АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 2/2013 (92)

 

Либеральная болтовня об истории – и действительная история

 

   Вокруг предложения Президента Путина создать единый учебник истории для школы началась, в прямом смысле, идеологическая война. В которой, как и на московских улицах и площадях в конце прошлого года, противостоят друг другу две силы: либералы и “патриоты”.

   Либеральное “Эхо Москвы” (“Особое мнение”, 5.03.13, 17.00) разразилось истерикой госпожи Альбац, которая в годовщину смерти Сталина адресует Сталину и его соратникам (Ворошилов, Берия, Каганович, и др.) слова благородного негодования: “садисты, банда убийц etc.- и только.

  “... Вот вы посмотрите, это данные «Мемориала». Подпись Сталина на расстрельных списках стоит на 357 списках. Второй по частоте – это Молотов, а дальше Каганович, Ворошилов, Жданов и так далее…”

  “ И никакого другого объяснения, кроме того, что Сталин был садист, что Молотов был садист, что Ворошилов был садист. Или, там, Каганович, который пишет на одном из расстрельных списков «Приветствую. Каганович» ”.

 

   В программе “Обложка -1” того же “Эха”(5.03.13, 20.07) Сергей Мироненко - директор Государственного Архива РФ и Андрей Сахаров - доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, директор Института Российской истории РАН в 1993 – 2010 годах  обсуждали данные социологических опросов об отношении людей к Сталину, придя к таким выводам:

А.Cахаров: “Что такое сталинизм. Это система, опирающаяся на огромное количество людей того периода, на низы общества. Сталинизм это низы. Это и Сталин и его окружение. Люди невысокого пошиба. И огромное количество людей низового порядка. Это беднота крестьянская, неквалифицированные рабочие. Это конечно не интеллигенция, это красноармейцы, недавно мобилизованные и прошедшие фронт гражданской войны, которые не знали, что делать дальше в начале 30-х годов. И вот это отношение к Сталину. Эти люди маленькие, малокультурные, зависимые от общества, стремящиеся утвердить себя за счет величия общества”.

  С.Мироненко дополняет объяснение:

 “Мне кажется, что любовь к Сталину это протест против сегодняшнего положения в стране. Против бесправия простого человека, против коррупции невероятной. Против зажравшихся, простите за такое слово, чинуш, которые вершат судьбы простых людей .” Правду в судах искать бесполезно. Без таджиков – гастарбайтеров невозможно выйти из дома в занесенный снегом двор и т.п. “ И тут, конечно, возникает фигура Сталина. Сталина не реального, Сталина мифологического. Вот вам бы Сталин, Сталин бы вам показал.” Отсюда - 36 % и более людей, одобряющих Сталина. А молодежь за Сталина – из фронды: это тоже протест. Людей, не живших при Сталине.

   Выход оба участника видят в одном: надо рассекречивать архивы.

   Далее – “страстный” монолог А.Сахарова:

 “…вот сегодня это все рассекречено. И 8 томов опубликовано с 22 года по 31 год. Сейчас мы (публикуем) 32-34 годы. Все известно. Это страшная картина реальной жизни страны того периода. Это и иллюзии людей, и протест людей, и забастовки, и организация против слома церквей, мечетей. И прочее. Все это известно. И кстати в этих документах есть очень любопытный мотив, о котором мы не говорим. Ни в передачах наших, ни в исследованиях. О связи Сталина и сталинизма с народом. Вот эта связь Сталина и народа, как народ реагировал на сталинизм, на эту диктатуру. Вот это мы и не исследуем. Почему? – потому что мы боимся сказать правду о народе. Мы боимся об этом говорить. Кое-кто говорит об этом, но так вскользь и с оглядкой, как это так народ свят. Вот сегодня ваша передача посвящена чему – Сталину, преступлениям Сталина. Простите меня, а где был народ в это время, что он делал. Он был что, святым? Миллионы людей доносили на других людей. Миллионы расстреливали миллионы. Миллионы мучили, сажали. Изничтожали . Даже возьмите воспоминания по Соловецкому лагерю. Первые безобразия, измывательства над заключенными - ведь тогда Сталина не было. Это делали люди простые, рабочие, крестьяне. Которые взяли власть. И, по моему мнению, самая страшная диктатура в мире вообще, какая может быть, это диктатура простого народа”

  И далее:

  “…молодому поколению надо внушать мысль, что в основном за эти сталинские преступления и виноваты не только руководство страны, но и огромное количество простых людей, которые участвовали в этом. Причем я не хочу сказать, что они виноваты в этом. Это их не вина, это их беда. Это их жизнь, их выход из бараков, из коммуналок, землянок. Это их попытка сведения счета с теми, кто выше их. Кто умнее их. Тогда я думаю, главной чертой тогдашней жизни была невероятная совершенно нетерпимость к инакомыслию, считалось, что все, что эти люди говорят и думают, это правильно, основа этого было невежество. Полное невежество. И об этом мало говорим, что это были люди невежественные. И они диктовали нашу жизнь, они диктовали наши правила и сверху донизу, снизу до политбюро .”

  И наконец, вывод уже “философского” порядка:

     “…когда мы говорим о массе, о народе, о культуре, общую канву, общую обстановку, ситуацию в стране культурную нельзя сбрасывать со счетов. И именно в этой среде сталинская диктатура созревала. Именно в этой среде все эти безобразия, преступления”…

  и вот такой курьез:

  “…и кстати эти люди малоквалифицированные, полуграмотные, именно они выиграли войну. И они погибали, потому что они были малопрофессиональные, они были совершенно не подготовлены, они не знали, что такое новая техника…”

Таков “крик души” либерала. Притом – “специалиста” историка!

  Итак, в злодеяниях Сталина виноват невежественный “простой народ”: это была его попытка “свести счеты с теми, кто выше их и умнее их”. Пришла диктатура невежества. “Победила беднота”- на ее совести и все злодеяния. Эти же “некультурные”, “неквалифицированные” люди и выиграли войну - ценой героизма от неумения (!?) и гигантских жертв.

 

                                             -------------

 

    Трудно решить, чего больше в этих истериках и рассуждениях господ либералов – элементарной мещанской глупости или сознательного лицемерия. Они относят сталинские репрессии, (несомненно поддержанные, а во многих случаях инициированные снизу!) либо на счет патологической жестокости вождя и его соратников, либо на счет “серости” и “некультурности” тогдашних масс бедноты, ее ненависти к тем, кто “выше и умнее их”. Естественный вопрос: а откуда взялась эта “серость” и “некультурность”- не приходит им в голову. А взялась она из веков угнетения и эксплуатации “культурными” и образованными ”верхними классами”  “темного” народа. Культурные помещики строили свои великолепные имения, присваивая труд крепостных. “Квалифицированные” высокообразованные инженеры (и рабочие тоже!) хорошо оплачивались хозяевами предприятий за счет прибылей, извлекаемых из труда малообученных работяг (ну прямо как сейчас - в случае гастарбайтеров!). Социальное неравенство и присвоение “культурной” прослойкой труда “некультурной” части общества, простых масс – вот что из века в век создавало ту ненависть к “образованным” и “бывшим”, которая потом повела и к “расстрельным” спискам в эпоху Сталина. Это была “социальная месть” бывших угнетенных своим угнетателям. И как всякая месть, она сплошь и рядом не имела границ, была “бессмысленной и беспощадной”. (Что и было искусно использовано во внутриноменклатурных разборках сталинских времен!).

   Лучшие представители русской культурной элиты, русской интеллигенции поднимались до понимания этого (вспомним “Двенадцать” Александра Блока, “Гадюку” Алексея Толстого и др.). Но было бы наивным требовать такого понимания от “интеллигентов” эпохи “либерального реванша”. Народофобия – вот девиз всех этих Альбац, Сванидзе, Латыниных, Сахаровых, Венедиктовых и проч. С упорством, достойным лучшего применения, они продолжают тянуть свою старую песню о преступности коммунизма как идеологии бедноты, направленной против тех, кто “выше и умнее”, а  коллективизм отождествляют со стадностью. ”Они ничего не забыли – и ничему не научились”- это сказано и про них. Культивируемая ими история – это история  тех, кого народ сбросил со своей шеи в 1917 году: т.е. класса господ - и лакеев, которые им служили. Т.е.- классовая история.  Забавно, как часто ее излагают потомки других - кого именно ужасная (см. выше) “диктатура простого народа” вывела из состояния “серости” и “некультурности”, дав образование и подняв к вершинам как культуры (включив в состав новой советской интеллигенции!), так и власти.

    Учебника, отражающего истину истории, эти люди не напишут!

    А как ведут себя некоторые люди, называющие себя левыми и даже “коммунистами”? 5-го марта Геннадий Зюганов возложил венок на могилу Сталина у кремлевской стены –как создателю великой “красной империи”, победившей фашизм и указавшей человечеству путь в “светлое будущее”. Бесспорно – своевременная индустриализация, обеспечившая победу в великой войне, быстрое послевоенное восстановление страны, мобилизация науки и промышленности для овладения ядерным оружием, наконец, выход в космос и создание ракетно-ядерного щита относятся к несомненным достижениям системы, созданной Сталиным – мобилизационной системы. Но столь же очевидны и ее пороки: ликвидация демократии (сначала – в партии, потом – в общественной жизни), ликвидация рабочего и народного контроля над деятельностью партии, ее бюрократизация, раздувание культа “вождя” (столь чуждого Ленину). Которые в итоге и привели к бессмысленным, а часто преступным репрессиям в отношении  членов партии (включая соратников Ленина в революции), военных, специалистов, деятелей культуры и рядовых граждан. Репрессии среди комсостава армии обусловили неудачное начало войны ( приведу слова одного из участников Сталинградской битвы:” Если бы не 1937 год – Сталинград был бы во Львове.”). Послевоенная “борьба с космополитизмом”, “буржуазной лженаукой”- генетикой  вызвали отставание отечественной науки в области биологии и т.д.

   Попытка Н.С.Хрущева реформировать бюрократическую систему власти в 1956-58 гг, хотя и привела к ряду ощутимых сдвигов (так наз.”оттепель” 1960-х гг) в конечном итоге была неудачной. Уже Брежнев восстановил “сталинизм с человеческим лицом” Подавление военной силой реформ в Чехословакии в 1968 году показало, что бюрократия не намерена отказываться от своей бесконтрольной власти. Деградация экономики и самой партии продолжалась до конца 1980-х годов. Наконец, в 1991 г, после неудачного “путча”, КПСС была  отстранена от власти и распущена. В конце 1991 года бывший член ЦК КПСС Ельцин, тогдашний Президент РСФСР, начал реставрацию капитализма.

    Предательство идеалов коммунизма, отказ от демократии как народовластия, разграбление бывшей партийной верхушкой государственной собственности, созданной десятилетиями труда народа, ликвидация всех достижений советской власти в области науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д. – таков в сущности финал деградации партии, некогда принявшей как форму существования – сталинизм.

    Надо ли убеждать тех, кто считает себя левыми, что (при всей ностальгии по советскому прошлому!) возврат во времена сталинизма - недопустим!

 

март 2013 г.   Ю.Бобров

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]
 


счетчик посещений