газета "Коммунист Ленинграда" АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 6/2014 (102)

 

Лиссабон – «левый город»

 

Столица Португалии по праву считается одним из самых самобытных и красивых городов «Старого Света», в чём я в полной мере убедился в прошедшем апреле, побывав в Лиссабоне в дни празднования сорокалетия «революции гвоздик» 1974 года.

Лиссабон принадлежит к числу старинных городов нашей планеты. Первые поселения на месте современной столицы Португалии возникли ещё в XIII веке до н. э., они принадлежали финикийским племенам. Это позволяет считать Лиссабон самой древней столицей в Европе. Действительно, главный город Португалии возник раньше, чем, скажем, Лондон, Мадрид или даже Рим…

Сегодня Лиссабон, являющийся, к тому же, самой западной столицей в континентальной Европе, в полной мере входит в разряд «левых городов». На последних муниципальных выборах, состоявшихся в столице Португалии в сентябре прошлого года, левые и левоцентристы получили в общей сложности более 55% голосов, оставив далеко позади партии правоцентристского правительственного большинства. При этом 37,5% голосов было отдано Социалистической партии (СП), а 15,6% голосов получила возглавляемая коммунистами Коалиция демократического единства. 11 из 15 округов (административных районов) столицы Португалии также оказались в руках левых — 9 округов возглавляют социалисты, два — коммунисты.

С 2007 года, уже третий срок подряд, во главе лиссабонской мэрии находится известный политик-социалист Антонио Кошто, до этого работавший заместителем председателя Европарламента и министром внутренних дел Португалии. О высоком авторитете Кошты среди членов и сторонников соцпартии свидетельствует тот факт, что в сентябре 2014 года на внутрипартийных праймериз, когда определялся кандидат от социалистов на пост премьер-министра, который поведёт СП на парламентские выборы в 2015-м, именно Кошта одержал безоговорочную победу, заручившись поддержкой более 2/3 социалистов.

А уже в ноябре 2014 года на съезде СП Антонио Кошта был почти единодушно избран на пост Генерального секретаря соцпартии. Отметим также, что последний раз, избираясь на должность мэра Лиссабона, Кошта лично получил более половины голосов, что, разумеется, свидетельствует об очень высоком уровне популярности этого «розового» политика среди лиссабонского населения.

Подобный высокий уровень доверия, который оказывают жители Лиссабона социалистам и их лидеру, вряд ли можно назвать случайным. Отметим тут же, что Лиссабон в социальном плане заметно выделяется внутри Португалии, так сказать, в «буржуазную» сторону. Конечно, по сравнению с большинством других крупных западноевропейских городов Лиссабон производит на туриста впечатление недорого города. Здесь можно сытно пообедать в пределах десяти евро, поездка на такси обойдётся вас совсем немного денег, лиссабонские музеи стоят, как правило, не выше 7-8 евро.

В то же время нужно иметь в виду, что по официальной статистике Лиссабон входит в число 33 городов мира, жители которых имеют самую высокую зарплату, а валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения в год в Лиссабоне превышает 31 тысячи евро, тогда как, опять же — в среднем, для Португалии характерна среднемесячная зарплата в 1000-1100 евро. Не удивительно, что именно в Лиссабоне стремятся обустроить свою жизнь иммигранты, оказавшиеся в Португалии из самых разных стран мира — от Украины до Мозамбика.

Но при всех упомянутых обстоятельствах Лиссабон остаётся безусловным бастионом португальской левой. Конечно, тут можно сказать, что лиссабонская агломерация (если собственно на территории столичного муниципалитете проживают всего немногим более 550 тысяч человек. То в лиссабонской агломерации — более трёх миллионов жителей, что превышает четверть населения республики), к слову, 11-я по числу постоянных жителей агломерация ЕС, традиционно имеет мощные «индустриальные корни». В конце концов, в рамках этой агломерации и сегодня создаётся порядка 45% португальского ВВП. По берегам реки Тежу, к югу от Лиссабона, раскинуто большое количество очистительных заводов, текстильных фабрик, предприятий по строительству автомобилей, морских судов и т. д. Очевидно, что рабочий класс лиссабонского региона по-прежнему многочисленен и хорошо организован.

Но, как известно, историей жить долго не получится. Побывав в Лиссабоне, я могу сказать о том, что именно политика возглавляемой социалистами городской администрации способствует тому, что большая часть жителей Лиссабона подтверждает свою поддержку левым партиям. Мэрия во главе с Антонио Коштой проводит энергичную политику по благоустройству города и особенно его исторических частей. Городская власть пытается осуществить такие грандиозные проекты, как строительство нового международного аэропорта, нового крупного (в тридцать километров) моста, Мегагоспиталя, который станет главной больницей лиссабонского региона. Взят курс и на строительство двух линий высокоскоростных поездов, которые свяжут Лиссабон с Мадридом и Порту. Как говорит действующий мэр, «мы делаем всё возможное, чтобы улучшить жизнь лиссабонцев и чтобы каждый из них почувствовал, что жить в Лиссабоне приятно».

Городская администрация неплохо справляется с транспортной инфраструктурой в городе. Лиссабонское метро производит приятное впечатление. А юркие трамваи, стилизованные под дизайн XIX века, прекрасно чувствующие себя на лиссабонских возвышенностях — это вообще особенный жанр столичной жизни. Без этих трамваев Лиссабон уже и представить не получится…

В заслугу городским властям можно поставить и то факт, что Лиссабон по праву считается одним из культурных центров Южной Европы. Этот незабываемый город, где так примечательно сплелись архитектурные стили самых разных эпох (римский, готический, барочный, мануэлино, модерн и т. д.), регулярно является центром проведения кинематографических, театральных и музыкальных фестивалей. Городские музеи и парки вызывают у путешественника самые приятные эмоции.

В Лиссабоне обязательно надо побывать — и тогда этот город полюбишь до глубины души. И одновременно поймёшь, что и левые на местном уровне могут быть очень успешными хозяйственниками и управленцами.

 

   

Р.В.Костюк.

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений