АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ И РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ
Коммунист Ленинграда № 3/2006 (51)
Маяковский и революция
19 июля – день рождения поэта.
Начиная с перестроечного времени,
все более преобладает взгляд на Владимира Маяковского исключительно
как на поэта-футуриста. Такая точка зрения вольно или невольно
замыкает талант поэта в рамках 1910-х годов, отказывая его
революционному и особенно постреволюционному творчеству в праве
называться высокой поэзией. Современное общество рискует получить
весьма искаженный образ Маяковского, так как очевидно, что хоть
Маяковский – не только классик соцреализма, написавший знаменитые
"Стихи о советском паспорте", но и далеко не декадентствующий
бунтарь. Маяковский – большой и сложный поэт. И вовсе немаловажно,
что его жизнь и творчество тесно связаны с русской революцией.
Еще в возрасте 12-13 лет благодаря
старшей сестре, учившейся в Москве и приезжавшей на каникулы в
Кутаиси, Владимир знакомится с революционной поэзией. "Это была
революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в
голове", – напишет он в 1922 году в автобиографии "Я сам".
Переехав в Москву, юный Маяковский быстро втягивается в
революционное движение, активно участвует в работе подпольных
кружков и распространении нелегальной литературы. Первое
стихотворение поэт создает в 1907 году для нелегального журнала
"Порыв", издававшегося в третьей московской гимназии. В 1908 году в
возрасте 15-ти лет становится членом Российской
социал-демократической партии. Тогда же, во время обыска в
подпольной типографии Московского комитета большевиков, Маяковский
подвергается аресту и около года содержится в Бутырской тюрьме.
Пребывание в тюрьме становится отправной точкой для начала
поэтической деятельности, здесь исписывается стихами целая тетрадка.
Однако свои стихотворные опыты Маяковский считает плачевными: сейчас
нужно писать по-новому, понимает он, нужно соответствовать
современности.
Ранняя лирика Маяковского – это
стихийный бунт против буржуазной действительности. Богемная жизнь,
пощечины общественному вкусу, желтая кофта фата... Но в поэме 1915
года "Облако в штанах" Маяковский предвещает: "В терновом венце
революций грядет шестнадцатый год". Впрочем, в ранних вариантах
поэмы, по свидетельству современников, конкретный год был пропущен,
поэт указал его позже и специально неточно, уже после конкретных
октябрьских событий.
Революция 1917 года Маяковским
принимается безоговорочно и с энтузиазмом.
Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.
"Наш марш",
"Ода революции", "Левый марш", произведения ставшие классикой
советской поэзии, появляются именно тогда, в 1917-18 году.
В период Гражданской войны
Маяковский работает в Окнах РОСТА: рисует революционные плакаты,
сочиняет лозунги на злобу дня. В 1920-е годы отдает свою лиру на
службу рабоче-крестьянскому государству. Поэзия все более
приобретает публицистический пафос и отвечает запросам социальной
современности.
Нас
дело
должно
пронизать насквозь,
скуленье на мелочность
высмей.
Сейчас
коммуне
ценен гвоздь,
как тезисы о коммунизме.
В 1920-е годы
появляются также большие лиро-эпические полотна "150 000 000",
"Владимир Ильич Ленин", "Хорошо!", "Во весь голос", пьесы,
киносценарии, рекламные лозунги, проза. Революционный пафос не
оставляет его творчество и в конце 1920-х годов: Маяковский
безжалостно клеймит бюрократию, волокиту, совчванство, мещанский быт
и мечтает об окончательной победе коммунизма в России и во всем
мире.
Трагическая смерть настигает поэта в
апреле 1930 года. Почему было совершено самоубийство, почему поэт
застрелился, сейчас вряд ли кто скажет. Важно и символично лишь то,
что Маяковский не перешагнул рубеж 1920-х, он так и остался в
народной памяти певцом великой эпохи революции.
[главная страница
сайта]
[оглавление номера]
[архив
газеты]
[последний номер]
|