газета "Коммунист Ленинграда" АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 5/2014 (101)

 

Поэтический взгляд на марксизм и любовь

 

 

Чтоб не вводить в заблуждение публику, автор должен признаться, что его поэтический взгляд не совсем «чисто поэтический», даже не потому, что научный семинар - это не поэтический вечер, а просто потому, что автор всё-таки в первую очередь учёный, а марксизм – это наука. А вот любовь – нет, не наука, хотя всем вам известны строки: «разврат, бывало, хладнокровный наукой славился любовной»…

По укоренившейся вредной привычке автор не согласен с организаторами семинара, когда они пишут «Марксисты нового века много говорят о социальной жизни, вспоминают о проблеме Женщины и вопросах секса, но «забывают» то, что лежит в основе личного бытия Человека – о его любви», ибо марксизм не занимается вопросами секса и Женщиной (с большой буквы) не потому, «что в СССР нет секса», а потому, что эти вопросы относятся к другим сферам деятельности – сфере чувств, эмоций и занимается этим преимущественно искусство, в том числе поэтическое, а также психология, медицина и ряд других естественных наук. Дело же марксисткой науки – заниматься теми общественными процессами, которые в разных обществах связаны в том числе с любовью, браком, семьёй или с проституцией...

Чтобы не возвращаться к убогому сексу проституции, не имеющей никакого отношения к любви, хотелось бы отметить, что питерские проститутки пытаются организовать свой профсоюз, что делает их куда более организованными пролетарками, чем многие другие рабочие, которые в своём подавляющем большинстве либо поддерживают продажные профсоюзы, либо вообще не участвуют в профсоюзном движении. Поэтому коммунисты должны поддерживать проституток в их профсоюзной борьбе (несмотря на отрицательное отношение к проституции). Кстати, одна из нынешних коммунистических активисток начинала свою трудовую деятельность на вокзале…

То, что поводом для марксистского разговора о любви послужил юбилей жены Маркса, сам по себе не вызывает осуждения, но такой подход требует определённой осторожности, ибо мы прекрасно знаем, например, по Пушкину, что спекулятивное литературоведение и туристический бизнес сделали друзей, знакомых и возлюбленных поэта предметами незаслуженного почитания.

Луна

Луна нам светит отражённым светом,
Но после Солнца ярче её нет.
Нам светел лик возлюбленной поэта,
Но это всё же отражённый свет.

Очевидно, что если бы баронесса фон Вестфален вышла замуж за какого-нибудь барона или даже герцога, то знали бы о ней только редкие специалисты, несмотря на её замечательные достоинства…

Кроме того, логичнее вопросы любви и марксизма рассматривать применительно к самому Марксу; тогда легче было бы рассматривать этот вопрос шире не только по персоналиям (Энгельс, Ленин, Либкнехт, Люксембург и др.), но и по проблемам. Например, проблемами вовлечения женщин в социалистическое движение один из участников кружка Плеханова, рабочий, занимался также и потому, что перед молодыми рабочими-революционерами остро вставал личный вопрос любви и брака, ибо культурная и политическая неразвитость женщин-работниц не позволяла им полноценно разделять интересы мужа, а браки с интеллигентками были затруднены и имели свои отрицательные стороны. И наоборот, замужество революционерки на человеке иного круга в те времена практически выводили её из политической борьбы, ибо тяжесть и неустроенность быта обычно не позволяли бороться «на два фронта».

Кроме того, не умаляя достоинств наших замечательных женщин, извечно (видимо, со времён патриархата) активной стороной в любви и любовных переживаниях чаще всего являлись мужчины; именно они написали подавляющую часть любовной лирики.

Женские стихи

В них есть и мысли, и слова –
Но слов немного больше.
Они дают полутона,
Но путь их к сердцу дольше.

 Но чтобы наши прекрасные дамы сгоряча не посчитали меня женоненавистником, во-первых, честно признаюсь:

 Я человек; ничто не чуждо мне:
Любовь и ненависть питают нас взаимно.
Но в злобном и завистливом огне
Я не сгорю: добру пою лишь гимны.

 Скрывать не стану: женщин я люблю,
Бродить по лесу и весенним лугом;
Люблю сверкать, когда дрова колю,
Звенящим топором, и резать землю плугом;
И детский лепет, игр весёлый шум,
И формул строгих логику стальную,
И бездну звёзд, что будоражит ум
Мечтой о вечности; мысль острую, шальную -

 Всё в мире любо, милая моя,
Когда тебя люблю, и любишь ты меня.

 А во-вторых, должен признаться, что любимый девиз Маркса - «Ничто человеческое мне не чуждо» - попал в это стихотворение не сам по себе, а именно от Маркса, а топор – от Маяковского.

В-третьих, должен признаться, что одно из любимых моих стихотворение – это стихотворение японской средневековой поэтессы Ононо Садаки; что, переводя лирические стихотворения Мао Цзедуна, я перевёл и стихотворение его первой жены Ян Кайхуэй, казнённой гоминдановцами; что потихоньку собираю стихотворения некоторых знакомых женщин, чтобы их издать…

Но лучше о Женщине говорить стихами:

 Женская печаль

 Меня печалит женская печаль:
И та, что спрятана в матовой глубине утомлённых глаз,
И та, что скрывается подвижным блеском глаз беспокойных,
И тихая отчаявшаяся печаль
Равнодушной неподвижности каменной бабы.
Если у меня были бы тысячи, нет, миллионы вечных жизней,
То я утешил бы каждую печальницу,
Одаряя её радужной радостью влюблённости.
Но я близкосмертен и не многолик,
И нет никого, кто бы не только был всеблагим,
Чтобы хотеть,
Но и всемогущим, чтобы воплотить
это желание одной только волей.
Чтобы женская печаль была короткой и светлой,
Неподвластной случайным несуразностям жизни
И прихотям бездушных манекенов, считающих себя людьми,
Следует так изменить наш мир, чтобы
СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ КАЖДОГО
БЫЛО УСЛОВИЕМ СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ.

При этом на всякий случай напомню, что последние слова стихотворения взяты из «Манифеста коммунистической партии» Маркса-Энгельса.

Возвращаясь же в 19 век, к Женни фон Вестфален, хочу напомнить, что выходила она замуж не за седого бородача, каким нам обычно представляют Маркса, а за молодого, блестящего красавца и умницу. Нельзя не отметить, что при том, что она разделяла его взгляды и принципы, она не сделала их своими, как это, например, сделала Крупская.

Хотя М.Зощенко отмечал, что «не только распутство, но и счастливая жизнь, удачи, красота, любовь к женщине – всё это плохие обстоятельства для вдохновения», но трудно отнести это к научному творчеству, которое требует особой сосредоточенности и семейного покоя… То, что Женни сделала жизнь Маркса счастливой – в этом и её счастье, и её заслуга.

Не думая ни о каких аналогиях, я лет двадцать назад пришёл к выводу, что жена, которая, не разделяя моих стремлений и интересов, создавала нормальные условия для жизни, сделала для марксизма больше, чем неко-торые партии, в которых я состоял, и в которых много и бестолково тратил время.

При том, что автор не совсем согласен с Львом Толстым: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», он не будет говорить о счастливой жизни Карла и Женни, хотя даже написал на тему «О радостях семейной жизни» сонет и газель. Поскольку газель, в которой упоминаются слова пророка Мухаммеда: «А жён и чад найдёшь среди врагов», к счастью, не имеет никакого отношения к семье Маркса, то автор ограничится сонетом:

 О радостях удачной брачной жизни
Известно меньше, чем о жизни холостой.
Поэты мира солидарно киснут,
Когда кончается период медовой.
Из любострастия мы спим с милой.
Долги, скандалы, общая кровать,
О жизни холостой нас тянут вспоминать.
Но долг велит нам жить с женой постылой.

 И сколько раз, судьбу свою кляня,
Устав унылым сексом заниматься,
 Супруги, мысли тайные храня,
Подумывали: «Лучше б почковаться».

 И если бы не тяга к размноженью,
 К семейной жизни не было б влеченья.

 О браке и отношениях Карла и Женни известно достаточно хорошо, хотя в этих отношениях есть и некоторые достаточно темные (и даже печальные) страницы, например, о сыне Маркса от Елены Демут…

И все-таки закончить выступление автор хочет словами не о браке, не о проституции, не о других общественных явлениях, которые могут и должны быть предметом научного марксистского анализа, а размышлениями о любви. Возвращаясь, как и положено по Чехову, к топору Маяковского не могу не напомнить его гениальных строк о любви:

Любить –
              это значит: в глубь двора
вбежать,
               и до ночи грачьей,
блестя топором,
                        рубить дрова,
силой
          свой
                  играючи.
Любить – это с простынь, бессонницей рваных,
срываться,
                 ревнуя к Копернику,
 его,
     а не мужа Марьи Иванны
считая
          своим
                   соперником.

 Должен признаться, что два моих сонета получились не без внутреннего спора с Маяковским, но спора с расчётом не на сегодняшний день, а на «коммунистическое далёко», когда спорить с Коперником будет нормальным состоянием нормального человека, а не «побочным продуктом» любви к женщине. Сонеты получились с отличающимися прогнозами:

 Когда всё ложь вокруг,
Злословье и шпионство,
Вдруг ненадёжен друг,
Царит низкопоклонство –
Тогда, как воздух,
Нам нужна любовь,
Чтоб жизни дух
В нас возрождался вновь
Злом мира подло убиенный…

 Когда же счастлив ты,
И мир во всей вселенной,
Вокруг сияет радость красоты -
Любовь тогда – диковинный цветок,
Разнообразит жизнь,
                            но не даёт ей ток.

 Когда-то сладость поцелуя
Была мне слаще всех услад.
Теперь, любимую милуя,
Хотел бы и других наград.

 Но жизнь богаче сладострастья:
Ребёнка лепет дорогой,
Минуты творческого счастья
За поцелуй отдам любой.

 Из рабства прыгнуть на свободу,
Врага низвергнуть в горький прах,
Добиться торжества народа,
Когда исчезнет всякий враг –

 Виток свой завершит природа,
И станет поцелуй опять желанней мёда.

 Увы, но только не для нас …

 Мы вряд ли сможем проверить, какой из поэтических прогнозов в будущем «коммунистическом далёко» оправдается: любовь к женщине будет главным смыслом жизни, или любовь будет таким нормальным состоянием человека, что она не будет особо замечаться… Как воздух в нормальной жизни…

Возвращаясь к сегодняшней жизни, хотел бы заметить, что семья по любви, победившая в своём большинстве в СССР, переживает закономерный кризис, сменяясь буржуазной семьёй по расчёту, разгулом разврата и проституции (и женской, и мужской)… И хотя для поэзии это тоже тема, например:

 Ангелица по вызову

 Я «девочек по вызову» видал:
Бывает, что ни рожи в них, ни кожи.
И изотри о спину сто мочал,
Ничто белее стать им не поможет.
Но в массе грубо-разноцветных лиц
(Сочтёшь за благо, если их не видишь)
Встречаются подобья ангелиц.
Их пожалеешь, мир - возненавидишь.

 Но все-таки и науке здесь есть что исследовать…

 

    Викфё Исмихай

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений