газета "Коммунист Ленинграда" АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 5/2015 (107)

 

Есть ли будущее у подмосковного «коллайдера»?

 

Большой адронный коллайдер в Женеве считается мощнейшим ускорителем частиц в мире и самым дорогим научным экспериментом в истории человечества. А вот российский аналог – ускорительно-накопительный комплекс (УНК), расположенный вблизи наукограда Протвино, известен только в научных кругах и среди местных диггеров. Подземный кольцевой тоннель длиной примерно в 21 км был закрыт еще в 1990-е и, несмотря на консервацию, постепенно приходит в упадок. «Подмосковье сегодня» выяснило, что происходит сейчас на объекте, который появился на год раньше своего женевского собрата.

Опасные дыры

Старый ствол – заброшенную вышку, укрытую металлическими щитами, в поле видно издалека. На вершине – голубой сарай с остатками крыши и лозунгом «Слава труду!». Наш проводник Дмитрий говорит, что отсюда лучше всего видно, где может быть открытый колодец.

«Колодец», «дыра» – это о нелегальных лазах. Обычное на вид поле испещрено норами, по которым можно тайно спуститься в гигантский кольцевой подземный тоннель. Местные чаще называют его «коллайдером», или просто «бубликом». На самом деле это целый ускорительно-накопительный комплекс, расположенный под наукоградом Протвино.

Сегодня почти все ходы завалены бетонными плитами.

– Объект не достроен, с повышенной опасностью и находится под контролем Ростехнадзора в связи с особыми формами доступа, – поясняет ученый секретарь Института физики высоких энергий (НИЦ «Курчатовский институт») Николай Прокопенко.

По его словам, в последнее время защиту ускорителя пришлось усилить – заглушить большинство вертикальных шахт. Но желающих туда пробраться от этого меньше не становится.

– Снаряга для спуска была стандартная: веревка, обвязка, спусковое, страховочное, – вспоминает диггер Алексей. – Спустились в глубокий тоннель, решили возвращаться через другой выход, но люки оказались заваренными, на одном стволе даже лестницы не было. Нашли рабочую площадку, поднялись, я дернул люк, и тут же врубилась сигналка – децибелы давили так, что казалось, ее все Протвино слышит. Потом слышали шаги наверху, рации – акустика, сами понимаете, но никто не спустился. Мы спрятали флешки с фотками и пошли сдаваться, с надеждой сбежать от охраны при первой возможности. Тут увидели, что можно попасть в ангар через дырку для спуска грузов. Влезли, осмотрелись – возможность выйти была только через окно, нужно было вытащить стекло, но там выход прямо на будку охраны. Поэтому мы отвлекли ее, снова включив сигнализацию, и пока те кинулись к люку, мы выбрались из ангара и убежали.

Развлечение для диггеров

У следующего ствола нас встречает пожилой сторож: поправляя воротник рубашки, осторожно выходит к шлагбауму из металлического вагончика.

– Приезжали такие, как вы, тоже просили пустить. Но внутрь нельзя. А на случай, если попытаетесь прорваться, у меня автомат припасен, – хохочет пенсионер и уходит в вагончик. Вскоре возвращается и машет рукой: «Ну, тут-то погулять можете!»

За шлагбаумом – бетонные блоки, старые вагонетки, одна из которых стоит на путях в запертые ворота башни-ствола. На металлических дверях замок, «ушки» которого для надежности скручены проволочным канатом.

– Была тут история в 2010 году, – рассказывает диггер Влад. – Собралась компания влезть, но открытого лаза не нашли и решили пропилить нужную дыру болгаркой в гермодвери. Но лаз получился небольшим, внутри была крепкая решетка. Чтобы посмотреть, что внутри, один из ребят разделся, обмазался солидолом и влез.

– Теперь сюда только ремонтировать приходят, – говорит охранник. – Что-то там протечет, чинят и опять закрывают. Хоть экскурсии сюда водили бы, что ли, уже хоть какие-то деньги!

Но и без экскурсий внутри уже перебывали десятки человек. Влад, например, спускался трижды, и его поймали в 2009 году во время последнего спуска:

– Все просто – вместо запланированных двух часов мы пробыли там примерно 12, двое не выдержали и «выбросились» обратно, – вспоминает диггер. – Наверху услышала собака, подняла лай, бабушка-охранница позвонила куда надо. Выхода не было – машины, деньги и прочее мы оставили наверху, нет ни еды, ни воды, холодно, темно, по колено в грязи – в общем, надо было вылезать. Пошли обратно – сдаваться. Слышим, едет «паровозик», думаем, может, рабочие, попробуем с ними договориться – тут включается свет, и перед нами стоят трое охранников с автоматами. Те в шоке: у них, как правило, какие-то малолетки попадались безумные, а тут больше десятка взрослых людей. В итоге нас увезли в полицию. Подержали и отпустили, только пальцы «откатали».

Специалисты предлагают сделать из «коллайдера» тоннель для обкатки железнодорожного транспорта

Закрыть гигантское «кольцо» ускорителя под Протвино нельзя, говорят в Институте физики высоких энергий. Повесить замок на входную дверь столь масштабного подземного сооружения невозможно по действующим нормам. Какие существуют варианты извлечения пользы из «коллайдера», выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

Вылетают в трубу

– Финансирование фактически было остановлено примерно в начале 1991 года, – рассказал горный инженер и бывший генеральный директор «Протонтоннельстроя» Юрий Коломиец, руководивший подземным строительством УНК с 1995 по 2001 годы.

В настоящее время Институт физики высоких энергий все еще продолжает поддерживать устойчивость и промышленную безопасность объекта. В числе этих мер – откачка воды, вентиляция, периодические осмотры, технический надзор.

– Масштаб расходов – это десятки миллионов рублей в год, – признаются сотрудники ИФВЭ. – Поддержание ускорителя в текущем состоянии происходит за счет средств федерального бюджета.

Нужны инвесторы

Так что же делать с УНК дальше? Первая идея – разместить в тоннеле ускоритель, как и планировалось. Но для этого недостаточно ресурсов. С этим согласны и представители ИФВЭ, и Юрий Коломиец.

Вторая – создать накопитель, который сможет компенсировать перегрузки в системе электроснабжения области. По сути: стать гигантским запасным аккумулятором для региона и федерального округа, а заодно и аналогом электростанции возле Сергиева Посада. Оценивая это предложение, в ИФВЭ утверждают, что сделать что-то подобное в нынешних экономических условиях невозможно.

Третья идея – использовать тоннель для обката нового железнодорожного транспорта. В Подмосковье есть специальное рельсовое кольцо, но оно находится на поверхности земли. Протвинский подземный «бублик» надежно защищен от снега и других осадков, а значит, удобнее, чем рельсовое кольцо. Правда, для воплощения этой задумки тоже нужны частные инвестиции, признают ученые.

Протвинское «метро» - так называли советский коллайдер за совпадение с параметрами столичной подземки

Несвоевременный проект

«Основа УНК – два ускорителя, одинаковые по размерам, но совершенно разные по конструкции», – пишут в статье о протвинском ускорителе для журнала «Наука и жизнь» (№ 4, апрель 1995 г.) Геннадий Гуров и Геннадий Дерновой. На тот момент это главный инженер УНК и ведущий инженер ИФВЭ соответственно. Гуров и Дерновой сообщают, что ускоритель расположен в кольцевом тоннеле высотой пять метров и длиной около 21 километра, что почти совпадает с параметрами Кольцевой линии московского метро. Сходство дополняется залами – «станциями» для размещения крупногабаритного оборудования. Они связаны с поверхностью вертикальными шахтами для коммуникаций и транспортировки оборудования – по ним диггеры и попадают внутрь.

Строительство УНК остановилось в канун распада СССР, и к 1998 году проект был окончательно закрыт.

В секторе по развитию города как наукограда администрации Протвино добавляют, что пути кольцевого тоннеля и самого наукограда не пересекаются – с самого начала для проекта провели целевой землеотвод и выделили землю, которая сегодня находится в федеральной собственности.

Академик Логунов умер в марте, Гуров уехал по приглашению работать в США. Дерновой остался, и с ним связан отдельный эпизод в истории УНК.

Денежный вопрос

В январе 2014 года группа протвинских ветеранов атомной промышленности и подземного строительства опубликовала открытое письмо президенту РАН Владимиру Фортову. В обращении говорилось о необходимости завершить строительство УНК, чтобы создать в России собственный «полноценный коллайдер».

Ответом стал текст Геннадия Дернового, опубликованный две недели спустя в одной из местных газет. Анализируя письмо и ситуацию в целом, он отмечает, что тоннель не достроен, заброшен и разрушается. Для восстановления и запуска «российского коллайдера», который можно было бы сопоставить с БАК в Женеве, по мнению Дернового, требовались три условия: 100 млрд рублей, дополнительные энергетические мощности – в 10 раз больше, чем потребляет действующий ускоритель ИФВЭ, люди, которые могли бы осуществить «этот суперпроект». Ни одному из этих критериев, подытожил Геннадий Дерновой, ситуация и сам комплекс не соответствуют.

Дискуссию продолжил инженер Юрий Коломиец, который руководил строительством УНК с 1995 до 2001 года. В ответной статье он сообщил о потраченных за все время работ 60 млрд рублей и расширил перспективы комплекса до «многочисленных экспериментальных и прикладных задач».

– Проект консервации УНК ООО «Протонподземстрой-А» исполнила в октябре 2014 года, он прошел экспертизу промышленной и экологической безопасности, после чего был направлен заказчику – ГНЦ ИФВЭ, – рассказывает Юрий Коломиец (сегодня – генеральный директор ООО «Протонподземстрой-А»). – Но ответа мы до сих пор не получили.

100 млрд рублей, считает Коломиец, неоправданная в данном случае цифра. Для того чтобы привести комплекс в безопасное состояние (гидроизоляция, разбор разрушенных строений, утилизация железобетона) потребуется около 236 млн рублей, на поддержание консервации – примерно 31 млн рублей. Однако эти расчеты производились с учетом цен начала 2014 года. Новую стоимость строительства можно узнать только после разработки соответствующего проекта, но заказа на него нет.

Коллайдер и «глухота»

– Обращались не только в РАН, несколько лет назад писали даже в администрацию президента, результат один – глу-хо-та, – говорит Юрий Коломиец. – Но самое интересное, что сами физики из ИФВЭ не спешат поддерживать строительство УНК.

– Страна перестала ставить амбициозные цели, спрос на высокотехнологичные проекты пропал, – объясняют в Институте физики высоких энергий. – А потом время было упущено, проект УНК потерял свою актуальность и конкурентоспособность и на научно-исследовательскую деятельность института почти не влияет.

Реанимировать проект в прежней конфигурации нет смысла, уверены физики-ядерщики.

Новую конфигурацию может предложить новый коллайдер, строительство которого уже ведется в Институте ядерных исследований (Дубна). Запуск первого этапа установки НИКА запланирован на конец 2015 года. При этом ожидается, что полностью комплекс начнет работать к 2017 году. Строительства «с нуля» не потребовалось – проект был разработан на базе уже существующего комплекса.

"Сегодня УНК никак не влияет на жизнь города. Все, что связано с работой ускорителя, находится в ведении Института физики высоких энергий". — Елена Куракина, начальник сектора по развитию города как наукограда администрации Протвино.

21 сентября 2015   Надежда Кинобаевская
"Подмосковье сегодня"

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений