газета "Коммунист Ленинграда"

АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 3/2015 (105)

 

Об учении К. Маркса о социальной революции и задачах пролетариата

(Публикуется в порядке дискуссии)

 

 «Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер». (Маркс К. Критические заметки к статье «Пруссака» «Король прусский и социальная реформа». // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. – М., 1955. – Т. 1. – С. 448)

Однако, взаимосвязь социального и политического аспектов любой революции не должно закрывать от нас взаимосвязи социальной и политической революций.

Ведущим моментом в их единстве является социальная революция.

«На известной ступени своего развития, – писал К. Маркс, –  материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением  последних – с  отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. (Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. – М., 1959. –  Т.13. – С.7)

Социальная революция в отличие от политической революции, в корне преобразуя общественные отношения, «стоит, – как писал К. Маркс, – на точке зрения целого»,  и поэтому развивается через осуществление политических революций, будучи, однако шире любой политической революции, так как несет в себе множество коренных преобразований в экономической, социальной, политической и духовной сферах.

При этом не всякая политическая революция является составным элементом социальной революции, а лишь та, которая, говоря словами К. Маркса, имеет «социальную душу», то есть служит развитию социальной революции.

«Напротив, политическая душа революции состоит в стремлении классов, не имеющих  политического влияния, уничтожить свою изолированность от государства и от господства. Её точка зрения есть точка зрения государства, абстрактного целого, которое существует только в результате отрыва от действительной жизни и которое немыслимо без организованной противоположности между всеобщей идеей человека и его индивидуальным существованием. Поэтому-то революция с политической душой, в соответствии с ограниченной и раздвоенной природой этой души, организует господствующий слой в обществе за счёт самого общества». (Маркс К. Критические заметки к статье «Пруссака» «Король прусский и социальная реформа». // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. – М., 1955. – Т. 1. – С. 447)

К. Маркс, будучи свидетелем завершения в Европе буржуазной социальной революции, с одной стороны, и зарождения коммунистической социальной революции, с другой, описывал эти два исторических процесса в единстве, что затрудняет понимание их сути. Поэтому слова К. Маркса о том, что «Чем больше развит и распространён политический рассудок у какого-нибудь народа, тем больше — по крайней мере в начале движения — расточает пролетариат свои силы в безрассудных, бесполезных и удушаемых в крови восстаниях», что «мысля в рамках политики, пролетариат видит причину всех зол в воле и все средства помочь делу — в насилии и в низвержении той или иной определённой государственной формы»(Маркс К. Критические заметки к статье «Пруссака» «Король прусский и социальная реформа». // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. – М., 1955. – Т. 1. – С. 446) относятся к той ситуации, когда пролетариат борется не в рамках коммунистической социальной революции, а революции буржуазной, когда «буржуазия разрешает пролетариату только одну узурпацию – узурпацию борьбы» (Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. – М., 1956. – Т. 7. – С. 13).

Отсюда следует важный методологический вывод о том, что по завершении первой социальной революции (буржуазной) пролетариат должен освободиться от «политического рассудка», то есть от бездумного следования логике политических переворотов ради переворотов, а по сути – переворотов ради социально-экономических интересов буржуазии. То есть пролетариат должен уйти от безрассудных и бесполезных для него (но не для буржуазии), для его социального освобождения политических актов.

По завершении эпохи буржуазно-демократических революций, которые были средством борьбы с монархиями и пережитками феодализма, средством становления капитализма, должна уйти в прошлое логика борьбы пролетариата за интересы буржуазии и совместно с буржуазией. Тот, кто этого не понимает и запихивает пролетария обратно в логику «политического рассудка» и «узурпации борьбы» есть либо глупец, либо провокатор, либо и то, и другое вместе.

Нам нужна не социальная революция с «политической душой», - как писал К. Маркс, -  а политическая революция с «социальной душой». Но для этого нужна и сама «социальная душа» и люди, которые должны ее разглядеть и подумать над тем, что необходимо сделать для ее реализации.

Они должны понять, что социальная революция созревает и развивается задолго до политической революции с «социальной душой» и потом продолжается после нее.

Социальная революция протекает не только в поле нарастания проблем существующего строя, но и развития социально-экономических, политических и духовных альтернатив, возникающих в недрах уходящего капитализма. Осознать эти альтернативы, развить их – вот одна из задач социального коммунистического революционера, в отличие от политического революционного сектанта, мыслящего только логикой политического взрыва и откладывания преобразований социальной революции на потом.

При этом необоснованным является тезис о том, что любой политический акт дает пролетариату необходимый ему опыт политической борьбы. Это не совсем так. Политическая борьба без «социальной души», то есть вне задач социального освобождения пролетариата дает только один существенный опыт – негативный. Борясь за чужие интересы, как за свои, и не удовлетворяя последние, рабочие приходят не к политическому прозрению, а к апатии.

Но еще более худшие последствия несет с собой участие пролетариата в фашистских и оранжевых  революциях. Они, – несомненно, политические революции, но без "социальной души" антифеодальной буржуазной революции. Это не Великие революции, так как к смене господствующего способа производства не приводят (и на это не нацелены). Фашистские и оранжевые революции происходят в недрах уже победившего капитализма, который, однако, сам оказался в кризисной фазе
своего развития. Мелкая буржуазия и часть средней буржуазии (мелкие собственники и часть средних собственников, "среднего класса"), не имеющие политического влияния, стремятся уничтожить свою изолированность от государства и самим стать господствующим слоем в обществе за счёт общества, то есть, в любом случае, за счёт наёмных трудящихся. В случае успеха фашистские и оранжевые политические революции приводят к смене одного чиновничьего корпуса другим и, в конечном счёте, укрепляют капитализм, выводя его из текущего кризиса.

Итак, коренной разлом в левом движении назрел. Либо оно становится движением коммунистических социальных революционеров, которые прямо и непосредственно ставят задачу коммунистической революции, либо оно окончательно скатывается в разряд придатков одного из кланов буржуазии, гоняя пролетариат по кругу «политического рассудка», то есть бесполезных и вредных для него политических действий.

   

В. Волков
Д. Прогрессор

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений