АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
1/2014 (97)
Пустите Дуньку в Европу
Крайне показательно – особенно на примере
того, во что вылилось «белоленточное» движение и в каком ключе с
самого начала развился «Евромайдан», – как в последние годы
прежде категорически «нерукопожатная» ультраправая повестка
входит в мейнстрим.
Ах, это сладкое слово Европа. Там архитектурные
памятники, демократия и потребительский рай, там нет коррупции,
никто не блюет в придорожные кусты и не отцветает жасмин. Европа
– это Святой Грааль и Авалон в одном флаконе для целых слоев
населения. В горячей любви к Европе (и, соответственно, в
презрении к месту пребывания) трогательно сходятся разъезжающая
по биеннале богема и пару раз выбравшиеся в Барселону труженики
офисов, «гражданские активисты» и «политота», либералы и
националисты. Конечно, кому-то просто импонируют вылизанные
улицы Германии или Нидерландов, кто-то поет осанны Тэтчер и
Мизесу, кто-то вздыхает по воинственной консервативной традиции,
тянущейся сквозь года от д'Аннунцио и Розенберга к Брейвику и «Йоббику».
Но в любом случае, все любят Европу, и в самой этой любви не
было бы ничего зазорного, если бы это не была любовь к Европе
капиталистической, Европе буржуа, Европе, в которой за счет
подачек правящего класса средним слоям «сделали красиво» – и не
важно, какой ценой.
Несколько удивительно, что приходится вновь и
вновь проговаривать азбучные истины, известные марксистам еще
80-летней давности, но оплотом правой идеологии были и остаются
так называемые средние слои – мелкие собственники и мелкие
управленцы, материально благополучные работники из «middle class»,
столичная интеллигенция и т. п. Место слоников на комоде может
занять мечта о либералах в парламенте или велодорожках (именно
так, в одну строчку), но мещанское сознание останется все тем же
и при малейших признаках политического или экономического
кризиса предоставляет питательную среду и для «социального
фашизма», и для фашизма самого настоящего.
Крайне показательно – особенно на примере того,
во что вылилось «белоленточное» движение и в каком ключе с
самого начала развился «Евромайдан», – как в последние годы
прежде категорически «нерукопожатная» ультраправая повестка
входит в мейнстрим, и тысячи вроде бы культурных людей всерьез
рассуждают на тему этнической и социальной сегрегации; и крайне
наивно было бы думать, что это просто случайность или следствие
конъюнктурных игр статусных политиков. Чад правизны невозможен
без вполне конкретного социального огня. Пока рабочие «Антолина»
договариваются с мигрантами, рекламщики-стартапщики-финансисты,
а также светочи наук и искусств искренне голосуют за Навального
или Тягнибока. Голосуют не потому что Навальному или Тягнибоку
(и, тем более, голосованию) нет альтернатив, а потому что они
проговаривают именно те концепты, которые благодарная аудитория
хочет услышать. Интеллигенция с упоением читает Латынину с
какой-нибудь Белозерской. Читает, конечно, не столько из-за
владения пером, сколько из-за того, насколько откровенно они
воспроизводят все штампы, укорененные в сознании благодарных
читателей. Прогрессивная общественность выплескивает на просторы
фейсбука тонны яда в адрес почившего Нельсона Манделы, – и
всякий раз за громкими словами об экономических трудностях и
росте преступности отчетливо читается «он впустил этих вонючих и
бедных ниггеров в наши уютные, чистенькие белые города».
Разумеется, в зависимости от локации и убеждений субъекта «ниггеры»
могут заменяться на таджиков, «анчоусов» или «жителей Донбасса»,
а желание «раздавить гадину танками» как говаривала в
приснопамятном 1993 году Лия Ахеджакова, – на мягкую сегрегацию,
а то и просто игнорирование «неудобных слоев». Но если есть
«уютные белые города», значит, за их стенами уже выросли гетто и
фавелы.
И это не вздорная блажь кучки мизантропов из бизнеса и богемы. И
нет, это не только постсоветский феномен. Опорой нацизма всегда
являлся благонравный бюргер, а архитектор этнических гетто и
неолиберальной катастрофы – это, прежде всего владелец домика в
пригороде. Недавние успехи Ле Пен, пресловутого «Йоббика» или
голландских правых, – не говоря об уже привычных правых
либералах и консерваторах, – на фоне повсеместного морального
фиаско традиционных умеренных левых, нежелающих и неспособных
выполнить собственные обещания, – лишь очередное свидетельство
массовой поддержки реакции средними слоями.
Нет, я не развожу махаевщину и не призываю
начать большой террор против владельцев «Форд Фокуса» и хозяев
овощных лавок. Тем более я не идеализирую индустриальных рабочих
– или, скажем, трудящихся-мигрантов. Дерьма везде хватает, и от
рабоче-крестьянской «соли земли» тоже можно и наслушаться, и по
морде получить; в конце концов, бирюлевские погрощики – уж точно
не «средний класс», «бизнес-цитаты» нередко репостят нищие
студенты из провинции, et cetera, et cetera. Хотя, казалось бы,
амбиции, образование, культурные притязании должны предполагать
наличие более-менее взвешенной картины мира и определенный
уровень сознательности – не говоря уже об этике, воспитании и
прочих невредных вещах. Но нет, не судьба.
Предвижу вопрос: «неужели левые, вооруженные такой прогрессивной
идеологией, не смогут навязать людям собственную повестку?
Откуда такой пессимизм и огульное обвинение целых социальных
слоев?». Отвечу сразу: нет, не смогут. И да, все очень плохо.
Так уж сложилось, что марксизм не ставит простых вопросов, не
оперирует самоочевидными понятиями и не предлагает легких
решений. Строго говоря, марксистская риторика в среднем
проигрывает любому популиста, действующему в поле господствующей
идеологии, вооружившись парой простых и красивых лозунгов.
Харизматичный либерал или интеллигентный консерватор всегда
перещеголяют левака на ниве пропаганды для средних слоев.
Тред-юнионист и реформист всегда найдут более легкий путь к
разуму рабочего среднего достатка, чем радикал с криками о
непонятно зачем нужной революции. Нацист без труда переключит
внимание «обывал», от живущих в параллельной социальной
реальности эксплуататоров на знакомых каждому «оборзевших чурок»
– еще до того, как марксист успеет слово сказать. Чтобы верить в
свою способность быстро и эффективно убедить любого в том, что
учение Маркса всесильно, нужно обладать самомнением, поистине
раздутым до несовместимых с жизнью масштабов.
Однако, ситуация на постсоветском пространстве уникальна тем,
что выжженная пустыня левой политики, на которой отсутствуют
социал-демократические партии, а Зюганова или Симоненко
воспринимают всерьез разве что те, кому за 70, дает радикальным
левым шанс. Шанс прорваться к простым рабочим и служащим, и
убеждать их в верности учения Маркса уже не красивыми словесами,
а практикой совместной борьбы. Да, к простым рабочим и служащим,
на их рабочие места, в их дворы или в школы их детей – а не на
правую площадь к ее социальной мешанине, где невнятное
бормотание левых будет заглушено гегемонией националистов и
либералов.
И чем скорее постсоветские левые смогут
преодолеть свой снобизм и следование модным трендам, тем больше
у них появится исторических шансов. Шансов противопоставить
что-то стремительно едущему прямо на нас правому катку.
[главная страница
сайта] [оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|