АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 2/2011 (80)

 

Как побороть коррупцию и безответственность власти в Петербурге

 

  Тотальная коррупция в органах власти, наряду с обнищанием и деградацией населения является визитной карточкой современной России. По совпадающим оценкам многих экспертов рынок коррупции составляет в стране около 300 млрд. долларов ежегодно, более трети государственного бюджета разворовывается, в стране сложилась система кормления, когда чиновники, придя к власти, начинают жить за счет своей должности.

Как же преодолеть эту социальную болезнь, как избавиться от чиновничьего беспредела и безответственности? Все мы наблюдали, как на протяжении целого десятилетия правящий режим декларировал единственное средство лечения - укрепление вертикали исполнительной власти, свертывание демократических институтов. Но, система личной преданности чиновников вышестоящему начальству и «ручного управления» в кризисных точках со стороны правящего тандема показала свою полную несостоятельность. В Петербурге банкротство подобной же системы, во главе которой стоит назначенный, а не выборный губернатор, снимающий стружку со своих подчиненных на заседаниях правительства и в ходе еженедельных инспекционных поездок по районам, особенно ярко проявилось в ходе борьбы с превратностями очередной «аномальной» зимы.

Можно ли пресечь эти авторитарные тенденции и восстановить систему гражданского и политического контроля за исполнительной властью субъекта федерации не меняя федерального законодательства? Оказывается, это можно сделать, не пересматривая федеральных законов «О политических партиях», "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающих нынешнюю систему утверждения губернаторов указами президента. 

Россия все же является федеративным государством, и по конституции, каждый субъект федерации, в т.ч. и Санкт-Петербург имеет право самостоятельно определять модель взаимоотношений исполнительной власти (правительство) и представительной власти (парламент). Так, в п.1 ст.24 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" говорится: « Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации… Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом». Пункт 2 этой же статьи предполагает возможность парламентского контроля за исполнительной властью через «вотум недоверия»: «Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.»

Значит, достаточно внести изменение в Устав Санкт-Петербурга и эти нормы федерального закона из разряда возможного перейдут в действительное. Конкретно, речь идет о внесении поправок в статьи Устава «Губернатор Спб»(ст.37),»Полномочия губернатора» (ст.42) и «Правительство СПб» (ст.43).Смысл этих поправок должен состоять в том, что губернатор остается высшим должностным лицом Санкт-Петербурга, но полномочия его изменяются. Наряду с губернатором, представляющим Санкт-Петербург во взаимоотношениях с федеральными органами власти, вводится должность Председателя правительства как главы высшего органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (вместо нынешнего вице-губернатора-руководителя исполнительного органа государственной власти СПб).

Предложение занять эту должность и сформировать состав правительства Санкт-Петербурга губернатор дает по итогам выборов в Законодательное собрание партии (коалиции партий) имеющих большинство в городском парламенте. Состав и программа этого правительства утверждается парламентом Санкт-Петербурга (вместо нынешней процедуры согласования назначений вице-губернаторов). Может появиться в Уставе Санкт-Петербурга и предусмотренная федеральным законом процедура выражения недоверия со стороны большинства членов Законодательного собрания Председателю правительства или отдельным министрам, которая ведет к их немедленной отставке. Губернатор лишается права освобождать от должности членов Правительства, утверждаемых парламентом.

Данная модель взаимоотношений правительства и парламента Петербурга, напоминающая французский вариант смешанной (парламентско-президентской) республики с сильными префектами департаментов Франции может стать мощным барьером на пути коррупции и безответственности чиновничества. Как известно, европейские государства с их развитыми формами политического, парламентского и общественного контроля за исполнительной властью резко отличаются в этом отношении от России. Изменения в Устав Петербурга разумеется должны сопровождаться внесением изменений в городские законы о правительстве Санкт-Петербурга, о структуре местного самоуправление (воссоздание районных советов), по усилению гарантий оппозиции и др.

Как известно, поправки в Устав Петербурга принимаются большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов ЗАКСа. Можем ли мы рассчитывать, что оппозиция получит это большинство и преодолеет сопротивление «Единой России», которой такое изменение системы власти, основанной на личном протекторате президента, премьера, губернатора – смерти подобно?

Это будет зависеть от способности нынешних оппозиционных партий договориться между собой и усилить, таким образом, свое влияние среди избирателей. Напомним, что на выборах в марте 2007 года в городской парламент «Единая Россия» получила только 37% голосов избирателей, и чтобы обеспечить себе большинство подкупило ряд депутатов из оппозиционных фракций, а также пошло на блок с ЛДПР.

Чувствуя в этом году падение своего партийного рейтинга, «Единая Россия» вновь пошла на изменение избирательного законодательства в СПб. Она не только добилась совмещения городских выборов с выборами в Государственную Думу 4 декабря этого года, но и будет проводить их по смешанной системе:25 депутатов избираются по партийным спискам и 25 - по мажоритарной системе в территориальных избирательных округах. Тем самым, используя еще сохранившееся свое относительное большинство в электоральных предпочтениях, а также многолетний «прикорм» избирателей в своих округах депутатами-единороссами из числа ветеранов депутатского корпуса, они рассчитывают обеспечить себе прочное большинство мест в Законодательном собрании.

Сорвать эти планы можно только объединением сил всех оппозиционных партий при выборах в одномандатных округах - тогда их совокупный избиратель возьмет верх над избирателем «Единой России». Но этого результата можно добиться только распределением округов между этими партиями с устранением конкуренции их кандидатов. Теоретически это возможно. Теоретически возможно и выдвижение единой программы реформы избирательной власти, о которой речь шла выше. Но для этого необходимо, чтобы оппозиционные партии, не скрывая и не замазывая своих идеологических разногласий, взяли бы на себя ответственность сформировать избирательную коалицию, чтобы покончить с безответственностью и монополизмом партии чиновников - «Единой России».

Это резко изменило бы политическую и электоральную ситуацию в нашем городе и сказалось бы на результатах выборов. Гражданская коалиция в защиту Петербурга могла бы оказать свое содействие в решении этой задачи. Она могла бы также стать площадкой для переговоров о поддержке общественностью оппозиционных партий, о выработке общей предвыборной программы, об уточнении той модели организации городской власти, которая позволит преодолеть коррупцию и безответственность чиновников. Другого легального способа преодолеть монополию этих чиновников на власть - нет.

    Е.А.Козлов

Читайте также:

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]      [последний номер]
 

счетчик посещений