газета "Коммунист Ленинграда" АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 1/2014 (97)

 

Майдан: личные впечатления

 

Только личный опыт пребывания на "майдане" способен создать правильное  впечатление о сути происходящего в соседней стране. За два дня в Киеве,  наполненных беседами с "майданщиками" и наблюдением за риторикой,  дискуссиями, символикой на Майдане, в захваченных протестующими "Доме  Украины", "штабе революции" в Киевском горсовете, Доме профсоюзов, в штабе  "свободовцев" моё отношение к "майдану" сменилось с отрицательного на  положительное...

 Итак, по порядку развенчания стереотипов. Начну с главного - о  доминировании националистов с антирусской риторикой. Разумеется, на  Майдане есть "Правый блок" - действительно этнические  радикал-националисты, но они там в маргинальном меньшинстве. "Правый  блок" - это лишь несколько сот человек. Да, именно они находятся в  авангарде боёв - на баррикадах на улице Грушевской, но их идеология не  пользуется успехом у рядовых "майданщиков".

 Именно поэтому на "майдане" - немало русских жителей Украины. В штабах  звучит и русская, и украинская речь. Со сцены говорится о том, что русский  восток Украины - с "майданом". Разумеется, все и везде говорят о том, что  они - против Путина и российской власти, но хотят быть вместе с будущей  свободной Россией, которая останется ближайшим другом...

 Ещё одно знаковое наблюдение. От пуль "Беркута" погибло четыре  "майданщика" - армянин и три славянина, однако гораздо больше именно  фотографий Нигояна: в окаймлении траурных свечей, цветов, листовок...  Именно образ этого армянина (!), а не любого из трёх погибших, тем самым  закладывается в качестве "сакральной жертвы" будущей победы "майдана".  Разве можно себе это представить на "Русских маршах", где была бы возможна  только русская "сакральная жертва"?! Не знаю, стихийно ли так получилось,  или таков специальный умысел организаторов "майдана", но и в том, и в  другом случае это отлично. Национализм подавляющего большинства "майдана"  (за вычетом "Правого блока") принципиально отличается от национализма  "Русских маршей". В России он - этнический, разрушительный, выстроенный на  ксенофобском желании отколоть от России нерусские регионы, особенно  Кавказ. Идея "майдана" - интегрировать украинцев, русских, армян, разные  этносы в единую украинскую нацию!

 Я не хочу сказать, что стал поклонником "Свободы" с их тягой к сильной  президентской власти. Отнюдь, да и среди моих собеседников на "майдане"  были в том числе противники этой партии. В этом-то и есть плюс ситуации  там. В победу радикал-националистов через революцию я не верю, потому что  для неё нет сил. Дело, похоже, закончится реформой власти и выборами,  после чего я лично надеюсь на победу центристских сил а-ля Кличко... Лидерами "майдана" массы не обольщаются. Лидера фактически вообще нет, как  нет и партийности "майдана". Партийность доминирует в штабах, но не среди  самих "майданщиков". Народ не прётся в восторге от партийных лидеров и  занимается самоорганизацией (разве это - не платформа для пропаганды левых  демократических идей?). Основная масса "майданщиков" - такие же, как в  России, безыдейные "белоленточники", у которых есть только протест против  власти. А это значит, что в поле "майдана" можно и нужно работать  "левым" - разумеется, демократическим левым, настроенным антисталинистски.

 Я говорил даже со "свободовцами" о профсоюзах, о праве рабочих на  забастовку, о демократическом социализме, о социал-демократии, встречая  одобрение этих идей...

 Более того, в Украине больше перспектив, как мне кажется, для левых идей,  поскольку Россия, в том числе изрядная часть российских левых, слишком  заражены вирусом разрушительной ксенофобии - гораздо больше, чем  украинский "майдан". Может, именно это и не нравится многим из них?

 

    Игорь Дмитриев

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений