АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 3/2013 (93)

 

Рабочие Ford победили без боя

 

Рабочие российского завода Ford прекратили бессрочную забастовку сразу после ее начала — руководство согласилось прислушаться к требованиям профсоюза. По результатам соглашения было подписано дополнение к коллективному договору, в котором сторонам удалось прийти к соглашению по множеству вопросов. Тем не менее в профсоюзе считают, что забастовкой можно было добиться большего.

Новая забастовка рабочих завода Ford во Всеволожске закончилась через несколько часов после ее официального начала. Запланированная на 8:30 утра 24 июня акция официально завершилась в 11:30 подписанием дополнения к коллективному договору между профсоюзом и руководством предприятия, сообщает Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА). Большинство рабочих завода высказалось в пользу подписания соглашения.

Согласно достигнутой договоренности, в следующем году зарплата будет повышена на величину инфляции за 2013 год + 1%. 

В МПРА подчеркнули, что ранее настаивал на 0,5% прибавки вместо 1%. 

Кроме того, профсоюз и менеджмент завода договорились после общезаводского отпуска создать рабочую группу, которая обсудит перемены в получении квалификационных разрядов – грейдов, они прямо влияют на зарплату сотрудников. Профсоюз предлагает отказаться от обязательных условий получения грейдов: сейчас рабочие должны выступать с предложениями по рационализации и активно участвовать в совершенствовании деятельности компании. Руководство предприятия дало предварительное согласие по этому вопросу, но некоторые детали по-прежнему требуют уточнения, утверждают в МПРА.

Помимо прочего, отдел логистики завода попадет под действие норм, ограничивающих заемный труд вдвое (форма сезонных трудовых отношений, когда предприятию нужен персонал на определенный срок).

В числе других требований рабочих, которые руководство завода согласилось удовлетворить, оказалась компенсация в размере трех месячных окладов для уволенных по медицинским показаниям сотрудников. В МПРА считают, что договоренность по этому вопросу станет дополнительным стимулом для работодателя, чтобы трудоустраивать данную категорию рабочих вместо их увольнения.

Кроме того, работникам, не оформляющим дополнительное медицинское страхование в течение двух лет подряд, будет выплачиваться денежная компенсация к отпуску в размере 10 тыс. руб за каждый год, начиная с 2012 года. Сейчас 12% занятых на заводе рабочих попадают под действие этого пункта соглашения.

Еще одной важной частью договоренности между сотрудниками и менеджментом стало создание на предприятии кабинетов физиотерапии, с помощью которых будет осуществляться профилактика производственных заболеваний у персонала завода.

В самом профсоюзе результатами соглашения довольны, но в организации считают, что забастовкой вполне можно было добиться лучшего итога.

«Безусловно, всем нам хотелось большего. И, вероятно, при готовности не менее 2/3 работников выйти на забастовку мы добились бы лучших результатов. Однако в текущей ситуации это хорошее соглашение. Мы уверены, что результаты года это наглядно покажут. Более того, многих подписанных в соглашении условий нет ни у кого в России!», — заявили в профсоюзном комитете завода Ford во Всеволожске.

Схожей точки зрения придерживается и председатель МПРА, бывший глава профсоюза завода Ford Алексей Этманов. «Безусловно, это компромисс, но компромисс почетный. Условия подписанного соглашения — среднее между тем, чего требовали мы, и первоначальной позицией ЗАО «Форд». Мы довольны результатом. Это лучшее, чего можно было достичь в данных обстоятельствах», — заключил Этманов.

В компании Ford «Газете.Ru» подтвердили, что администрация завода и представители профсоюза успешно обсудили условия дополнительного соглашения к трудовому договору и подписали этот документ.

«Завод продолжает работать в штатном режиме и производит автомобили Ford Focus и Ford Mondeo согласно производственному плану», — заявили в пресс-службе Ford.

Профсоюз рабочих завода Ford заявил о проведении забастовки 19 июня. Предполагаемое количество участников акции протеста должно было насчитывать около 1,5 тыс. человек – около половины всех сотрудников завода. Забастовка должна была стать бессрочной, но в профсоюзе не исключали, что акция может закончиться в момент летней остановки производства – 5 июля. Основной причиной недовольства сотрудников завода были условия труда и якобы заниженные выплаты за вредность производства. Кроме того, рабочие были не довольны уровнем зарплат.

По данным профсоюза, руководство завода также начало готовиться к забастовке и стало собирать информацию о возможном участии у сотрудников по отдельности – вероятнее всего, таким образом на предприятии хотели минимизировать ущерб производству.

Завод Ford во Всеволожске функционирует с 2002 года. Предприятие выпускает модели Focus и Mondeo. На нем неоднократно проходили массовые забастовки, наибольший резонанс среди которых вызвали акции, состоявшиеся в 2005, 2006 и 2007 годах. Последняя из этих акций протеста длилась 25 дней и завершилась успехом бастующих — руководство завода согласилось повысить им зарплату и улучшить условия труда.

Сергей Гусаров «Газета.Ру»
24.06.2013

 

Мнение эксперта: Зарплаты выше там, где бастуют

 

Социальная и забастовочная активность работников приводит к росту заработной платы, а сама эта активность связана с их возрастом и уровнем квалификации. Такое мнение высказал "Росбалту" директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий, комментируя завершившийся трудовой конфликт на заводе "Форд" в Ленинградской области.

"Когда завод "Форд" начал свою деятельность в России, заработная плата работников там была выше, чем на АвтоВАЗе в среднем всего на 5 тыс. руб., а сейчас — в два с лишним раза", — отметил он.

Поясняя причины забастовок на таких успешных передовых предприятиях, как "Форд" и "Фольксваген", эксперт сказал, что рабочие там бастуют не потому что у них высокая заработная плата. Последовательность, считает он, обратная: там высокая заработная плата именно потому, что на этих предприятиях бастуют.

При этом, отметил Кагарлицкий, эффективность этих предприятий не падает, поскольку недоплаченные зарплаты раньше просто шли в сверхприбыль предприятия.

По его мнению, эти факты доказывается тем, что на российском рынке машины той же ценовой категории, собранные во Франции, Великобритании или в Германии вполне конкурентоспособны по сравнению с автомобилями, собранными в России. И это при том, что заработная плата рабочих в западноевропейских странах намного выше, чем на аналогичных предприятиях в РФ, добавил эксперт.

"В то же время зарплата менеджеров автомобильных концернов в РФ в два-три раза выше, чем зарплата их коллег в Германии или во Франции", — отметил политолог.

"По мнению хозяев, "подкормить" несколько менеджеров — дешевле, чем повысить зарплату рабочим", — констатировал Кагарлицкий.

Другой причиной социальной активности на предприятиях новой экономики являются культурные различия, имеющиеся между ними и предприятиями старой советской экономики, отметил он.

В зарубежных компаниях в России работают более молодые, более динамичные люди, не зараженные вирусом советского корпоратизма, считает Кагарлицкий, отмечая, что на старых советских заводах пожилые рабочие все еще почитают директора родным отцом и в случае чего предпочитают пожаловаться ему, нежели действовать самостоятельно.

"На новых предприятиях люди предпочитают не жаловаться начальству, а бороться за свои права", — отметил эксперт.

 

   

ИА «Росбалт».  24.06.2013

http://www.rosbalt.ru/main/2013/06/24/1144611.html 

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений