РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ И АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Коммунист Ленинграда № 3/2010 (75)

 

Великая ложь о великой войне

(некоторые размышления о современном кинематографе)

 

За последние годы мы видели много перемен не только в политической, общественной, но и в культурной жизни России. Казалось можно привыкнуть ко всему, чем «кормит» наша культурная «элита» рядового жителя России.

  Однако нет предела совершенству.

  Разрекламированный в СМИ фильм Н. Михалкова «Утомлённые солнцем – 2.  Предстояние», был действительно ожидаем обществом, так как его первая часть, имела успех, заставляя задуматься о судьбах участников революции, эволюции социалистических идеалов. Первая часть фильма была успешной в силу того, что талант режиссера-Михалкова победил в нем политика-Михалкова.

 Что произошло за прошедшие годы в душе режиссера нам не ведомо, но продукт его многолетней деятельности повергает в шок. Что хотел сказать автор фильма, о чем должен задуматься зритель?

  Война действительно страшная, жестокая, беспощадная вещь, и отобразить её на экране крайне сложно. За всю историю мирового (не только отечественного) кинематографа можно по пальцам пересчитать действительно великие фильмы о войне. Тем больше было надежд, что сейчас, когда российский кинематограф практически исчез «как класс», появится полотно способное вернуть нас в реальность, показать истинную цену победы.

  Если говорить об исторической достоверности фильма, то об этом сказано достаточно и в среде кинокритиков. Среди ляпов этого высокобюджетного фильма: книги Пушкина 1972 года издания, американские «виллисы» появившиеся в Красной Армии аж в августе 1941 года, ГУЛАГ на границе с рейхом, штрафбаты 1941 года (реально были созданы только в августе 1942 года) и прочие «мелочи». Не развивая далее эту тему можно только надеяться на то, что государство все-таки спросит о расходовании бюджетных средств с элитного режиссера.

 Более важно остановиться на содержании фильма, его идее, философии. При просмотре фильма зрителя постоянно преследует «дежа вю». Автор фильма не изобретателен. Он просто пересказывает все наиболее известные фильмы о войне. Сюжет за сюжетом перед зрителем проходит содержание фильмов «Иди и смотри», «Сталинград», «Это мы, господи…» и других шедевров советского кинематографа, ужатых до небольших сюжетов. Сам по себе ремейк имеет право на жизнь, но здесь мы видим нечто другое. Автор откровенно выворачивает наизнанку все известные классические сюжеты, превращая их из трагедии в фарс. Люди гибнут на экране сотнями, а зритель не переживает за эти смерти. Даже американские фантастические блокбастеры могут вызвать больше эмоций, чем фильм Н.Михалкова, основанный на реальной человеческой трагедии. Почему это происходит?

  Проблема в том, что фильм сделал не известный нам режиссер Н.Михалков, а совсем другой человек - «барин», обласканный буржуазной властью конформист. Да, его зовут – Н.Михалков, но на этом все сходство заканчивается.

  Сегодня для Н. Михалкова все советские люди это «быдло», неорганизованная, неспособная к сопротивлению масса. В фильме никто ни- кого не слышит, каждый герой сам по себе и сам за себя. Вообще складывается впечатление, что враги не немцы, которые, по мнению автора фильма, чтут Женевские конвенции и дарят красноармейцам «Майн Кампф» А. Гитлера, враги - сами советские люди, которые уничтожают сами себя на фоне немецкого наступления. Мысль автора ясна – советский режим уничтожил в людях все человеческое и только возвращение к богу, а в перспективе и монархии позволит возродить Россию. Советские люди видимо, по мнению автора, не имеют право на сожаление и на саму жизнь. Их смерть нелепа и бессмысленна.

   Однако именно эти люди вопреки мнению новоявленного Геббельса отстояли Москву, именно они совершали подвиги на передовой и в тылу, совершенно не задумываясь об этом. Им – советским людям - было суждено остановить и разгромить фашизм. И не таким приспособленцам как Н. Михалков судить их.

   По сути, Н.Михалков только подвел итог деградации современной российской придворной «интеллигенции», которая готова верой и правдой служить интересам правящего класса. Именно им, возомнившим себя «элитой» общества, хотелось бы превратить весь мир в хаос, а затем «спасать» его, во имя своих корыстных интересов. В фильме, вопреки самому автору, мы видим не советских людей, а современное российское буржуазное общество и его будущее, причем, совсем близкое.

  Российские трудящиеся – вот истинная элита России. Они в состоянии определить, где им лгут, а где говорят правду. Провал фильма Н. Михалкова в прокате лишнее тому доказательство. Интересно, что даже зарубежные коллеги режиссера отказались присвоить фильму награду на Каннском фестивале. Н. Михалков не учел одного – на фоне мирового кризиса в моду входят совсем другие идеи, и представители европейского кинематографа это хорошо чувствуют.

  Единственная слава, которую снискал себе автор фильма – это слава Герострата – сжигающего и уничтожающего историческую правду. Его имя можно смело поставить рядом с именами «гуляющих» на крейсере «Аврора» купчишек Прохоровых и продажных чиновников. Именно этой «элите» нужен новоявленный барин Н.Михалков. Беспринципный политик и нувориш Н.Михалков победил режиссера Н.Михалкова, по-видимому, бесповоротно.

 

    Д. Лигурийский

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]


счетчик посещений