Смерть отечественного автопрома - не затянувшаяся расплата за ВТО
"Не надо нас "кошмарить", ничего
страшного не случится!" - заявляли многие наши
сограждане в ответ на предупреждения независимых от
правительственных чиновников экспертов-экономистов и
левых активистов о том, что вступление России во
Всемирную торговую организацию (ВТО) принесёт вред
отечественной экономике. Над аргументами о крахе
целых отраслей обыватели лишь смеялись.
"Национальный лидер" не допустит-де, чтобы нашим
народным хозяйством заправляли из Вашингтона,
Брюсселя и Токио.
К сожалению, получилось ровно наоборот, и события, прошедшие с
лета прошлого года, пессимистические прогнозы полностью
подтверждают. Особенно характерна в этой связи история,
развернувшаяся вокруг утилизационного сбора. Уже после начала
полноправного членства РФ в ВТО, осенью 2012 года, единороссовское
правительство Дмитрия Медведева решило защитить отечественную
автомобильную промышленность, попавшую под удар удачливых
иностранных конкурентов с более высоким, нежели у нас в стране,
уровнем государственной поддержки. Тогда был введён утилизационный
сбор для производителей автомобилей. Но не всех, а только
зарубежных. Российский автопром в условиях отмененной по требованиям
ВТО таможенной пошлины на импортные автомобили от этого сбора был
освобожден: наши предприятия могли его не платить при условии
утилизации в будущем производимой ими продукции за свой счёт. Летом
2013 года, аккурат на первую годовщину полноправного членства РФ в
ВТО, брюссельские еврокомиссары решили оспорить меры, предпринятые
ради защиты российского автопрома.
Выяснилось, что именно в Брюсселе отныне уже вполне открыто, не
таясь, решаются судьбы нашей экономики. Брюссельские бюрократы,
похоже, всерьёз полагают нашу страну своей колонией и сразу после
введения нового утилизационного сбора ультимативно потребовали
распространить его действие и на отечественных автомобильных
производителей. Неисполнение в указанные сроки ультиматума повлекло
соответствующий иск. Пригрозив России иском, евросоюзовские
функционеры энергично нажали на правительство РФ. Оно и понятно: все
козыри были у них на руках.
Как выяснилось уже после подачи иска, за долгие годы переговоров
о вступлении в ВТО все правительства РФ, включая нынешнее, уже
совсем беспомощное, так и не удосужились позаботиться о подготовке
должного числа толковых и компетентных в тяжбах по линии ВТО
специалистов, которые могли бы защитить от недобросовестной
конкуренции и торговых войн интересы нашей страны в международных
судах. Об этом откровенно поведал медведевский заместитель Аркадий
Дворкович: "Вступив в ВТО, мы начинаем играть по общим правилам игры
и имеем возможность влиять на формирование этих правил и
использовать их для защиты своих интересов. Пока прошло слишком мало
времени, и мы ещё не научились этими механизмами пользоваться".
Долгих лет переговоров и года полноправного членства, как
выяснилось, не хватило, поскольку, согласно г-ну Дворковичу, "штат
экспертов и специалистов, которые способны вести торговые переговоры
и отстаивать интересы России" ещё только формируется. И пока он
неспешно формируется, "мы, соответственно, не получаем полной выгоды
от международной торговли, на которую рассчитывали".
Итог подобной "защиты" интересов отечественного автопрома
оказался предсказуем: в середине октября Государственная Дума "в
пожарном порядке" - второе и третье чтения законопроекта прошли в
один день! - отменила ограничения по утилизационному сбору.
Медведевское правительство спешило не зря. Как заявил заместитель
министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов,
представлявший законопроект депутатам, "принять условия ВТО мы
должны до 15 октября. В ином случае нам придётся платить штрафы". В
итоге с января 2014 года российские автопроизводители будут
уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях.
Это требование ВТО Россия должна исполнять наравне с другими
членами данной организации. Сбор будет также распространяться на
автомобили, ввозимые с территории Белоруссии и Казахстана - вот тебе
и "альтернативная" европейской интеграция на базе Таможенного Союза!
- на равных условиях с российскими автопроизводителями и импортёрами
из третьих стран. Кроме того, порядок коснётся транспортных средств,
помещённых в Калининградской области под процедуру свободной
таможенной зоны. Закон предполагает, что размер сбора будет
устанавливаться с учётом года выпуска автомобиля, а также его массы
и объёма двигателя.
В общем, налицо явное отступление под диктатом Евросоюза как
плата за членство в ВТО. Что характерно, брюссельских
столоначальников такая сдача позиций удовлетворила не вполне. Как
известно, аппетит приходит во время еды, и почувствовав слабину
правительства Медведева, руководство Евросоюза в лице чиновников
Еврокомиссии уже потребовало созыва Органа по разрешению споров ВТО.
Брюссельские аппаратчики полагают, что поставщиков нельзя
дискриминировать в том числе и по такому показателю как объём
двигателя. Таким образом, полной сдачи позиций по защите
отечественного автопрома посредством принятия закона об
утилизационном сборе оказалось недостаточно для прекращения
разбирательства по линии ВТО.
Дело идёт к полной и безоговорочной капитуляции. А за
капитуляцией последует фактическая ликвидация отрасли, ибо даже при
существующем уровне тарифной защиты производство автомобилей в
стране нерентабельно. Что же, в таком случае, произойдёт после 1
января 2014 года? Ответ на этот вопрос очевиден: закрытие
предприятий, потеря рабочих мест, всплеск безработицы. Буржуазная
власть не в состоянии защитить отечественный автопром, да и иные
отрасли обрабатывающей промышленности тоже. На национальные интересы
нашей страны ей наплевать, а место России в мировом разделении труда
как сырьевой периферии глобального капиталистического рынка г-на
Медведева и его министров вполне устраивает. Им там, в отличие от
трудящегося большинства наших соотечественников, вполне комфортно.
|