АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТОВ-ОБЩЕСТВОВЕДОВ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда № 3/2019 (129)
Выставка - семинар в доме Плеханова,
посвященная 170-летию со дня рождения и 100-летию смерти В.И. Засулич
«…душа, полная высочайшей поэзии, глубокая
и могучая, богатая любовью и негодованием»…
В Доме Плеханова открылась новая выставка,
посвященная 170-летию со дня рождения и 100-летию смерти Веры Ивановны
Засулич, одной из выдающихся фигур российского и мирового освободительного
и рабочего движения, жизнь и борьба которой стали одной из самых
ярких страниц в истории российского освободительного движения. На
выставке представлены труды самой Веры Ивановны, включая ее переписку
разных лет, а также труды других деятелей освободительного и рабочего
движения, в которых отражена роль В.И. Засулич. К выставке был приурочен
и семинар, посвященный жизни и судьбе Веры Ивановны, на котором
выступили несколько докладчиков.
В семинаре приняло участие девять человек,
включая докладчиков.
В.Н. Фомичев, к.и.н., начальник Отдела обеспечения
сохранности документов РГАСПИ (Москва), рассказал о документах В.И.
Засулич в фондах Российского государственного архива социально-политической
истории.
М.В. Пронина, к.и.н., научный сотрудник Дома
Плеханова, рассказала о документах В.И. Засулич в Доме Плеханова,
об истории их поступления и составе фонда.
З.Г. Крейцер, библиотекарь I категории Дома
Плеханова, рассказала о книгах из личной библиотеки В.И. Засулич
в фондах Дома Плеханова.
Очень интересным был также и доклад Т.А. Богдановой,
к.и.н., доктора богословия, ст. научного сотрудника Отдела рукописей
РНБ, под названием «Вера Ивановна Засулич о революции в России:
мечты и реальность».
Известно, что Вера Ивановна начинала свой путь
в революционное движение через участие в народовольческом движении,
и ее выстрел в градоначальника Ф.Ф. Трепова 5 февраля 1978 года
стал подлинной сенсацией в царской империи, особенно после того,
как стрелявшую в царского сановника оправдал суд присяжных; этот
случай получил широкий общественный резонанс как в России, так и
за рубежом.
Оскар Уайльд посвятил Засулич пьесу
«Вера, или Нигилисты» (1880).
Став первой женщиной-террористкой в революционном
движении, В.И. Засулич вскоре стала и убежденной противницей террора
как метода борьбы. Отход В.И. Засулич от народничества и присоединение
к социал-демократии и марксизму был процессом сложным, полным противоречий
и интеллектуальных исканий.
Уже в конце 1870-начале 1880 гг. В.И. Засулич,
будучи в эмиграции, перейдя на позиции
марксизма, вошла в состав группы «Освобождение
труда»; она переводила произведения
К. Маркса и
Ф. Энгельса, вела с ними переписку;
Известна история письма К. Маркса, написанного
им в ответ на известное письмо «группы русских марксистов», посланное
Марксу в 1879 году; Маркс долго не отправлял ответ, написал несколько
черновиков, и, наконец, в 1881 году отправил конечный вариант письма
с ответом, но факт получения письма участниками группы «Освобождения
труда» стал известен только в 1925 году; одной из причин молчания
по поводу письма Маркса стало то, что содержание письма Маркса было
полной неожиданностью для участников группы. Вот каковы заключительные
слова письма: «…община является точкой опоры социального возрождения
России, однако для того чтобы она могла функционировать как таковая,
нужно было бы прежде всего устранить тлетворные влияния, которым
она подвергается со всех сторон, а затем обеспечить ей нормальные
условия свободного развития» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Собрание сочинений.
Второе издание, т.19, с. 251).
В.И. Засулич также принимала активное участие
в деятельности Международного Товарищества рабочих (II
Интернационала) — была представителем российской социал-демократии
на трёх его конгрессах в 1896, 1900 и 1904. Решительно отказавшись
от своих прежних взглядов, В.И. вела пропаганду идей марксизма,
отрицала террор — «следствие чувств и понятий, унаследованных от
самодержавия». Известно, что В.И. стала одним из основателей социал-демократической
группы «Освобождения труда», была близким соратником Г.В. Плеханова.
История российской социал-демократии, как и
затем коммунистического движения России и СССР, была полна противоречий,
драм и трагедий. Уже после первого раскола в РСДРП В.И. Засулич
стала активным участником деятельности меньшевистского крыла партии.
На Втором съезде
РСДРП (1903)
примкнула к искровцам меньшинства; после съезда стала одним из лидеров
меньшевизма. В
1905 году вернулась в Россию. После
революции 1905 года в
1907—1910
годах была одним из «ликвидаторов», то есть сторонников ликвидации
подпольных нелегальных партийных структур и создания легальной политической
организации.
По поводу позиции социал-демократов в Февральской
революции писала: «Социал-демократия не желает допустить к власти
либералов, полагая, что единственный революционный хороший класс
— это пролетариат, а остальные — предатели». В марте 1917 вошла
в группу правых меньшевиков-оборонцев
«Единство», выступала вместе с ними за продолжение войны до
победного конца (эти взгляды изложила в брошюре «Верность союзникам».
Пг., 1917). В апреле подписала воззвание к гражданам России, призывая
поддерживать
Временное правительство, ставшее коалиционным. В июле 1917,
по мере усиления противостояния большевиков и иных политических
сил, заняла твёрдую позицию поддержки действующей власти, была избрана
в гласные Петроградской Временной городской думы, от имени «старых
революционеров» призывала к объединению для защиты от «объединённых
армий врага». Перед «октябрьским переворотом» была выдвинута кандидатом
в члены
Учредительного собрания.
Октябрьский переворот 1917 категорически не
приняла, считая его контрреволюционным, прервавшим нормальное политическое
развитие буржуазно-демократической революции, и расценивала созданную
большевиками систему советской власти зеркальным отражением царского
режима. Утверждала, что новое властвующее меньшинство просто «подмяло
вымирающее от голода и вырождающееся с заткнутым ртом большинство».
Утверждая, что большевики «истребляют капиталы, уничтожают крупную
промышленность», решалась иногда на публичные выступления (в клубе
«Рабочее знамя» 1 апреля 1918).
Ленин, критикуя её выступления, тем не менее,
признавал, что Засулич является «виднейшим революционером».
Лев Троцкий вспоминал о ней: «Засулич была человеком особенным
и по-особенному очаровательным». По его мнению «Была она и осталась
до конца старой
интеллигенткой-радикалкой, которую судьба подвергла
марксистской прививке».
«Тяжело жить, не стоит жить», — жаловалась
она соратнику по народническому кружку Л. Г. Дейчу, чувствуя неудовлетворённость
прожитой жизнью, казнясь совершёнными ею ошибками. В конце жизни
В.И. полностью пересмотрела свои взгляды на революцию и революционное
насилие, полностью отрицая насилие как метод борьбы. Тяжело заболев,
В.И. до последнего часа писала воспоминания, опубликованные посмертно.
Собственной семьи у В.И. Засулич не было.
Зимой 1919 в её комнате случился пожар. Её
приютили жившие в том же дворе две сестры, но у неё началось
воспаление лёгких, и она скончалась.
Похоронена на
Литераторских мостках
Волкова кладбища.
Жизнь В.И. Засулич, таким образом, стала примером
высокой трагедии, примером жизни революционерки, полностью разочаровавшейся
в результатах своей борьбы.
А.В. Карачев, ведущий библиотекарь Дома Плеханова,
в заключение семинара рассказал о деятельности В.И. Засулич и Г.В.
Плеханова в «Союзе личного примера».
В завершении докладчикам были заданы вопросы,
после чего состоялся довольно оживленный обмен мнениями.
[главная страница
сайта] [оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|