АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
2/2012 (85)
Разум против варварства
В последние несколько лет, после кончины патриарха
Московского и Всея Руси Алексия II и
приходом на это место Кирилла (в миру – гражданина Владимира
Михайловича Гундяева), мы наблюдаем невиданную экспансию
иерархов Русской православной церкви (РПЦ) в сферы образования,
массовых коммуникаций, культуры, социальных отношений. Похоже,
новый руководитель РПЦ всерьез вознамерился превратить свое
ведомство в ведущую структуру отечественной политической жизни,
определяющей духовную жизнь нашего общества и существенно
влияющей на частную жизнь русских людей.
При этом патриарх Гундяев, активно разъезжая по стране и
миру, не брезгует высказываться на самые разные темы и совершать
разного рода символические жесты. Видимо, всерьез полагая себя
прямым наследником московских митрополитов, выступавших
арбитрами в спорах между князьями тех лет, патриарха Никона,
одолевшего раскольников и одного из первых мастеров русского
литературного слова Аввакума. Видя в качестве промежуточной
инстанции всякого рода «новомученников и исповедников
российских», то бишь черносотенцев, белогвардейцев и прочих
врагов трудового народа, многие из которых получили по заслугам,
а ныне являются объектом культового поклонения и чуть ли не
возведения в новоявленные «святые».
Безусловно, эта линия проявлялась в среде иерархов РПЦ и до
интронизации Кирилла в январе 2009 года. Хотя и не в столь явных
и вызывающих формах. Покойный патриарх Алексий
II вел себя, если можно так
выразиться, более эстетично и старался резкими политическими и
идеологическими заявлениями не брать излишней ответственности ни
на себя, ни на РПЦ. Памятуя, видимо, стоившую ему многих
душевных сил и здоровья попытку остановить кровопролитие в
Москве осенью 1993 года. Алексий II
при всем мировоззренческом с ним несогласии вызывал и вызывает к
себе, скорее, чисто человеческую симпатию. В силу умудренности
житейским опытом, образованности, просто почтенного возраста. В
силу отсутствия высокомерия и образа жизни, присущего любому
нормальному, без отклонений, извращений и фанатизма, человеку.
Не то – патриарх Гундяев. Его отношение к большевизму как
течению русской общественной мысли, к социалистической революции
и Советской власти имеет, помимо причин сугубо идеологических, и
вполне весомую личную мотивацию. За контрреволюционную
антисоветскую агитацию не один год пробыл в лагерях его дед. Да
и сам г-н Гундяев, думается, провел до 1991 года не одну
бессонную ночь в ожидании вполне возможного наказания – благо
статей в УК РСФСР имелось немало, и не только за антисоветскую
агитацию… Теперь же, в капиталистической России, мстит за свой
прежний страх и сводит счеты с Октябрьской революцией, тщетно
пытаясь искоренить ее наследие из памяти и жизни народной.
В конце августа г-н Гундяев изволил посетить отдаленные
регионы страны. В столице Восточной Сибири не прошел мимо
памятника расстрелянному по приговору Иркутского Совета палачу
Колчаку, а на Колыме – памятника жертвам политическим репрессий.
При этом патриарха Гундяева потянуло на обобщения: «В этом месте
за религиозные убеждения пострадало очень много людей. В
каком-то смысле это один из общероссийских жертвенников… В
каком-то смысле Колыма — это один большой антиминс, один большой
престол, так много людей здесь пострадало и погибло за веру».
Гр-на Гундяева не беспокоит прах честных коммунистов и настоящих
советских патриотов, которых он к «новомученикам и исповедникам»
не относит. Что же до «пострадавших и погибших за веру», то если
ознакомиться с ныне рассекреченными и опубликованными архивными
документами, получается, что очень многие из них попали в
«ежовые рукавицы» органов государственной безопасности Союза ССР
за хранение оружия и взрывчатых веществ, создание нелегальных
террористических групп и подготовку вооруженного мятежа...
Впрочем, помимо большевиков и их предшественников в лице
русских революционеров-демократов, есть у г-на Гундяева еще один
злейший враг, с которым он не раз пытался заочно полемизировать
– умерший в 1784 году великий французский просветитель и один из
создателей современной французской литературы Дени Дидро, по
определению Герцена, «глубокомысленнейший из всех
энциклопедистов». Философ, отнесенный Лениным к числу «великих
материалистов».
Выступая 28 июня 2011 года с проповедью в
Успенском соборе Московского Кремля, патриарх Кирилл (Гундяев)
много говорил о «греховности людской», данной-де каждому из нас
от рождения. Г-н Гундяев со всей серьезностью возвестил стране и
миру, что «помраченная грехом природа человека существует. Грех
совершает каждый человек, и каждое последующее поколение людей
этот грех усугубляет… Мы знаем, что существует наследственный
механизм, что человек передает последующим поколениям свою
природу, в том числе… и греховные склонности, и буйства
страстей…»
Впрочем, основной пафос речений г-на Гундяева свелся отнюдь
не к банальному обличению стремления людей самим определять свою
судьбу, самим устраивать свою личную и общественную жизнь,
распоряжаться собой по собственному усмотрению, но к атаке на
тех, кто дает этому естественному человеческому порыву идейное и
политическое обоснование: «В новейшее время в философии, которая
стала господствующей, фактор греха полностью исключается, его
нет, о нем не говорят. В начале всей этой философии лежало
заблуждение некоторых философов, которые утверждали, что человек
рождается и приходит в этот мир чистым, и все остальное зависит
от того, как его воспитать, в какие условия поместить, какие
педагоги у него будут, какие социальные условия существуют…»
Почти два года тому назад, говоря о том же самом почти теми
же словами, г-н Гундяев назвал и имя этого «некоторого
философа»: «мнение Дидро было не более чем прекраснодушным
взглядом на человека, который приходит в мир якобы
святым. А отсюда следовало очень простое заключение: ничего не
нужно делать, не мешайте человеку быть свободным – он сам
свободно разовьет свой потенциал; снимите все табу, все
ограничения, в том числе религиозные. Нередко религиозные
ограничения связывали с таким понятием, как тирания. Вначале
подобные взгляды вошли в сознание французского общества и во
французскую политическую культуру, а затем через французскую
революцию перешли и в Россию, когда сам факт существования
христианской морали стал восприниматься как некая тирания над
личностью». Оказывается, «когда
Дидро говорил о
том, что человек рождается светлым и святым, он имел в виду
чисто физическое рождение человека, но он упускал из вида
наследственную передачу греха. Греховность присутствует в
природе человека…»
Все это не ново и сильно напоминает ту самую традиционную, а
вернее сказать, средневековую мораль, с которой успешно воевали
еще гуманисты и философы-просветители. Приоритет семейных
ценностей, мелкого мира частных забот рассматривается власть и
деньги имущими как самое надежное средство против вовлечения
людей в дела общественные, когда в процессе социализации человек
начинает ощущать себя гражданином, от личного поведения которого
многое в стране зависит. Главный кошмар российской элиты – страх
перед изменениями общественных настроений, перед вытекающими из
этого изменениями в обществе, страх перед возможной социальной
революцией – сквозит в каждом слове спичей патриарха Гундяева о
«семейной морали» и «пользе молитвы»: «Современный человек
нуждается в молитве, может быть, сильнее, чем предшествующие
поколения. Именно для того, чтобы уравновесить обрушивающиеся на
человека проблемы и конфликты внутренней духовной силой, и нужна
помощь Божия. Человек вообще не может жить без Божией помощи».
Сам со своими проблемами он, конечно же, справиться не в
состоянии…
Когда-то давно ханжеская религиозная
мораль, охранявшая «священные» феодальные принципы, уже дала бой
именно под этими знаменами гуманистическому мировоззрению. И
полностью его проиграла. Общественное сознание развивалось в
направлении от бога к человеку, от средневекового аскетизма с
его волей к смерти, тягой к умерщвлению плоти и подавлению
любых телесных желаний к жизнерадостному свободомыслию
Возрождения и наследовавшего ему Века Просвещения. Этот путь -
от обращения к «душе», что на практике вело к полному отвращению
человека от мира, до утверждения ценности реальной земной
действительности – стал магистральной дорогой развития нашего
общества. Что логично и понятно, ибо «невозможно угнетать народ
правилами, подходящими лишь для нескольких меланхоликов и
скроенными по их характеру» (Дени Дидро).
В центре средневековой культуры стоял бог,
находящийся за пределами конечного, людского бытия. Когда же
благодаря деятельности гуманистов и просветителей, говоря
словами Энгельса, «духовная диктатура церкви была сломлена», в
системе нового мировоззрения человек, реальный, земной,
внутренне свободный, занял то самое место, которое до этого
принадлежало богу. И революция лишь подвела политическую черту
под этим процессом, приводя общественные отношения в
соответствие с уже сложившимися экономическими формами, сделала
решающий шаг в сторону общества людей, полностью осознающих
значение и ценность своей человеческой личности и своей
индивидуальной свободы, без которой немыслима и свобода всех.
Понятно, что для г-на Гундяева гуманистическая
мысль Века Просвещения нелюбезна сама по себе. Ведь вольтерьянцы
«религиозные ограничения связывали с таким понятием, как
тирания». Еще более их воззрения ненавистны патриарху как
обоснование Великой французской буржуазной революции, ибо через
нее эти идеи «перешли и в Россию», к русским большевикам. Нет
более противоречащего всей своей жизнью и всем своим творчеством
понятию «христианского смирения и аскезы» человека, нежели Дени
Дидро с его культом разума, человеческого счастья, с его
философией наслаждения. Его трактовка морали, вне всякого
сомнения, противоречит писаниям отцов церкви: «Мы получаем от
природы лишь одинаковую с другими существами организацию, те же
самые потребности, что и у других, стремление к тем же
удовольствиям и боязнь тех же самых страданий: вот что делает
человека тем, что он есть, и что должно быть основой его морали…
чтобы обладать моралью, надо быть свободным, — да, надо иметь
возможность выбирать, принимать решение сделать скорее так,
нежели иначе…»
Светская и духовная власть боролись против рационализма
Дидро, его веры в человека и в прогресс в развитии общества, его
революционного темперамента. Не оставляют его в покое и два с
лишним века после смерти. Патриарх Гундяев, как истинный вождь
своего класса, чётко уловил идейную линию, которая от
энциклопедистов через французских якобинцев и
европейских марксистов нашла своё конечное воплощение
в русском большевизме. Линию борьбы за свободу личности,
за её человеческое достоинство, свободное от любой
эксплуатации, от тирании невежества, от господства
предрассудков. «Я знаю одно-единственное средство уничтожить
культ, именно: возбудить презрение к его служителям за их пороки
и убожество». Эту мысль Дидро г-н Гундяев, похоже, примеряет на
самого себя и свое ближайшее окружение. И понимает в глубине
души, что великий философ в очередной раз попал в цель…
Агрессивное навязывание гражданам социальной пассивности,
невежества и иррационализма давно стало официальной политикой
буржуазной власти и верно обслуживающих ее интересы церковных
верхов. Только вряд ли получится. Как учит история, прогресс не
остановить. И не зря Бомарше вложил в уста своего любимого героя
пророческие слова: «Все решает ум один. Повелитель сверхмогучий
обращается во прах. А Вольтер живет в веках». Слова и дела Дени
Дидро и Вольтера, Маркса и Энгельса, Герцена и Ленина вызывают
интерес и симпатию и поныне. А кому интересны их гонители? Ибо,
как говорил классик, «уму подвластно всё». И никакой
«намордник», никакой запрет уму не страшен. Разум обязательно
победит варварство. Так было в истории – так и будет в
современной России. Человечеству трудно смириться с попытками
временщиков вновь загнать его в стойло застарелых предрассудков.
[главная страница
сайта] [оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|