АССОЦИАЦИЯ МАРКСИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТОВ


Коммунист Ленинграда № 3/2006 (51)

 

Маяковский и революция

19 июля – день рождения поэта.

Начиная с перестроечного времени, все более преобладает взгляд на Владимира Маяковского исключительно как на поэта-футуриста. Такая точка зрения вольно или невольно замыкает талант поэта в рамках 1910-х годов, отказывая его революционному и особенно постреволюционному творчеству в праве называться высокой поэзией. Современное общество рискует получить весьма искаженный образ Маяковского, так как очевидно, что хоть Маяковский – не только классик соцреализма, написавший знаменитые "Стихи о советском паспорте", но и далеко не декадентствующий бунтарь. Маяковский – большой и сложный поэт. И вовсе немаловажно, что его жизнь и творчество тесно связаны с русской революцией.

Еще в возрасте 12-13 лет благодаря старшей сестре, учившейся в Москве и приезжавшей на каникулы в Кутаиси, Владимир знакомится с революционной поэзией. "Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове", – напишет он в 1922 году в автобиографии "Я сам". Переехав в Москву, юный Маяковский быстро втягивается в революционное движение, активно участвует в работе подпольных кружков и распространении нелегальной литературы. Первое стихотворение поэт создает в 1907 году для нелегального журнала "Порыв", издававшегося в третьей московской гимназии. В 1908 году в возрасте 15-ти лет становится членом Российской социал-демократической партии. Тогда же, во время обыска в подпольной типографии Московского комитета большевиков, Маяковский подвергается аресту и около года содержится в Бутырской тюрьме. Пребывание в тюрьме становится отправной точкой для начала поэтической деятельности, здесь исписывается стихами целая тетрадка. Однако свои стихотворные опыты Маяковский считает плачевными: сейчас нужно писать по-новому, понимает он, нужно соответствовать современности.

Ранняя лирика Маяковского – это стихийный бунт против буржуазной действительности. Богемная жизнь, пощечины общественному вкусу, желтая кофта фата... Но в поэме 1915 года "Облако в штанах" Маяковский предвещает: "В терновом венце революций грядет шестнадцатый год". Впрочем, в ранних вариантах поэмы, по свидетельству современников, конкретный год был пропущен, поэт указал его позже и специально неточно, уже после конкретных октябрьских событий.

Революция 1917 года Маяковским принимается безоговорочно и с энтузиазмом.

Дней бык пег.

Медленна лет арба.

Наш бог бег.

Сердце наш барабан.

"Наш марш", "Ода революции", "Левый марш", произведения ставшие классикой советской поэзии, появляются именно тогда, в 1917-18 году.

В период Гражданской войны Маяковский работает в Окнах РОСТА: рисует революционные плакаты, сочиняет лозунги на злобу дня. В 1920-е годы отдает свою лиру на службу рабоче-крестьянскому государству. Поэзия все более приобретает публицистический пафос и отвечает запросам социальной современности.

Нас

    дело

       должно

             пронизать насквозь,

скуленье на мелочность

                    высмей.

Сейчас

       коммуне

              ценен гвоздь,

как тезисы о коммунизме.

В 1920-е годы появляются также большие лиро-эпические полотна "150 000 000", "Владимир Ильич Ленин", "Хорошо!", "Во весь голос", пьесы, киносценарии, рекламные лозунги, проза. Революционный пафос не оставляет его творчество и в конце 1920-х годов: Маяковский безжалостно клеймит бюрократию, волокиту, совчванство, мещанский быт и мечтает об окончательной победе коммунизма в России и во всем мире.

Трагическая смерть настигает поэта в апреле 1930 года. Почему было совершено самоубийство, почему поэт застрелился, сейчас вряд ли кто скажет. Важно и символично лишь то, что Маяковский не перешагнул рубеж 1920-х, он так и остался в народной памяти певцом великой эпохи революции.

 

    Подлубнова Ю.

 

[главная страница сайта]     [оглавление номера]       [архив газеты]     [последний номер]

счетчик посещений