АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 3/2013 (93)

 

Куда ведет «прямая линия президента Путина»?

 

Ни у кого нет сомнений, что состоявшаяся 25 апреля 2013 г Прямая линия президента Путина была хорошо срежиссированным шоу, в котором как задаваемые аудиторией вопросы, так и ответы на них президента были заранее согласованы. Тем не менее, это событие широко обсуждалось аналитиками разных политических направлений. Они стремились получить ответ на вопрос: “что такое нынешний Путин?”

  Спектр мнений оказался достаточно широк.

  Политолог Валерий Хомяков (генеральный директор Совета по национальной стратегии) комментирует Прямую линию Путина в резко отрицательном духе (“Радио Свобода”, 25.04.13, “Грани времени”, 20.00): президент не должен решать практические вопросы на местах методом “ручного регулирования”. Это означает, созданная им административная система не работает. На любые вопросы отвечено привычными путинскими штампами. После 2011 г нарастает “оторванность Путина от реальной жизни”, незнание им того, как реально живут люди. ”Эта власть уйдет и достаточно быстро”. (Он советует Путину повторить пример Ельцина). Никакого диалога с обществом. По всей стране сидят “минипутины”, превратившие страну в один кооператив “Озеро”. Несмотря на усилия ведущих, диалога с аудиторией не получилось.

  После 2018 г на президентском месте мы Путина не увидим, поскольку участковые избирательные комиссии формируются уже не как в 2010 г: избиратели будут отстаивать свои гражданские права.

Путин “отмазывает” cвоих чиновников, “ретушируя” деятельность Сердюкова, Чубайса, Ливанова и др., чем также теряет поддержку граждан. “Общество проснулось и представляет из себя политический субъект.” Не Кремль, а лидеры протестных акций определяют повестку дня после 2011 г – “отрадное явление”. Заведение на них дел – свидетельство того, что власть их боится. Путин как символ силы – угасает. У Путина отсутствуют такие важнейшие качества политика как “искренность и сострадание”, основа его власти – лояльность бюрократии в обмен на ее безнаказанность. А внизу нарастает недовольство. При гнилом фундаменте здание неминуемо рухнет. 

   Заметим, что прозвучавшие 6 мая с трибуны “юбилейного” митинга на Болотной речи (Немцов, Касьянов, Шендерович, Навальный) вполне совпадают с этой оценкой. 

   Другие аналитики оценивают перспективы Путина не столь пессимистично:

 А.Венедиктов (Эхо Москвы, “Особое мнение”, 26.04.13 ,19.08):   “… я доволен ответом не в смысле того, что он сказал про сталинизм, я доволен тем, что он это сказал и определил свою позицию. Вот, мы теперь знаем, что президент к сталинизму относится так”. Как? 

Из стенограммы Прямой линии: А.Венедиктов: “Мой вопрос вот какой. Три года тому назад на такой прямой линии Вы сами отвечали на вопрос о своём отношении к Сталину. Вы сказали, что этот вопрос важный, что это вопрос-засада, и очень аккуратно ответили. Но вот в Вашем третьем появлении в качестве Президента мне и некоторым моим товарищам видятся некие сталинские нотки. Я хотел бы, чтобы Вы их откомментировали.

В стране появились политические процессы, например, «Пусси Райот», Алексей Навальный, процессы по 6 мая, в стране стало огромное количество людей, которых подозревают в том, что они иностранные агенты, я имею в виду закон про НКО. Дума принимает, а Вы подписываете законы, которые резко сужают свободу общения, в частности в интернете.

Скажите, пожалуйста, Вы действительно считаете, что Россия в XXI веке с помощью таких приёмов эффективного менеджера Сталина может быть передовой державой?”

В.ПУТИН: “Мы с Вами неоднократно дискутировали по всем этим вопросам. Я не считаю, что здесь есть какие-то элементы сталинизма. Сталинизм связан с культом личности и с массовыми нарушениями закона, с репрессиями и лагерями. Ничего подобного в России нет и, надеюсь, уже больше никогда не будет. Общество просто у нас другое и никогда этого не допустит. Но это не значит, что у нас не должно быть порядка и дисциплины. Это значит, что все граждане Российской Федерации вне зависимости от своего служебного положения должны быть равны перед законом”.

  Думается, большинство граждан страны будут согласны с таким ответом. Отождествление процесса над “Пусси Райот” со сталинскими репрессиями  не вызовет смеха разве что у постоянных слушателей “Эха Москвы”.

   Истинные либералы против увеличения социальных расходов государства, когда это делает Путин:

   К.Ремчуков (Эхо Москвы,”Особое мнение”, 29.04.13,19.08):

“…Путин об этом говорит: нужно обездоленным, бедным помогать. Но бесславна будет судьба правительства, которое тратит нефтедоллары фактически не на развитие, а на социальные программы. Он будет бесславна по одной простой причине. Законы экономики жестоки. Даже вот тот пример, что Путин привел на встрече насчет того, что доходы граждан опережают рост производительности труда, фактически означает, что, в конце концов, инфляция съест эти опережающие доходы. Это закон, да? Потому что инфляция – она все съест и наступит дефицит, потому что еще эта инфляция не позволит осуществлять инвестиции”. Далее - там же:

“Путин решил, что на его избирательный цикл ему нужно в политтехнологическом плане удерживать свой ядерный электорат – это порядка 50-60%, нейтрализовывать прилегающие к нему 5-10%. И по большому счету, мало интересоваться вот этими умниками, которые, типа, сами за себя. Потому что уже заставить полюбить себя он не может, потому что борьба превратилась... Он ощущает борьбу именно против Путина, вот, как личности. Не против олицетворяемого им типа управления страной, а именно против Путина. И он, скорее всего, считает, что переубедить этих людей нельзя, поэтому особого внимания им уделять не будем, хотя дадим произнести слова Венедиктову, который говорит про внутреннюю демократию, дадим произнести слова Ремчукову, который чего-то там парится по поводу отношений с Западом”.

И наконец (Эхо Москвы, “В круге Тони”, 1.05.13, 20.05 ): 

(А.Венедиктов) “…люди не хотят смены Путина – я имею в виду 40% или 60%, ну, не важно. Вот интуитивно на животном уровне люди понимают, что смена Путина – это смена политики. И не хотят изменений. На долю одного поколения, или, вот, живущих людей выпало очень много изменений, да? Там, Брежнев, Андропов, Горбачёв, Ельцин, Путин. Всё, хватит. «Объявите нам правила игры, уйдите от нас. Не трогайте нас. Вот, есть Путин, вот, он такой». Это для меня объяснение, почему реально Путин – он как зеркало отражает вот эту стабильность…. И вот это большинство населения на сегодняшний день или относительное большинство, оно, конечно, не променяет ни на что”. 

  Видимо, верная оценка настроений сегодняшнего большинства.  

  Но значит ли это, что это большинство считает Путина выразителем своих интересов? Вряд ли. На той же Прямой линии Путин предложил пост  вице-премьера “трижды лучшему в мире министру финансов” – А.Кудрину. Это означает, что Путин попрежнему собирается  продолжать либеральную экономическую политику. Со всеми ее социальными последствиями. Массам остается один удел: работать на прибыль созданных реформами Ельцина-Гайдара “стратегических  собственников”, а также полукриминального (недаром постоянные амнистии в его отношении) среднего и малого бизнеса. А презираемым “креативным классом” бюджетникам – ждать периодических подачек от государства в виде повышения зарплат и пенсий на пару процентов. И такую вот “либерализованную” Россию Путин попрежнему хочет “встроить” в Запад – но на правах равноправного игрока! В чем не встречает понимания Запада, которому Россия нужна только как источник сырья и дешевой, относительно квалифицированной (пока!) рабочей силы. А “креативный класс” просто хочет жить “как на Западе”: на достоинство страны, историю которой он считает преступной, ему плевать! Приведем характерный диалог: 

(Эхо Москвы, “2013”, 12.04.13, 20.07):

В. ДЫМАРСКИЙ – По-моему, вы это когда-то говорили или я от кого-то другого слышал, и меня это заставило, во всяком случае, задуматься – а была ли та революция 1991 года революцией за идеалы свободы, демократии и так далее.
Д. БЫКОВ – Конечно, нет.
В. ДЫМАРСКИЙ – Или, по-моему, это вы сказали, что это была, как выяснилось потом, это была революция потребительская.
Д. БЫКОВ – Да, это была…
В. ДЫМАРСКИЙ – Это желание жить, как на Западе и иметь такие же... и полные прилавки.

  Вот часто и все, что скрывается за криками на площадях о нарушении “прав человека. 

   Основной вопрос: чего хочет трудящееся большинство страны, и как долго оно будет терпеть нынешнюю ситуацию? Учитывая непрерывное снижение государственных социальных гарантий, постоянный рост цен, ожидание новой волны кризиса. Каков ответ на него? 

   Г.Зюганов в очередной раз предсказывает приход к власти КПРФ на выборах (выступления на митингах 1-го и 9-го Мая). Маловероятно (и вряд ли искренно, учитывая фактический сговор руководства как КПРФ, так и других партий с существующей властью). Других левых партий, способных выиграть выборы, пока нет.

  В газете “Суть времени” (№24, стр.1) пресловутый “кремлевский проект” С.Кургинян (наряду с беспощадной критикой руководства КПРФ) делает такое замечание:

  “ Путин движется по очень сложной политической траектории. Потому что его движение по этой траектории во многом определяется характером его отношений с Западом….Путин очень ценит возможность налаживания этих отношений…многие из тех, кого Запад приговорил (Милошевич, Хусейн, Мубарак, Каддафи) до последнего надеялись наладить отношения с Западом и не могли поверить, что их именно приговорили…. Когда поймет Путин, что налаживание отношений с Западом невозможно? Когда эта незатейливая мысль окончательно поселится в его сознании? Когда она будет принята им не только рационально, но и эмоционально? И что произойдет по ту сторону такого принятия, если это принятие, опять-таки, произойдет своевременно? Не ответив на эти вопросы, нельзя понять очень и очень многого…почти ничего”.

  Одно, впрочем, понять можно: Кургинян не исключает перемену в сознании Путина как относительно результатов проводимой его властью в стране политики, так и его отношений с Западом (в какую сторону - другой вопрос). 

     Наконец, прогноз “несистемных” левых: 

 (А.Сахнин, http://svpressa.ru/politic/article/65606/) “Но вот попытки симуляции левого курса, скорее всего, неизбежны. Да они уже начались. К ним стоит отнести вызвавшие столько эмоций слухи о назначении Сергея Глазьева главой Центробанка, и возвращение в публичную сферу Сергея Кургиняна, и демонстративные реверансы в адрес Уго Чавеса. Беспощадная борьба с коррупцией и изгнание из Думы представителей буржуазной элиты, вызванные совсем другими причинами, тоже, конечно, будут обыгрываться в медиа в качестве доказательства «курса на справедливость». В этом же направлении работает и движение «В защиту человека труда», возглавляемое уральским полпредом Путина г-ном Холманских. Оно уже заявляло о своих партийных амбициях и готовности перехватить эстафету у «Единой России». На наших глазах разворачивается попытка кремлевских политтехнологов вместо пошатнувшейся «Единой России» опереться на КПРФ, СР и ЛДПР.” 

  Таковы прогнозы разных политических сил о дальнейшей судьбе Путина. Попробуем дать их оценку.

    Думается, не следует переоценивать сегодняшнюю значимость для власти протестной активности. Население в массе все еще не воспринимает различных как либеральных, так и левых оппозиционеров как серьезных политиков, способных, придя во власть, коренным образом изменить ситуацию в стране. Отсюда заметное равнодушие большинства к судьбе “политических заключенных”, злоключениям неусыновленных американцами сирот и.т.п. Его показатель – малые проценты, получаемые кандидатами от оппозиции на региональных выборах (вряд ли нынешняя осень принесет какие-то перемены). А также заметное снижение численности протестных митингов.

    Чем громогласнее речи либеральных оппозиционных лидеров на этих митингах, тем охотнее люди примечают во властной политике элементы того, что А.Сахнин назвал “имитацией левого поворота” (см. выше). Пока Путин выигрывает у либералов.   

    Что могут противопоставить этому левые?

   (А.Сахнин, см. выше) “…усиление левой риторики и попытки режима имитировать левый курс для самих левых означают необходимость дать политический ответ. И этим ответом может стать только создание закаленной в горниле протестного движения силы. Не полит-технологического проекта, получившего синюю печать в Минюсте, но силы, способной выступать организатором и вдохновителем массового движения. Потому что изменить судьбу страны к лучшему, после того, как национальная элита поставила ее на край гибели, может только организованный народ”.

    Золотые слова!

 

    Ю..Бобров, май 2013 г.

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений