АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
3/2013 (93)
Рабочие Ford победили
без боя
Рабочие
российского завода Ford прекратили бессрочную забастовку сразу
после ее начала — руководство согласилось прислушаться к
требованиям профсоюза. По результатам соглашения было подписано
дополнение к коллективному договору, в котором сторонам удалось
прийти к соглашению по множеству вопросов. Тем не менее в
профсоюзе считают, что забастовкой можно было добиться большего.
Новая
забастовка рабочих завода Ford во Всеволожске закончилась через
несколько часов после ее официального начала. Запланированная на
8:30 утра 24 июня акция официально завершилась в 11:30
подписанием дополнения к коллективному договору между профсоюзом
и руководством предприятия, сообщает Межрегиональный профсоюз
работников автопрома (МПРА). Большинство рабочих завода
высказалось в пользу подписания соглашения.
Согласно
достигнутой договоренности, в следующем году зарплата будет
повышена на величину инфляции за 2013 год + 1%.
В МПРА
подчеркнули, что ранее настаивал на 0,5% прибавки вместо 1%.
Кроме
того, профсоюз и менеджмент завода договорились после
общезаводского отпуска создать рабочую группу, которая обсудит
перемены в получении квалификационных разрядов – грейдов, они
прямо влияют на зарплату сотрудников. Профсоюз предлагает
отказаться от обязательных условий получения грейдов: сейчас
рабочие должны выступать с предложениями по рационализации и
активно участвовать в совершенствовании деятельности компании.
Руководство предприятия дало предварительное согласие по этому
вопросу, но некоторые детали по-прежнему требуют уточнения,
утверждают в МПРА.
Помимо
прочего, отдел логистики завода попадет под действие норм,
ограничивающих заемный труд вдвое (форма сезонных трудовых
отношений, когда предприятию нужен персонал на определенный
срок).
В числе
других требований рабочих, которые руководство завода
согласилось удовлетворить, оказалась компенсация в размере трех
месячных окладов для уволенных по медицинским показаниям
сотрудников. В МПРА считают, что договоренность по этому вопросу
станет дополнительным стимулом для работодателя, чтобы
трудоустраивать данную категорию рабочих вместо их увольнения.
Кроме
того, работникам, не оформляющим дополнительное медицинское
страхование в течение двух лет подряд, будет выплачиваться
денежная компенсация к отпуску в размере 10 тыс. руб за каждый
год, начиная с 2012 года. Сейчас 12% занятых на заводе рабочих
попадают под действие этого пункта соглашения.
Еще одной
важной частью договоренности между сотрудниками и менеджментом
стало создание на предприятии кабинетов физиотерапии, с помощью
которых будет осуществляться профилактика производственных
заболеваний у персонала завода.
В самом
профсоюзе результатами соглашения довольны, но в организации
считают, что забастовкой вполне можно было добиться лучшего
итога.
«Безусловно, всем нам хотелось большего. И, вероятно, при
готовности не менее 2/3 работников выйти на забастовку мы
добились бы лучших результатов. Однако в текущей ситуации это
хорошее соглашение. Мы уверены, что результаты года это наглядно
покажут. Более того, многих подписанных в соглашении условий нет
ни у кого в России!», — заявили в профсоюзном комитете завода
Ford во Всеволожске.
Схожей
точки зрения придерживается и председатель МПРА, бывший глава
профсоюза завода Ford Алексей Этманов. «Безусловно, это
компромисс, но компромисс почетный. Условия подписанного
соглашения — среднее между тем, чего требовали мы, и
первоначальной позицией ЗАО «Форд». Мы довольны результатом. Это
лучшее, чего можно было достичь в данных обстоятельствах», —
заключил Этманов.
В компании
Ford «Газете.Ru» подтвердили, что администрация завода и
представители профсоюза успешно обсудили условия дополнительного
соглашения к трудовому договору и подписали этот документ.
«Завод
продолжает работать в штатном режиме и производит автомобили
Ford Focus и Ford Mondeo согласно производственному плану», —
заявили в пресс-службе Ford.
Профсоюз
рабочих завода Ford заявил о проведении забастовки 19 июня.
Предполагаемое количество участников акции протеста должно было
насчитывать около 1,5 тыс. человек – около половины всех
сотрудников завода. Забастовка должна была стать бессрочной, но
в профсоюзе не исключали, что акция может закончиться в момент
летней остановки производства – 5 июля. Основной причиной
недовольства сотрудников завода были условия труда и якобы
заниженные выплаты за вредность производства. Кроме того,
рабочие были не довольны уровнем зарплат.
По данным
профсоюза, руководство завода также начало готовиться к
забастовке и стало собирать информацию о возможном участии у
сотрудников по отдельности – вероятнее всего, таким образом на
предприятии хотели минимизировать ущерб производству.
Завод Ford
во Всеволожске функционирует с 2002 года. Предприятие выпускает
модели Focus и Mondeo. На нем неоднократно проходили массовые
забастовки, наибольший резонанс среди которых вызвали акции,
состоявшиеся в 2005, 2006 и 2007 годах. Последняя из этих акций
протеста длилась 25 дней и завершилась успехом бастующих —
руководство завода согласилось повысить им зарплату и улучшить
условия труда.
Сергей Гусаров «Газета.Ру»
24.06.2013
Мнение эксперта: Зарплаты выше
там, где бастуют
Социальная
и забастовочная активность работников приводит к росту
заработной платы, а сама эта активность связана с их возрастом и
уровнем квалификации. Такое мнение высказал "Росбалту" директор
Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис
Кагарлицкий, комментируя завершившийся трудовой конфликт на
заводе "Форд" в Ленинградской области.
"Когда
завод "Форд" начал свою деятельность в России, заработная плата
работников там была выше, чем на АвтоВАЗе в среднем всего на 5
тыс. руб., а сейчас — в два с лишним раза", — отметил он.
Поясняя
причины забастовок на таких успешных передовых предприятиях, как
"Форд" и "Фольксваген", эксперт сказал, что рабочие там бастуют
не потому что у них высокая заработная плата.
Последовательность, считает он, обратная: там высокая заработная
плата именно потому, что на этих предприятиях бастуют.
При этом,
отметил Кагарлицкий, эффективность этих предприятий не падает,
поскольку недоплаченные зарплаты раньше просто шли в
сверхприбыль предприятия.
По его
мнению, эти факты доказывается тем, что на российском рынке
машины той же ценовой категории, собранные во Франции,
Великобритании или в Германии вполне конкурентоспособны по
сравнению с автомобилями, собранными в России. И это при том,
что заработная плата рабочих в западноевропейских странах
намного выше, чем на аналогичных предприятиях в РФ, добавил
эксперт.
"В то же
время зарплата менеджеров автомобильных концернов в РФ в два-три
раза выше, чем зарплата их коллег в Германии или во Франции", —
отметил политолог.
"По мнению
хозяев, "подкормить" несколько менеджеров — дешевле, чем
повысить зарплату рабочим", — констатировал Кагарлицкий.
Другой
причиной социальной активности на предприятиях новой экономики
являются культурные различия, имеющиеся между ними и
предприятиями старой советской экономики, отметил он.
В
зарубежных компаниях в России работают более молодые, более
динамичные люди, не зараженные вирусом советского корпоратизма,
считает Кагарлицкий, отмечая, что на старых советских заводах
пожилые рабочие все еще почитают директора родным отцом и в
случае чего предпочитают пожаловаться ему, нежели действовать
самостоятельно.
"На новых предприятиях люди предпочитают не жаловаться
начальству, а бороться за свои права", — отметил эксперт.
[главная страница
сайта] [оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|