АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
5/2015 (107)
Есть ли будущее у
подмосковного «коллайдера»?
Большой адронный коллайдер в Женеве считается
мощнейшим ускорителем частиц в мире и самым дорогим научным
экспериментом в истории человечества. А вот российский аналог –
ускорительно-накопительный комплекс (УНК), расположенный вблизи
наукограда Протвино, известен только в научных кругах и среди
местных диггеров. Подземный кольцевой тоннель длиной примерно в
21 км был закрыт еще в 1990-е и, несмотря на консервацию,
постепенно приходит в упадок. «Подмосковье сегодня» выяснило,
что происходит сейчас на объекте, который появился на год раньше
своего женевского собрата.
Опасные дыры
Старый ствол – заброшенную вышку, укрытую металлическими щитами,
в поле видно издалека. На вершине – голубой сарай с остатками
крыши и лозунгом «Слава труду!». Наш проводник Дмитрий говорит,
что отсюда лучше всего видно, где может быть открытый колодец.
«Колодец», «дыра» – это о нелегальных лазах. Обычное на вид поле
испещрено норами, по которым можно тайно спуститься в гигантский
кольцевой подземный тоннель. Местные чаще называют его «коллайдером»,
или просто «бубликом». На самом деле это целый
ускорительно-накопительный комплекс, расположенный под
наукоградом Протвино.
Сегодня почти все ходы завалены бетонными плитами.
– Объект не достроен, с повышенной опасностью и находится под
контролем Ростехнадзора в связи с особыми формами доступа, –
поясняет ученый секретарь Института физики высоких энергий (НИЦ
«Курчатовский институт») Николай Прокопенко.
По его словам, в последнее время защиту ускорителя пришлось
усилить – заглушить большинство вертикальных шахт. Но желающих
туда пробраться от этого меньше не становится.
– Снаряга для спуска была стандартная: веревка, обвязка,
спусковое, страховочное, – вспоминает диггер Алексей. –
Спустились в глубокий тоннель, решили возвращаться через другой
выход, но люки оказались заваренными, на одном стволе даже
лестницы не было. Нашли рабочую площадку, поднялись, я дернул
люк, и тут же врубилась сигналка – децибелы давили так, что
казалось, ее все Протвино слышит. Потом слышали шаги наверху,
рации – акустика, сами понимаете, но никто не спустился. Мы
спрятали флешки с фотками и пошли сдаваться, с надеждой сбежать
от охраны при первой возможности. Тут увидели, что можно попасть
в ангар через дырку для спуска грузов. Влезли, осмотрелись –
возможность выйти была только через окно, нужно было вытащить
стекло, но там выход прямо на будку охраны. Поэтому мы отвлекли
ее, снова включив сигнализацию, и пока те кинулись к люку, мы
выбрались из ангара и убежали.
Развлечение для диггеров
У следующего ствола нас встречает пожилой сторож: поправляя
воротник рубашки, осторожно выходит к шлагбауму из
металлического вагончика.
– Приезжали такие, как вы, тоже просили пустить. Но внутрь
нельзя. А на случай, если попытаетесь прорваться, у меня автомат
припасен, – хохочет пенсионер и уходит в вагончик. Вскоре
возвращается и машет рукой: «Ну, тут-то погулять можете!»
За шлагбаумом – бетонные блоки, старые вагонетки, одна из которых
стоит на путях в запертые ворота башни-ствола. На металлических
дверях замок, «ушки» которого для надежности скручены
проволочным канатом.
– Была тут история в 2010 году, – рассказывает диггер Влад. –
Собралась компания влезть, но открытого лаза не нашли и решили
пропилить нужную дыру болгаркой в гермодвери. Но лаз получился
небольшим, внутри была крепкая решетка. Чтобы посмотреть, что
внутри, один из ребят разделся, обмазался солидолом и влез.
– Теперь сюда только ремонтировать приходят, – говорит охранник.
– Что-то там протечет, чинят и опять закрывают. Хоть экскурсии
сюда водили бы, что ли, уже хоть какие-то деньги!
Но и без экскурсий внутри уже перебывали десятки человек. Влад,
например, спускался трижды, и его поймали в 2009 году во время
последнего спуска:
– Все просто – вместо запланированных двух часов мы пробыли там
примерно 12, двое не выдержали и «выбросились» обратно, –
вспоминает диггер. – Наверху услышала собака, подняла лай,
бабушка-охранница позвонила куда надо. Выхода не было – машины,
деньги и прочее мы оставили наверху, нет ни еды, ни воды,
холодно, темно, по колено в грязи – в общем, надо было вылезать.
Пошли обратно – сдаваться. Слышим, едет «паровозик», думаем,
может, рабочие, попробуем с ними договориться – тут включается
свет, и перед нами стоят трое охранников с автоматами. Те в
шоке: у них, как правило, какие-то малолетки попадались
безумные, а тут больше десятка взрослых людей. В итоге нас
увезли в полицию. Подержали и отпустили, только пальцы
«откатали».
Специалисты предлагают сделать из «коллайдера» тоннель для
обкатки железнодорожного транспорта
Закрыть гигантское «кольцо» ускорителя под Протвино нельзя,
говорят в Институте физики высоких энергий. Повесить замок на
входную дверь столь масштабного подземного сооружения невозможно
по действующим нормам. Какие существуют варианты извлечения
пользы из «коллайдера», выяснял корреспондент «Подмосковье
сегодня».
Вылетают в трубу
– Финансирование фактически было остановлено примерно в начале 1991
года, – рассказал горный инженер и бывший генеральный директор
«Протонтоннельстроя» Юрий Коломиец, руководивший подземным
строительством УНК с 1995 по 2001 годы.
В настоящее время Институт физики высоких энергий все еще
продолжает поддерживать устойчивость и промышленную безопасность
объекта. В числе этих мер – откачка воды, вентиляция,
периодические осмотры, технический надзор.
– Масштаб расходов – это десятки миллионов рублей в год, –
признаются сотрудники ИФВЭ. – Поддержание ускорителя в текущем
состоянии происходит за счет средств федерального бюджета.
Нужны инвесторы
Так что же делать с УНК дальше? Первая идея – разместить в
тоннеле ускоритель, как и планировалось. Но для этого
недостаточно ресурсов. С этим согласны и представители ИФВЭ, и
Юрий Коломиец.
Вторая – создать накопитель, который сможет компенсировать
перегрузки в системе электроснабжения области. По сути: стать
гигантским запасным аккумулятором для региона и федерального
округа, а заодно и аналогом электростанции возле Сергиева
Посада. Оценивая это предложение, в ИФВЭ утверждают, что сделать
что-то подобное в нынешних экономических условиях невозможно.
Третья идея – использовать тоннель для обката нового
железнодорожного транспорта. В Подмосковье есть специальное
рельсовое кольцо, но оно находится на поверхности земли.
Протвинский подземный «бублик» надежно защищен от снега и других
осадков, а значит, удобнее, чем рельсовое кольцо. Правда, для
воплощения этой задумки тоже нужны частные инвестиции, признают
ученые.
Протвинское «метро» - так называли советский коллайдер за
совпадение с параметрами столичной подземки
Несвоевременный проект
«Основа УНК – два ускорителя, одинаковые по размерам, но
совершенно разные по конструкции», – пишут в статье о
протвинском ускорителе для журнала «Наука и жизнь» (№ 4, апрель
1995 г.) Геннадий Гуров и Геннадий Дерновой. На тот момент это
главный инженер УНК и ведущий инженер ИФВЭ соответственно. Гуров
и Дерновой сообщают, что ускоритель расположен в кольцевом
тоннеле высотой пять метров и длиной около 21 километра, что
почти совпадает с параметрами Кольцевой линии московского метро.
Сходство дополняется залами – «станциями» для размещения
крупногабаритного оборудования. Они связаны с поверхностью
вертикальными шахтами для коммуникаций и транспортировки
оборудования – по ним диггеры и попадают внутрь.
Строительство УНК остановилось в канун распада СССР, и к 1998
году проект был окончательно закрыт.
В секторе по развитию города как наукограда администрации
Протвино добавляют, что пути кольцевого тоннеля и самого
наукограда не пересекаются – с самого начала для проекта провели
целевой землеотвод и выделили землю, которая сегодня находится в
федеральной собственности.
Академик Логунов умер в марте, Гуров уехал по приглашению
работать в США. Дерновой остался, и с ним связан отдельный
эпизод в истории УНК.
Денежный вопрос
В январе 2014 года группа протвинских ветеранов атомной
промышленности и подземного строительства опубликовала открытое
письмо президенту РАН Владимиру Фортову. В обращении говорилось
о необходимости завершить строительство УНК, чтобы создать в
России собственный «полноценный коллайдер».
Ответом стал текст Геннадия Дернового, опубликованный две недели
спустя в одной из местных газет. Анализируя письмо и ситуацию в
целом, он отмечает, что тоннель не достроен, заброшен и
разрушается. Для восстановления и запуска «российского
коллайдера», который можно было бы сопоставить с БАК в Женеве,
по мнению Дернового, требовались три условия: 100 млрд рублей,
дополнительные энергетические мощности – в 10 раз больше, чем
потребляет действующий ускоритель ИФВЭ, люди, которые могли бы
осуществить «этот суперпроект». Ни одному из этих критериев,
подытожил Геннадий Дерновой, ситуация и сам комплекс не
соответствуют.
Дискуссию продолжил инженер Юрий Коломиец, который руководил
строительством УНК с 1995 до 2001 года. В ответной статье он
сообщил о потраченных за все время работ 60 млрд рублей и
расширил перспективы комплекса до «многочисленных
экспериментальных и прикладных задач».
– Проект консервации УНК ООО «Протонподземстрой-А» исполнила в
октябре 2014 года, он прошел экспертизу промышленной и
экологической безопасности, после чего был направлен заказчику –
ГНЦ ИФВЭ, – рассказывает Юрий Коломиец (сегодня – генеральный
директор ООО «Протонподземстрой-А»). – Но ответа мы до сих пор
не получили.
100 млрд рублей, считает Коломиец, неоправданная в данном случае
цифра. Для того чтобы привести комплекс в безопасное состояние
(гидроизоляция, разбор разрушенных строений, утилизация
железобетона) потребуется около 236 млн рублей, на поддержание
консервации – примерно 31 млн рублей. Однако эти расчеты
производились с учетом цен начала 2014 года. Новую стоимость
строительства можно узнать только после разработки
соответствующего проекта, но заказа на него нет.
Коллайдер и «глухота»
– Обращались не только в РАН, несколько лет назад писали даже в
администрацию президента, результат один – глу-хо-та, – говорит
Юрий Коломиец. – Но самое интересное, что сами физики из ИФВЭ не
спешат поддерживать строительство УНК.
– Страна перестала ставить амбициозные цели, спрос на
высокотехнологичные проекты пропал, – объясняют в Институте
физики высоких энергий. – А потом время было упущено, проект УНК
потерял свою актуальность и конкурентоспособность и на
научно-исследовательскую деятельность института почти не влияет.
Реанимировать проект в прежней конфигурации нет смысла, уверены
физики-ядерщики.
Новую конфигурацию может предложить новый коллайдер,
строительство которого уже ведется в Институте ядерных
исследований (Дубна). Запуск первого этапа установки НИКА
запланирован на конец 2015 года. При этом ожидается, что
полностью комплекс начнет работать к 2017 году. Строительства «с
нуля» не потребовалось – проект был разработан на базе уже
существующего комплекса.
"Сегодня УНК никак не влияет на жизнь города.
Все, что связано с работой ускорителя, находится в ведении
Института физики высоких энергий". — Елена Куракина, начальник
сектора по развитию города как наукограда администрации
Протвино.
21 сентября
2015 |
|
Надежда
Кинобаевская
"Подмосковье сегодня" |
[главная страница
сайта] [оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|