газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 6/2020 (138)

 

Гений советской разведки

 

Артур Спрогис обучил десятки будущих Героев Советского Союза, среди которых Зоя Космодемьянская, Константин Заслонов и многие другие.

Сегодня, когда российская разведка представлена такими персонажами, как «знойная шпионка» Анна Чапман или полуанекдотические агенты Петров и Боширов, трудно поверить, что когда-то было иначе. Но в СССР действительно всё было по-другому. Фантастическая «кембриджская пятёрка», Николай Кузнецов, Рихард Зорге — это далеко не полный перечень блестящих  советских разведчиков. И многих из них воспитал профессионал своего дела Артур Спрогис.

Артур Спрогис

От Гражданской до Испанской

Уроженец Риги Артур Спрогис в 14 лет вступил в ряды Красной Армии и вскоре юного разведчика отозвали в Москву. Официально – для учёбы в революционной пулемётной школе красного комсостава, реально - ещё и в формируемые спецподразделения для охраны Кремля: отвечавший за «кремлёвский полк» Ян Берзин старался набирать туда земляков-прибалтийцев. Попав в состав «латышских стрелков», Спрогис как-то оказался на посту № 27 у квартиры Ленина: «Однажды стою я на посту, шестнадцатилетний мальчишка, самый молодой из курсантов. Полон суровости и достоинства. Винтовка-трехлинейка с примкнутым гранёным штыком гораздо выше самого часового. Подходит Владимир Ильич Ленин. Поздоровавшись, останавливается, начинает расспрашивать, откуда я, как попал на пулемётные курсы, учился ли где раньше. Потом прошёл в квартиру. Выйдя через некоторое время, положил на подоконник пакетик и сказал: «Когда сменишься, возьми». В пакетике оказался бутерброд - два кусочка черного хлеба с повидлом. Лакомство двадцатого года...».

После окончания пулемётной школы молодой коммунист участвует в разгроме армии Махно и остатков петлюровцев на Украине, в ликвидации банд Булак-Балаховича в Белоруссии. Потом опять учёба в Москве, и вот уже 20-летний Спрогис - начальник Копыльской оперативной группы 17-го Тимковического погранотряда в Белоруссии. В этой должности он принимает участие в легендарной операции «Синдикат», в ходе которой чекисты смогли выманить в СССР и арестовать известного террориста Бориса Савинкова. Опять учёба – на этот раз в Высшей пограничной школе, – и служба в погранвойсках в западных областях СССР. В 1936-м молодой командир собрался в долгожданный отпуск, а вместо этого оказался на корабле, который вёз бое­припасы испанским республиканцам.

В Испании его старый знакомый Ян Берзин поручает ему сформировать диверсионный спецотряд - и бывший курсант его не подвёл. Хотя формально отряд возглавлял испанец Хосе Муньос Гарсия, реальным командиром был Спрогис. На Гвадалахарском фронте подчинённые «команданте Артуро» взрывали железнодорожные пути и мосты, пустили под откос 8 вражеских эшелонов - в общем, осложняли жизнь франкистам как могли.

Были и неожиданные встречи – так Спрогис познакомился с Эрнестом Хэмингуэем, работавшим там журналистом. Писатель дотошно расспрашивал советского специалиста об особенностях диверсионной работы, а потом упросил взять его на боевую операцию. В составе диверсионной группы, которой удалось в рейде подорвать вражеский эшелон, Хэмингуэй был «внештатным», одиннадцатым бойцом, но взрывчатку и амуницию нёс наравне со всеми. А вот опекал «начинающего диверсанта» сын... того самого Бориса Савинкова. Он тоже был бойцом отряда «команданте Артуро».

Самой яркой была операция по взрыву завода по про­изводству боеприпасов, на несколько месяцев заставившая франкистов резко ограничить свою огневую мощь. А главное ‑ за всё время отряд Спрогиса не потерял ни одного бойца!

Отец советских диверсантов

Войну Артур Спрогис встретил в должности начальни­ка оперативно-диверсионного пункта при штабе Западного фронта – знаменитой в/ч № 9903. Через стены этой школы прошло множество ставших позднее легендарными разведчиков, отсюда в свой последний рейд уходили Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская и её напарница – Вера Волошина, ставшая Героем только в 1994-м. Всего за 1941‑1943 годы в руководимой Артуром Карловичем воинской части было обучено и отправлено в тыл противника 115 разведывательно-диверсионных групп общей численностью 2862 человека. В их числе - особый партизанский от­ряд испанцев в количестве 100 человек и «оперативная группа № 27», состоявшая из немецких коммунистов под командованием Макса Беккера Гриф секретности с их заданий снимут только через четверть века...

После контрнаступления советских войск под Москвой подполковника Спрогиса отправляют в глубокий вражеский тыл – организовать взаимодействие между разрозненными белорусскими партизанскими отрядами. В удостоверении значилось: «Всем начальникам партизанских отрядов оказывать полное содействие в его работе всеми средствами. Удостоверение действительно до полной победы».

Тяжёлое ранение в октябре 1942-го, лечение в Москве – и новое задание. Теперь ему, имеющему опыт по созданию партизанского движения в Белоруссии, предстоит создать такое же в Латвии. А здесь ситуация совсем другая. Кроме тех, кто поддерживал советскую власть, кроме скрывающихся в лесах не успевших выйти из окружений в 1941‑м частей Красной Армии, в Прибалтике было немало и националистов всех мастей. Эти «лесные братья» активно шли в услужение гитлеровцам, из них создавались карательные батальоны СС для борьбы с партизанами.

Но Спрогис с задачей справился блестяще. Совместно с ЦК Компартии Латвии он смог соединить разрозненные группы сопротивления в полноценные партизанские формирования. В результате в 1944-м уже действовали три партизанские бригады и несколько партизанских отрядов, успешно громивших гитлеровцев и их пособников. Последним Спрогис уделял особое внимание, не оставляя факты предательства без возмездия. После нескольких десятков громких ликвидаций членов полицейских подразделений и латышских формирований СС личный состав этих подразделений стал их стремительно покидать, причём немало было и тех, кто присоединялся к партизанам.

После освобождения Латвии Артур Карлович Спрогис работал там в партийных органах. А когда война закончилась, руководил военной кафедрой в Военном институте иностранных языков – кузнице советских разведчиков. Кавалер двух орденов Ленина, четырёх орденов Красного Знамени, орденов Отечественной войны I степени и Красной Звезды, а также множества медалей скончался в 1980 году. Ему повезло не увидеть ни распад СССР, ни сепаратизм прибалтийских республик, ни «чапманизацию» современных разведслужб.

 

    Максим Стечкин
Газета «Питерская Правда, № 6 (139), 2020 г.

 

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений