газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 4/2016 (112)

 

Бессмысленная и преступная авантюра…

 

Постановление V Всероссийского Съезда Советов, принятое в заседании 9 июля 1918 г. по докладу тов. Троцкого об убийстве Мирбаха и о вооруженном восстании левых эсеров.

 

За кровь вождей рабочего класса требуем сурового суда над эсерами

 

Заслушав доклад представителя Совета Народных Комиссаров, Народного Комиссара по военным делам, тов. Троцкого, по поводу убийства членом партии левых эсеров Блюмкиным германского посла графа Мирбаха и по поводу вооруженного восстания левых эсеров против Советской власти, V Всероссийский Съезд Советов постановил:

1. Убийство германского посла явилось тем более позорным преступлением, что организаторы и исполнители этого дела использовали свое положение в качестве советской партии, бесчестно злоупотребили своими официальными постами, для того чтобы путем предательского удара из-за угла сорвать твердую и непреклонную волю Советской власти - обеспечить для рабочих и крестьян России оплаченный столь дорогою ценою мир.

2. Убийство германского посла явилось составной частью заговора, направленного на то, чтобы путем вооруженного восстания передать власть из рук рабочих и крестьянских Советов в руки авантюристской партии, которая стремится во что бы то ни стало вовлечь Россию в войну, действуя в этом отношении заодно с русской контрреволюционной буржуазией и с англо-французскими империалистами, наступающими в настоящий момент на Советскую Республику с Мурманского севера*292.

3. Всероссийский Съезд целиком и полностью одобряет энергичную политику Совета Народных Комиссаров, направленную на ликвидацию преступной и безумной авантюры левых эсеров, и требует суровой кары для преступников, с оружием в руках посягнувших на Советскую власть и поставивших страну перед непосредственной опасностью новой войны.

4. В отношении партии левых эсеров Всероссийский Съезд заявляет, что, поскольку те или иные части этой партии солидаризируются с попыткой вовлечения России в войну путем убийства Мирбаха и восстания против Советской власти, этим организациям не может быть места в Советах Рабочих и Крестьянских Депутатов.

5. Торжественно подтверждая, что главной задачей Советской власти в области внешней политики остается по-прежнему обеспечение мира для истощенной страны, Всероссийский Съезд заявляет, что в случае иноземного нашествия, с чьей бы стороны оно ни исходило, обязанностью всех рабочих и крестьян и всех честных граждан вообще явится беззаветная защита Советского отечества против империалистов.

 

Майдан-1918

/печатается с сокращениями/

 

В ночь с 6-го на 7-е июля 1918-го года товарищ Сталин получил от товарища Ленина телеграмму следующего содержания:

Сегодня около 3-х часов дня левый эсер убил бомбой Мирбаха. Это убийство явно в интересах монархистов или англо-французских капиталистов. Левые эсеры, не желая выдать убийцу, арестовали Дзержинского и Лациса и начали восстание против нас.

 Такой вот "евромайдан" устроила советской власти Партия Левых Социалистов-Революционеров (ПЛСР). Никаких тебе прелюдий, никаких "мирных студентов" с плакатиками. Со слов Ильича ещё весьма радужная картинка вырисовывается. В реальности всё было намного жестче. Дзержинского арестовали не просто какие-то "эсэры", а взбунтовавшееся спецподразделение ВЧК, т.н.з. "Боевой отряд" под командованием Дмитрия Попова. Попов - опытный и умелый командир, он потом ещё у батьки Махно правой рукой был. У Попова - 800 хорошо подготовленных бойцов, на вооружении, помимо прочего, несколько артиллерийских орудий и бронетехника. К "Боевому отряду" присоединились распропагандированные эсэрами солдаты из полка имени Первого Марта, и войска мятежников получили в Москве значительный численный перевес над войсками, верными большевикам. Ленин ничего не пишет о том, что эсеровские боевики захватили и объявили своим "заложником" председателя Моссовета, Петра Смидовича. Ленин не упоминает о страшных слухах, будто против большевиков взбунтовалась вообще вся ВЧК. Ещё Ленин не упоминает о том, что в Ярославле боевики савинковского "Союза защиты Родины и Свободы" разграбили склад оружия и захватили исполком, ГубЧК, почту, телеграф, радиостанцию и казначейство. Председатель исполкома губсовета и военный комиссар Ярославского ВО - убиты. Перерезаны железнодорожные магистрали, связывающие Москву с Севером и Сибирью.

Что же Ильич предлагает делать в такой пиковой ситуации? Вступить в переговоры с Савинковым? Искать компромисс и срочно замиряться с левыми эсэрами? Написать возмущённое письмо англо-французским капиталистам - мол, "Вы пытаетесь совершить в нашей стране переворот, не надо так"?

 Вот, как продолжает Ленин телеграмму Сталину:

Мы ликвидируем сегодня же ночью беспощадно и скажем народу всю правду: мы на волосок от войны. У нас заложниками сотни левых эсеров. Повсюду необходимо подавить беспощадно этих жалких и истеричных авантюристов, ставших орудием в руках контрреволюционеров.

 Не прошло и суток, а уже "сотни эсэров в заложниках". Большевики не сильно рефлексировали: как только стало известно о причастности ЦК ПЛСР к убийству Мирбаха и аресту Дзержинского, Ленин начал действовать - быстро, эффективно и беспощадно. 450 эсэров, включая знаменитую революционерку Марию Спиридонову, были арестованы прямо в Большом театре, во время очередного заседания Съезда Советов. Нехилая спецоперация, кстати - особенно учитывая тот факт, что многие эсэровские депутаты были вооружены. Одновременно с арестами - большевики провели экстренную мобилизацию среди рабочих столицы. Верные большевикам войска заблокировали взбунтовавшийся "Боевой отряд" в здании штаба, в Трехсвятительском переулке. Бойцам Попова предложили сдаться, а после отказа  - штаб был тут же обстрелян из артиллерийских орудий. Это так и не принудило бунтовщиков к капитуляции, но резко отбило у них охоту выглядывать на улицу. В оконцовке получилось, что отряд Попова за целые сутки так и не вышел из казарм. А утром 7-го июля выходить было уже поздно - в город прибыли латышские стрелки и начали наступление на мятежников, по всем правилам военной науки и со всей суровостью военного времени. Не ожидавшие такой лихой и быстрой оборотки, эсэровские боевики, занявшие, было, Главпочтамт и вышедшие на подступы к Кремлю, дрогнули и начали отступать. К вечеру того же дня мятежники уже размышляли не о "штурме Кремля", а о том, как бы свои шкуры спасти. А большевики уже были озабочены не обороной, а эффективным отловом разбегавшихся, словно тараканы, повстанцев:

Предписывается всем районным Совдепам и рабочим организациям немедленно выслать как можно больше вооруженных отрядов, хотя бы частично рабочих, чтобы ловить разбегающихся мятежников.

Обратить особое внимание на район Курского вокзала, а затем на все прочие вокзалы. Настоятельная просьба организовать как можно больше отрядов, чтобы не пропустить ни одного из бегущих.

Арестованных не выпускать без тройной проверки и полного удостоверения непричастности к мятежу.

Ленин.

 Политическую борьбу эсэры также позорно "слили". Руководители восстания полагали, что попытка переворота вызовет панику, смятение и раскол в РКП(б), но большевики и не думали паниковать, а раскол со смятением начались среди самих левых эсэров. В частности, уже к вечеру 6-го июля о размежевании с ПЛСР объявил один из лидеров этой партии, Андрей Колегаев, который ещё недавно со скандалом покинул пост наркома земледелия в знак протеста против политики большевиков. В телефонном разговоре с членом РВС Восточного фронта Мехоношиным Ленин с удовлетворением отмечает:

Колегаев говорил мне лично, затем Зиновьеву и многим другим, что он, Колегаев, противник теперешней политики левоэсерской партии. Я не сомневаюсь, что безумно-истеричная и провокационная авантюра с убийством Мирбаха и мятежом центрального комитета левых эсеров против Советской власти оттолкнет от них не только большинство их рабочих и крестьян, но и многих интеллигентов.

 В том же разговоре Ленин подводит итог московского "майдана-1918":

Весь мятеж ликвидирован в один день полностью.

 8-го июля вышел экстренный выпуск газеты "Правда" в котором была опубликована телефонограмма Московскому совету:

Передать всем волостным, деревенским и уездным Совдепам Московской губернии.

Разбитые банды восставших против Советской власти левых эсеров разбегаются по окрестностям. Убегают вожди всей этой авантюры. Принять все меры к поимке и задержанию дерзнувших восстать против Советской власти. Задерживать все автомобили. Везде опустить шлагбаумы на шоссе. Возле них сосредоточить вооруженные отряды местных рабочих и крестьян. Есть сведения, что один броневик, который был у восставших, бежал за город. Принять все меры к задержанию этого броневика.

Председатель Совнаркома Ленин.

 Вот, как надо с мятежниками разбираться, если по уму. А не вилять, выстраивая хитрые комбинации и прикидывая, "как бы ловчее использовать восстание в своих целях, для победы на грядущих выборах". Мятеж левых эсэров был быстро разгромлен не потому, что эсэровские боевики сильно уступали в бойцовских качествах боевикам сегодняшних майданщиков-наци. Мятеж разгромили всего за сутки потому, что Советским государством, в отличие от квази-государства под названием "Украина", руководили умные, бесстрашные, самоотверженные люди, настоящие вожди и прирожденные лидеры. Они не теряли голову в трудных ситуациях и обладали достаточной твердостью, чтобы не гнуться под чужую волю. Они опирались не на олигархические группировки, а на поддержку всех трудящихся страны. Они имели отличную связь с народными массами, что открывало множество возможностей - взять хоть то же ополчение, рабочие дружины, защищавшие советскую власть в Москве до подхода дивизии латышских стрелков. Ну можно ли представить себе Януковича, бегающего по заводам и раздающего автоматы с пистолетами работягам? Это снова - риторический вопрос.

Одним словом, большевики вели себя, как настоящая Власть. И они ИМЕЛИ ПРАВО так себя вести. Потому устраивать в советской столице "майданы" было занятием малоперспективным. 

 

   

Remi_meisner
http://remi-meisner.livejournal.com/112386.html

 

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений