АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 3/2013 (93)

 

 «Китайский эксперимент» как ответ глобальному финансовому и экономическому кризису и тенденция будущего развития Китая

Доклад на Московском экономическом форуме 20.03.13

(публикуется в сокращении)

Хотя даже Китай испытал сильнейшее воздействие финансового и экономического кризиса, он не свалился в кризис недавних лет, и долговременная тенденция позитивного развития национальной экономики не изменилась. Тогда что такое «Китайский эксперимент»? Какова тенденция будущего развития? Эти два вопроса достойны дискуссии и обмена взглядами. 

1.    Преимущества системы китайского  типа и эффективность антикризисных мер 

1.1  Преимущества системы китайского типа – основная причина, почему Китай смог избежать кризиса.

Во-первых, после основания нового Китая радикально изменённые производственные отношения решительно освободили и развили производительные силы, принеся громадные социальные и экономические перемены в стране. А начиная с реформ и открытости внешнему миру, т. е. с 1978, дополнительное ускорение получила производительность общественного труда. Сегодня по ВВП Китай занимает второе, а по золотовалютным запасам - первое место в мире. Всё это обеспечивает солидные материальные возможности, позволяющие Китаю защитить себя от различных экономических рисков, как и противостоять текущему кризису.

 Во-вторых, господствующие в ключевых отраслях и секторах экономики государственные предприятия эффективно поддержали стабильность макроэкономики и выполнили свою социальную ответственность, сохраняя занятость и обеспечивая стабильность цен. Они также играли ключевую роль в расширении внутреннего спроса и в видоизменении экономического развития, что является решающим для долговременного стабильного и здорового развития китайской экономики.

В-третьих, китайская политическая система обладает гибкостью и эффективностью политического внедрения в процессы реализации запланированного. На удары текущего финансово-экономического кризиса Коммунистическая партия Китая и правительство КНР отвечали научно обоснованными планами и решительными действиями. В результате сформировалась мощная общественная сила, охватившая повсеместно различные слои народа, которая обеспечила экономический рост, средства к существованию и социальную стабильность.  

1.2. Эффективность антикризисных мер – важный фактор, помогающий Китаю избежать кризиса.

Столкнувшись с сильнейшим воздействием западного финансового и экономического кризиса, Китайское правительство определило: «предпринять быстрые, решительные, специфические и реалистичные действия». «Специфические» означает, что первостепенной задачей ставится поддержание стабильного и быстрого экономического развития, это требует своевременно регулировать макроэкономическую политику как условия удержания Китая вне кризиса.

Первая мера состоит во введении действенной налоговой и достаточно простой монетарной политики. Значительный рост государственных расходов быстро и эффективно повысил покупательский и другой внутренний спрос. Двухлетний инвестиционный план в объёме 4 триллионов юаней, из коих 1,8 трлн. юаней приходятся на прямые государственные инвестиции, повысил инвестиционный спрос и взбадривает поток общественного и частного капитала. Более того, столь действенные стимулирующие спрос меры, как «доставка в страну электронных бытовых приборов» и «доставка в страну автомобилей», подняли используемую долю доходов населения и эффективно стабилизировали и повысили уровень потребления.

Во-вторых, дальнейшее проведение линии на открытость внешнему миру стабилизирует внешний спрос и внешнюю торговлю. В течение западного финансового и экономического кризиса Китай активно создаёт базы для технологических инноваций и аутсорсинга, чтобы поддерживать экспорт собственных брендов и интеллектуальной собственности. Это делает возможным для Китая сполна играть свою роль на международной экономической сцене, должным образом разрешая международные торговые трения и быстро стабилизируя свою внешнюю торговлю.

В-третьих, чтобы повысить общее качество национальной экономики и её будущую конкурентоспособность, Китай ввёл программу широкомасштабного регулирования и обновления, которая специально фокусируется на реструктуризации промышленности, чтобы досконально разрешить коренные противоречия в экономической сфере. Программа охватывает десять главных отраслей, включая автомобилестроение, металлургию и производство оборудования. Она вводит ряд политических решений, которые продвигают развитие новых стратегически важных отраслей, и ускоряет реформы в ключевых областях и технологиях. Всё это не только помогает успешно отражать давление  текущего западного финансово-экономического кризиса, но и укрепляет способность иметь дело с будущим глобальным экономическим кризисом.

И последнее, - Китай стал проводить более активную политику в области занятости и существенно поднял, с возросшими вложениями государственного бюджета, стандарты социального обеспечения, расширив бюджетное покрытие базовой пенсии и медицинского страхования. Такие меры, нацеленные на повышение жизненных стандартов народа, повышают у него уверенность в возможности избежать кризиса.

Очевидно, что выше упомянутые меры отчётливо характеризуют китайскую модель. Они создали важную гарантию работы в условиях внешней кризисной ситуации и поддержания постоянного и быстрого экономического роста. Эти меры получили на Западе название «государственным капитализма» или «авторитарного капитализма».

2.Усиленное государственное регулирование как необходимое условие предотвращения финансово-экономического кризиса и ответа на него

Чтобы добиваться экономического и социального развития и давать эффективный научный ответ на западный финансово-экономический кризис, развивающиеся страны должны постоянно усиливать и совершенствовать макрорегулирование, контролировать ориентированную на прибыль природу частного капитала и его бесконечную экспансию, преодолевать хаотичное состояние частного и финансового капитала и поддерживать стабильность, равновесие и устойчивое развитие макроэкономики.

2.1 Мы нуждаемся в улучшении регулирующей функции как рынка, так и правительства и совершенствовании долгосрочного планирования и интегрированного регулирования

Мы должны извлечь уроки из успешного опыта экономического регулирования в развитых странах рыночной экономики Запада, чтобы развивать полиструктурную и многоуровневую рыночную систему, позволяющую рынку играть базовую роль в распределении ресурсов. В то же время мы должны уделять большее внимание правительственным функциям налогового и денежного макрорегулирования, улучшать систему макроэкономического прогнозирования, специфику и гибкость макроэкономической политики. Что более всего важно, мы должны усилить долгосрочное государственное регулирующее планирование. Корень частых финансовых и экономических кризисов в западных капиталистических странах лежит в базовых неконтролируемых противоречиях капитализма. Спонтанная, краткосрочная и слепая подгонка рынка, а также ограниченная макроэкономическая политика ротируемых политических партий во власти вносят свой вклад во взрывной характер таких кризисов. Американские кейнсианские экономисты  и экономические эксперты, Штиглиц, Кругман, Сорос и т. д., заключили, что за кризис ответственна неолиберальная политика. Китайское экономическое регулирование социалистической рыночной экономики полагается на огромные преимущества социалистической политической системы. Она сосредоточивается на усилении правительственной функции регулирующего программирования и научного долгосрочного планирования экономического и социального развития. Рыночное и государственное регулирование взаимно усиливают друг друга. Мы имеем двойную «рыночно-государственную» регулирующую систему, комбинацию «сильного рынка» и «сильного правительства», которые совместно гарантируют долгосрочное, стабильное и здоровое развитие общества и экономики. 

2.2 Усилить способность правительства к регулированию и контролю на микро- и макроуровнях  и эффективно обуздывать капитал.

Мы должны усилить кампанию «Закон», улучшать законы и политические мероприятия для построения системы социалистического предпринимательства с китайской спецификой. Чтобы действовать в этом направлении, необходимо совершенствовать демократическое управление предприятиями с советами работников как его основной формой, дать людям право участвовать в управлении процессом производства и решении вопросов распределения прибавочного продукта, а также ограничивать тенденцию капитала усиливать эксплуатацию в погоне за прибылью. Нам также необходимо расширять в рабочем классе пропаганду чувства хозяина и хозяйского отношения к производственным делам, которое должно властвовать всецело над нами. Ограничивая капиталистические факторы в программах развития политическим вмешательством и экономическими правилами в допустимой для управления степени, мы предупредим «тотальную капитализацию» нашей общественной жизни. Вместе с тем, мы должны помогать правительственным усилиям по обузданию различных видов негосударственной экономики, гарантируя её работу на страну. Но чтобы этого достичь, нам необходимо консолидировать диктатуру пролетариата и её ведущую роль в социально-экономических взаимоотношениях, гарантировать социалистический вектор развития. Более того, мы должны гарантировать, что руководство Коммунистической партии представляет интересы народа. Мы должны придерживаться ведущего статуса марксизма, противостоять любым формам буржуазной либерализации, предотвращать расширение капиталистической экспансии и всегда быть настороже против «коррупционного альянса власти и денег». В то же время мы должны расширять демократические права людей и степень общественного участия в административных делах и процессе принятия решений, достигая таким образом реально социально-экономического развития людьми, для людей и от имени людей.

2.3. Социальное и этическое регулирование могут сыграть активную роль, когда рынок и/или правительство слабеют.

С развитием современных информационных и сетевых технологий роль социального и этического регулирования заметно возрастает. Настало время установить платформу этического и социального регулирования с помощью существенного роста государственных инвестиций и государственного (общественного) товарного снабжения в таких сферах, как образование, наука, информация , безопасность и общественное мнение. Имеет место императив для нас: совершенствовать систему легальной и общественной безопасности как необходимое условие для членов нашего общества пользоваться свободой и обеспечением основных потребностей в питании, охране здоровья и образовании. Здесь требуется определённого рода социальное выравнивание, которое сделает возможным решить структурный конфликт интересов среди различных групп и социальных слоёв, равно как и психосоциальный дисбаланс социальных эмоций и требований. Мы должны использовать легальные, административные и экономические средства, чтобы обеспечить больше каналов для гражданских организаций и общества участвовать в политической жизни страны и активно воспитывать отношения сотрудничества с гражданскими организациями. Правительство должно уделять больше внимания сферам культуры и идеологии. Никакая система не может быть устойчивой или улучшаться без прочной системы идеологической поддержки Если мы сможем сломать рыночные ценности, которые ставят на первое место исключительно индивидуальную выгоду,  тогда мы будем в состоянии экономические действия людей направлять с помощью системы социалистических ценностей и построить интерактивную структуру, которая балансирует деловые интересы и этические соображения.

2.4 Всеобщее планирование, которое принимает во внимание как внутренние, так и внешние факторы, с возросшей способностью правительства учитывать глобальные изменения.

Перед лицом различных неопределённостей и кризисов в этот век глобализации более всего необходимо вовлекать научные концепции развития, тесно увязывая в проводимой политике внутренние и внешние ситуации, и эффективно усиливая правительственную способность иметь дело со всеми видами кризисов и поддерживать экономическую безопасность и социальную стабильность. Это также повелевает усилить наблюдение за внутренними и международными финансовыми системами, как и за потоками глобального капитала, с ростом вложений общественных ресурсов согласно мерам по стабилизации курса валюты, обменных курсов, процентных ставок и финансовой и кредитной систем. Мы должны придерживаться принципа «полагаться на самих себя, рассматривая внешнюю поддержку как содействующую меру». Например, в стратегических технологиях и технологиях высокого риска (биотехнология, IT-технология, Интернет-экономика, космос, низко-углеродные, цифровые и морские технологии) правительство не должно довольствоваться лишь государственными и частными инвестициями, но и сопровождать их более строгим контролем и управлением так, чтобы блокировать «технологическую колонизацию» продвинутыми странами. Такие меры требуют более активного участия в игре «глобального регулирования» и устраняют «колонизацию регулированием». В век глобализации продвинутые страны всегда стремились – с помощью их монополистической и гегемонистской мощи в международных делах – насаждать их способ производства и «конституционные статьи» в качестве обязательного применения всеми другими странами во имя международной практики. Китай должен нести международную ответственность и долг в рамках разумных предложений международного регулирования, чтобы при этом устранять различные трудности и кризисы, прибегая к национальным, политически полезным мерам охраны законных прав и интересов китайского народа.

3.    Тенденции будущего развития: изменения в характере развития внутренней и мировой экономики 

В 2012 ВВП Китая составил 51,9322 трлн. юаней, что на 7,8% превзошло показатель предыдущего года; государственные затраты - 12,5712 трлн. юаней, увеличившись на 15,1% по сравнению с 2011; общие инвестиции в общественное имущество – 37,4676 трлн. юаней, рост – 20,3%; общие продажи товаров народного потребления составили 21,0307 трлн. юаней, рост – 14.3%;  экспорт составил 2,0489 трлн. юаней, поднявшись на 7,9%, импорт – 1,8178 трлн. юаней, поднявшись на 4,3%; зарубежные валютные резервы достигли 3,3116 трлн. юаней, рост – 4,1%; использование прямых зарубежных инвестиций составило 111,7 млрд. юаней, упав на 3,7% по сравнению с предыдущим годом; число трудоустроенных работников составило 767,04 млн., увеличившись на 0,4% по сравнению с 2011; уровень зарегистрированной городской безработицы, равный 4,1% не изменился по сравнению с 2011; численность сельской бедноты составила 98,99 млн. человек, уменьшившись на 23,39 млн. за последний год. 

Документы съезда Всекитайского Собрания народных представителей 17 марта этого года указывают главные цели китайской экономики в 2013 году: рост ВВП на 7,5%; дефицит на уровне 1,2 трлн. юаней с возрастанием на  400 млрд. юаней и превышением установленного безопасного уровня на 2%; предполагается рост потребительских цен на 3,5%, должны быть созданы более 9 млн. новых рабочих мест в городах, уровень безработицы в городских поселениях должен быть снижен на 4,6%; реальный рост дохода на душу городского и сельского населения синхронизируется с экономическим ростом и рост оплаты труда синхронизируется с ростом производительности.

Как достичь ожидаемых целей экономического развития в текущем и последующих годах? Здесь я предлагаю только шесть «соответственным образом сведённых для активного расширения» стратегических мер. Если они смогут быть успешно внедрены, китайская экономика будет способна поддерживать средний уровень роста в 7,5% в течение примерно 30 лет и даже более длительного срока.

 3.1 Мы должны продуманно снизить зависимость от внешней торговли и усилить роль потребления в экономическом росте.

Это означает лучшую координацию взаимоотношений между потреблением, экспортом  и инвестициями. Необходимо решительнее реформировать систему распределения доходов, в которой должны быть отрегулирована структура распределения благ и поднята доля зарплаты в ВВП. Доход обычных граждан необходимо существенно повысить, чтобы остановить растущий разрыв между богатыми и бедными. В то же время центральным вопросом в работе партии и правительства должно оставаться развитие аграрного Китая. В сельские районы, в агрокультуру и инфраструктуру, следует направлять больше инвестиций, необходимо установить долгосрочный механизм постоянного роста доходов сельского населения и непрерывного роста потребления в этих районах. Мы также нуждаемся в форсированных мерах по улучшению жизненного стандарта, транспортной инфраструктуры, телекоммуникаций, электроснабжения, экологии и т. д., медицинского и социального обеспечения и государственных вложениях в базовое образование и здравоохранение. Разрыв в распределении общедоступных товаров и услуг должен постепенно снижаться, а расходы и экономическая активность населения эффективно возрастать.

3.2 Мы должны ввести контроль зависимости от внешней торговли и повысить эффективность координированного вовлечения внутреннего и внешнего капитала.

Иностранный капитал сыграл совершенно необходимую роль в экономическом росте и социальном прогрессе Китая. Однако, поскольку зарубежные компании приступили к вывозу в Китай своих производств с особо вредными, загрязняющими окружающую среду выбросами и к монополизации таких стратегических продуктов, как продуктовое масло и мучные изделия, Китаю приходится  не только платить экономически и экологически крайне высокую цену, но и «выталкивать» собственный капитал и ставить под угрозу государственное макрорегулирование. В то же время громадное количество поступающего иностранного капитала ведёт к драматическому росту иностранных валютных резервов, что создаёт, с одной стороны, положительный торговый баланс, но, с другой стороны, - потенциальную угрозу китайской экономической безопасности и международные экономические трения. В этих обстоятельствах политика привлечения зарубежных предприятий должна быть поэтапно доведена к гарантии окружающей среде на их справедливое соревнование с предприятиями отечественными и в течение этого перехода должен быть возведён определённый порог для иностранных инвестиций и развито движение в сторону современного сектора услуг и высокотехнологичной промышленности. Экономическая безопасность Китая требует от нас предотвращения, с помощью экономических и легальных мер, контроля и монополизации китайской промышленности транснациональными корпорациями. Должно быть более быстрым развитие финансовой системы и финансового рынка, чтобы мог быть всецело использован бездействующий капитал и расширялось пространство для развития национальных предприятий.

3.3 Мы должны снизить зависимость от иностранных технологий и развить способность к независимым инновациям.

Вся мировая история убеждает, что только сила независимо проводимых инноваций может сделать возможным для страны уверенное противодействие большим вызовам, с активной ролью конкуренции. Чрезмерная же зависимость в сфере передовых технологий от развитых стран ведёт лишь к потере воли к технологическому прогрессу, к несбалансированной структуре торговли, к ухудшению состояния торговой среды и к упадку всего социального благополучия. Руководствуясь научной концепцией развития, мы должны быть более активными в культивировании новых типов талантов, лучше адаптируемых к общественному развитию, и больше тратить средств на исследования и развитие независимых инноваций, создавая для этого необходимые материальные условия. С государством, играющим у нас ведущую роль, мы можем развернуть ряд ключевых исследовательских проектов, которые приведут к прорыву в коренных технологиях нескольких решающих сфер и отраслей промышленности, с получением ряда объектов интеллектуальной собственности, с созданием группы национальных предприятий и транснациональных компаний, которые явятся собственниками на основе акций, технологий и брендов.. Применение и усиление фактора интеллектуальной собственности преврати Китай из большой страны торговли и экономики в сильную страну торговли и экономики.

3.4 Нам следует должным образом снижать зависимость от иностранных ресурсов и повышать эффективность ресурсного распределения

Китайский импорт энергии и сырьевых ресурсов драматически вырос начиная с 1990-х годов. В настоящее время импорт нефти, угля, меди и т. д. приближается к критическим 50%. Столь высокая зависимость от иностранных ресурсов вызывает не только международные трения, но представляет также потенциальную угрозу национальной безопасности, политической и экономической. Необходим научный план устойчивого развития, использования и защиты отечественных ресурсов, который должен включать в себя более высокие требования, квалификацию и эффективность применительно к  горнорудным компаниям, допускаемым к разработке отечественных ресурсов. В то же время цена их потребления должна рационально возрастать, согласуя потребление с эффективностью использования ресурсов. Нам следует поощрять развитие и применение  новых, низко-углеродных, энергосберегающих и низко-эмиссионных технологий, чтобы уменьшить давление на природную окружающую среду. Не может быть преувеличено и является решающим для определения цен и контроля за рынками стратегическое управление дефицитными ресурсами, а именно: нефтью, золотом, цветными металлами, углём и т. д.

3.5 Нам следует должным образом контролировать уровень резервов иностранной валюты и улучшить результат их использования.  

Достаточные резервы иностранной валюты помогают Китаю совершать платежи за рубежом, избегая рисков во внешнеторговом балансе и в состоянии финансов. Это повышает  уверенность в китайской экономике в стране и за рубежом. Однако неразумно большие резервы иностранной валюты в течение продолжительного срока окажут неизбежно негативное воздействие на экономическое развитие. Чтобы разрешить проблему сверхрезервирования иностранной валюты, Китай нуждается в контроле за низковозвратными производственными отраслями. Кроме того, необходимо эффективное размещение иностранных валютных резервов. Например, можно преднамеренно и активно использовать резерв непрерывно девальвируемых долларов США для возврата через покупку тех важных, бывших в государственной собственности, предприятий, которые были приобретены американскими компаниями, приобретая акции транснациональных корпораций, которые контролируют стратегически важные отрасли в Китае, и получая, тем самым, зарубежные технологии и персонал для реализации цели «инновации через интеллектуальное развитие», а также помогая китайским компаниям приобретать ресурсы и ценный производственный бизнес за рубежом. Всё это уменьшит потенциальный ущерб от девальвации американского доллара и других валют, снизит возможную цену уменьшающихся  валютных резервов и повысит эффективность размещения капитала.

3.6 Нам следует должным образом снижать зависимость от иностранной индустрии и повышать уровень участия Китая в глобальном разделении труда.

Прошлый опыт показал, что всегда годы кризисов предоставляют важную возможность для страны не только оптимизировать и осовременить её промышленные отрасли, но и повысить её положение в глобальном разделении труда. Для Китая разумное снижение его зависимости от иностранной индустрии помогает разрывать «промышленно-цепной контроль» со стороны развитых стран Запада и поднимать его уровень в глобальном разделении труда. Это является также базовой мерой улучшения глобальной конкурентоспособности Китая и защиты против будущего мирового финансового кризиса. Чтобы этого достичь, мы должны трансформировать традиционные отрасли промышленности модернизацией их технологий и оборудования Мы должны избежать «ловушки сравнительных преимуществ» и не допустить становления Китая своего рода «обрабатывающей фабрикой» или «производственной базой» для развитых западных стран. Информационные отрасли и новая энергетика – вот что мы должны развивать, равно как и сектор современного производственного сервиса исследований, и логистику. Мы должны разработать средне- и долгосрочные планы существенных промышленных инноваций и бороться за командные высоты в будущей конкуренции на глобальном уровне. Что до финансовой системы и других основополагающих отраслей, касающихся национальной экономической безопасности, то открывать их следует крайне осторожно и постепенно. Шаг за шагом мы полностью интернационализируем китайскую валюту и примем активное участие в реформировании международной валютной и финансовой системы, гарантируя в то же время безопасность собственной финансовой системы. Резкий рост иностранных валютных резервов и курсовой рост китайской валюты вызывают возможности для зарубежных инвестиций и транснациональных покупок и приобретений. Нам следует ухватиться за эти возможности, чтобы повысить нашу способность к глобальному размещению производственных элементов, устанавливать независимые производственные системы  на глобальном уровне и создавать новые преимущества в глобальном разделении труда.

 

    Эньфу ЧЕН, профессор и директор Научно-исследовательского центра Экономического и социального развития Китайской академии общественных наук, президент Всемирной политэкономической ассоциации

Читайте также:

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений