РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ И АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Коммунист Ленинграда № 3/2010 (75)

 

Деятельность профсоюзов по защите социально-трудовых прав рабочих в условиях существования Советского государства

 

После октябрьской революции 1917 года положение профсоюзов коренным образом изменилось. На первый план в их деятельности стали выходить организационно-хозяйственные задачи, в то время как защитная функция отходила на второй план. В трудовом законодательстве исчезло само понятие «наёмный работник», так как рабочий класс формально был провозглашён хозяином средств производства. Профсоюзы участвовали в формировании советского государственного аппарата, занимались установлением рабочего контроля за производством и распределением продукции, принимали участие в национализации промышленности.

В первые годы Советской власти рабочие не отказывались и от проведения забастовки. Однако забастовочная борьба носила как правило политический характер. Например, после захвата Оренбурга Дутовым рабочие города объявили всеобщую стачку, а 16 января 1918 года с приближением отрядов Красной гвардии подняли восстание, помогая освободить город от белых.

Известны примеры и другого рода. В апреле-мае 1918 года рабочие Путиловского завода потребовали повышения заработной платы. Мирным путём конфликт погасить не удалось, и рабочие объявили забастовку. Стачку поддержал Петроградский совет профсоюзов. В результате требования рабочих были удовлетворены.

В период 1918-1921 годов забастовки хотя и не имели массового характера, но применялись как одна из мер борьбы рабочих за улучшение своего положения. В условиях Гражданской войны как белые, так и красные сурово расправлялись с организаторами забастовок. Их подвергали арестам, высылали в концентрационные лагеря и т.п.

Особое место в истории деятельности российских профсоюзов по защите прав и интересов своих членов занимает период новой экономической политики (1921-1928 гг.).

Именно в этот период профсоюзы смогли проявить себя как выразители и защитники интересов рабочих.

Переход к Новой экономической политике (НЭПу) положил начало новому этапу во взаимоотношениях профсоюзов с Советским государством и работодателями.

Проведение новой экономической политики вело к возрождению рыночных отношений в государстве, что влекло за собой значительные изменения в положении рабочих.

С февраля 1922 года была окончательно узаконена процедура найма и увольнения как метод получения рабочей силы.

10 сентября 1921 года СНК принял постановление «Основные положения по тарифному вопросу», в которых говорилось о новом порядке оплаты труда. Согласно данному документу на предприятиях вводилась «сдельщина», что ставило зарплату в зависимость от производительности труда. Для воздействия на нерадивых работников вводилась система штрафов, которые образовывали поощрительный фонд предприятия.

Несмотря на общее улучшение ситуации, перед рабочими возникали новые проблемы, характерные для рыночной экономики. Низкий образовательный и культурный уровень директоров предприятий порождал многочисленные производственные конфликты. Административный произвол часто сочетался с нарушением трудового законодательства. Многие «красные директора» быстро усвоили уроки рыночной экономики по отношению к рабочим. В одной из жалоб рабочих говорилось: «Этот директор, если услышит от рабочего хоть одно слово, то он обычно грозит ему воротами. «А на твоё место у меня найдётся людей много», - и так же выражается по матерному при рабочих, вообще при ком хотите, не стесняясь. При увольнении рабочих таким образом, делает .расписку, что этот рабочий, которого он увольняет, против него ничего не имеет и насильно заставляет расписываться».

Данная ситуация очень напоминает современную действительность в период становления и развития рыночной экономики в России.

Перед Советскими профсоюзами встала необходимость перестройки своей работы.

В своих теоретических работах, посвященных развитию профсоюзов в условиях НЭПа, профсоюзные лидеры стремились обосновать и развить теорию взаимоотношений профсоюзов с государством и его хозяйственными органами. Впервые данные идеи были изложены в статье МП. Томского «Новые задачи профсоюзов», которая была опубликована в журнале ВЦСПС «Вестник труда» за январь 1922 года.

В своей статье М.П.Томский впервые обосновал теорию «советского тред-юнионизма». Наряду с воспитанием рабочих, повышением их культурного и образовательного уровня, профсоюзы должны были следить за тем, чтобы интересы нарождающейся советской бюрократии не шли в разрез интересами рабочего класса.

Объясняя неизбежность столкновения интересов администрации хозрасчётных предприятий с интересами рабочих, М.П.Томский подчёркивал, что стремление к безубыточности заставит административно-хозяйственные органы заниматься исключительно данной задачей и неизбежно приведёт к соревнованию с частными предприятиями. При таких обстоятельствах деятельность заводоуправлений не всегда будет отвечать пожеланиям рабочих. Именно в этой ситуации профсоюзы могут взять на себя функцию защитника интересов работников предприятия, выступая в роли договаривающейся стороны.

Необходимость выполнения профсоюзами защитной функции в условиях НЭПа  определялась появлением   частных капиталистических предприятий.

На практике новый курс профсоюзов стал осуществляться уже с июля 1921 года, когда по решению ВЦСПС на некоторых госпредприятиях стали заключаться первые коллективные договора для нормирования условий труда.

5-го ноября 1921 года ВЦСПС утвердил коллективный договор между союзом деревообделочников и «Северолесом». В то же время тяжёлое положение многих предприятий, отсутствие у многих из них своего бюджета тормозило заключение коллективных договоров. Лишь с мая 1922 года началась кампания по заключению коллективных договоров.

«В обстановке диктатуры пролетариата, - говорилось в тезисах V Всероссийского съезда профсоюзов, - коллективный договор имеет двоякое значение в отношении частного и государственного предприятия. В первом случае коллективный договор является отражением соотношения сил в экономической борьбе между трудом и капиталом, во втором - отражением экономического положения госпромышленности в целом и данного предприятия в общей хозяйственной системе пролетарского государства». Однако съезд высказался       против       идеи       декретирования       обязательности коллективных договоров. Это объяснялось тем, что при законодательном признании коллективного договора государство могло вернуться к твёрдому нормированию зарплаты, а также декретировать обязательное содержание коллективного договора.

Новый курс профессиональной политики выдвинул на одно из первых мест в задачах профессиональных союзов защиту экономических интересов рабочих. Данная задача неизбежно влекла за собой возникновение конфликтов между профсоюзами и администрацией предприятий.

В соответствии со статистическими данными за январь - июнь 1922 года одной из самых главных причин возникновения конфликтов на предприятиях была задолженность по заработной плате, которая достигала 50 триллионов рублей.

Другой причиной, порождавшей конфликты и трения, являлось отставание заработной платы от реального прожиточного минимума.

Всего, таким образом, 61% забастовок произошел из-за задержки в выплате заработной платы, 22% - из-за недовольства её размерами и 6% - из-за обеих причин вместе взятых.

Необходимо отметить, что общее количество забастовок, несмотря на трудное экономическое положение, было крайне небольшим.

Во многом слабость стачечного движения объяснялась быстрым реагированием профсоюзов на возникновение конфликтов, стремлением уладить их через переговорный процесс. В соответствии с материалами по Петроградской и Московской губерниям за первое полугодие 1922 года в них произошло 4156 конфликтов, в то время как общее количество забастовок составило всего 39.

Учитывая сложившееся положение, профсоюзы признавали возможность конфликтов и забастовок не только на частнокапиталистических предприятиях, но и в государственном секторе. В то же время, они выступали за «непригодность, в данных условиях, стачки, как метода разрешения конфликтов, возникающих на почве защиты союзами экономических интересов своих членов». Профсоюзы призывали к использованию рабочего законодательства советского государства, примирительных арбитражных учреждений для разрешения возникающих конфликтов.

Каждая потенциальная забастовка должна была «рассматриваться как строго индивидуальный случай в отношении значения соответствующего сектора хозяйства и  зависимости от него всейэкономической         жизни.

ЦК союзов предоставлялось преимущественное право в принятии решения о проведении забастовки, при этом, в каждом случае, вопрос о проведении забастовки должен был согласовываться с соответствующими межсоюзными объединениями.

Для успешного проведения забастовок профсоюзы учреждали забастовочные фонды. Причём средства этого фонда нельзя было тратить на другие цели.

Наряду с перестройкой работы профсоюзов менялось и трудовое законодательство.

Ещё в период работы съезда началась подготовка проекта нового Кодекса законов о труде (КЗоТ), который должен был придать силу закона принципам трудовых отношений, установленных НЭПом. Кодекс 1922 года строился на добровольных соглашениях. В отличие от периода «военного коммунизма», государство устанавливало только минимум заработной платы, который мог превышаться, а так же требование соблюдения минимума условий труда (восьмичасовой рабочий день, оплаченные отпуска, ограничения на применение детского труда и т.п.). Коллективный договор, заключённый профсоюзом, становился обязательной формой трудовых соглашений. При этом право на заключение коллективного договора имел только профсоюз. Закон устанавливал систему примирительных конфликтных учреждений, местных расценочно-тарифных комиссий, примирительных камер и т.п.

Согласно новому Кодексу законов о труде, трудоустройство должно было осуществляться через биржи труда. За профсоюзами сохранялась монополия на охрану труда и защиту интересов рабочих. Администрация не имела права вмешиваться в выборы руководящих профсоюзных органов на местах. В то же время, Кодекс устанавливал обязательное отчисление администрацией предприятия средств в кассу профсоюза в размере 2% от фонда заработной платы. Данные средства профсоюз мог потратить на содержание местных профсоюзных комитетов, обучение кадров и профсоюзного актива.

В свою очередь профсоюзы не должны были игнорировать права нанимателей. Невыполнение рабочими требуемой нормы производства могло быть наказано в виде удержаний из заработной платы, которая не должна была быть менее 2/3 от стандартного уровня. В Кодексе присутствовал длинный перечень оснований, позволяющий    уволить    рабочего    без    компенсаций    в    случае невыполнения им своего договора. Новый Кодекс законов о труде вступил в силу 15 ноября 1922 года.

Принятие кодекса знаменовало собою завершение создания политических, экономических и правовых условий для деятельности профсоюзов в условиях новой экономической политики.

(Продолжение следует)

     

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]


счетчик посещений