газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 1/2018 (121)

 

Долгая революция

(Публикуется в порядке дискуссии)

Прошедший столетний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции показал, как отметил в своём приглашении к стартующей дискуссии исполком РПК, «что революционные события 1917 года не только вызывают живейший общественный интерес, но и то, что их уроки, споры об исторической правомерности тех или иных оценок прошлого актуальны и важны в текущем политическом процессе». Эта точка зрения и стала основой для принятия исполкомом РПК решения о проведении «открытой идейно-теоретической дискуссии об историческом опыте русской революции и, если брать шире, всего русского освободительного движения». В ходе подобной дискуссии, материалы которой будут публиковаться в газете «Коммунист Ленинграда», нами предполагается подготовить несколько материалов по различным аспектам теоретического и практического наследия Великого Октября. С первым из них, посвященным хронологии продолжающейся до сих пор долгой русской революции, мы и знакомим наших читателей.

Для нас события Октября 1917 года не есть какой-то особый, отдельный, разовый эпизод в деле борьбы русских рабочих и крестьян за свободу, а составная часть единого освободительного движения на территории бывшей Российской империи. Освободительное движение — борьба против сословной монархии, пережитков феодализма и ускоренного развивавшегося после отмены крепостного прав капиталистического способа производства и присвоения   - рассматривается нами с точки зрения преемственности различных его этапов и различных поколений революционеров. Не случайно В.И. Ленин охарактеризовал весь период борьбы с самодержавием  — от Радищева и декабристов до Октября 1917 года — единым понятием «русская революция», имея в виду, конечно же, весь бурный поток русского освободительного движения, с его приливами и отливами, твёрдо заявив, что «Российская социал-демократическая партия  продолжает дело и традиции всего предшествовавшего революционного движения в России». При этом диалектика развития революционного процесса показала качественные изменения в психологии и идейно-политическом настрое революционного авангарда. Если в эпоху крестьянских войн и восстаний, да и после, вплоть до начала пролетарского этапа русского освободительного движения, по мнению Г.В. Плеханова, за редкими исключениями (вспомним, например, конституционные проекты декабристов) «недовольные добиваются не изменения социально-политического устройства, а только новых, менее тяжёлых для данного общественного класса или слоя, приёмов государственного управления»,  то с началом деятельности В.И. Ленина, создания РСДРП(б) ситуация кардинально изменилась.

Отныне главной политической задачей становится борьба против царизма как формы правления, формы государственного устройства, за достижение политической власти трудящихся, за демократическую республику, как создающую наиболее удобные условия для осуществления диктатуры пролетариата, что невозможно без полного уничтожения институтов эксплуататорского государства. Теоретически обоснованием данного положения служит одна из самых глубоких и блестящих работ В.И. Ленина «Государство и революция», написанная накануне установления власти Советов. Заметим, что практически все противники сословной монархии, участвовавшие в революционных событиях 1917 года, выступали в качестве сторонников установления в России именно республиканской формы правления — от вынужденно принявших подобную позицию в ходе углубления революции кадетов до левых эсеров и анархистов, рассматривавших демократическую республику как важнейшую промежуточную ступень к переходу к построению бесклассового общества.

Оценивая революционное движение XIX - XX веков, начатое декабристами, необходимо отметить, что это был процесс непрерывный, преемственный, развивающийся, идущий, несмотря на многие поражения и неудачи, по восходящей линии: от попытки сделать революцию для народа без участия народа, от военного заговора (по словам Г.В. Плеханова, в допролетарский период «освобождение народа стало делом не самого народа, а небольшой группы заговорщиков») до соединения передовой радикальной интеллигенции, в значительной части своей дворянской или разночинной, с непосредственной борьбой широких рабочих и крестьянских масс в теории и на практике. За этот период мы видим усвоение борцами с царизмом марксистской революционной теории и её гениальную ленинскую адаптацию к потребностям конкретного момента в конкретных условиях тогдашней России; формирование РСДРП(б), ставшей катализатором для слияния всех отрядов освободительного движения в единый антимонархический поток.

За тремя нереализованными в силу объективных условий (отсталости России) и вытекающей из них идейно-теоретической и организационной слабости политического авангарда революционными ситуациями (1825, 1859-61, 1879-1881 годы) последовали три русских революции (1905 - 1907, февраль и октябрь 1917 года). Октябрь и победа трудового народа в кровопролитной Гражданской войне обеспечили быструю модернизацию страны посредством индустриализации, коллективизации, культурной революции, ликвидации неграмотности в ходе «безбожных пятилеток», подтвердив тем самым на практике мысль К. Маркса о том, что «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция». Пролетарская революция была вынуждена решать задачи, не решённые в своё время отсталым, запоздавшим в своём развитии русским капитализмом. Ускоренная модернизация страны помимо чисто материальных успехов привела к важнейшему достижению советского периода: была создана новая, впервые в человеческой истории основанная на атеистическом, рациональном и интернационалистском начале, общность людей - «советский народ». Именно это обстоятельство стало идейной и политической основой долголетней силы социалистических начал в жизни СССР, привело к разгрому фашизма в годы Великой Отечественной войны, освобождению от «коричневой чумы» народов Европы и Азии, а, как следствие, принесло победу китайской революции, поучительный опыт социалистических преобразований в странах народной демократии в Европе и Азии, на Кубе, крах мировой колониальной системы.

К сожалению, наполненная огромными сложностями и противоречиями попытка завершить начатый Великой Октябрьской социалистической революцией процесс трансформации сложившегося после Октября 1917 года переходного, свободного от частной собственности и присущих капитализму форм отчуждения и эксплуатации общества к подлинно социалистическому, временно завершилась неудачей. Очевидно, что реальные предпосылки для успешного перехода от капитализма к социализму существовали на момент победы Великого Октября далеко не полностью. Об этом откровенно говорил В.И. Ленин: «Целый ряд подобных предпосылок отсутствует в нашей стране..» Среди прочих он называл слабое развитие производительных сил и недостаточный уровень культуры широких масс трудящихся, широко распространённую мелкобуржуазную экономику (мелкотоварное производство и связанную с ним торговлю) и вызванную ей мелкобуржуазную стихию в политической и общественной жизни. Последнюю Владимир Ильич и вовсе считал главным врагом социализма в России, против неё направлял главное остриё своих атак («Величайшая ошибка думать, что нэп положил конец террору. Мы ещё вернемся к террору и к террору экономическому», - такой прогноз, в частности, содержит ленинское письмо Л.Б. Каменеву от 03.03.1922).

Ленин ясно видел всю глубину проблем, связанных с субъективным «человеческим фактором», в том числе и в рядах правящей большевистской партии: «Мы собираемся строить социализм с теми людьми, которые были воспитаны капитализмом, испорчены и развращены им, но зато и закалены им же в борьбе» (не является ли это меткое ленинское наблюдение ключевым для понимания причин и характера внутрипартийной борьбы в РКП(б), а затем в ВКП(б) в период 1920 — 1939 годов, принявшей такие ожесточённые, порою откровенно дикие формы?). Несмотря на присущий ему оптимизм революционной перспективы, в своих прогнозах Владимир Ильич был крайне осторожен. Так, полемизируя с Н.И. Бухариным на VII съезде РКП(б), Ленин прямо признавал, что «дать характеристику социализму мы не можем: каков социализм будет, когда достигнет готовых форм — мы этого не знаем, мы этого сказать не можем... Кирпичи ещё не созданы, из которых социализм сложится». Стихийность в развитии общественных процессов, в силу которой оперативно вносились вынужденные поправки в первоначальные планы и намерения руководителей РСДРП(б), зачастую значительно их искажающие, также не была для Ленина секретом. Так, в своём последнем публичном выступлении 01.11.1922, председатель Совнаркома РСФСР, по своему формальному статусу самый главный «аппаратчик» на вершине вертикали Советской исполнительной власти, прямо признавал: «Мы должны иметь мужество сказать, что мы создаём свой аппарат стихийно...» и призвал «самым обстоятельным образом изучить этот вопрос, которого до сих пор изучить не могли» (заметим, что о похожем — в отношении всего «общества, в котором живём» - говорил шесть десятилетий спустя в своём выступлении на июньском (1983) пленуме ЦК КПСС Ю.В. Андропов).

Незрелость указанных выше и иных предпосылок для успешного строительства социализма привела к существенным ошибкам в политической практике большевистской партии и тесно связанных с ней органов Советской власти. О них подробно сказано в тексте действующей редакции Программы РПК, и время подтверждает актуальность данных в ней оценок.  В условиях переходного общества, далёкого от полной победы социализма хотя бы в силу существования мощного империалистического окружения вовне, эти ошибки, наряду с объективными экономическими факторами, такими, как, например, низкая производительность труда и технологическая отсталость в ряде ключевых отраслей, прежде всего, в сфере товаров народного потребления, наряду с бюрократизацией экономической и общественной жизни, слабым использованием личной заинтересованности трудящихся в результатах их труда, особенно на селе, закостенелостью идейно-теоретической работы коммунистов, просчётами при практической реализации теоретически верных положений национальной политики, оказались роковыми.

Отмечая столетний юбилей революционных событий 1917 года, мы, идейно-политические наследники большевиков, обращаемся к совету В.И. Ленина: «Лучший способ отпраздновать годовщину великой революции — это сосредоточить внимание на нерешённых задачах её».  В современной ситуации реставрации буржуазных порядков и феодальных нравов в политике и государственном устройстве, при нарастающем мракобесии в общественной жизни, при постоянном стремлении власть и деньги имущих подменить исторически прогрессивную классовую большевистскую мораль фарисейскими сказками церковников, при выражающей классовые интересы новых собственников (капиталистов) клевете на завоевания Великого Октября со стороны выступающих в этом вопросе заодно либералов-западников, консерваторов-охранителей и православных клерикалов, в условиях периферийного капитализма и президентской монархии в РФ наша главная задача неизменна. Это — поворот России на путь социализма, подготовка условий, в том числе торжества социалистических ценностей в общественном сознании, для победы новой социалистической революции. Этой цели мы и следуем. Русская революция не завершена. Она продолжается.

 

    Владимир Соловейчик

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений