газета "Коммунист Ленинграда" АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 4/2014 (100)

 

Дифференциированный спектр европейских левых

 

   Итоги майских выборов в Европейский парламент (ЕП) определённо показывают рост влияния в «Старом Свете» тех, кого относят к леворадикальному спектру. По сравнению с Партией европейских социалистов и Европейской зелёной партией, которые или показали такие же результаты, как в 2009 г., или ухудшили их, антилиберальные левые, объединённые в стенах ЕП в Европейскую объединённую левую – Северную зелёную левую группу, усилили свои позиции; в данной группе после еврвыборов-2014 насчитывается 45 депутатов. Очень неплохие результаты были достигнуты партиями, расположенными слева от социал-демократии и экологистов в Греции, Дании, Ирландии, Испании, на Кипре, в Нидерландах и Португалии.

Очевидно, что говоря о радикальном левом спектре современной Европы, мы всё время должны подчёркивать его множественность и плюралистичность. «Коминтерновские» времена давно позади, как позади и эпоха единого международного коммунистического движения. Как справедливо пишут авторы опубликованной во Франции в 2013 г. коллективной работы «Радикальные левые в Европе», антикапиталистический левый спектр представлен сегодня формациями, вышедшими из разных политических горизонтов: коммунизма, еврокоммунизма, троцкизма, маоизма, экологизма, республиканизма, феминизма и т. д.»

Такая «идейно-политическая окрошка» ведёт зачастую к жёсткой политической и идейной конкуренции внутри леворадикального лагеря и для некоторых стран Европейского Союза (ЕС), таких, как Греция, Ирландия, Испания, Люксембург, Португалия, Франция и ряда других государств. В них эта конкуренция носит весьма живой характер. Поэтому не удивительно, что до сих вор в «Старом Свете» нет единого политического субъекта, который бы объедини все без исключения левые антилиберальные партии и движения.

Объективно ведущее место левом антилиберальном спектре принадлежит сейчас созданной в 2004 г. Партии европейских левых (ПЕЛ), в которой изначально объединились основные партии еврокоммунистической и левосоциалистической традиции, действующие в Европе. В частности, весомую роль в деятельности ПЕЛ на современном этапе играют Французская компартия, германская партия «Левые», греческая леворадикальная партия «Сириза». Испанские «Объединённые левые», датский Красно-Зелёный альянс. Входят в ПЕЛ и некоторые левые партии, действующие на постсоветском пространстве; наиболее известный здесь пример – участие в деятельности «евролевых» Партии коммунистов Республики Молдовы. В декабре 2013 г в Мадриде состоялся IV съезд ПЕЛ, на котором председателем этой европейской партии был переизбран Пьер Лоран, одновременно занимающий посты Национального секретаря Французской компартии и руководителя Левого фронта Франции.

Поскольку в ПЕЛ мы встречаем и коммунистические, и левосоциалистические партии, действующие в самых различных зонах Европы, говорить о единой идеологической доктрине входящих в неё национальных партий вряд ли возможно. Однако, на сегодня Партия европейских левых является самой радикальной из представленных в Европарламенте транснациональных политических субъектов. И это само по себе подразумевает наличие общих подходов к политике, экономике и социальной сфере.

Национальные партии, входящие в ПЕЛ, выступают за развитие элементов прямой, базовой демократии, активное привлечение европейских граждан к политическому процессу и выработке конкретных решений, в особенности на низовом уровне. Коммунисты и левые социалисты отвергают тенденцию бюрократизации европейских обществ, угрозы со стороны фашизма и неонацизма. Партии, участвующие в ПЕЛ, выступают решительно против любых форм ксенофобии, они активно участвуют в защите прав иностранных иммигрантов-трудящихся, имеют целостные предложения по расширению общественных и экономических прав женщин, молодых людей, инвалидов.

ПЕЛ и составляющие её партии подвергают решительной критике неолиберализм и ослабление экономических возможностей государства в лицо рыночной стихии. Поскольку на фоне глобального кризиса, с точки зрения ПЕЛ в Европе происходит «продвижение дерегламентации рынка и финансовой системы, приватизация стратегических секторов экономики, усиление конкуренции внутри трудящихся», все эти тенденции встречают неприятие со стороны радикальных левых партий.

Наоборот, партии радикального левого спектра требуют целостного расширения социальных прав трудящихся, сокращения продолжительности рабочей недели (обычно выдвигается требование перехода к 35-часовой неделе) без снижения заработной платы, поддержания системы коллективных договоров на национальном уровне. В последние годы явно усиливается интерес евролевых к природоохранной проблематике. Некоторые партии, в частности, греческая «Сириза», или португальский Левый блок, характеризуют себя как экосоциалистические, последовательно выступают против ядерной энергетике.  

Во внешнеполитическом плане большинство партий, участвующих в деятельности ПЕЛ. Стоят под антивоенными и пацифистскими знамёнами, критикуя осуществляемую Евросоюзом внешнюю политику, равнение Западной Европы на Вашингтон и выступая за роспуск военно-политического блока НАТО как рудимента «холодной войны». Отношение к Европейскому Союзу (ЕС) как таковому нельзя признать одинаковым во всех партиях-членах ПЕЛ, но большинство западноевропейских радикальных левых партий констатирует: «Для нас нет вопроса в том, чтобы ожидать разрушения Европейского Союза, или продвигать вперёд националистические решения, бросая одни народы против других. Европейская левая, которую мы представляем, является интернационалистической и солидарной. Она имеет целью социалистическую альтернативу, цивилизацию, свободную от капиталистических эксплуатации, угнетен6ия и насилия, гарантирующую перераспределение богатств в пользу труда, передовую модель развития как в социальном, так и природоохранном плане, равенство и демократические права всех европейских граждан.»

Для североевропейских левосоциалистических партий, объединённых в Альянс северных зелёных левых, более характерен, с одной стороны, подчёркнутый «левый евроскептицизм» (сверхкритическое отношение к  политической интеграции в ЕС, единой валюте евро, настроения против вступления Исландии и Норвегии в ЕС), с другой – очень заметное внимание к темам защиты окружающей среды и различных меньшинств, феминизму и т. д. В идеологическом плане шведская Левая партия, исландское Движение зелёных и левых  и норвежская Социалистическая левая партия исходят из того, что традиционный коммунизм и социал-демократия не в состоянии дать ответы на вызовы третьего тысячелетия. Большинство североевропейских левосоциалистических партий сегодня ориентированы на ПЕЛ, но при этом остаются в своих действиях достаточно автономны и географически детерминированы.

Как уже отмечалось, многие известные компартии в Европе участвуют в деятельности ПЕЛ, в частности, речь идёт о коммунистических партиях Франции, Испании, партии коммунистического преобразования Италии. Однако, далеко не все компартии сделали данный выбор. Часть комдвижения «Старого Света», которое можно условно отнести в актуальных условиях к «коммунистическому центру» (Компартия Чехии и Моравии, кипрский АКЕЛ, Партия итальянских коммунистов) поддерживает дружественные отношения с ПЕЛ, участвуя вместе с европарламентариями от ПЕЛ в общей депутатской группе в ЕП. В то же время, лидеры этих партий сожалеют, что ПЕЛ не смогла стать той европейской партией, которая объединила бы все коммунистические партии, действующие в Европе. Для политического дискурса этих партий характерно большее обращении к классовым, марксистским лозунгам, что не мешает во внутриполитической борьбе использовать известную гибкость.

Ещё более критично к феномену ПЕЛ относятся компартии, располагающиеся на левом фланге современного коммунизма в Европе. Речь идёт о Португальской компартии, Партии труда Бельгии и особенно Коммунистической партии Греции. При всех конкретных различиях внутриполитических и блоковых стратегий этих партий, для них характерно следование прежним «авангардистким» схемам, согласно которым политические документы данных структур рассматривают свои партии как авангард рабочего класса. Эти партии непримиримо относятся не только к социал-демократам, но зачастую отвергают возможность сотрудничества (за исключением ПТБ) с радикально-социалистическими и крайне левыми партиями.

В последние годы заявляет о себе фактор левопопулистских партий и движений в Европе. На национальном уровне он представлен, в частности, нидерландской Социалистической партией, хорватскими лейбористами, только что созданной испанской партией «Подемос» («Мы можем!»). Эти партии подвергают критике прежнюю организационную модель, характерную для леворадикальных партий. Их реальная идейно-политическая доктрина зачастую носит весьма «смешанный» характер. Преобладают «антисистемные» и «антиэлитарные» лозунги, можно встретить предложения о расширении роли общественного сектора, развитии основ прямой демократии, как правило, имеют место явные критические установки по отношению к ЕС и «еврократии». Заметен интерес левопопулистских формаций к латиноамериканскому «социализму XXI века».     

Все попытки более левых формаций создать совместный дееспособный организм до сих пор не приводили к реальному эффекту. Так, провозглашённый по инициативе умеренных французских троцкистов из Революционной коммунистической лиги (ныне трансформировавшейся в Новую антикапиталистическую партию) в 2000 г. альянс Европейская антикапиталистическая левая, к сегодняшнему дню как проект практически заморожен. Такие влиятельные партии-учредительницы этого форума как датский Красно-зелёный альянс (КЗА) или португальский Левый блок (ЛБ) в итоге стали полноправными членами ПЕЛ, внутри которой они составляют неформальный радикальный фланг. Для партий этого направления характерен более жёсткий антикапиталистический и «самоуправленческий» дискурс и, в то же время, для тех же КЗА и ЛБ весьма характерны явные «экосоциалистические» акценты.

Таким образом, мы не можем сегодня говорить о наличии единого политического проекта для европейских радикальных левых – в силу сохраняющейся глубокой дифференциации в их рядах. Однако, мы можем констатировать, что ведущим направлением в этой «левой палитре» остаются левосоциалистические и реформ-коммунистические тенденции, представленные сегодня внутри Партии европейских левых.

 

    Руслан Костюк

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений