РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ И АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Коммунист Ленинграда № 5/2006 (53)..........вернуться к оглавлению

Идеалы Октября

 

Идеалы Октября… Ныне одни говорят о них, как о вновь зовущей вперед путеводной звезде. Другие оплакивают их поругание. Третьи ерничают по их поводу. Как же понимали их современники Октябрьской революции, защитники ее завоеваний?

Послушаем одного из участников событий тех лет, чье свидетельство особенно авторитетно в силу своеобразия его места в истории России, − поэта Николая Алексеевича Клюева.

В 1919 г., находясь «во глубине России» (Олонецкая губерния, поселок Вытегра), проникнувшись чаяниями крестьян и трудового городского люда, Н.А.Клюев в уездной газете публикует статью «Красный набат». В ней, используя образы русского фольклора, он характеризует  устои  власти  эксплуататоров, и причины терпения народа, истоки его социального протеста.

Дьявол, пишет Клюев, «царь всех угнетателей народов, внушил им для укрепления тирании адскую хитрость». Он указал угнетателям на две их опоры: «Священная собственность» и «Закон», а народу внушил «Слепое повиновение». В статье говорилось, что на пути к народному счастью стоят два чудовища − Капитал и Глупость. У престола Капитала теснятся «богачи и льстецы, хотящие стать богачами, падшие женщины, бесчестные пособники тайных пороков, шуты, сумасшедшие,. лжепророки, люди насилия и хитрости, неумолимые сборщики податей». Но к 1917 году к народу пришло прозрение, он сверг былых кумиров и вступил в борьбу с их защитниками. Обращаясь к молодому воину, вставшему на защиту революции, поэт вопрошает его об идеалах, которые он отстаивает, и воин отвечает ему.

Приведем эту воображаемую беседу по тексту Н.А.Клюева.

«− Молодой воин, куда идешь ты?

− Я иду сражаться во избавление братьев моих от угнетения, − разбить их оковы и оковы мира.

Я иду сражаться против неправедных людей за тех, кого они бросают на землю и топчут ногами, против господ за рабов, против тиранов за свободу.

Я иду сражаться за то, чтобы все не были добычей немногих, чтобы поднять согбенные головы и поддержать сла6ые колени.

− Да будет, благословенно оружие твое, молодой воин!»

«− Молодой воин, куда идешь ты?

− Я иду сражаться за то, чтобы отцы не проклинали больше того дня, когда им было сказано: «У вас родился сын», не проклинали матери того дня, когда они в первый раз прижали: его к своей груди.

Я иду сражаться за то, чтобы брат больше не печалился, видя, как вянет его сестра, словно травка на сухой земле; чтобы сестра не глядела больше на своего брата, который уходит и больше не вернется.

Я иду сражаться за то, чтобы каждый мог воспользоваться с миром плодами труда своего; иду осушить слезы малых детей, которые просят хлеба, а им отвечают: «Нет больше хлеба: у нас отняли все, что оставалось».

− Да будет благословенно оружие твое, молодой воин!»

«− Молодой воин, куда идешь ты?

− Я иду сражаться за бедных, за то, чтобы они не были больше навсегда лишены своей доли в общем наследии.

Я иду сражаться за то, чтобы изгнать голод из хижин, чтобы вернуть семьям изобилие, безопасность и радость.

Я иду сражаться за то, чтобы всем, кого угнетатели бросили в тюрьмы, вернуть воздух, которого недостает их груди, и свет, который ищут их глаза.

− Да будет благословенно оружие твое, молодой воин!»

«− Молодой воин, куда идешь ты?

− Я иду сражаться за то, чтобы опрокинуть лживые законы, отделяющие племена и народы и мешающие им обнять друг друга, как детям одного отца, предназначенным жить в единении и любви.

Я иду сражаться за то, чтобы все имели единое небо над собою и единую землю под своими ногами.

− Да будет благословенно оружие твое, семь раз благословенно, молодой воин!»

Слышите ль, братья, красный набат?

 

Клюев НА. «Красный набат» // "Последний лель: Проза поэтов есенинского круга". М., 1989. С.43-44.

    Подготовил к печати В.Волков

P.S. (комментарий В.Волкова) Николай Алексеевич Клюев (1887−1937 г.г) − русский поэт первой половины ХХ века, глава так называемого ново-крестьянского направления в литературе, к которому принадлежали С.Есенин, С.Клычков, П.Орешин и др.

Первые книги стихов «Сосен перезвон» (1912 г.), «Братские песни» принесли ему известность. Его поэзия питалась образами русского фольклора, древнерусской литературы, формами православных обрядов. Он глубоко любил русскую природу, русское крестьянство, был поборником справедливости и братства людей. Н.А.Клюев приветствовал Октябрьскую революцию, на знаменах которой были близкие его сердцу лозунги «Земля − крестьянам», «Заводы − рабочим», «Власть − трудовому народу», «Мир − народам». В то же время ему был дорог идеал Святой Руси, который он пытался совместить с целями Октябрьской революции. В 1923-24 г.г. он создал цикл стихов о В.И.Ленине.

Начавшийся в 1920-х годах отход от идеалов Октябрьской революции был болезненно воспринят поэтом. Он осуждал курс на форсированную индустриализацию, грозившую разрушить дорогой ему патриархальный мир деревни, а насилие в период «сплошной коллективизации» считал преступлением против народа. С конца 1920-х годов «пролетарские» литературные критики стали навешивать на него ярлык «идеолога кулачества». В 1937 г. Он был арестован по обвинению в принадлежности к выдуманной НКВД «монархо-кадетской повстанческой организации «Союз спасения России» и расстрелян. В 1960 г. реабилитирован в связи отсутствием состава преступления.

Судьба Н.А.Клюева − одно из трагических последствий сталинизма, измены идеалам Великого Октября. Красный набат, набирающий мощь в современной России, зовет не только к избавлению от власти Капитала и его слуг, но и напоминает о недопустимости повторения сталинизма в любой форме, прежде всего в форме «демсталинизма», о чем говорилось в предшествующих номерах «Коммуниста Ленинграда» (см. КЛ №№ 3/2006, 4/2006 − ред.)

  Николай Клюев

Н.А.Клюев, 1916 г

 

вернуться к оглавлению

 


счетчик посещений