АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда №
1/2011 (79)
Как Анджей Вайда сам
себя гильотинировал
Великий польский кинорежиссер Анджей Вайда отметил 6 марта свой 85-летний
юбилей. В добром здравии, с орденом от исполняющего ныне
обязанности президента РФ Дмитрия Медведева. По тому, что
сделано им за долгую творческую жизнь, мэтр безусловно останется
в истории культуры XX века.
Уже его дебют – драма о Варшавском восстании «Канал» - был отмечен
эмоциональным, фирменным стилем. Полное свое воплощение он нашел
в следующем фильме Вайды, снятом по роману Ежи Анджеевского
«Пепел и алмаз». Хороша литературная основа, превосходна игра
актеров, прежде всего, Збигнева Цибульского, но главное – это
новый художественный язык, новая эстетика, немного напоминающая
по своим приемам первые ленты Сергея Эйзенштейна, «Стачку»,
«Броненосец Потемкин». В убийстве вернувшегося из гитлеровского
концлагеря коммуниста Тадеуша Щуки - не нацистом вовсе, а таким
же подпольщиком, только из числа сторонников буржуазной власти -
убийстве в мае 1945 года, в самый День Победы отразилась вся
трагическая судьба послевоенной Польши. Коммунист, умирающий на
руках своего убийцы…
Особенности истории страны, которая, как похвалялась шляхта, была «сильна
своим неустройством», феодальной анархией, всевластием
крепостников-магнатов и костела, страны, пережившей три раздела
и разгром трех освободительных восстаний, не могли не
сформировать совершенно особый национальный характер. Гордый и
надменный, тщеславный до потери сознания, мало способный к
обычному рутинному труду, но готовый отдать свою и чужую жизнь
ради некоей высшей цели - и в то же время уязвимый, нуждающийся
в сострадании и сочувствии, ироничный. Тот, который мы видим в
филигранной игре Цибульского. Который так тонко прочувствовал и
выразил в своих строках Булат Окуджава:
Потертые костюмы
сидят на нас прилично,
И плачут наши сестры, как Ярославны, вслед,
Когда под крик гармоник уходим мы привычно
Сражаться за свободу в свои семнадцать лет.
Прошу у вас
прощенья за раннее прощанье,
За долгое молчанье, за поздние слова...
Нам время подарило большие обещанья,
От них у нас, Агнешка, кружится голова.
«Пепел и алмаз» - фильм чувственный и одновременно очень обостренный.
Действие нарастает стремительно. Отрывистые куски, перескоки.
Монтаж усиливает, говоря словами Виктора Шкловского об
Эйзенштейне, «резкие столкновения смыслов и смысловых кусков»,
жестко подводит к неизбежному финалу. Гибнет коммунист Щука – и
гибнет в своем, кажется, бесконечном забеге от преследователей
среди болтающихся на ветру белых простыней на пустыре его
убийца. А остальные кружатся под полонез Огинского в вальсе
прощания с довоенной Речью Посполитой, со старым миром, который,
казалось бы, никогда не победит таких, как Тадеуш Щука…
Затем были «Пейзаж после битвы» и насквозь антибуржуазная по духу
экранизация романа Владислава Реймонта «Земля обетованная» с
Даниэлем Ольбрыхским, «Человек из мрамора» с Ежи Радзивиловичем…
История простого рабочего, отдавшего все, что имел - здоровье,
семейное счастье, даже свободу - тому делу, в справедливость
которого он свято верил. Сочетание игрового кино с кадрами
кинохроники, черно-белая цветовая гамма усилили эффект
подлинности, сопереживания, сочувствия к тем, кто фактически
создал новую страну, «вторую Польшу», превратив за годы народной
власти отсталое европейское захолустье в развитую промышленную
державу.
Резкий поворот в творчестве Вайды совпал с социально-политическим кризисом
1980-81 года, когда возглавляемый им Союз польских
кинематографистов оказался на стороне разномастных
антикоммунистов, клерикалов, русофобов и антисемитов,
группировавшихся тогда вокруг профсоюза «Солидарность». После
приостановления деятельности Союза на время военного положения
Вайда снимает «Дантона» с Жераром Депардье и Войцехом Пшоняком в
роли Робеспьера. Это был в полном смысле иной Вайда, создавший
фильм-катастрофу. Катастрофа случилась с великим режиссером,
уверовавшим, что вся история якобинской диктатуры суть ничто
иное, как соперничество честолюбий, подменившим объективную
логику классовой борьбы конфликтом интересов и несходством
темпераментов ведущих революционеров. Символичен финал:
Робеспьер гильотинирует Дантона, чтобы вскоре последовать за
ним. На самом же деле в этой ленте Вайда, образно говоря,
гильотинировал самого себя, отказавшись от своей прежней
эстетики и своих прежних политических пристрастий.
Дальнейшее было предопределено: недолгое заседательство от «Солидарности» в
сенате буржуазной Польши, множество кинолент и театральных
постановок, ни одна из которых, за исключением, быть может,
снятой по новелле Ежи Анжеевского «Страстной недели», и близко
не дотягивает до уровня прошлых шедевров - и, наконец, «Катынь».
Разбирать ее подробно с точки зрения соответствия историческим
реалиям бессмысленно. Вспомним лишь два эпизода. Сотрудник НКВД,
блестяще сыгранный Сергеем Гармашом, отправляется на войну с
Финляндией… после ликвидации польских офицеров, жандармов и
тюремщиков, то есть не ранее середины апреля 1940 года. Неужто
никто не подсказал пану Вайде, что перемирие с Финляндией было
заключено за месяц до этого, тогда же и прекратились военные
действия? Или сцена на мосту – поляки между гитлеровскими
танками и частями РККА. Неужели никто не сообщил пану Вайде, что
Брестская крепость и город Брест были практически без боя сданы
в сентябре1939 польским командованием танкистам генерала
Гудериана, который затем передал его подошедшим с опозданием
подразделениям комбрига Семена Кривошеина? Уровню исторической
неправды полностью соответствует и слабость художественных
средств. Такое впечатление, что рука великого режиссера устала,
новых идей нет, а символы и образы обречены повторяться.
Печально… Но в день юбилея мы вспоминаем, в первую очередь, о том что
сделал для мирового и польского кино 50-х – 70-х годов товарищ
Вайда. На фоне «Пепла и алмаза», «Земли обетованной» и «Человека
из мрамора» все эти «катыни» и «дантоны» - не более чем
трагические политические ошибки и печальные эстетические провалы.
Теперь уже пана Вайды. Который, отказавшись от высокого звания «товарищ»,
гильотинировал свой огромный талант.
[главная страница
сайта] [оглавление
номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|