газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 6/2016 - 1/2017 (114)

 

Мы убеждены в правоте своего дела.

 

 14 декабря 1991 года в подмосковном городке Железнодорожный состоялась учредительная конференция Российской партии коммунистов.

С тех пор прошло 25 лет, четверть века. Это большой исторический срок. Те наши молодые товарищи, которым тогда не было и 30, сейчас перевалили за 50, можно сказать, что большая часть их сознательной, тем более политической  жизни прошла в рядах РПК. Это не означает, что их политическая биография  подходит к концу. Все мы равняемся в этом вопросе на удивительную активность и жизнестойкость И.Г. Абрамсона, которому в следующем году исполнится 90. И если мы действительно последуем его примеру, то не только самые молодые, но и пожилые члены РПК должны ориентироваться на встречу через 25 лет полувекового юбилея нашей организации.

Отмечая в эти дни 25-летие РПК, мы выражаем свою благодарность и признательность тем нашим товарищам, кто был ее учредителем и сохранил верность РПК все эти годы - тт. И.Г.  Абрамсону, Александру Иванову, О.И. Кучерявых, В.М. Соловейчику, С.А. Эскину. Да, 25 лет большой срок, не все организации, созданные в начале 90-х годов, дожили до настоящего времени. Этот срок обязывает к некоему подведению итогов. Конечно, мы могли бы вспомнить, что многие наши надежды начала 90-х гг. не воплотились в жизнь. Мы не совершили социалистической революции,  мы не создали массовой левой партии нового типа, о которой заявили в своей программе, мы не вызвали к жизни массового движения, рабочего движения, которое могло бы существенно влиять на политическую обстановку в России. Мы даже не попали в федеральный или хотя бы региональный парламент. Но скажите мне, за исключением последнего пункта, по которому нас обошла КПРФ, какая левая политическая сила, какая партия может занести в свой актив такие достижения?

А это значит, что дело не в нас, не в том, что мы плохо работали, а в тех исторических условиях, в которых нам пришлось бороться эти 25 лет. Возьмем более простой и понятный пример- создание массового левого движения, которое  хотя бы могло соперничать с КПРФ за влияние на политическую жизнь страны. Напомню, что РПК за свою историю много сил и времени отдала попыткам объединения левых сил России. Это было Движение «Объединенные левые» в 1991-92 гг., Роскомсоюз в 1993-94 гг., Движение за рабочую партию в 1998-99 гг.,  Ассоциация марксистских объединений в начале 2000-х годов,  Левый фронт, в котором мы активно, но безуспешно работали   в последние годы. И где же  результат этих наших общих усилий? Где те молодые и энергичные левые  активисты, которые заседали в оргкомитетах, проводили конференции и съезды, которые ставили себе тогда высокие цели? И много ли таких активистов набралось на всю Россию?  Умолчим уж о том, что не все из них  были достойны называться высоким именем коммуниста.

А РПК сохранилась и отмечает свое двадцатипятилетие. И с учетом фактора Абрамсона, у нас еще есть шанс в следующие 25 лет доделать то, что не успели в предыдущий исторический срок. Да мы сохранили, хотя и в сокращенном по численности виде, организацию. Но мы сохранили и свою принципиальность, свою убежденность в наших идеалах, мы сохранили уважение к себе со стороны наших союзников и соратников по левому движению. Давайте вспомним с этой точки зрения еще раз переломные вехи нашей политической биографии.

1991 год. Разброд и шатания в КПСС, раскол Марксистской платформы в сентябре, после провала ГКЧП, пессимизм и упадок духа многих коммунистов. Несмотря на авторитет А.А.Пригарина, считавшего создание новой компартии изменой КПСС, несмотря на сильнейшее поле притяжения в Ленинграде Движения коммунистической инициативы, мы встали на путь создания самостоятельной коммунистической партии. На идейной платформе гуманного и демократического социализма, выраженной в  документе под названием «Марксистская платформа». А ведь в конференциях МП в 1991 году из Ленинграда присутствовало всего три человека, в т.ч. В.Герасимов, вступивший в РПК и А.Колмогорова, в РПК не вступившая.

1993 год. Создается КПРФ, по своей численности и ресурсам, по возможности попадания в парламент сразу превзошедшая все партии Роскомсоюза вместе взятые. Наши товарищи  до съезда КПРФ в феврале 1993 и после входили в оргкомитеты  по воссозданию этой партии, которая, мы надеялись, станет объединенной для всех коммунистов России.  До осени 1993 О.Кучерявых, Ю.М.Ларионов входили в состав райкомов КПРФ, другие  входили в состав горкома. Перед ними открывались возможности хорошей партийной карьеры, Ю.П.Белов неоднократно уговаривал нас остаться в КПРФ. Но мы ушли, т.к. были верны своим принципам и пониманию, что КПРФ по большому счету коммунистической партией не является.

1998-1999 гг. Сползание руководства РПК во главе с А.В. Крючковым с идейных позиций РПК в сторону авантюризма в политической тактике, авторитаризма в партийной жизни, диктата под флагом «борьбы с троцкизмом» в партии. И, несмотря на большой личный авторитет Анатолия Викторовича, наше общее партийное прошлое, ленинградцы поставили на 5-м съезде РПК вопрос о личном и политическом недоверии лидеру партии. Весной 1999 года под надуманными предлогами была проведена перерегистрация, а фактически - исключение из РПК большинства нашей организации. И вновь это большинство проявило  политическую принципиальность, дало отпор методам шантажа и предпочло  отправиться в рискованное самостоятельное плавание в качестве Региональной партии коммунистов, не пойдя на уступки и компромиссы с большинством РПК и ее руководством.

За эти 25 лет не было ни одного случая, чтобы наша организация изменила своему знамени, ни один из городских политиков не может упрекнуть нас, что мы поступились хотя бы раз  своими идейными принципами. При этом речь идет не только о наших общекоммунистических убеждениях, но и верности Программе РПК. Для проверки справедливости этого утверждения достаточно сравнить содержание идейной платформы РПК «Наши принципы», утвержденной в начале 2016 года и публикующееся в каждом номере газеты «Коммунист Ленинграда», с положениями программы РПК принятой в декабре 1992 года.

Разумеется, стимулом и смыслом нашей деятельности в эти годы была не демонстрация  принципиальности ради принципиальности, а решение перспективных и текущих задач нашей коммунистической организации, защита прав и интересов трудящихся. И работа наша была весьма интенсивной, КПД нашей деятельности явно превосходил нашу численность. В качества примера интенсивного характера этой работы можно ознакомиться с планом работы (календарным и тематическим) исполкома РПК на сентябрь 2000 года.  Спланирована работа 6 комиссий, куда входили свыше 30 членов РПК, намечены подробные и масштабные мероприятия вроде российской и международной кампании против принятия правительственного проекта Трудового кодекса, участие в международных конференциях  в Сан-Франциско. Всего - 15 мероприятий в течении одного месяца. И как помнится, почти все они были выполнены.

 Сейчас мы, уже не можем похвастаться такой насыщенной политической работой. В прошлом же РПК может отметить ряд таких событий, когда наша небольшая организация оказывала значительное влияние на события нашей городской и даже общероссийской политической жизни.

В 2000-2001 годах это была, уже упомянутая выше, кампания, которая вынудила  правительство отозвать свой законопроект Трудового кодекса РФ, создать в Госдуме согласительную комиссию с участием  представителей профсоюзов и принять компромиссный вариант Трудового кодекса. Это был результат  и наших усилий -многочисленных митингов и пикетов, перекрытия Шпалерной улицы перед представительством президента 1 декабря 2000 года , шествие во главе с М. Дружининским, босиком, в трусах и тельняшке на декабрьском морозе, других мероприятий, проведенных Комитетом единых действий, объединившим тогда все левые организации, более 20 крупных профорганизаций города. Даже лидер ФНПР Шмаков  обращал тогда внимание руководителя ЛФП Лысюка на работу КЕДа. В его создании и деятельности большое значение имело нашего сотрудничества с РКРП, а в развитие этого сотрудничества большую личную роль сыграла Т.Б. Ведерникова. К созданию КЕД мы пришли через опыт совместных действий в защиту работников фабрики «Невотекс» (быв. Ф-ка «Рабочий»), Выборгского ЦБК, других предприятий.

Второй эпизод связан с протестом пенсионеров против монетизации льгот по ФЗ-122 в начале 2005 года. Члены РПК не только участвовали в перекрытии Невского на углу Садовой, Московского проспекта, шествиях по Суворовскому проспекту, митинге у Мариинского дворца, но и сумели внести свой вклад в формулирование требований участников стихийных протестов, передаче этих требований лично губернатору Матвиенко в ходе состоявшихся затем переговоров, в работе  комиссии депутатов ЗАКСА. А льготы, сохраненные  в результате уступок властей, действуют до сих пор.

Третий эпизод- это длительный эпизод битвы и победы над Газпромом и его «газоскребом» на Охте в 2007-2010 гг. Несколько самых многочисленных в тот период митингов и шествий, создание Гражданской коалиции в защиту Петербурга, суды и альтернативные публичные слушания, массовый сбор подписей, инициирование городского референдума, переговоры с Матвиенко. Более 50 спасенных объектов культурного наследия. В этом, как и в других эпизодах РПК играла заметную роль, поскольку ей никогда не была присуща позиция «принципиального сектантства», она всегда  предлагала различные форматы «объединения в действиях». Это  и КЕД, и координационное совещание «Петербургское гражданское сопротивление», и Гражданская коалиция, и деятельность ДГИ. Создание Движения гражданских инициатив в апреле 2004 года, когда удалось объединить инициативные группы борцов с уплотнительной застройкой в масштабе города, создать координационную структуру низового социального протеста является наиболее ценным из нашего прошлого опыта.

Нам есть, что вспомнить о нашей борьбе за эти 25 лет, которая не обошлась, конечно,  и без недостатков и просчетов, но  рамки  статьи  не позволяют это сделать даже в кратком обзоре. Но один вывод сформулировать надо обязательно: тот бесценный тактический и организационный опыт, который накопила РПК за 25 лет, опыт «технологии общественного участия», опыт взаимодействия с различными политическими силами - он еще будет воспринят на следующих этапах нашей борьбы за социализм. Важно его сохранить и закрепить, в т.ч. через издание сборника наиболее важных  документов РПК.

Некоторые политологи уверяют нас о наступлении новой, длительной «эпохи реакции», «эпохи стабильности  Путина» после событий 2011-2012, в которых  мы также принимали посильное участие. Но мы убеждены, что в конечном итоге наши идеи, идеи социализма и коммунизма одержат историческую победу в России и во всем мире. В меру наших  возможностей и сил  мы будем продолжать  борьбу за наши идеалы.

 

    Е.А.Козлов, секретарь исполкома РПК

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений