АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 2/2012 (85)

 

Кто был виновником поражения Красной армии в советско-польской войне 1920 года?

 

    Полтора года назад В.Кочергин в статье «Два подарка народу - победителю» («Новый Петербург» № 19 ((920) от 20 мая 1910) дал совершенно неправильный ответ на вопрос: кто был виновником поражения Красной Армии в советско-польской войне 1920 года? Увы, в ней автор показал свое очень плохое знание действительной истории Гражданской войны и хорошее - фальсифицированной.  В частности,  в о п р е к и   ф а к т а м,  он утверждает, что «Сталин тут не причем», и что не Сталин, а… Тухачевский повинен в пленении поляками десятков тысяч красноармейцев, около 60 тысяч из которых затем погибли от голода и холода в польских лагерях. Но именно Сталин здесь очень даже причем!
   И вот снова с таким же НЕВЛАДЕНИЕМ ФАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ мы встречаемся  в статье уважаемого московского поэта и публициста Александра Боброва «Жила и… спала одна баба» («Советская Россия» № 133, 26 ноября 2011), в которой он не только фактически оправдывает сталинские репрессии против М.Н.Тухачевского и других прославленных Героев Гражданской войны, но и обвиняет Тухачевского в … проигрыше Польской компании 1920 года.
  ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ.
Маршал Тухачевский был самой яркой фигурой среди полководцев Октябрьской революции. И только один эпизод связывает его биографию со Сталиным особым образом: польские войска в апреле 1920 неожиданно начали наступление на Украине, и. почти не встречая сопротивления. дошли до Киева и 7 мая 1920 года взяли его. Однако Красная Армия, высвободившаяся на деникинском фронте, вскоре очистила Украину от белополяков и начала свое победное наступление на Варшаву. Тухачевский со своими основными силами стоял под Варшавой на расстоянии артиллерийского выстрела, и в первых числах августа был готов бросить всю свою армию на захват польской столицы. Он ожидал подхода Конной армии, которая под командованием Буденного стремительно продвигалась к Львову с Юго-Западного фронта. Руководимый Л.Д.Троцким Реввоенсовет Красной Армии принял решение с 1 августа передать Тухачевскому и командование Юго-Западным фронтом.
      Тухачевский отдает приказ командующим армиями Юго-Западного фронта повернуть войска на Люблин и прикрыть левый фланг основных сил Красной Армии во время решающей битвы на Висле. 11 августа этот приказ был подтвержден Москвой.  А членом Реввоенсовета Юго-Западного фронта и политкомиссаром 1-й Конной армии был не кто иной, как Иосиф Сталин. И именно по его распоряжению, вопреки прямому приказу Москвы, Буденный, Ворошилов и командующий 12-й армией отказались повиноваться приказу Ленина и Троцкого. Конная армия, вместо того, чтобы идти к Варшаве, продолжала двигаться на Львов. 15 августа 150-тысячная (по другим данным – 110-тысячная) польская армия, реорганизованная усилиями генерала Вейгана и получившая в подкрепление от Франции и других стран Антанты  1,5 тыс. орудий, 10 млн снарядов, 700 самолетов, 200 бронемашин, 2800 пулеметов, 327тыс. винтовок и др. вооружение, нанесла удар по нашим войскам со стороны Люблина. С 15 по 20 августа поляки ринулись через люблинский прорыв, пока Буденный и Ворошилов тщетно бились под Львовом.
      Маршал Пилсудский писал в своих мемуарах, что тот факт, что Буденный по вине Сталина не смог соединиться с Тухачевским, оказался решающим в войне. «Соединение Буденного с Тухачевским грозило бы нам самым страшным. Все мне казалось безнадежным, и лишь неспособность армии Буденного атаковать меня с тыла и слабость, проявленная 12-й армией, вселили в нас уверенность». 
      Именно по вине Сталина (а не по вине Тухачевского и не из-за талантов Вейгана) было провалено блестящее наступление, начатое Красной Армией на Варшаву, то наступление, успех которого мог тогда изменить весь ход истории.
     Ни Тухачевский, ни Сталин никогда не смогли забыть польской кампании. На лекциях, прочитанных в Военной академии и опубликованных в виде книги в 1923 году, Тухачевский сравнил поведение Сталина под Львовом с преступно некомпетентными действиями генерала Ренненкампфа в сражении при Танненберге, принесшем поражение царской армии в 1914 году.
     Сталин не простил Тухачевскому те дополнения, которые тот внес в его биографию. Улучив верный момент, он мстил всем, кто когда-либо задел его за живое. Тухачевскому не было суждено стать исключением.
       Так что к пленению более 146 тысяч красноармейцев (из которых, по разным данным, от 60 до 82 тысяч погибли в польском плену), Сталин, вопреки утверждениям В.Кочергина и А.Боброва, имеет самое непосредственное отношение. Да, действительно, он «не запятнал себя ни…расстрелом царской семьи, ни казнями белогвардейцев в Крыму [после разгрома Врангеля], ни травлей газом тамбовских крестьян», но зато на его счету десятки других преступлений. (О которых старшее поколение советских людей, в отличие от молодого «россиянского», слишком хорошо помнит – испытало их, причем неоднократно, – на своих собственных трагических судьбах). Достаточно упомянуть хотя бы уничтожение в 1937-38 гг. всего золотого фонда ленинской партийной гвардии и почти всех Героев Гражданской войны – высший комсостав Красной Армии(!).

 

    Виктор Ягодинский,
доктор наук, автор ряда книг по истории СССР,
Москва.
Геннадий Каттерфельд,
профессор,
руководитель Политологического Семинара
 Ассоциации жертв незаконных репрессий,
Ленинград – С.-Петербург.

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]      [последний номер]
 


счетчик посещений