгельс внимательно знакомится с жизнью рабочих Манчестера, одного из крупных индустриальных центров Англии. Мэри Бёрнс, ирландская работница, ставшая его гражданской женой, была путеводительницей Энгельса по рабочим кварталам Манчестера. Он активно включается в рабочее политическое движение чартизма, глубоко и критически исследует взгляды и практику британского социалиста-утописта Роберта Оуэна. Научным итогом этих лет явилась книга «Положение рабочего класса в Англии»[1] завершённая Энгельсом в 1845, уже после очного знакомства с Марксом. В ней он доказывает, что для воплощения в реальную действительность социализм должен стать целью массовой политической борьбы организованного пролетариата.

В августе 1844, по пути на родину, Энгельс останавливается в Париже, где в то время находился Карл Маркс. 10 дней непрерывных бесед, обсуждения проблем философии, политэкономии, стратегии и тактики международного рабочего движения, 10 дней начала великой дружбы гениев, поднявших интеллектуальный и революционный потенциал человечества.

В первой совместной работе «Святое семейство, или критика критической критики»[2] Маркс и Энгельс приходят к выводу, что пролетариат есть последний эксплуатируемый класс в мировой истории и его историческая миссия заключается в освобождении человечества от всякого угнетения и всякой эксплуатации. Во  втором крупном совместном труде «Немецкая идеология»[3] подробно критически анализируется идеализм младогегельянцев Бауэра и Штирнера, разоблачаются т. н. «истинные социалисты», подменявшие классовую  борьбу проповедями о любви к ближнему. Высоко оценивая Людвига Фейербаха как убеждённого материалиста, Маркс и Энгельс критикуют его за созерцательность и метафизичность. В «Немецкой идеологии» впервые излагаются основы исторического материализма, того нового, что он сделал, по словам самого Маркса в письме Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852[4]. Наиболее полно открытая им теория развития человеческого общества изложена в работе 1859 года «К критике политической экономии. Предисловие»[5].

В 1846-48 Маркс и Энгельс массу времени и сил посвящали партийному коммунистическому строительству в европейских странах. Был создан Союз коммунистов.    Состоявшийся в ноябре-декабре 1847 Второй конгресс Союза поручил Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу подготовить программный документ этой международной коммунистической организации. И уже в феврале 1848 в Лондоне издаётся подготовленный ими Манифест Коммунистической партии[6] . В нём в доступном изложении представлены все три составных части марксизма: философия – диалектический и исторический материализм, политическая экономия, учение о классовой борьбе. В качестве предварительного проекта Манифеста Ф. Энгельс в конце 1847 г. составил текст в виде вопросов и ответов, названный им Принципы коммунизма[7]. Эта работа имеет самостоятельное значение, и сегодня не потеряла актуальности.

Значительная часть 1848 и весь 1849 год заполнены революционными выступлениями рабочих во Франции, Германии и других европейских странах. Вызваны они были экономическим кризисом 1847 года, резко ухудшившим условия жизни трудящихся. 4 июньских дня (1848) баррикадных боёв в Париже завершились кровавым подавлением рабочего восстания войсками генерала Кавеньяка, обладавшими помимо военно-технического ещё и трёхкратным численным преимуществом. В Германии, особенно в западных и южных землях, развернулось широкое революционное движение, по сути – гражданская война. Союз  коммунистов во главе с Марксом и Энгельсом стремился сделать всё возможное для успеха революции, имевшей объективно буржуазно-демократическое содержание. Идеологическим центром стала Новая Рейнская газета с Марксом на посту гл. редактора. Энгельс разрабатывал наиболее эффективную военную тактику, относясь к восстанию, как искусству. Но колебания, нерешительность мелкобуржуазной демократической партии, союзника коммунистов, и откровенно предательское поведение крупной буржуазии во многом обусловило поражение революции. Однако приобретённый практический опыт классовой борьбы оказался весьма полезным для дальнейших теоретических разработок.

В 1850-60-е годы, Маркс, не прерывая (благодаря финансовой помощи Энгельса, которому пришлось вернуться ради этого к «собачьей коммерции») работы над Капиталом, вместе с Энгельсом много сил отдают делу укрепления и единения марксистских  партий Европы и США. Под их руководством, на основе Манифеста февраля 1848, в 1864 учреждается Международное товарищество рабочих – Первый Интернационал. Много сил и времени уделяли Маркс и Энгельс работе в Генсовете Первого Интернационала, повышению политической м деловой квалификации актива партий Интернационала, правильному интернационалистскому пониманию сущности франко-германской войны 1870-71гг. Успехи в этой непростой работе, как и в борьбе с подрывной деятельностью Бакунина, обусловлены волей и научной мощью классиков материалистической диалектики, каковыми стали ко времени Первого Интернационала (1864-72) вожди мирового рабочего движения Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Эти годы ознаменованы первой в мире политической победой пролетариата – Парижской Коммуной. То был первый опыт наивысшей по содержанию демократии, демократии пролетарской, или диктатуры пролетариата. Генсовет 1 Интернационала под руководством Маркса и Энгельса мобилизовал рабочие организации европейских стран на оказание максимально возможной помощи восставшим. Восхищаясь героизмом парижских рабочих, они своими советами и критикой также старались всемерно им помочь. Но роковой причиной их ошибок и кровавой расправы с Коммуной через 72 дня после победы явилось не столько численное превосходство сил классового врага, сколько отсутствие опытного политического авангарда, марксистской революционной партии.

В 1867 Маркс завершает 25-летнюю работу над первым томом Капитала и отдаёт его в печать[8]. Это огромное событие не только в развитии политической экономии, но и в развитии всего научного обществознания. Здесь Маркс делает второе своё великое открытие. Он вскрывает механизм капиталистической эксплуатации работников наёмного труда, создателей продуктов промышленного производства,– прибавочную стоимость продукта.

В 1875 Карл Маркс возвращается к своему первому открытию, теории развития человеческого общества. В работе Критика Готской программы[9] он подробно объясняет, почему, «простившись с капитализмом», свергнув его, невозможно сразу перейти к обществу бесклассовому. Совершенно обязателен более или менее длительный переходный период, в течение которого победивший класс, пролетариат, для удовлетворения своего главного классового интереса предъявляет самому себе и постепенно исполняет категорический кантовский императив – содрать с себя классовость, изжить въевшиеся в менталитет пережитки ушедших в прошлое классовых формаций, выдавить из себя остатки раба, крепостного крестьянина, смиренного потребителя навязанных буржуазных благ. В этот переходный период продолжает действовать буржуазное право, поскольку социальное неравенство ещё сохраняется: от каждого по способностям, каждому по труду. Описав сущностные характеристики переходной фазы коммунизма, Маркс делает заключение: «Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Закреплению и развитию положений, изложенных в этом прогностическом труде К. Маркса, посвящена книга Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», изданная в 1878 году[10] . В ходе работы над книгой автор детально обсуждал содержание с К. Марксом. Из этого знаменитого философского исследования Энгельса хотелось бы напомнить вывод, непосредственно по смыслу примыкающий к цитированному из Критики Готской программы фрагменту о государстве диктатуры пролетариата: «Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества – взятие во владение средств производства от имени общества, - является в то же время последним самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишним и само собой засыпает. На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами. Государство не «отменяется», оно отмирает». Постепенное устранение «управления лицами» означает снятие общественного разделения труда. В этом выводе схвачено главное в социальном содержании переходной фазы коммунизма. Реализация этого снятия должна происходить в ходе развития процессов самоорганизации и самоуправления производственных и общественных коллективов.

В.И. Ленин держал перед собой эти работы Маркса и Энгельса, находясь в ближней эмиграции накануне Октября. Написанная им летом 1917 года книга Государство и революция служила не только пропаганде работ основоположников мировоззрения пролетариата, но и показывала актуальность их теоретических разработок и выводов накануне неумолимо приближавшейся рабоче-крестьянской революции в России[11]. Разумеется, необходимо было делать поправки на то, что Маркс в Критике Готской программы и Энгельс в Анти-Дюринге исходили из готовности уже тогдашнего, доимпериалистического капитализма XIX века к близкому революционному разрешению своих противоречий в европейских странах. То предположение оказалось ошибочным. Ленин в 1916 в Военной программе пролетарской революции пришёл к выводу о начале прорыва империалистической цепи в наиболее слабом её звене[12], и этот вывод оправдался в 1917. Но и в этом случае внимание к тому, чтобы Советское государство как государство диктатуры пролетариата всячески способствовало развитию самоуправления трудовых коллективов, покрытию страны «сетью производительно-потребительных коммун», к чему призывал Ленин, добровольному кооперированию деревни, - всё это было обязательным: и само по себе как категорический самодиктат, и для создания привлекательного образа социализма в экономически более развитых странах Запада. К сожалению, ранний уход из жизни В.И. Ленина и победа во внутрипартийной борьбе бюрократической тенденции над демократической привели к деформации социализма, буржуазно-бюрократическому перерождению партгосноменклатуры и контрреволюции 1991-93 гг.

Возвращаясь к Анти-Дюрингу, следует добавить, что на основе трёх глав этого сочинения, Энгельс составил в 1980 брошюру Развитие социализма от утопии к науке. Брошюра эта, изданная на разных языках[13], сыграла большую роль в популяризации марксизма. Энгельс всегда проявлял интерес к проблемам естествознания. И первые его соображения о проявлении законов перехода количества в качество, отрицания отрицания в развитии природных процессов приводятся в Анти-Дюринге, в отделе философия.

14 марта 1883 ушёл из жизни Карл Маркс. Человечество обеднело, потеряв огромную концентрацию мысли и революционной энергии в одном гении, открывшем ему, человечеству, теорию его развития – исторический материализм. Пролетариат всего мира потерял Вождя, одарившего его передовым мировоззрением и стратегией борьбы, гарантирующей освобождение от эксплуатации и указывающей путь движения из царства необходимости в царство свободы.

Фридрих Энгельс взял на себя миссию отредактировать рукописи Мавра, частично не оконченные, и довести до издания второй, третий и частично четвёртый тома Капитала. Ушло на это 10 лет. Никто другой такое сделать бы не смог. Уже хотя бы потому, что только Энгельс мог разобрать почерк Маркса. Ленин отмечал, что у 2-го и 3-го томов два автора.

В 12 лет после кончины К. Маркса вошли и серьёзная работа по руководству социалистическими партиями разных стран, активная переписка со многими деятелями международного рабочего движения, и создание, при активнейшем участии Энгельса, в 1889 году Второго Интернационала. Он выступал на первых трёх его конгрессах: в Париже (1889), Брюсселе (1991), Цюрихе (1993), и в значительной мере благодаря влиянию Энгельса партии и руководство II Интернационала в первые 5-6 лет после его учреждения оставались верны принципам революционного марксизма.

Сказанное убеждает: после прощания с Марксом у Энгельса практически не оставалось времени на собственное научное творчество. Он смог подготовить к изданию 2 книги: Происхождение семьи, частной собственности и государства[14] (1884) и Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии[15] (1888). Написание первой было завещано Карлом Марксом. Энгельс использовал собранные им материалы — выписки из книги Моргана «Древнее общество» с критическими замечаниями Маркса. Ленин считал эту книгу одним «из основных сочинений современного социализма». Главное в ней - исторический анализ условий возникновения, развития и будущего отмирания государства. Во второй книге Энгельс анализирует сочинения выдающихся германских философов Канта, Гегеля и Фейербаха и показывает, что именно они явились философским источником марксизма, будучи подвергнуты диалектико-материалистической переработке.

Следует сказать об ещё одном, неоконченном философском  труде  Ф. Энгельса – Диалектике природы. Выше указывалось, что в философском разделе Анти-Дюринга Энгельс апеллирует к диалектическим парам количество - качество, отрицание отрицания применительно к развитию естественных наук. В той работе он использует открытые Гегелем законы диалектики в жёсткой критике Дюринга. Прерывая эту работу вынужденными отвлечениями на организационно-политическую деятельность, в 1883 он практически, не окончив, её остановил, переключившись на работу с рукописями Маркса 2 и 3 томов Капитала. Но и незавершённая книга[16] внесла серьёзный вклад в философское осмысление знаний, добытых естественными науками к концу третьей четверти XIX века. Так, Фридрих Энгельс много внимания уделил проблеме форм движения материи, последовательности их возникновения и дальнейшего развития. Удивительно, что 140 -130 лет назад, когда ещё не был известен ни Большой взрыв, ни, соответственно, возраст нашей Вселенной и её расширение, им была представлена верная и сегодня последовательность возникновения форм движения развивающейся материи: физическая – химическая – биологическая – социальная. Энгельс восторгался  открытой Дарвином закономерностью происхождения видов, которая великолепно подтверждает гегелевскую диалектику в материалистическом представлении. Следивший внимательно за научной периодикой, Энгельс был в курсе  всех важных событий в естествознании. Он хорошо знал открытую Д.И. Менделеевым периодическую систему химических элементов. Обнаруженная связь кислотно-щелочных и других свойств элементов с определённым изменением периодического характера их атомной массы не находила тогда объяснения. Не было ещё известно строение атома, не знал ещё мир наличия элементарных частиц. Даже электрон был открыт через 2 года после смерти Энгельса. В Диалектике природы Энгельс предсказывает некоторые будущие открытия. Так, он не соглашается с мнением многих тогдашних физиков, что атомы – это мельчайшие частицы материи. Они, полагал он, имеют сложную структуру. И прошло 17-20 лет, работами Резерфорда и Бора выяснено, что все атомы имеют структуру  планетарного типа, далее выяснилось, что отрицательно заряженные электроны обращаются вокруг положительно заряженного ядра по вполне определённым орбитам, удаление каждой из которых от ядра соответствует уровню энергетического взаимодействия  электрона с ядром, что само ядро состоит из нуклонов, положительно заряженных протонов и электрически нейтральных нейтронов, что масса нуклона примерно в 2000 раз превышает массу электрона, что электрический заряд протона, противоположный по знаку заряду электрона, численно ему равен, что число протонов в ядре атома химического элемента соответствует номеру элемента  в периодической системе, что силы взаимодействия, связывающие нуклоны в ядре атома, на 3 порядка превышают силы электрического отталкивания протонов, и т. д., и т. д. Вот насколько прав оказался тогда Энгельс.

Но сама Диалектика природы десятки лет была недоступна. Она была не известна и В.И. Ленину, т.к. впервые опубликована была на немецком и русском языках в СССР в 1925 г.

При этом именно В.И. Ленин стал первым, кто развил далее философское наследие К. Маркса и Ф. Энгельса с учётом общественно-политических и научных прорывов ХХ века.

В.И.Ленин был убеждён в необходимости правильного философского истолкования фундаментальных достижений естественных наук. Ярким примером  такого мощного вторжения 38-летнего Владимира Ильича в философские схватки нулевых годов ХХ века служит его книга Материализм и эмпириокритицизм[17]

То было время развёртывания двух великих физических революций, релятивистской и квантовой. Они разрешили противоречия, с которыми в конце XIX века столкнулась физика классическая, эпоха которой, продолжавшаяся два с половиной века, с середины XVII-го, завершилась на рубеже XIX –ХХ вв. Начались обе великие физические революции практически одновременно. В 1897 Джозеф Томсон открыл первую элементарную частицу – электрон. В 1900 г. немецкого физика Макса Планка осенила гениальная догадка: свет, как и любое электромагнитное излучение, распространяется и поглощается порциями-квантами, энергия которых пропорциональна частоте. Подробное популярное изложение сути обеих научных революций первой четверти прошлого века содержится в недавней публикации автора в последнем номере Альтернатив 2020 г[18]. Ленин был свидетелем переворота в представлениях о развивающейся материи, произведённого релятивистской революцией при завершении в 1905 г. её первой части – специальной теории относительности.

Совершив революционный научный скачок, Альберт Эйнштейн открыл принципиально новые свойства и взаимосвязи у развивающейся материи.

В его работе, названной «К вопросу об электродинамике движущихся тел», изложена специальная теория относительности (СТО), в которой рассмотрены взаимосвязи параметров инерциальных систем, т.е. движущихся друг относительно друга с постоянной и прямолинейной скоростью. Скорость света в вакууме с – предельная скорость физических взаимодействий в природе, одна из мировых констант. Все физические законы сохраняют свой вид при переходе из одной инерциальной системы в другую. Опираясь на эти принципы и на связи пространственных и временных координат, СТО приходит к выводам, что при скоростях движения, сопоставимых с с, размеры тел в направлении от наблюдателя в неподвижной системе сокращаются, время в движущейся системе замедляется, масса возрастает. Также получен важный вывод о соотношении массы и энергии, которой эта масса обладает:  E = mc2.

Философский смысл релятивистской революции состоит в том, что уже на стадии специальной теории относительности она взорвала классические представления об абсолютности пространства и времени. Она выявила:

- зависимость пространства и времени как форм существования материи от способа её существования – движения;

-  неразрывную связь пространства и времени между собой, или единое пространство-время, где последнее лишь одна из координат. 

Появление в конце июня 1905 этой короткой, но поистине эпохальной работы, вызвало бурный всплеск дискуссий среди физиков и, особенно – среди философов. У последних преобладали скептики, считавшие кризис классической физики похоронами основного вопроса философии, упокоением деления её на два противоположных лагеря, материализм и идеализм. Активизировались различные школы позитивизма, сторонники «чистого опыта» и среди них на первое место  вышли Э. Мах  и Р. Авенариус (Швейцария). «Зашатались» и некоторые марксисты: А.А. Богданов, А.В. Луначарский, В.А. Базаров. Они как будто забыли, что марксистский материализм есть материализм диалектический. Против махизма и эмпириокритиков  выступал видный физик Людвиг Больцман (Австрия), руководитель марксистской группы «Освобождение труда» в России Г.В.Плеханов. Но наиболее яростно на поднявших неопозитивистскую волну обрушился В.И. Ленин. Содержательно и эмоционально Материализм и эмпириокритицизм В. Ленина достойно продолжил линию отстаивания и развития материалистической диалектики, которую обозначили Нищета философии К. Маркса, Диалектика природы и Анти-Дюринг  Ф. Энгельса.  Надо сказать, что многие известные профессора-физики в 1920-ые годы и позднее с трудом воспринимали релятивистский прорыв, совершённый Эйнштейном. Тем более те физики, кто осознал наступление новой эпохи развития физической науки, поражались тому, как быстро и как точно это воспринял Ленин. Достаточно привести пару цитат из рассматриваемой его книги. Имея в виду кризис в физике на рубеже XIX-XX вв., о котором говорилось выше, и получившее распространение неудачное выражение о якобы «исчезновении материи», В. Ленин заключает:     "Материя исчезает" - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания".  И до сих пор учёных продолжает восхищать постоянно оправдываемая фундаментальной наукой прозорливость выделенных нами первых слов ленинского высказывания двумя страницами далее: "Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма". Выделенное жирным курсивом – прямо-таки буквальный перенос из 19-го столетия в 20-е не известной Ленину мысли Энгельса по поводу атома - на электрон.

Релятивистская физическая революция завершилась в 1916 году созданием общей теории относительности. Взрыв представлений об абсолютности пространства и времени и их казавшейся независимости друг от друга, совершённый на первом этапе этой революции, углублён на её втором этапе вскрытием зависимости самой структуры пространства-времени от распределения звёзд, звёздных систем и их массово-энергетических характеристик. Ленин не смог, к сожалению, откликнуться на эти грандиозные научно-мировоззренческие события: наступил год величайшего события мировой истории, год Великой Русской революции, забиравшей всё время её вождя. Но вопросы отношений науки и философии оставались в поле его внимания после установления власти Советов. В этой связи примечательна одна из последних работ Ленина – О значении воинствующего материализма. Читаем[19]:

«Современные естествоиспытатели найдут…в материалистически истолкованной диалектике Гегеля ряд ответов на те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании и на которых «сбиваются» в реакцию интеллигентские поклонники буржуазной моды». … «…естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае».  В приведённых отрывках на первом месте конкретные достижения естествознания, на втором, не менее важном, - их диалектико-материалистическое осмысление. Ленин не только в отношениях фундаментальной науки и философии ставил науку на первое место: именно учёные открывают новые явления природы и новые законы или их новые проявления,  новые возможности интенсификации производств и улучшения качества жизни; философам же новые научные открытия позволяют обогащать категории материалистической диалектики и дают новые аргументы как для дискуссий с философскими оппонентами, так и для обогащения образовательных курсов. Ленин, став главой Совнаркома, также твёрдо держал курс приоритета науки.

Эта особенность советского экономического развития, получившая название сциентизм, поражала многих зарубежных наблюдателей, включая тех, кого нельзя причислить к сторонникам первого социалистического государства. В.И. Ленин не уставал объяснять необходимость такого сугубого внимания к работе учёных, специалистов и научных институтов. Во-первых, как отмечал он в апреле 1918 в брошюре Очередные задачи Советской власти,   «Без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта, переход к социализму невозможен, ибо социализм требует сознательного и массового движения вперед к высшей производительности труда по сравнению с капитализмом и на базе достигнутого капитализмом»[20]. Во-вторых, новые и новейшие технологии базируются на достижениях фундаментальных и прикладных наук. В-третьих, наука должна быть базой быстрого преодоления отсталости в образовании и культуре.

Парадигма Ленина, или упомянутый сциентизм, обеспечила беспрецедентные темпы количественного и качественного развития производительных сил в Советском Союзе, преодолев и трагические массовые потери партийных и беспартийных энтузиастов в сталинских репрессиях, и человеческие (десятки миллионов жертв) и материальные потери в Великой Отечественной войне. За советские годы было реализовано 3 мега-проекта и много макро-проектов. Под первыми понимаются качественные технологические скачки во всей   научно-технической сфере, под вторыми – выход на более высокий технологический уровень той или иной производственной отрасли.

Первым великим проектом Советской России был план ГОЭЛРО. Инициатором его можно смело назвать самого В.И. Ленина. Выдающиеся учёные и инженеры того времени выполнили его разработку: Г.М. Кржижановский, Г.О. Графтио, М.А. Шателен... Два мега-проекта, поражающие до сих пор воображение своей мощью и сроками выполнения, осуществлены один за другим сразу по окончании Второй мировой: атомный и космический.


 

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 2, с. 231-517

[2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 2, с. 3-230

[3] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 3, с. 7-544

[4] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 28, с. 427  

[5] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 13, с. 5-9

[6] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 4, с. 419-459

[7] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 4, с. 322-329

[8] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 23, с. 1-784

[9] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 19, с. 9-32

[10]К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 20, с. 1-338

[11]В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 33, с. 1-120

[12] В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 30, с. 133

[13]  К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т. 19, с. 185-230

[14] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т.  21, с. 23-178

[15] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т.  21, с. 269-317

[16] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе, т.  20, с. 339-696

[17] В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 18, с. 7-384

[18] И.Г. Абрамсон. Развитие науки сквозь призму взглядов Ленина/ Альтернативы, 4/20 (109) 

[19]  В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 45, с. 31

[20]  В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 36, с. 178

 

    И.Г. Абрамсон
Международная конференция – мемориум «Фридрих Энгельс и наука XXI века»
Санкт-Петербург-Москва, 27-29 ноября 2020 г.
 

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений