газета "Коммунист Ленинграда" АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 1/2014 (97)

 

Православие, Древняя Русь и Время в романе «Лавр»
Евгения Водолазкина

 

Православный дискурс, который в условиях политически осознанной «православизации» общества не мог не активизироваться, дал определенные результаты в литературе. Если не брать во внимание явления заказные (роман «Поп» Александра Сегеня), то православный детектив, а именно романы Юлии Вознесенской или «Меценат» Олеси Николаевой – это уже серьезная попытка использования возможностей массовой литературы для инсталляции в сознание читателя христианской картины мира. Премиальный сезон 2013 года обозначил укрепления позиций православного дискурса. В частности, роман «Лавр» Евгения Водолазкина, доселе известного как сотрудника Пушкинского Дома, медиевиста, был отмечен в 2013 году и «Ясной Поляной», и «Большой книгой». «Лавр», действительно, уникальное произведение, получившее признание и у патриотов, и у либерально настроенной части интеллектуального сообщества: в первом случае – благодаря православному дискурсу, во втором, вероятнее всего, вопреки.

«Лавр» почти внецерковен. В нем практически нет ни иерархов, ни обрядов, ничего такого, что говорило бы о величии РПЦ. Зато есть дар целительства, старчество и старцы, юродство, чудеса, понимание жизни как пути  и т. д. – все то, что традиционно соотносится с христианством, условно обозначаемым как народное. Автор никак не обнаруживает, желания обратить к Богу неверующих и сомневающихся, стремления выдать собственную версию христианства за истинную (как это было в случае с отлученным от церкви Л. Н. Толстым, про 185-летие которого в 2013 году показательно забыли), обозначить свое отношение к РПЦ или власти. Христианство в «Лавре» – органическая часть картины мира, в этом и видится его сходство с «Доктором Живаго» Б. Пастернака.

«Лавр» важен еще одним аспектом. В данном случае Древняя Русь предстает не в столько государственном, сколько в бытовом разрезе, наделяется органикой, живой жизнью. По сути, перед нами не столько Древняя Русь, сколько жизненное пространство, соотносимое с любым другим, а в романе постоянно возникают видения будущего. Соотношение сознания и времени и являет главную идею текста: исторического времени, по Водолазкину, вообще-то нет, время – это такое же пространство, а сознание способно передвигаться по нему. Ради этой идеи и писался «Лавр», что, если разбираться, ставит его в один ряд с постмодернистскими текстами Умберто Эко, Милорада Павича и многих других авторов. Впрочем, само обращение к Древней Руси более чем показательно, как, например, и то, что Древней Русью заинтересовался также Борис Акунин, выпустивший недавно первую книгу проекта «История Российского государства», хронология которой определяется «от истоков до монгольского нашествия». Весь этот интерес представляется так или иначе связанным с важнейшим культурным концептом, с помощью которого предпринимаются попытки  описать современность. Речь идет о «Новом Средневековье» и присущих ему социокультурных особенностях, которые невозможно выявить без прямого соотношения со Средневековьем «старым».

Тем не менее, «Лавр» позиционируется автором, а за ним и критиками, как роман «неисторический» или «метаисторический» (по выражению Евгении Вежлян). Мы уже сказали, что он постмодернистский, игровой, что проявляется хотя бы в мастерском владении средневековыми формами: жития, хождения и т. д. Сам роман представляет собой сложный гибрид стилизации и сакрализации. Что-то подобное можно было увидеть в «Повести о плуте и монахе» (2007) еще одного петербургского писателя Ильи Бояшова, однако бояшовский текст при всех его достоинствах не выдерживает сравнения с «Лавром»: его идея лежит на поверхности, стилизация – слишком стилизация, в то время как Водолазкин использует игровые стратегии для создания полноценных метафизических смыслов, особого понимания времени, которое при всей его кажущейся новизне нельзя назвать новым, так как истоки его находятся именно в средневековых концепциях и религиозных практиках (и досредневековых, впрочем, тоже).

 

    Юлия Подлубнова

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений