газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 1/2018 (121)

 

Космонавтика как миссия

 

Для начала определим, что такое космонавтика, или, как сейчас принято говорить, космическая деятельность (КД). Это сложное системное направление человеческой деятельности (ЧД). Как любая область ЧД, она включает в себя цели и задачи, обусловленные теми человеческими потребностями, которые она удовлетворяет, а также средства их достижения. Потребности, которые удовлетворяет КД, кратко можно определить, как обеспечение существования и дальнейшего развития человечества. Очевидно, что это весьма общие потребности и, соответственно, цели. Конкретизировав их, можно назвать такие крупные задачи КД, как:

- обеспечение распространения сферы жизни человечества на другие планеты, а в дальнейшем и на планетные системы других звезд;

- обеспечение противодействия угрозам человечеству;

- обеспечение прогресса науки, понимания законов природы, создания на этой основе новых технологий;

- решение социально-экономических задач, повышение уровня и качества жизни людей;

- обеспечение национальной обороны (в классовом обществе).

Очевидно, что по уровню важности космическая деятельность – это миссия. Без развития КД, в том числе без расширения сферы деятельности человечества за пределы Земли и околоземного космического пространства, развитие человечества со временем остановится, начнется его регресс, который закончится гибелью человеческой цивилизации. Это к модным в 1980-1990-е годы разговорам “зачем он нужен, этот космос?”. Да и сейчас они не утихли.

Будучи столь важным направлением человеческой деятельности, КД не может не быть связана с социальным прогрессом. Прогресс в КД зависит от степени осознания человечеством своих потребностей и от темпов научно-технического прогресса.

Идея продвижения в бесконечный космос, открытия тайн природы и идея достижения социальной справедливости противостоят морю косности, мещанства, обывательства и привлекают сердца людей, которые движут прогресс человечества, как социальный, так и научно-технический.

В истории человечества остаются имена людей, посвятивших себя борьбе за социальный прогресс, отдавших свою жизнь достижению этой цели. И одновременно в истории остаются имена людей, посвятивших свою жизнь идее выхода в космос и достижения новых миров. В каждой из этих сфер деятельности есть свои идеологи, выдающиеся люди, определившие их развитие на годы и десятилетия вперед. Характерно, что они соединяли в себе глубокие научные познания со способностью к энергичным практическим действиям, направленным на воплощение своих идей в жизнь. Представляется, что люди, посвятившие свою жизнь прогрессу науки и техники и добившиеся успехов на этом пути, объективно работают и на социальный прогресс (независимо от политических взглядов конкретных ученых и инженеров), так как производственные отношения зависят от уровня развития производительных сил.

Несомненно, космическая деятельность будет особенно активно развиваться в коммунистическом обществе, когда движущей силой прогресса станут не классовые противоречия, а противоречие между бесконечностью тайн природы и конечностью возможностей человечества в данный момент.

Недаром именно Советский Союз стал родиной космонавтики. Первый спутник, первый пилотируемый полет в космос, первый выход человека в открытый космос – все это советские достижения. Уязвленные этими успехами, США приложили экстраординарные усилия, стремясь выйти на первое место в космической гонке. Затратив огромные средства, они реализовали в 1960-1970-х годах программу пилотируемых полетов на Луну “Аполлон”. СССР с 1970-х годов перешел к эксплуатации орбитальных пилотируемых станций, и много в этом преуспел. Рассматривая результаты деятельности ведущих космических держав в прошедшие годы космической эры, необходимо иметь в виду следующее. СССР и США тратили большие средства на создание ракетно-космической техники (РКТ) военного назначения. Объективно экономика США была больше советской. В связи с этим, чтобы поддерживать военный паритет для обеспечения безопасности страны, СССР был вынужден относительно меньшую по сравнению с США долю средств, выделяемых на космос, тратить на РКТ научного и народнохозяйственного назначения. Этим объясняется относительно меньший вклад СССР в эти годы в межпланетные миссии, космические средства дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), метеорологии, хотя сделано было очень много, особенно по Луне и Венере. Значительные успехи Европы в последних направлениях КД объясняются тем, что в этот период они имели возможность не тратить больших средств на военный космос, находясь под американским военным “зонтиком “. Дальше были программы “Шаттл” и “Буран”. Технически они были сопоставимы. “Буран” не уступал “Шаттлу”, а в некоторых отношениях превосходил его. Но обе эти программы оказались экономически необоснованными, точнее, преждевременными. Грузопотока в космос, необходимого для того, чтобы эти системы окупили себя, не было. А имевшиеся технологии не смогли обеспечить ожидаемого резкого снижения стоимости выведения на орбиту полезной нагрузки за счет многоразовости. В итоге обе программы были закрыты.

Буржуазная контрреволюция 1980-1990-х годов в нашей стране нанесла по отечественной космонавтике удар колоссальной силы.

С конца 1980-х – начала 1990-х годов финансирование космонавтики всех направлений резко сократилось. Распались кооперационные связи с предприятиями союзных республик СССР. При этом в СМИ постоянно муссировалась тема ненужности космонавтики стране (да и вообще науки и техники). Многие специалисты ушли в торговлю и другие области, чтобы прокормиться. Нужно отдать должное тем сотрудникам космических организаций (инженерам, ученым, рабочим, руководителям), которые, несмотря на невыплаты зарплаты, порой в нетопленых помещениях, мужественно продолжали работать, делать свое дело… В результате их самоотверженного труда многое удалось сохранить от разрушения и разграбления.

В 2000-2010-х годах, учитывая увеличение “нефтяных” доходов и модную патриотическую риторику руководства РФ, финансирование Федеральной космической программы (ФКП) было значительно увеличено, хотя и осталось значительно ниже, чем в СССР. Это позволило частично стабилизировать ситуацию. Продолжается работа на МКС. Развернута до необходимого состава и поддерживается орбитальная группировка (ОГ) космической навигационной системы “ГЛОНАСС”. Выведены на орбиты новые спутники связи. При этом на космическую арену вышли и быстро развиваются новые космические державы: Китай, Япония, Индия, - активно работают ЕС, Израиль, Южная Корея. К ним подтягивается ряд других стран. Правящие круги этих стран понимают значение КД как яркого показателя научно-технического уровня государства, видят ее практическую пользу и роль катализатора развития науки и промышленности страны. В настоящее время КД России по многим направлениям уступает другим странам. Например, ОГ дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) РФ в количественном и качественном отношении уступает ОГ США, ЕС, Индии, Китая.

Ссылки на ограниченность бюджета РФ как причину недостаточного финансирования КД неубедительны. Почему-то находятся огромные деньги на убыточные для страны Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу и т.п., а вот на КД –нет. Возможно, потому, что в космонавтике их труднее украсть? История строительства космодрома “ Восточный” показывает разгул хищений строительной мафии даже на объектах, находящихся под особым государственным контролем. Отчетливо ощущается недостаток политической воли к развитию КД. Во многом он порождается некомпетентностью руководства РФ и Роскосмоса. Курирует в правительстве РФ космическую деятельность вице-премьер Д.О. Рогозин – журналист по образованию. Он постоянно делает зачастую взаимоисключающие заявления о дальнейших планах развития российской КД- в зависимости от того, кто в последний раз его сильнее убеждал. То мы летим на Марс, то лучше на Луну, то ориентируемся на борьбу с астероидно-кометной опасностью, то создаем сверхтяжелую ракету-носитель, то она не нужна, то опять нужна и т.д.

Видимо, большой ошибкой было превращение Федерального космического агентства в Госкорпорацию «Роскосмос». Теперь Роскосмос сам решает, какую РКТ создавать, сам себе заказывает РКТ, сам производит и сам оценивает выполнение заказов. С точки зрения теории управления — это абсурд. Аргументация правительства и президента - так надо. Почему надо – отказываются объяснять. Анализ деятельности правительства РФ и Роскосмоса дает основания полагать, что у них нет понимания КД как миссии. Судя по всему, ее рассматривают как одну из отраслей промышленности. Для них нет разницы – атомная промышленность, авиационная, судостроительная… А разница есть, и принципиальная. Вот, например, одну из задач Роскосмоса ФКП формулирует так: “обеспечить гарантированный доступ в космос”. Ну обеспечили. А для чего? Куда надо лететь, что там делать? Разве отрасль промышленности может ответить на такие вопросы? Конечно, нет.

В такой сложнейшей области, как КД, чрезвычайно важной является задача целеполагания. Ход дел в современной КД показывает, что решение этой задачи вызывает серьезные трудности у всех космических держав.

На объективную трудность решения этой задачи накладывается другое важное обстоятельство. В настоящее время КД подошла к новому – второму этапу своего развития. Первым этапом был выход в космос и освоение околоземного космического пространства (ОКП) с созданием пилотируемых космических кораблей и автоматических космических аппаратов (систем) военного, научного и социально-экономического назначения. Они уже вносят существенный вклад в разных сферах человеческой деятельности. Задачами второго этапа развития КД являются, параллельно с совершенствованием космических средств ближнего космоса, исследование и освоение Луны и Марса, развитие исследований других планет.

Сегодня наблюдается определенный кризис в развитии мировой КД. Он обусловлен, с одной стороны, недостаточностью известных традиционных технологий РКТ для решения задач второго этапа ее развития, с другой стороны – кризисом системного целеполагания в КД. В российской КД последний ощущается особенно остро.

Отечественная КД сейчас напоминает корабль, который движется вперед по инерции за счет мощного импульса, когда-то приданного пионерами космонавтики, такими, как Циолковский, Королев и их соратники… Но время идет, космонавтика развивается, технологии совершенствуются, встают новые задачи. Требуются новые импульсы. Где же новые Циолковские и Королевы? История показала, что наиболее эффективно решать задачи целеполагания могут люди, называемые идеологами. Это люди, полностью посвятившие себя делу исследования и освоения космоса, для которых она составляет смысл жизни, обладающие широкими разносторонними знаниями как в области целей и задач КД, так и в области космической техники, эффективным системным мышлением. Такими были пионеры космонавтики. Таких людей в руководстве Роскосмоса сейчас нет. И причина не в том, что их нет вообще. Таких людей мало, но они есть в каждом поколении. Однако, существующая система “недружелюбна “ к ним, она их отторгает. Она не позволяет им раскрыться, сформировать свои идеи, донести их до тех, кто принимает решения, участвовать в принятии решений и, наконец, принимать их на государственном уровне (почему нет?)

Потребность в решении задач целеполагания в КД существует объективно и так или иначе ощущается всеми космическими державами, особенно лидерами. Надо отдать должное США в том, что они хотя бы пытаются решить эти задачи. При этом применяется разумный подход – если нет выдающихся идеологов, то следует привлечь к решению задач целеполагания КД максимально широкий круг компетентных заинтересованных людей. Там имеется целый ряд экспертных советов и общественных организаций, формирующих и представляющих свои предложения по КД, вплоть до частных лиц. И NASA рассматривает и учитывает эти предложения. В РФ подобного, к сожалению, нет. ФКП формируется келейно узким кругом лиц и организаций. Никаким специалистам и общественным организациям нет доступа к этому процессу, нет возможности представлять свои предложения, убеждать и доказывать свою правоту. Даже ведомства-потребители результатов КД имеют в этом процессе лишь совещательный голос, хотя формально они согласуют ФКП. Кстати, ответственности за неправильный, не подтвердившийся дальнейшей практикой выбор задач и стратегии ФКП никто не несет. А ведь материальные и репутационные потери для страны могут быть очень большими. В связи с этим необходимо максимально использовать при решении задач целеполагания КД интеллектуальный потенциал страны путем демократизации этой деятельности за счет расширения круга ее участников, имеющих возможность давать свои квалифицированные предложения, при этом сделать прозрачным процесс анализа и выбора последних.

Складывается впечатление, что Роскосмос не знает, как руководить КД. Его практические действия зачастую только ухудшают ситуацию. Ярким примером является практика назначения руководителями предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) некомпетентных людей, далеких от КД. Сценарий развития после этого ситуации на предприятии традиционный. Эти люди сразу назначают себе и своим приближенным огромные зарплаты, затем начинают ломку предприятия с сокращением или выдавливанием квалифицированных специалистов. Иногда даже до Роскосмоса доходит, что так нельзя. Были случаи, что директора снимали через месяц. Но это редкость. Как правило, Роскосмос игнорирует жалобы сотрудников предприятий на деятельность руководителя. Или заявляет, что все хорошо и жалобы якобы не подтвердились. Разрушить работающее предприятие в существующих условиях монархической власти генерального директора несложно. Но восстановить его потом чрезвычайно трудно, а иногда и невозможно. По существу, такими действиями Роскосмос добивает в ракетно-космической промышленности то, что ценой невероятных усилий удалось сохранить от разрушения в 1990-2000-х годах.

     ФКП формирует головной институт Роскосмоса ЦНИИМаш. Но последнее слово - за Роскосмосом, и ЦНИИМаш корректирует проект ФКП, выполняя указания чиновников Роскосмоса. А судьи кто? Контингент сотрудников и руководителей Роскосмоса включает в себя три группы: бывшие военные, бывшие бизнесмены или менеджеры из других областей и бывшие производственники. Военные по самой сути своей не способны решать задачи целеполагания, исследований и разработок в области КД, а также руководства этими работами. У них есть только определенный опыт эксплуатации РКТ, приобретенный в период службы на космодроме или наземном комплексе управления. В результате они способны лишь следить за соблюдением требований тех или иных документов. Бывшие производственники воспитаны на задаче “выполнить план в срок”, а для чего эти космические аппараты - им неважно и малоинтересно, то есть указанные выше задачи им чужды. Бизнесменам-менеджерам – тем более. По существу, все эти люди постоянно пытаются решить одну задачу – как эффективно выполнять задачи КД, не понимая их сути. Результат налицо.

    В последнее время много разговоров о “частной “ космонавтике, особенно в связи с деятельностью американской компании Space X и ее владельца И. Маска. Эта компания смогла за относительно небольшое время (несколько лет) создать ракету-носитель (РН) Falkon в нескольких модификациях, а также продемонстрировать работу возвращаемой первой ступени этой РН. Достигнутая относительно невысокая по сравнению с другими РН стоимость выведения полезной нагрузки на орбиту дала возможность Space X быстро занять значительную часть мирового рынка услуг по выведению. Этот успех, наряду с весьма активной рекламной кампанией, проводимой Маском, побудил некоторых наблюдателей говорить о демонстрации тем самым преимуществ частной КД по сравнению с государственной. Так ли это?

    С технической и организационной точек зрения успех Space X неоспорим. Но считать его причиной частный характер проекта неправомерно. Проведенный американскими специалистами анализ показал, что на самом деле (80-85) % финансирования работ, выполненных Space X, составляют средства, полученные от NASA- государственной организации. Так что частный характер этого проекта относителен. Несомненными плюсами Space X являются смелое внедрение инноваций, несмотря на сопутствующие риски, постановка амбициозных целей и активная работа, направленная на их достижение. Что ж, так и нужно! Однако, разве это возможно только в частной фирме? Ведь то же можно сказать о работе советских специалистов в эпоху Королева, причем у них были гораздо более сложные условия работы, более скудное финансирование и более низкие зарплаты.

     На самом деле успех подобной деятельности решающим образом зависит от мотивации коллектива и его руководителя, и организации работы. История человечества показывает, что во имя великой цели люди могут “горы сворачивать”, а одной высокой зарплатой их так не мотивируешь, тем более, что всегда можно найти место, где платят еще больше. А в понятие организации входят и восприимчивость к инновациям и условия работы специалистов, и эффективное использование интеллектуального потенциала коллектива. Почему государственные (точнее, почти все уже АО) организации Роскосмоса не работают сейчас подобным образом? Тому целый ряд причин. Это мертвящий бюрократизм, доведенная до абсурда командно-административная система на предприятиях и в самом Роскосмосе. Где вы в наше время видели во главе предприятий РКП и в руководстве Роскосмоса людей, мечтающих о полетах к иным мирам и сделавших это целью своей жизни? Но только такие люди способны мотивировать свои коллективы на большие свершения. Да, Маск - шоумен, он во многом спекулирует на благородных чувствах людей, говоря о полетах на Марс, как своей цели, однако, при этом он правильно понимает силу влияния подобных высоких побуждений на поведение людей – как своих сотрудников, так и широкой общественности. Поэтому находит поддержку и в государственных органах и у общественности, и сотрудники активно работают.

    В РФ Роскосмос ставит во главе предприятия генерального директора и генерального конструктора. Они отвечают только перед тем, кто их назначил, за выполнение плана. У них диктаторские полномочия по отношению к коллективу. Это дает им возможность игнорировать мнения и новаторские предложения десятков и сотен высококвалифицированных специалистов предприятия, а упорствующим в их отстаивании указывать на дверь. В результате имеем то, что имеем – ведь один человек есть один человек, какой бы он ни был. А если он на этом месте только

 потому, что он родственник или протеже влиятельного лица? Все это сильно усугубляется безнаказанностью руководителей. Пришел, поруководил, развалил предприятие и ушел либо переведен на другое. Разве кто-нибудь когда-нибудь был наказан за это? А ведь нанесенный ущерб, в том числе материальный, зачастую огромен.

    Возвращаясь к частникам, необходимо отметить следующее. Да, Маск, Безос и ряд других бизнесменов сейчас имеют желание достичь амбициозных целей в КД. Однако, принципиальная слабость частного сектора в достижении подобных целей состоит в том, что все определяется желанием владельца фирмы. В любой момент у него может пропасть желание работать по космической тематике, например, найдет более выгодную область вложения своих денег и тогда прикроет свою космическую лавочку. Государственный же сектор обязан решать задачи, стоящие перед страной, независимо от степени их локальной выгодности. Поэтому госсектор – основа КД. А в целом хорошо, что есть примеры Маска и ему подобных. Пусть Роскосмос получит щелчок по носу и начнет шевелиться.

    К.Лебедев

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений