АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
6/2013 (96)
Фиаско "Восточного
партнерства"
Интервью директора Европейского центра
геополитического анализа Матеуша Пискорского
Информационному агентству REGNUM
"Проект Евросоюза "Восточное партнерство",
созданный в 2008 году, можно считать завершенным. Его итогом
стало поражение, а если совсем уж честно, то полный провал", -
заявил корреспонденту ИА REGNUM польский эксперт, директор
Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский,
комментируя итоги прошедшего в Вильнюсе саммита программы
"Восточное партнерство". По его словам, как органическая
составляющая внешней политики ЕС проект евроинтеграции шести
стран постсоветского пространства (Армении, Грузии,
Азербайджана, Украины, Белоруссии и Молдавии) потерпел фиаско.
"По правде говоря, такой исход был предопределен. С самого
начала никто из авторов "Восточного партнерства" не учитывал
российский фактор, имеющий огромное политическое, экономическое
и социокультурное влияние на всех без исключения участников
проекта. В итоге "европейский" проект по созданию санитарного
кордона вокруг России, полностью спланированный в США,
провалился. Соавторы не достигли целей", - констатировал
Пискорский.
Эксперт подчеркнул, что фиаско касается не только Украины, но и
всех без исключения участников проекта, а декларируемый "успех"
и "прогресс" с Грузией и Молдавией - фикция. "Естественно,
Украина здесь главный фигурант, но есть еще пять государств,
которые в теории должны были евроинтегрироваться. Они либо не
пошли, либо не пойдут, либо не могут пойти по этому пути. В
случае с Молдавией, например, о каком-то прогрессе говорить не
приходится. Это страна эмигрантов, около 40% граждан этого
государства уже сейчас находятся в трудовой эмиграции, уехали на
заработки. Кстати, часть из них трудится в странах Евросоюза, а
многие нацелены на получение румынского гражданства. Сама
ассоциация Кишинева с ЕС, по сути, является ассоциацией
Молдавия-Румыния, и последняя пытается таким образом воплотить в
жизнь свой проект "Великой Румынии". Но это проблематично ввиду
приднестровского вопроса", - заметил Пискорский.
По мнению аналитика, единственным возможным решением этой
проблемы является развал Молдавии. "Можно предположить
возникновение ситуации, при которой Приднестровье буквально
отойдет к России или получит независимость, а остальная часть
страны войдет в состав Румынии. Но тут нюанс в том, что при
таком раскладе Украина должна присоединиться к евразийским
интеграционным проектам, в противном случае Приднестровье
окажется в блокаде, повторится кризис 2006 года. Но участие
Украины в евразийском интеграционном проекте - то, что никак не
устраивает Евросоюз. В итоге получается пат", - подчеркнул
политолог.
Пискорский перешел к Грузии и ее "успехам" на пути
евроинтеграции, подчеркнув, что перспектив там особых тоже нет.
"Потенциала для серьезного прогресса в отношениях с Европой у
Грузии нет. Достаточно посмотреть на структуру внешнеторговых
отношений этого государства, чтобы прийти к однозначному выводу:
Евросоюз не является основным экономическим партнером Грузии и в
обозримом будущем таковым не станет. Единственная надежда на
спасение грузинской экономики - нормализация (не говорю об
интеграции) отношений с Россией. Кстати, именно на это надеялись
грузинские избиратели, когда отдавали свои голоса в пользу
"Грузинской мечты" Иванишвили", - выразил уверенность директор
Европейского центра геополитического анализа.
Про Белоруссию Пискорский выразился в высшей степени
скептически, напомнив, что ее участие в программе ВП чисто
"бумажное", после чего перешел к Азербайджану. "У Баку хватает
ресурсов, чтобы быть в достаточной степени самостоятельным и не
прогибаться под стандарты, диктуемые Евросоюзом, не выполнять
его требований. ЕС, в свою очередь, заинтересован в
сотрудничестве с Азербайджаном, в частности, в сфере энергетики.
Получается некий статус-кво, и я не думаю, что его ликвидация
нужна кому-то из сторон. Следовательно, с "Восточным
партнерством" или без него, отношения Баку-Брюссель будут
поддерживаться на текущем уровне без изменений".
На замечание о том, что 29 ноября в Вильнюсе между Азербайджаном
и Евросоюзом было подписано соглашение об упрощении визового
режима, которое расценивается как серьезный шаг навстречу друг
другу, Пискорский ответил следующим образом. "Это несерьезно.
Вообще-то я уверен, что Евросоюз вполне может отменить визы для
всех трех закавказских республик. Они не представляют серьезной
миграционной угрозы для стран ЕС в силу ряда причин, в том числе
из-за малочисленности населения и социокультурных различий.
Значительный процент трудоспособного населения уже трудится за
рубежом, в основном в России. Низкий языковой барьер, общее
прошлое и схожесть менталитета делает Россию априори более
предпочтительной для трудовой или постоянной миграции.
Следовательно, с точки зрения ЕС, если отменить с Арменией,
Грузией и Азербайджаном визовый режим, ничего фатального
произойти не может", - отметил эксперт.
Что касается Армении, Пискорский подчеркнул, что стратегический
выбор этой страны с самого начала был абсолютно ясен и не
нуждается в дополнительных объяснениях. "Выбор в пользу России,
участие в евразийских проектах интеграции обусловлен абсолютно
всеми критериями национальной безопасности - военным,
торгово-экономическим, политическим и пр. У Армении просто не
было другого выхода, выбор был иллюзией, и все это прекрасно
понимали. В Евросоюзе, к слову, с армянским выбором смирились, и
сотрудничество с Ереваном никто сворачивать, по большому счету,
не собирается", - сказал Матеуш Пискорский.
По мнению эксперта, эта ситуация в краткосрочной и долгосрочной
перспективе не изменится, а значит ничего "интеграционного"
Европе тут не сыскать. "У Евросоюза сегодня нет достаточных
ресурсов, чтобы предложить странам ВП хоть какую-либо достойную
альтернативу. На "Восточное партнерство" всего-то было выделено
€3 млрд - с учетом длительности проекта и его масштабов это
мизерная сумма, которая априори не могла дать никаких
существенных результатов", - напомнил Пискорский, продолжив:
"Если рассматривать вопрос о возможных "заменителях" ВП на
будущее, их появление маловероятно. Сегодня у ЕС и без того
денег нет, а если и есть, то не у всех. В частности, деньги есть
у Германии, но ей сегодня не до закавказских стран, и
вкладываться в проекты наподобие ВП Берлин не станет", - уверен
он.
В отличие от других стран, уверен аналитик, с Киевом не все так
просто. "Украина - интересный рынок сбыта товаров, произведенных
в Евросоюзе, реализации услуг европейских компаний. Одновременно
Украина - самая крупная глава в книге "Провал "Восточного
партнерства". Брюссель не сумел предложить Киеву соразмерную
компенсацию потерь от ее евроинтеграционного выбора, озвученные
суммы были жалкими копейками, мелочью. Этим воспользовалась
Россия, которая не упустила момент и мельком продемонстрировала,
что ждет Украину, если та пойдет по евроинтеграционному пути.
Это был голый экономический факт, которой на минуточку вынули
из-за занавеса и показали зрителям. Киев получил хороший урок, а
президент Украины Виктор Янукович оказался перед выбором - либо
терять власть и стереть в порошок экономические основы
существования своего государства, либо отказываться от
евроинтеграции. Поскольку Евросоюз не предложил (да и не мог)
Киеву избавления от нависших угроз, получается, что логичного
рационального выбора у украинского руководства и вовсе не было",
- заявил Матеуш Пискорский.
Финансовая немощность Евросоюза, по мнению Пискорского, не
значит, что европейцы отказались от борьбы за Украину. "В ЕС
существуют определенные бизнес-круги, заинтересованные в
сближении с этой страной. Тут дело не в самой ассоциации, а в
создании Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
Упускать этот шанс в Европе никак не хотят, из чего следует, что
ЕС с большой долей вероятности предпримет меры с целью повлиять
на внешнеполитический курс Украины. Там и лоббистские усилия, и
дипломатические игры... Этот так называемый "евромайдан",
который мы сегодня видим в центре Киева - это, так сказать,
тренировка перед президентскими выборами 2015 года. Тренировка
перед попыткой устроить "Оранжевую революцию 2". Уже известно,
что определенная часть "украинского" протеста была разработана и
подготовлена в местном посольстве США. Это даже не ЕС, а уже
заокеанский силовой центр", - поделился размышлениями Матеуш
Пискорский.
Впрочем, эксперт уверен, что негативного сценария на Украине
можно избежать. "До 2015 года Виктор Янукович продержится в
президентском кресле, а что дальше - здесь много вопросов. Чтобы
не допустить претворения планов внешних сил в жизнь, должна
активизироваться Россия. Нужна экономическая поддержка и
стремительное сближение с Украиной, что позволит украинскому
народу почувствовать, что курс на евразийскую интеграцию на
практике полезен, приносит свои плоды. В таком случае коллапса
удастся избежать", - резюмировал директор Европейского центра
геополитического анализа.
[главная страница
сайта] [оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|