газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 1/2019 (127)

 

Выступление представителя РПК на международной встрече 10 февраля 2019 в Стамбуле, посвящённой столетию создания III Интернационала – Коминтерна

 

Исполком РПК согласен с тем, что столетие со времени создания Коминтерна и его историческая роль как политического авангарда в укреплении  международной пролетарской солидарности дают левым силам в разных странах дополнительную возможность  обсудить неотложные проблемы совместной борьбы с мировым империализмом, вступившим в новую стадию своего системного кризиса, угрожающего всему человечеству. Наша общая задача состоит в том, чтобы довести до сознания трудящихся каждой страны степень нависшей над миром угрозы. И уже решение только этой, предварительной задачи нынешней политической повестки дня достижимо лишь в условиях единства действий левых на национальном и общемировом уровнях. В этой связи будет полезно вспомнить 24-летнюю историю III Интернационала.

Сперва несколько слов об его предыстории. Отношение партий II Интернационала, поддержавших свои империалистические правительства в начавшейся Первой мировой войне, означало крах II Интернационала, предательство коренных интересов пролетариата. Уместно здесь привести слова В.И.Ленина: «долг социалистов каждой страны вести беспощадную борьбу с шовинизмом и патриотизмом собственной (а не только неприятельской) страны» [из «Письма в “Vorwaerts” и Wiener “Arbeiter-Zeitung”», 21 ноября 1914]. Эти указания актуальны и сегодня. Важное значение имели встречи левых интернационалистов в ставших впоследствии знаменитыми швейцарских деревнях Циммервальд (сентябрь 1915)  и Кинталь (апрель1916). Левый фланг участников циммервальдского движения во главе с В.И.Ленным и его лозунгом превращения империалистической войны в гражданскую проложил дорогу к основанию Третьего, Коммунистического Интернационала в Москве 2 марта 1919.

В огне гражданской войны шёл второй год молодой Советской власти. Сжимавшаяся территория Советской России находилась в кольце врагов, белых армий российской контрреволюции и интервентов. Ещё не были разбиты наступавший с юга Деникин, давивший с востока и зверствовавший в Сибири Колчак, пытавшийся прорваться с запада в Петроград Юденич. Большевики понимали колоссальную важность поддержки Русской пролетарской революции пролетариатом Запада, которому тоже в начале весны 1919 было отнюдь не весело. Вспыхнувшая в ноябре 1918 революция в Германии уже в январе  потеряла своих вождей, зверски убитых Розу Люксембург и Карла Либкнехта. Попытка повторить в Германии успех большевиков и рабоче-крестьянской революции в России потерпела неудачу. Свержение монархии и установление в августе 1919 буржуазной республики на основе Веймарской конституции стали итогом борьбы, начатой под лозунгами установления Советской власти. До этого, в 1918, подавлено было революционное движение рабочих в Финляндии, затем, в августе 1919 так же жестоко венгерская буржуазия расправилась с Венгерской Советской  республикой, возникшей в конце марта 1919. Все эти события тяжело переживались русскими большевиками. Но они оставались глубоко убеждёнными в том, что коммунистическое движение, развиваясь изначально на национальной почве, может реализовать свой идеал лишь в хорошо скоординированной международной борьбе и только во всемирном масштабе.

Со 2 по 6 марта 1919 в Москве прошёл Первый Конгресс, на котором было провозглашено создание Третьего, Коммунистического Интернационала.  На нём были представлены 52 делегата от 35 партий и групп из 21 страны. 6 марта Конгресс принял «Манифест Коммунистического Интернационала к пролетариям всего мира» — документ, написанный Львом Троцким. В нём даётся подробный анализ причин и итогов грандиозного преступления империалистических хищников – мировой войны 1914-1918.  В Манифесте констатируется историческая роль новой международной организации пролетарских революционеров:  «Отметая прочь половинчатость, ложь и гниль изживших себя официальных социалистических партий, мы, коммунисты, объединенные в III Интернационале, сознаем себя прямыми продолжателями героических усилий и мученичества длинного ряда революционных поколений от Бабефа до Карла Либкнехта и Розы Люксембург». И далее: «Если I Интернационал предвосхищал будущее развитие и намечал его пути, если II Интернационал собирал и организовывал миллион пролетариев, то III Интернационал является Интернационалом открытого массового действия, революционного осуществления». Завершается Манифест призывом: «Под знаменем рабочих советов, революционной борьбы за власть и диктатуры пролетариата, под знаменем III Интернационала, пролетарии всех стран соединяйтесь!»

Первые четыре конгресса Коминтерна проходили ежегодно и при непосредственном участии В.И.Ленина, его выступления и замечания определяли главное в принимавшихся решениях. Второй Конгресс с 19 июля 1920 работал в Петрограде, а с 23 июля по 7 августа - в Москве. В нём уже участвовали 217 делегатов от 67 организаций 41 страны. Чрезвычайно важным был выход за месяц до его открытия работы Ленина Детская болезнь левизны в коммунизме, нацеленной на политическое «перевоспитание» чересчур радикальных коммунистов, пренебрегавших парламентской деятельностью и даже работой в профсоюзах. Наиболее проблемными, трудными, дискуссионными оказались на Втором Конгрессе подготовленные Лениным 21 условие приёма партий в Коминтерн. Суть этих условий: полный контроль партии над партийной прессой, сохранение партийного аппарата при любых условиях, строгий партийный контроль над парламентскими фракциями, работа в реформистских профсоюзах, обязательное соответствие программ компартий решениям Коминтерна. Можно считать, что именно на Втором конгрессе произошло фактическое создание Третьего Коммунистического Интернационала – на вполне определенных организационных и программных принципах "21 условия". В Третьем конгрессе, проходившем в Москве с 22 июня по 12 июля 1921, участвовали 605 делегатов от 52 стран, представлявшие 48 компартий. Характеризуя обстановку того времени, В.И. Ленин отмечал необходимость основательной подготовки «революции и глубокое изучение конкретного ее развития в передовых капиталистических странах». Тезисы конгресса о тактике были подготовлены Л.Д. Троцким, и был выдвинут новый лозунг «К массам!», понимаемый как «завоевание широких масс пролетариата для идей коммунизма». Конгресс уделил много внимания вопросам организационной и массовой работы, структуре партии и практике партийной работы, работе в профсоюзах, кооперативах, а также среди женщин и молодежи. В Четвертом конгрессе (Москва, 5.11 – 5.12.1922) участвовали 408 делегатов от 66 партий и организаций из 58 стран мира. Конгресс зафиксировал спад революционного движения, численности партий и профсоюзов в большинстве капиталистических стран и одновременный подъём национально-освободительного движения в странах Востока. В 1921 возникла и Компартия Китая. На конгрессе прозвучал доклад Ленина «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции». Он подвел итоги социалистического строительства в Советской России на основе НЭПа и отметил, что коммунисты всех стран должны изучать опыт российского и мирового революционного движения, «чтобы действительно постигнуть организацию, построение, метод и содержание революционной работы». То был последний доклад Ленина на конгрессах Коминтерна.

После 1922 года и до роспуска Коминтерна в мае 1943 состоялось всего три конгресса, в 1926, 1928 и 1935 годах. Но несмотря на резкое снижение частоты созыва конгрессов, огромную работу проводил аппарат Коминтерна: его исполком (ИККИ), президиум ИККИ, учебные центры в СССР. Руководящие органы III Интернационала находились в постоянном контакте с руководящими органами партий, а учебные центры обеспечивали подготовку квалифицированных, хорошо марксистски образованных кадров для партий-секций Коминтерна. Этот свой интернациональный долг по подготовке кадров для зарубежных компартий как вклад в развитие международного коммунистического движения КПСС продолжала осуществлять и после Великой Отечественной войны в иных формах, в отсутствие Коминтерна.

Необходимо обратить внимание и на негативные моменты в истории Коминтерна. Они проистекают из отдельных догматических установок, характерных для сталинистского отхода от марксистской диалектики, возобладавшего, после кончины Ленина, в ВКП(б), естественной базе Коминтерна. Так, вполне понятно, что реформистская линия социал-демократии ограничивает классовую борьбу пролетариата лишь экономическими требованиями и, поэтому, подлежит последовательной и острой критике. Но уравнивать реформистскую опасность в рабочем движении с опасностью фашистской, да ещё в период нарастания угрозы фашизма, происходившего в Европе в конце 1920-х – начале 1930-х гг. означало ослаблять силы сопротивления фашизму. А именно таковой практически была пропаганда Коминтерна в те годы. На Шестом конгрессе в 1928 даже предлагался тезис о «социал-фашизме», против чего категорически выступил Пальмиро Тольятти.

Многое исправил последний, Седьмой конгресс, мотором которого был Георгий Димитров. Конгресс проходил 25 июля — 20 августа 1935 года в Москве. Участниками его были представители 65 партий.  Основная тема конгресса - консолидация сил в борьбе с нарастающей фашистской угрозой. В обсуждении центрального доклада, произнесённого Г. Димитровым, приняли участие 76 делегатов. На конгрессе: окончательно отвергнуты утверждения о том, что рост фашистских настроений ускоряет создание революционной ситуации; подтверждено наличие угрозы создания фашистской диктатуры; одной из причин победы фашизма объявлена разобщенность рабочего класса, коммунистическим партиям ставилась в вину недооценка силы фашистской идеологии; прежняя оценка социал-демократии как социал-фашизма была признана ошибочной; поставлена задача непримиримой идеологической борьбы с фашизмом; объявлено о создании Единого рабочего фронта как органа согласования деятельности трудящихся различной политической ориентации, включая анархистов католиков, социалистов; объявлено о необходимости создания также Народного фронта, который объединил бы в антифашистской борьбе представителей мелкой буржуазии, ремесленников, служащих, представителей трудовой интеллигенции, и даже антифашистски настроенных элементов крупной буржуазии. Советским руководством предлагалась новая форма объединения на всех уровнях от низовых партийных организаций до интернационалов, содержанием объединения должна была стать демократическая борьба с фашизмом. Не исключалась возможность и политического объединения, но оно допускалось лишь на основе принципов марксизма-ленинизма.

Гражданская война в Испании 1936-39 стала серьёзной проверкой действенности решений Седьмого конгресса Коминтерна. Коминтерн свою миссию выполнил достойно. Все партии, входящие в него, направили добровольцев на помощь правительству Испанской республики, правительству Народного фронта, в котором объединились социалисты, анархисты и коммунисты. Огромную помощь испанским республиканцам в отражении реакционного франкистского военного мятежа оказал Советский Союз. Помимо тысяч добровольцев, опытных  военных специалистов, Советский Союз направил республиканскому правительству 1500 самолётов. На стороне Франко воевали немалые силы Германии Гитлера и Италии Муссолини. В значительной мере это была репетиция надвигавшейся Второй мировой. Дух интернационализма противостоял духу фашизма и нацизма. Хорошо помнятся переживания школьных лет: вместе со взрослыми мы с волнением следили за кинохроникой событий в Испании. Гитлер рассматривал её как полигон испытаний новых видов вооружений. И 20 апреля 1937 мир был потрясён одним из первых военных преступлений нацизма: гитлеровская авиация разбомбила небольшой город Гернику вблизи Бильбао, погибли более 6000 жителей. Испанское противостояние закончилось поражением Республики. Причины поражения не только в более легко доставляемой военной помощи от Гитлера и Муссолини благодаря англо-французской политике «невмешательства». Причины глубже. Одно за другим вспыхивали разногласия внутри правительства Народного фронта. Столкновения между социалистами, анархистами и коммунистами принимают порой даже вооруженный характер. Это, так сказать, на национальном уровне. Но и на уровне интернациональном, непосредственно на разных фронтах борьбы против франкистов возникали  порой столкновения, вплоть до вооружённых,  между интербригадами от партий Коминтерна и от партий формировавшегося IV Интернационала, программу которого в 1938 г. подготовил Лев Троцкий. Этот раздрай внутри антифашистского лагеря стал главной причиной победы Франко, поддержанного Гитлером и Муссолини.

Победа во Второй мировой войне над державами «Антикоминтерновского пакта», в первую очередь, над гитлеровской Германией, решающая роль в которой принадлежит Советскому Союзу, резко подняла авторитет коммунистических партий в мире, особенно – в Европе. Возросла их численность, тиражи их центральных органов. Так, ФКП достигла в своём составе 1,5 млн. членов, а число членов ИКП превысило 2 млн. Благодаря их неутомимой деятельности, а также работе  компартий и других левых сил в странах Европы и других континентов, мировой капитал был вынужден отступить, существенно ослабить эксплуатацию пролетариата, расширить его трудовые и социальные права,  а под ударами национально-освободительного движения, поддерживаемого Советским Союзом, КНР, странами СЭВ и левыми силами капстран, -  отказаться от колониальной системы.

Вскоре после окончания войны, в сентябре 1947, был создан по предложению руководства ВКП(б) новый координирующий центр – Коминформ (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий). В него вошли партии 9 стран: СССРБНРВНРПНРРумынииЧехословакии,  СФРЮ, Франции и Италии. Позднее в Коминформ вошла Албанская партия труда. Острый конфликт в 1948 между И.Тито и И.Сталиным привёл к исключению Союза коммунистов Югославии, и штаб-квартира Коминформа была перенесена из Белграда в Бухарест. В апреле 1955 совместным решением входящих в Коминформ партий он был распущен. Разумеется, данный центр, объединявший лишь небольшое число партий и только одного континента (в него не входили даже партии коммунистов обеих Германий, СЕПГ и КПГ), никак не мог заменить собой Коминтерн. Однако настоятельная потребность пролетарских партий разных стран  в обмене мнениями и согласовании политических действий ощущалась постоянно.  Определённую роль в её удовлетворении сыграл журнал Проблемы мира и социализма, ежемесячно выходивший в Праге с 1958 по июнь 1990 на 27 языках (данные 1975 г.) и распространявшийся в 145 странах. Немалый вклад в координацию политической активности и выработку совместных документов по актуальным мировым проблемам внесли Международные совещания коммунистических и рабочих партий в Москве в ноябре 1957 (участвовали 64 партии), ноябре 1960 (81 партия) и июне 1969 (75 партий). Время от времени созывались и региональные встречи левых сил практически на всех континентах.

Но с 1956 года мировое коммунистическое движение, все верные революционному марксизму партии испытали три морально-политических шока: в 1956 - после вскрытия на ХХ съезде КПСС масштабов репрессий 1937-38, в 1968 - после ввода войск стран Варшавского договора в ЧССР и удушения Пражской весны - попытки обновления социализма, и в 1991 - после краха СССР. Левые, рабочие, коммунистические партии резко уменьшились в численности, ослабли и межпартийные связи. Организационный и, во многом, идеологический кризис левых сил на национальном и на международном уровнях очевиден. И представляется парадоксальным, что этот кризис совпадает с вступлением мировой империалистической системы в стадию абсолютно неразрешимых противоречий. Их анализ был представлен в докладах т. Саваса Мацаса и других марксистов на Форуме «Маркс-ХХI» в мае 2018 в Москве. Новая гонка вооружений может привести к общечеловеческой катастрофе. Предотвратить её могут только солидарные выступления современного пролетариата, ведомого своим политическим авангардом. Для этого необходимо приложить безотлагательные усилия по преодолению указанного кризиса левых, в первую очередь, марксистских сил.

Разногласия среди левых организаций, относящих себя к наследникам большевиков, относятся к оценкам партийной политики на разных этапах истории и оценкам причин поражения. Но в необходимости освободить страну и мир от капиталистического варварства разногласий нет. Этого достаточно, чтобы сформировать координационный центр для решения тактических задач общей политической борьбы. Нужно ли требовать друг от друга приведения к единому стандарту программных принципов, касающихся оценок прошлого? Нет, не нужно. Недопустимость игнорирования мировоззренческих разногласий, проявляющихся в разных оценках действий ВКП(б) того или иного периода, очевидна и обязательна. Но считать эти разногласия непреодолимой преградой для совместных практических действий в борьбе против  общего классового противника, вероятно, неправильно. При нормальной товарищеской атмосфере в национальном координационном центре можно постепенно эти разногласия снимать, особенно, если спокойно обращаться за советами к нашим великим классикам, например, к «Детской болезни левизны в коммунизме» В.И.Ленина. И тогда легче будет добиться всеобщего понимания того, что как в 1917 без Февраля невозможен был успешный Октябрь, так и ныне нужно сначала сбросить в РФ власть симбиоза олигархического капитала с элитой бюрократии и силовых структур, чтобы затем успешно провести антикапиталистическую революцию.

Всё чаще заходит речь о возрождении международной организации марксистских партий. Но это должна быть новая организация с программой, соответствующей нынешним реалиям. В эту программу могут войти и выдержавшие проверку временем отдельные положения программ Третьего и Четвѐртого Интернационалов. Но новый Интернационал должен быть менее жѐстким, нежели его предшественники, должен стать своего рода координационным центром. РПК высоко оценивает организованную ЕЕК, DIP и Социалистическим центром «Христиан Раковский» в июле 2018 конференцию левых сил в Эретрии, Греция, под лозунгом «Даешь Интернационал!» Мы уверены, что и нынешняя конференция в Стамбуле станет значимым шагом на пути к новому Интернационалу современного пролетариата умственного и физического труда.

    И.Г. Абрамсон

Читайте также:

Условия приёма в Коммунистический Интернационал

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений