АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
2/2011 (80)
Как побороть
коррупцию и безответственность власти в Петербурге
Тотальная коррупция в органах власти,
наряду с обнищанием и деградацией населения является визитной
карточкой современной России. По совпадающим оценкам многих
экспертов рынок коррупции составляет в стране около 300 млрд.
долларов ежегодно, более трети государственного бюджета
разворовывается, в стране сложилась система кормления, когда
чиновники, придя к власти, начинают жить за счет своей
должности.
Как же преодолеть эту социальную болезнь,
как избавиться от чиновничьего беспредела и безответственности?
Все мы наблюдали, как на протяжении целого десятилетия правящий
режим декларировал единственное средство лечения - укрепление
вертикали исполнительной власти, свертывание демократических
институтов. Но, система личной преданности чиновников
вышестоящему начальству и «ручного управления» в кризисных
точках со стороны правящего тандема показала свою полную
несостоятельность. В Петербурге банкротство подобной же системы,
во главе которой стоит назначенный, а не выборный губернатор,
снимающий стружку со своих подчиненных на заседаниях
правительства и в ходе еженедельных инспекционных поездок по
районам, особенно ярко проявилось в ходе борьбы с превратностями
очередной «аномальной» зимы.
Можно ли пресечь эти авторитарные тенденции
и восстановить систему гражданского и политического контроля за
исполнительной властью субъекта федерации не меняя федерального
законодательства? Оказывается, это можно сделать, не
пересматривая федеральных законов «О политических партиях», "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации", устанавливающих нынешнюю систему
утверждения губернаторов указами президента.
Россия все же является федеративным
государством, и по конституции, каждый субъект федерации, в т.ч.
и Санкт-Петербург имеет право самостоятельно определять модель
взаимоотношений исполнительной власти (правительство) и
представительной власти (парламент). Так, в п.1 ст.24
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" говорится:
« Законодательный (представительный) орган государственной
власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в
формировании высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или
согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации… Формы такого участия устанавливаются
конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации,
а в отношении руководителей территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти также федеральным законом». Пункт
2 этой же статьи предполагает возможность парламентского
контроля за исполнительной властью через «вотум недоверия»: «Законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта
Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в
назначении которых на должность он принимал участие, если иное
не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской
Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям
влечет немедленное освобождение их от должности или иные
последствия, установленные конституцией (уставом) и (или)
законом субъекта Российской Федерации.»
Значит, достаточно внести изменение в Устав
Санкт-Петербурга и эти нормы федерального закона из разряда
возможного перейдут в действительное. Конкретно, речь идет о
внесении поправок в статьи Устава «Губернатор Спб»(ст.37),»Полномочия
губернатора» (ст.42) и «Правительство СПб» (ст.43).Смысл этих
поправок должен состоять в том, что губернатор остается высшим
должностным лицом Санкт-Петербурга, но полномочия его изменяются.
Наряду с губернатором, представляющим Санкт-Петербург во
взаимоотношениях с федеральными органами власти, вводится
должность Председателя правительства как главы высшего органа
исполнительной власти Санкт-Петербурга (вместо нынешнего
вице-губернатора-руководителя исполнительного органа
государственной власти СПб).
Предложение занять эту должность и
сформировать состав правительства Санкт-Петербурга губернатор
дает по итогам выборов в Законодательное собрание партии (коалиции
партий) имеющих большинство в городском парламенте. Состав и
программа этого правительства утверждается парламентом
Санкт-Петербурга (вместо нынешней процедуры согласования
назначений вице-губернаторов). Может появиться в Уставе
Санкт-Петербурга и предусмотренная федеральным законом процедура
выражения недоверия со стороны большинства членов
Законодательного собрания Председателю правительства или
отдельным министрам, которая ведет к их немедленной отставке.
Губернатор лишается права освобождать от должности членов
Правительства, утверждаемых парламентом.
Данная модель взаимоотношений правительства
и парламента Петербурга, напоминающая французский вариант
смешанной (парламентско-президентской) республики с сильными
префектами департаментов Франции может стать мощным барьером на
пути коррупции и безответственности чиновничества. Как известно,
европейские государства с их развитыми формами политического,
парламентского и общественного контроля за исполнительной
властью резко отличаются в этом отношении от России. Изменения в
Устав Петербурга разумеется должны сопровождаться внесением
изменений в городские законы о правительстве Санкт-Петербурга, о
структуре местного самоуправление (воссоздание районных советов),
по усилению гарантий оппозиции и др.
Как известно, поправки в Устав Петербурга
принимаются большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов
ЗАКСа. Можем ли мы рассчитывать, что оппозиция получит это
большинство и преодолеет сопротивление «Единой России», которой
такое изменение системы власти, основанной на личном
протекторате президента, премьера, губернатора – смерти подобно?
Это будет зависеть от способности нынешних
оппозиционных партий договориться между собой и усилить, таким
образом, свое влияние среди избирателей. Напомним, что на
выборах в марте 2007 года в городской парламент «Единая Россия»
получила только 37% голосов избирателей, и чтобы обеспечить себе
большинство подкупило ряд депутатов из оппозиционных фракций, а
также пошло на блок с ЛДПР.
Чувствуя в этом году падение своего
партийного рейтинга, «Единая Россия» вновь пошла на изменение
избирательного законодательства в СПб. Она не только добилась
совмещения городских выборов с выборами в Государственную Думу 4
декабря этого года, но и будет проводить их по смешанной
системе:25 депутатов избираются по партийным спискам и 25 - по
мажоритарной системе в территориальных избирательных округах.
Тем самым, используя еще сохранившееся свое относительное
большинство в электоральных предпочтениях, а также многолетний «прикорм»
избирателей в своих округах депутатами-единороссами из числа
ветеранов депутатского корпуса, они рассчитывают обеспечить себе
прочное большинство мест в Законодательном собрании.
Сорвать эти планы можно только объединением
сил всех оппозиционных партий при выборах в одномандатных
округах - тогда их совокупный избиратель возьмет верх над
избирателем «Единой России». Но этого результата можно добиться
только распределением округов между этими партиями с устранением
конкуренции их кандидатов. Теоретически это возможно.
Теоретически возможно и выдвижение единой программы реформы
избирательной власти, о которой речь шла выше. Но для этого
необходимо, чтобы оппозиционные партии, не скрывая и не
замазывая своих идеологических разногласий, взяли бы на себя
ответственность сформировать избирательную коалицию, чтобы
покончить с безответственностью и монополизмом партии чиновников
- «Единой России».
Это резко изменило бы политическую и
электоральную ситуацию в нашем городе и сказалось бы на
результатах выборов. Гражданская коалиция в защиту Петербурга
могла бы оказать свое содействие в решении этой задачи. Она
могла бы также стать площадкой для переговоров о поддержке
общественностью оппозиционных партий, о выработке общей
предвыборной программы, об уточнении той модели организации
городской власти, которая позволит преодолеть коррупцию и
безответственность чиновников. Другого легального способа
преодолеть монополию этих чиновников на власть - нет.
Читайте также:
[главная страница
сайта] [оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|