В последние дни уходящего 2016
года руководство Казанского
университета объявило о
переименовании Актового зала в
Императорский. Показательно, что
раньше название никогда не менялось.
Это помещение называлось Актовым
залом и в царские и в советские
времена. Именно здесь 4 декабря 1887
года состоялась знаменитая сходка
казанских студентов, с которой
начинается революционная
деятельность Владимира Ленина.
В те самые дни, когда Ученый
совет Казанского федерального
университета принимал своё решение,
президент Путин подписал
распоряжение о праздновании
столетнего юбилея революции 1917
года. Из этого распоряжения, однако,
совершенно непонятно, что именно
собираются праздновать: свержение
царизма или установление советской
власти?
Происходящие параллельно события
очень хорошо демонстрируют
шизофреническое отношение российских
официальных кругов к революционному
прошлому. С одной стороны, даже само
слово "революция" применительно к
современности воспринимается
исключительно в негативном смысле. С
другой стороны, господствующий
идеологический дискурс требует
гордиться отечественной историей,
причем в равной степени всеми её
этапами и аспектами. Поскольку
Россия - великая страна, у нас всё и
всегда было великолепно.
Замечательные цари и прекрасные
революционеры, Красная армия и белые
генералы, Сталин и жертвы репрессий,
советские лидеры и диссиденты, все
должны занять своё место в
обобщенно-оптимистической картине
истории.
Казалось бы, само по себе
стремление всё и всех включить в
единое повествование можно только
приветствовать. Однако подобное
объединение отнюдь не
свидетельствует о готовности
правящих кругов понять и
диалектически осмыслить противоречия
исторического процесса, его
драматизм и оценить трагический
выбор, который раз за разом
вынуждены были делать не только
политические вожди, но и само
общество. Отнюдь нет.
За стремлением всё признать и
всех похвалить скрывается панический
страх перед конфликтами и нежелание
признать объективные противоречия,
как в прошлом, так и в настоящем.
Консерватизм, боязнь перемен и
нежелание делать выбор
определяют сущность всех
управленческих решений в
современной России. Они же
определяют и отношение к
истории.
Владимир Путин достаточно
откровенно выразил отношение
действующей власти к событиям
столетней давности, когда в
обращении к Федеральному собранию
заявил: "уроки истории нужны нам,
прежде всего, для примирения,
укрепления общественного,
политического, гражданского
согласия". Да, революция признана
"Великой", причем это определение
относится ко всему процессу,
происходившему в 1917-1921 годах, не
предполагая различия между
свержением царизма в Феврале и
установлением власти Советов в
Октябре. Но правящие круги постоянно
говорят о "величии" и "великом",
никогда не объясняя, какой именно
смысл они вкладывают в эти слова,
поскольку в действительности слова
должны лишь скрыть отсутствие мысли
и содержания. Красивая картинка,
которую власть пытается представит
обществу, оказывается неискренна и
лжива во всех своих аспектах - и
тогда, когда официальная идеология
осуждает советскую власть и тогда,
когда прославляет её и оправдывает.
Понятно стремление прислониться к
историческому прошлому, присвоив его
достижения, поскольку со своими дела
обстоят неважно. В этом плане
ключевой идеологической датой
остается 9 мая, день победы над
нацистской Германией, но и здесь
картина получается крайне
двусмысленная. Власть не жалеет
денег на многочисленные и дорогие
кинопроекты, прославляющие ту
победу, но фильмы получаются не
просто плохими, а откровенно
антиисторическими. Из них даже
невозможно толком понять, кто с кем
и за что воевал - ведь нельзя прямо
говорить ни про советский строй, ни
про коммунистическую идеологию как
решающие факторы победы.
Разумеется, признание
исторической правды далеко не
означает её оправдания. И говоря о
том, что именно советская
экономическая система обеспечила
беспрецедентную мобилизацию
общественных сил и экономических
ресурсов, предопределивших победу в
войне, мы не должны забывать о
совершенных ошибках и преступлениях.
Но проблема сегодняшней власти не в
том, что она боится говорить правду
о прошлом, а в том, что она вообще
органически неспособна сказать
что-либо осмысленное и вменяемое.
Стремление к консервативному
благолепию, панический страх
перед любыми противоречиями и
конфликтами, отсутствие внятной
цели в будущем и нежелание
принять даже саму мысль, что
впереди возможно какое-то
будущее, отличающееся от
настоящего, автоматически делает
невозможным содержательный
разговор о прошлом.
Именно поэтому, кстати, и
рассуждения о необходимости "извлечь
уроки" из истории бесполезны.
Чему-то научиться на материале
прошедших событий может лишь тот, у
кого есть какие-то планы, цели,
стратегические перспективы. Тот, кто
хочет активно действовать, меняя
мир. Но идеальное будущее для
российской элиты есть лишь
бесконечно продолжаемое настоящее. А
потому отношение к уже состоявшейся
истории определяется и отношением к
истории текущей: ничего не менять,
без крайней необходимости ничего не
делать, принимать решения и
совершать поступки только под
давлением обстоятельств,
благоприятных или не очень.
Такое отношение к будущему не
уникально. В сущности, правящие
круги современного мира, за редкими
исключениями, повсеместно рассуждают
так же, как и их российские братья
по классу. Принципиальная разница
состоит, однако, в том, что
буржуазные элиты в ведущих западных
и даже в постколониальных странах
уже имеют в своём идеологическом
арсенале сложившийся и устоявшийся
за прошлые десятилетия исторический
дискурс.
Современная французская буржуазия
ни эмоционально, ни политически не
имеет ничего общего ни с якобинцами,
ни даже с жирондистами, ей глубоко
чужды настроения и взгляды
революционеров XVIII века, да и
левые интеллектуалы, рассуждающие о
жизни и политике в фешенебельных
кофейнях, совсем не похожи на
борцов, отправлявших на гильотину
своих противников и отправлявшихся
туда же следом за ними по ходу
развития революционной драмы.
Но для Франции революция - это
уже не просто завершенный этап
истории, а событие, заложившее
основу современного
политического и общественного
порядка, сформировавшее
республиканские принципы, по
которым страна живет до сих пор.
А потому заведомо позитивное,
несмотря на все эксцессы и
крайности.
Современный российский капитализм
вырос не из революции, а из
реставрации. Его системный принцип -
это проедание, разбазаривание и
разворовывание экономического
потенциала, созданного за годы
советской власти, включая открытые в
ту эпоху нефтяные и газовые
месторождения, отстроенную тогда
инфраструктуру и обученные в те
времена технические и научные кадры.
Сами новые буржуа, олигархи и
чиновники - отнюдь не потомки
дореволюционных дворян и
капиталистов, а напротив, выходцы из
советской бюрократии либо её
наследники. Они не только обязаны ей
своими материальными возможностями,
но и продолжают использовать
значительную часть
институционального багажа,
оставшегося от прежней системы.
Только используют его для совершенно
иных целей, превращая любой ресурс в
источник накопления капитала.
Как тут не вспомнить Францию
времен Луи-Филиппа, когда монархия
размахивала республиканским
трехцветным флагом, оппозиция и
правительственное большинство
разыгрывали общую комедию в
декоративном парламенте, а
выскочки-буржуа торопились
вкладывать деньги в приобретение
аристократических титулов. Так и у
нас: депутаты-коммунисты целуют
кресты в храмах, музыка советского
гимна играется при подъеме царского
триколора, а торжественное
празднование годовщины революции
проходит под рассуждения о том, что
любые перемены - зло.
Режим реставрации отрицает
принципиальную суть революции,
но не может физически обойтись
без её наследия.
Именно это предопределяет и
противоречивость отношения к
событиям прошлого. Они должны быть
отвергнуты содержательно, на
смысловом и идеологическом уровне.
Но в рамках всеобщего примирения
можно законно претендовать на
материальное наследство, созданное
революционерами.
Революция - это не просто факт
радикального общественного
преобразования, но и своего рода
квинтэссенция истории как таковой.
Событие, в котором наиболее
интенсивно, полно и масштабно
выражаются как общественные
противоречия, так и потенциал
общественных сил, эти противоречия
разрешающих. Это событие,
невозможное без массового действия и
затрагивающее все стороны жизни
миллионов людей, включая тех, кто с
радостью уклонился бы от участия в
исторических процессах. Это не
просто перемены, а перемены
неудержимые, содержательные,
глубинные.
Неприятие этой сути революции и
страх перед историей объединяют все
идеологические группировки
современной российской элиты. Не
только правящие круги, но и их
либеральные оппоненты глубоко
враждебны самой идее
социально-экономических перемен,
воспринимая сложившуюся
хозяйственную и общественную систему
как нечто идеальное и неизменное.
Принципиальная разница состоит лишь
в том, что первые видят будущее как
бесконечно продолжающееся правление
Владимира Путина (ну, хотя бы на
ближайшие 200-300 лет), а другие
надеются, что Путин столько не
процарствует и мечтают занять его
место.
Что касается патриотической
общественности, постоянно
поносящей либералов, то,
пожалуй, именно эта часть
общества наиболее резко и
открыто осуждает саму идею
революции. Ведь речь идет о
неуважении к иерархии,
неподчинении властям и хуже
того, о переустройстве
государства.
Поскольку же государство, с их
точки зрения, представляет собой
некую неизменную вечную и сакральную
сущность, то даже мысль о его
реформировании кажется им
святотатственной, что же говорить о
революции! Правда, после того, как
преобразование состоялось, любая
власть, пусть даже вышедшая из
революционных потрясений, снова в их
глазах сакрализуется и требует
беспрекословной лояльности. Но сам
революционный процесс всё равно
остается за пределами их понимания,
воспринимаясь как некое чудовищное
наваждение, которое рано или поздно
заканчивается.
Наконец, левые, как им и
положено, дружно хвалят революцию,
носят цветы к памятникам её героев и
выкладывают в интернете картинки, на
которых они позируют в образах
большевиков, анархистов или
красноармейцев. Эта милая
инфантильная игра не имеет никакого
отношения ни к истории, ни к
политике. Она лишь отражает
практическую бесполезность большей
части имеющегося у нас левого
движения, предпочитающего умиляться
прошлому, а не бороться за будущее.
Ольга Филина в журнале "Огонек"
совершенно справедливо заметила:
"Единственно, в чем солидарны
представители всего спектра
российской политики, что
революция вещь страшная и, как
следствие, саму память о ней
нужно максимально обезвредить:
не касаться острых тем, не
сводить счеты, а постараться
примирить всех со всеми".
Беда в том, что примирения не
будет. И отнюдь не потому, что люди
слишком заняты прошлым, и даже не
потому, что социальные интересы
различных групп общества заведомо
противоречивы, что толкают их на
неминуемую борьбу друг с другом.
История русской революции далеко не
закончена, так же как не завершена
её миссия превращения России в
общество, экономическое развитие
которого ускоряется за счет
обновления социальных отношений.
Революция обеспечила радикальную
модернизацию нашей страны,
одновременно породив новые
противоречия, о которые, в конечном
счете, разбился и проект
"строительства социализма".
Но наступившая в 1991 году
реставрация не только вернула в
Россию буржуазные экономические
отношения, но и системно отбросила
нас в прошлое. Несмотря на имперские
амбиции наших олигархов, несмотря на
патриотическую риторику официальной
пропаганды и на "европейские"
претензии отечественных либералов,
современная Россия, как и в царские
времена, оказалась на периферии
капиталистической миросистемы.
Реставрация структурно и
содержательно вернула нас назад к
вопросам и проблемам, которые
казались уже давно решенными. Она
воспроизвела системные противоречия,
которые могут быть разрешены лишь
радикальными политическими и
экономическими преобразованиями. Она
подчинила нашу экономическую жизнь
логике неолиберализма, объективно
терпящей крах по всему миру.
А потому и русская революция
остается незаконченной до тех пор,
пока в России сохраняется режим
реставрации. |