газета "Коммунист Ленинграда" АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 4/2013 (94)

 

Почему Навальный не Мандела?

 

18 июля в больничной палате одной из клиник Претории встретил свой 95-летний юбилей Нельсон Мандела . Вместе с ним это событие праздновала Южная Африка и тысячи людей по всему миру. В этот же день в российском городе Кирове был признан виновным в хищении более 10 тысяч кубометров леса Алексей Навальный. Это случайное совпадений либеральная оппозиция России попыталась обернуть в свою пользу. Навальный тут же был объявлен «нашим Манделой».

Комментируя столь смелую аттестацию осужденного, главный спикер Следственного комитета РФ Маркин заявил, что Навальный вряд ли сойдет за второго Нельсона Манделу , так как последнего «посадили не за злоупотребления в качестве советника при власти, а за борьбу против апартеида».

Это тот исключительный случай, когда у меня нет оснований спорить с Маркиным. Он абсолютно прав.

Вот беглый взгляд на биографии наших героев.

Нельсон Мандела . Уже в студенческие годы стал принимать участие в акциях протеста по социальным проблемам. Вступил в Африканский национальный конгресс (АНК) – организацию, которая провозгласила своей целью ликвидацию режима апартеида и демократическое переустройство ЮАР. Возглавил Молодежную лигу АНК. В 1956 году впервые арестован по обвинению в приверженности к коммунизму и подготовке государственного переворота. Оправдан в 1961 году. Являлся организатором ряда забастовок рабочих. В ходе внутренней борьбы в АНК выступал против т.н. «черного расизма», за сотрудничество с компартией и организациями, представляющими различные национальные группы южно-африканского общества. С начала 60-ых г.г. АНК начинает вооруженную борьбу против правительства Южной Африки. В 1962 году, благодаря содействию ЦРУ, полиция вновь арестовывает Манделу . Спустя два года, на процессе в Верховном суде, Мандела осуждается к пожизненному лишению свободы. Из тюрьмы он выходит лишь в 1990 году, когда под давлением мировой общественности, руководство ЮАР приступает к демонтажу системы апартеида. В стране начинаются демократические перемены. В 1994 году, проведшего в заключени и в общей сложности 27 лет, Нельсона Манделу избирают президентом ЮАР. Как глава государства он проводит мероприятия, направленные на расширение сферы бесплатной медицины и образования, совершенствование трудового законодательства, обеспечение доступа бедняков к пресной воде.

Таков послужной список лидера Южной Африки. Ничего похожего мы не найдем в резюме нашего соотечественника Навального.

Уроженец семьи коммерсантов, Алексей Анатольевич Навальный, сам пришел в политику из бизнеса. В 90-е годы он участвовал в создании ряда фирм, где занимал посты заместителя директора, бухгалтера. Владел солидными пакетами акций. Занимался размещением рекламы, девелоперской деятельностью, логистикой, грузоперевозками. Торговал ценными бумагами на бирже. Вел арбитражные дела в качестве адвоката. Пиком бизнес-карьеры Навального стало членство в Совете директоров «Аэрофлота». С середины нулевых Навальный «приходит» в политику. Начинает как функционер партии «Яблоко». Впоследствии теснее смыкается с националистами, посещает «Русские марши». В 2008 году возглавляемое им движение «Народ» и запрещенное ныне ДПНИ проводят совместную конференцию «Новый политический национализм», где формулируют антимигрантскую платформу. По-настоящему общероссийскую известность фамилия Навального приобретает в ходе массовых протестов «рассерженных горожан» в 2011-2012 г.г. Навальный становится прямо-таки кумиром части национал-либеральной части антипутинского движения. Его лицо непременно красуется на обложках российских и зарубежных глянцевых изданий, освещающих протест.

Последние штрихи к портрету Навального известны. Сегодня он – осужденный к пяти годам по делу « Кировлеса » и, одновременно, кандидат на пост мэра Москвы. Помощь в выдвижении на этот пост ему открыто оказали муниципальные депутаты от партии власти.

Итак, перед нами два совершенно разнородных по житейскому опыту и политической ориентации человека. Организатор забастовок рабочих и успешный предприниматель. Левый интернационалист и мигрантофоб. Борец-подпольщик и любимец сытой светской публики. Главная модель оппозиционного сезона.

Что между ними общего? Оказывается, есть. Оба они получили юридическое образование и даже имели определенную практику в этой сфере. Все. На этом совпадения пока заканчиваются. Перефразируя еще одного известного юриста – В.И. Ленина – хочется сказать, что бывают герои и «герои».

Мне хорошо понятно желание склеить в сознании обывателя образы Манделы и Навального. Дело в том, что арсенал отечественной либеральной оппозиции чрезвычайно беден привлекательными фигурами. Ну в самом деле, кого могут назвать «рыцарями российской демократии» вожди Болотной? Расстрелявшего парламент партократа Ельцина? Могильщика экономики и социальных гарантий Егора Гайдара? Тотально нечитаемых сегодня литераторов – глашатаев и предтеч горбачевской перестройки? Тех самых «совестей нации», которые в октябре 93-го, сладостно урча, призывали раздавить «красно-коричневую гадину »? Экс-олигарха Ходорковского? Очевидно, нет. Такие люди никогда не становятся моральными авторитетами масс.

Некоторые мои друзья говорят мне: «Стоп. Но ведь Мандела никакой не марксист и уж очень условный левый». Да, лидер АНК – не марксист, как не был марксистом Мартин Лютер Кинг. Мандела не является генеральным секретарем Компартии, как не был им Махатма Ганди. Экс-президент ЮАР не оставит нам в наследие пухлых томов о борьбе рабочего класса, как не оставил их Патрис Лумумба. Однако вся жизнь этих людей является для нас примером служения делу освобождения народов, борьбы за демократию, социальный прогресс и интернациональную солидарность.

Нравится это кому-то или нет, но эти люди принадлежат антикапиталистическому движению трудящихся всего мира. Список тех, чьи имена это движение навеки начертало на своих знаменах, - огромен. Но Навальному в этом списке места нет.

Я никому не желаю испытать на себе давление печально известного своей объективностью российского уголовного правосудия. Тем более не верю в эффективность «исправления» в колонии. Я совершенно не против , если прекратиться применение избирательного подхода, когда наступление ответственности ставится в зависимость от лояльности к власти. Я лишь хочу, чтобы под лучами света великих имен не грелись все, кому не лень. Это пошло. Отвратительно.

    Кирилл Васильев

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений